Ena
Эна — была сегодня 1:58
 – *Это и есть punk-rock?* - *Возможно...*

Великое: село, где есть "кремль" и "дворец" (04.05.2014). Часть 1

4 июня 2015 г. 0:31 Великое — Россия Май 2014
54 21

Цель поездки — село Великое, Ярославская область.

Дата поездки — 04.05.2014.

Бюджет поездки — примерно 680 руб. (на двоих).

В этом году мы решили возобновить наши традиционные майские поездки по родной ярославщине. На сей раз выбор пал на село Великое — довольно популярное среди туристов местечко, вон, даже из самой Златоглавой гости наведываются. Я тоже давно о нем наслышана, все хотела побывать. А знаменито это село тем, чем не всякий провинциальный городок может похвастаться: здесь есть свой «кремль» и «дворец». Ну и пусть, первый — всего лишь храмовый комплекс, а второй — просто купеческий особняк. Эти архитектурные жемчужинки очень даже достойны внимания.

В Великое мы едем с Ярославского автовокзала на автобусе № 167 гаврилов-ямского направления (через Шопшу). Время отправления — 8.30 час., цена билета — 71 руб./чел. Впрочем, курсируют автобусы практически ежечасно.

Используемая информация: Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля», сайты: http://letopisi.org, http://www.myrusland.ru, http://www.yartravel.ru, http://www.votpusk.ru, http://www.turlog.ru, http://sobory.ru (храмы), Википедия.

3

«… ПОДЛИННО ВЕЛИКОЕ СЕЛО»

Именно так сказал И.С. Аксаков, российский публицист, поэт и общественный деятель, об этом славном местечке. А славилось оно своей многовековой историей, значимыми в судьбе России событиями, которые так или иначе связаны с селом, его знаменитыми людьми. Начнем с того, что Великое — одно из старейших Верхневолжских поселений. Так, ярославские краеведы уверяют, что поселение существовало уже в начале XIII века. Его незамысловатое название легче всего объяснить размерами села — видимо, было оно самым крупным — великим — среди окрестных деревушек. Хотя по мне так романтичнее звучит легенда о пришедших на земли наших мерян новгородских племен словен, которые, основав поселение, решили увековечить память о родном Великом Новгороде.

1

Впервые в письменных источниках — церковных книгах Великое упоминается в 1392 году в связи с русско-татарской битвой, которая по преданию произошла близ села. А вот на карте Российской Империи Великое появилось лишь в 1607 году. Через него лежал торговый путь Москва — Ярославль — Архангельск, в селе «находилось управление дворцовыми Ростовскими вотчинами, съезжая дворцовая изба». Еще два военных события, пусть и косвенно, но вплелись в историю Великого. Так, в 1612 году останавливались здесь на привал войска Минина и Пожарского, спешащие из Ярославля в Москву, дабы освободить Россию от польско-литовской интервенции. А 200 лет спустя, в 1812 году, великоселы приняли на отдых ярославских ополченцев, шедших на помощь столице во времена войны с Наполеоном.

3

Да и князь Аникита Иванович Репнин, фельдмаршал и сподвижник Петра I, получил симпатичное сельцо на рубеже XVIII века в благодарность за победу над шведами в Полтавской битве.

1

Кстати, именно благодаря этому княжескому роду Великое приобрело свою «изюминку» — «Великосельский кремль». Сам же Петр I аж 6 раз бывал в Великом, а до него — останавливался здесь на ночлег Михаил Романов. Вот даже интересно, и как обошла вниманием это поселение Екатерина II во время своего реформаторского путешествия по матушке России, раздававшая направо и налево местечкам статусы городов?

2

В XVIII веке от Репниных село переходит к промышленнику Савве Яковлеву, владельцу Большой Ярославской мануфактуры. С этого момента в истории Великого начинается новый этап — оно становится центром производства знаменитого «ярославского полотна».

4

Яковлевы организуют полотняное производство, в селе ежегодно проводятся ярмарки, главным товаром на которых выступает все тот же лен. Ничего не напоминает? А ведь мы уже были в еще одной льнодельческой вотчине — городке Гаврилов-Яме.

Именно с ним, тогда еще сельцом Гавриловым, так соперничало Великое. Дело в том, что «льняной король» А.А. Локалов основал в Яме известную фабрику, ну, а в Великом построил прекрасный особняк — еще одну достопримечательность села.

2

Так и жило-процветало Великое, которое, по свидетельствам очевидцев, в XIX веке было самым большим селом Ярославской губернии и скорее походило на большой уездный город.

3

Вот на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить затянувшийся исторический очерк. Но тут традиционно пришла Красная революция. Дальше лучше я процитирую, так, не пытаясь принимать близко к сердцу. Ибо за все время наших краеведческих поездок в моей голове так и не смогла уложиться мысль: «как, за что, почему большевики так бездумно, жестоко, бездушно, тупо обошлись с российской стариной?!!». В Великом «в советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено».

1

Наверное, человек теряет веру, когда отказывается от своей памяти, от своей истории, от своих предков.

6

Мои друзья меня не понимают: зачем ездить по церквям — они же все одинаковы? Зачем в одном городе строить много церквей, если бы хватило одной? Им не понять ни особенностей архитектуры, ни разнообразия праздников, ни деяний святых, во имя которых основывали храмы, ни того, что в те, давние времена, церковь играла значительную роль в жизни людей. Нет, я не страдаю «православием головного мозга». Я лишь восхищаюсь зодчими, воздвигшими подобные шедевры (буду одинаково аплодировать построившим храм и особняк). Меня поражает изящество и монументальность архитектуры. И я всегда буду с уважением относиться к своим предкам — ибо «намоленность», «старину» я понимаю именно как преемственность поколений.

8

К счастью, сейчас в Великом потихоньку восстанавливаются церкви, даже возобновлена Великосельская ярмарка. Но много чего еще предстоит сделать, чтобы вернуть былое величие по-аксаковски «подлинному Великому селу».

3

СЕЛО, КУДА НЕС СОТЫ СТАРЫЙ ПАХОМ

«Пахом соты медовые

Нес на базар в Великое…»

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).

Вот так, с легкой руки «певца земли русской», нашего земляка-поэта Николая Алексеевича Некрасова увековечилось в литературе село Великое. Впрочем, слава об этом местечке выходила далеко за пределы родной Ярославской области. Помимо «кремля» и особняка Локалова Великое интересно своей радиально-кольцевой планировкой, уникальной и совершенно не типичной для маленьких населенных пунктов. Улицы пятью кольцами — посадами, пересеченными слободками, обрамляют сердце города — Черное озеро с храмовым комплексом. Застройка велась тоже по-городскому — по принципу «красной линии», когда дома возводились впритык друг к другу, а фасады смотрели в одну сторону — на главный сельский храм. Кстати, и по сей день сохранилось несколько улиц, застроенных именно так.

Центральная площадь и главные улицы были вымощены булыжником, чтобы можно было щеголять в «городской» обувке. Да и костюмы великоселы (так гордо величали себя жители) носили по городской моде, вполне себе даже немецкие одежи. Ну, а дамы непременно форсили в элегантных шляпках. Таким вот было раньше модное Великое село. Посмотрим, многое ли изменилось сейчас.

2

На самом деле сельцо оказалось очень маленьким. Не понадобилась даже распечатанная гугловская карта с единственной обозначенной улицей — Ярославской. Пока ехали до центра с автобусными остановками (здесь даже автостанции не было), из окошка увидели практически все великосельские достопримечательности, включая руины Тихвинской церкви, «дворец» и «кремль». Удивительно легко здесь ориентироваться даже с моей топографической тупостью:).

2

Вот ругала я дороги в Нерехте. А в Великом асфальт попросту отсутствовал. Так и шагали мы по проселочным пыльным дорожкам — благо, хоть погода сухая стояла. Лаяли многочисленные собаки, чирикали в едва прикрытых нежно-зеленой листвой кронах высоких деревьев птички, с ревом проносились по убитым колеям замызганные грязью старые мотоциклеты и современные иномарки.

Поразили названия улиц — совершенно советские, хотя и такие же, как у нас, в Ярославле: Урицкого, Свободы, Труфанова, 1-я Красная. Ну, и, естественно, Ярославская и Некрасовская. А хотелось бы Соборной, Вишневой, Липовой, Сиреневой. Больше бы подходили эти теплые, душевные названия одноэтажным деревянным великосельским улочкам с милыми домиками в кипенно-белых кружевных наличниках.

3

Патриархальной — основательной — стариной веяло от каменных купеческих особнячков. Жаль, что многие из них находились в плачевном состоянии — с облупившейся штукатуркой, выбитыми окнами-глазницами, зияющими проемами дверей, кое-где практически не жилые, многие — безысходно-умирающие. Как можно не хранить все эти шедевры — свидетели славного времени?! А ведь Великое могло бы быть настоящим «музеем под открытым небом».

И все-таки, село показалось нам душевным, очаровательным в своей простенькой красоте, уходящей в небытие стариной очарованным. И начать свое знакомство с Великим мы вопреки сельской убитости решили с самой красивой его достопримечательности — «дворца».

3

Особняк А.А. Локалова (с. Великое, ул. Ярославская, д. 14) — в очередной раз остается только удивляться, что такое роскошное великолепие — достойное украшение любой столичной улочки — делает в скромном сельце? Впрочем, мы помним, что богатый промышленник, купец 1 гильдии Александр Алексеевич Локалов основал в Гаврилов-Яме полотняную фабрику, а в родном селе построил для своей семьи настоящий дворец. Причем, поручил сие важное дело известному архитектору Ф.О. Шехтелю. Так, в 1888 — 1890 годах был возведен нарядный особняк в модном тогда псевдорусском стиле. О шехтелевских шедеврах я наслышана давно. И даже знакома — сколько раз бывала на Ярославском вокзале в Москве. Почему-то считается, что Локаловский особняк и вокзал похожи. Конечно, я не специалист в области архитектуры, но мне так не кажется. Купеческий дворец производит, куда большее впечатление. Это особняк-праздник, дом-сказка. По совместительству — Великосельский детский дом и «объект культурного наследия», который, как водится, охраняется из рук вон плохо.

7

Двухэтажный бело-лимонный дом богато украшен лепниной и многочисленными декоративными элементами, характерными для неорусского стиля. Изразцы, яркие мозаики, витые полуколонны и пышные кокошники напоминают старинный русский терем. Высокие узкие окна, стройная, увенчанная шпилем с затейливым флюгером башенка навевают мысли о любимой псевдоготике. Любоваться Локаловским особняком можно до бесконечности. Но невозможно не заметить внешнюю обшарпанность и сквозящую во всем облике здания грусть медленно погибающего шедевра. Как можно — так! — относится к памятнику архитектуры?!

2

Внутрь не попасть таким одиночным туристам, как мы. А хотелось бы увидеть и мраморные лестницы, и дубовые двери, и украшенные богатой лепниной парадные залы, а особенно — комнату-грот с зимним садом.

2

К сожалению, внутреннее убранство пострадало в послереволюционные годы, например, была уничтожена отопительная система с изразцовыми печками.

1

В 20-е годы прошлого столетия размещался в особняке Локалова губернский музей — достойный хозяин для подобного здания. А с военных лет — приют. Сами понимаете, ни средств, ни сил, ни нужных знаний и навыков для сохранения шехтелевского шедевра у воспитателей и их подопечных нет.

3

И от государства, на котором лежит прямая обязанность по охране народного достояния, помощи, видимо, ждать не приходится. А как необходима — жизненно! — терему крепкая хозяйственная и заботливая реставраторская рука!

1

На территории бывшей усадьбы еще можно увидеть полуразрушенные постройки, а много чего уже не вернуть никогда.

2
1

С грустью смотрим на массивные столбы ворот с изящной кованой оградой, в рисунке которой угадываются образы трилистника — символа «вечного дерева жизни». Оживет ли когда-нибудь усадьба Локалова?..

3

Прогулялись по улице Ярославской — одной из интереснейших в селе. Здесь лучше всего сохранилась уникальная каменная застройка XVIII–XIX веков. Приятно пройтись по бывшему посаду, любуясь купеческими особнячками. Что ни дом — то увлекательная история. Здесь бы со знающими людьми гулять! Книжечка моего уважаемого Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» подсказывает, что, прежде всего, следует обратить внимание на два особняка.

2

Дом № 15 — старинный, его возраст не менее 200 лет, некогда нарядный, со сдержанными наличниками, классическим декором. Сейчас представляет грустное зрелище, окна первого этажа забиты досками и заложены кирпичами, на втором — только одна половина жилая. Будто стесняясь своего дряхлого облика, дом прячется за тонкими деревцами.

1

В доме № 19 по преданию останавливался сам Петр I, о чем гласит соответствующая табличка. Крепкий, приземистый белый особнячок с массивными «крепостными» стенами, небольшими оконцами и строгим убранством. Помним, что император-реформатор прохладно относился к излишествам, а сейчас здесь живут рядовые великоселы.

1

После Ярославской свернули на улицу 1-ю Красную, по которой ехали на автобусе. Сквозь майскую зелень хитро щурятся крепкие деревянные домики. Здесь же увидели маленький, заросший серой ряской пруд с покосившимися мостками.

1

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1961 г., с. Великое, ул. 1-я Красная, д. 25). Однопрестольный зимний храм построен на средства прихожан в интересном стиле псевдоготики.

3

Даже в краснокирпичных руинах, на куполе-крыше которых растет молодой кустарник, угадывается величественная церковь с весьма антуражными стрельчатыми окнами. Вот, собственно, из-за них — ах, моя псевдоготика! - мне и хотелось посмотреть на святыню. Около стен храма — груды кирпича, дверь — на замке. По всему видно, что Тихвинская церковь не действует, и будет ли возрождена — не известно. А как бы хотелось спасти этот красивый храм!

3

В селе есть еще один водоем — Белое озеро, к которому мы вышли в поисках очередной церкви, колокольня которой виднелась где-то совсем рядом. Небольшое, окруженное деревцами, кроны которых отражаются — тонут — в зеркальной глади воды.

3

Тихо и душевно здесь. К воде ведут новенькие мостки, у берега причалены плоты. На них летом катаются, как скажет нам позднее смотрительница из краеведческого музея. А еще — на лодках, совсем как в славные княжеские — репнинские да купеческие — локаловские — времена.

3

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери (1846 г., с. Великое, ул. Пролетарская, д. 32). Построена на западной окраине села при местном кладбище на средства церковного старосты Михаила Крашенинникова и прихожан. Храм решен в строгом стиле позднего классицизма. После лет забвения восстанавливается, действует. Маленькая, ладненькая такая церковка — приходская. Беленькая, похожая на фонарик, широкий барабан с оконцами завершен стального цвета куполом с миниатюрной главкой. Сдержанный вид невысокой колокольни скрыт строительными лесами — реставрационные работы продолжаются. Зашли внутрь: в крошечном побеленном помещении с фрагментами фресок шла служба. Горели перед иконами свечи, тускло поблескивал медово-золотистый скромный иконостас. Из-за тесноты казалось, что прихожан много, как-то стыдно стало мешать людям молиться под тихое монотонное бормотание женского голоса. Перед тем, как выйти, успела заметить черный плакат со строгим ликом старца (Иоанна Кронштадтского, как выяснила уже дома) и крупной надписью-укором: «Русский народ, ты забыл, что ты русский?!». Вот такой великосельский национализм:). На кладбище при Боголюбской церкви сохранились фрагменты старинных ворот и надгробия позапрошлого века. А еще стояли лавочки — посидеть, подумать то ли о вечном, то ли о патриотизме…

2

А мы прогулялись по Липовому парку, который был заложен по инициативе сельского врача И.Д. Писарева на пустыре за школой. Сажали деревца всем селом, в парке появились скамеечки, танцплощадка, качели для ребятишек и даже такое чудо как газовые фонари! Несомненно, в свое время это было любимейшее место отдыха великоселов, а сейчас — памятник природы. Да еще вот, уроки физкультуры проходят. Правда, назвать небольшое пространство с засыпанными прошлогодней листвой дорожками парком — слишком громко. «Липовый» он, этот парк. «Неухоженный», — как сказал муж. Впрочем, потом предположил, что во времена посевной страды не до субботников, вот посадят великоселы картошку, тогда и на аллее приберутся. Неплохо было бы еще лавочки поставить. А липы — такие высоченные, настоящие великаны, с темными стволами, царапают кронами низкие серые облака. Сколько бы занимательных историей могла бы поведать их листва! Может, мы просто разучились слушать голоса природы?

2

Краснокирпичное двухэтажное здание Великосельской средней школы (с. Великое, ул. Некрасовская, д. 1) было построено в 1868 году по инициативе все того же купца Локалова. Тогда это было рассчитанное лишь на сотню мальчиков училище. Успешно окончивших его ребят отправляли работать на фабрику купца в Гаврилов-Ям. Позднее и для девочек открыли земскую начальную школу. Среди выпускников Великосельской школы немало знаменитых людей. Например, Б.П. Бещев, советский министр путей сообщения, имя которого носит Ярославский электровозоремонтный завод.

При учебном заведении работает школьный музей «Светёлка» (тел./факс: (48534) 38-1-44, сайт школы: http://www.velikoeschool.ru, электронная почта: velikoeschool@rambler.ru). В этом незамысловатом музейчике собраны экспонаты, сделанные руками самих учеников. К сожалению, в праздничный день он не работал (я списывалась по электронной почте заранее).

3

Продолжение следует…

Часть 2

Комментарии

Butyrskii
+1
4 июня 2015 г. 10:09
Классное место, первый раз о нем услышал, теперь заехать хочу Спасибо за альбом, получилось передать атмосферу
Ena
+1
4 июня 2015 г. 10:38
Butyrskii, спасибо за внимание! Да, местечко очень атмосферное, душевное. Во второй части еще про Великосельский "кремль" будет. Я из-за него и Локаловского особняка туда ехала - давно побывать хотелось. А еще можно по пути в Гаврилов-Ям заехать, например, http://ena.tourister.ru/photoalbum/6727
Butyrskii
+1
4 июня 2015 г. 10:41
Он у меня уже отмечен, читал
Ena
+1
4 июня 2015 г. 10:46
Отлично! Будет интересно узнать Ваши впечатления
sovikont
+1
4 июня 2015 г. 11:20
Очень интересное село ,Ена!! Как всегда много истории и вопросов на которые все меньше ответов! а ведь действительно как грустно что красота пропадает и уходит и уже скоро мало кто о ней даже вспомнит... Жалко очень...
Ena
+1
4 июня 2015 г. 12:52
София, на самом деле здесь (впрочем, как и везде) нужен крепкий и честный хозяйственник. Из Великого можно сделать весьма привлекательный туристический объект - для этого все есть: природные богатства, культурное и историческое наследие, интересные памятники архитектуры... Но традиционно этого никому не надо. Да сколько таких вот замечательных сел - городков погибает...
sovikont
+1
4 июня 2015 г. 13:28
Ena писала 4 июня 2015 г. 12:52
на самом деле здесь (впрочем, как и везде) нужен крепкий и честный хозяйственник.
бесспорно.. но вот беда.. те кто был хозяйственными не умели работать в команде.. и теперь делают свое дело за рубежом или в местах дальнего севера. Такие люди почему -то не всегда в цене , хотя в других местах их бы оценили....
Да сколько таких вот замечательных сел - городков погибает...
Ena
+1
4 июня 2015 г. 13:58
Тут еще дело в том, что очень часто у людей, рвущихся к власти (на самом деле я искренне не понимаю, как можно этого хотеть ), личное превалирует над общественным. Попросту говоря, во власть и приходят, чтобы побольше себе нахапать. При этом, особо не вкладываясь и не парясь по поводу каких-то там памятников. Случаются, правда, честные и правильные люди, желающие работать не только себе во благо. Но надолго они не задерживаются. Не любят у нас честных и правильных - не таких, как все, нигде не любят.
Я не знаю, это только наш, российский менталитет, или где-то тоже подобное происходит. Но ощущение безысходности, невозможности ничего изменить становится все сильнее...
sovikont
+1
4 июня 2015 г. 16:49
я об этом же написала.. либо прогибаешься под систему ,либо тебе вкидывают.... так как-то !!!
Ena
+1
4 июня 2015 г. 17:00
Так и происходит. От этого - противно. Вдвойне - когда ты в этой системе, когда ты понимаешь процессы, когда у тебя это на глазах происходит. Я это на своей шкурке испытываю Я и по городам когда езжу, всегда оцениваю именно со стороны что делают для этого населенного пункта власти. К сожалению, оценка эта получается весьма грустной...
sovikont
+1
4 июня 2015 г. 17:03
LenaTula
+1
4 июня 2015 г. 15:26
Вступительное слово в стихах - в точку! Девиз для тех, кто любит посещать вот такие сёла и провинциальные города. Спасибо!
Ena
+1
4 июня 2015 г. 16:48
LenaTula, спасибо Вам за внимание А стихи - они как-то сами получились, когда я думала, что в аннотации к рассказу написать (у меня всегда с этим проблемы )
Arkhip251166
+1
4 июня 2015 г. 17:48
!!!
Ena
4 июня 2015 г. 20:22
Побывайте
Vladimir_Senichenko
+1
4 июня 2015 г. 19:57
Собираюсь ехать! Здорово!
Ena
4 июня 2015 г. 20:23
Vladimir_Senichenko, отличная идея! Надеюсь, мои рассказы помогут в организации поездки
Margaritka
+1
4 июня 2015 г. 21:23
ой, как здорово, Эна! Мы когда год назад ездили в Кострому, нам экскурсовод рассказывал про Великое село и указатель его я хорошо запонила! С тех пор интерес разбарал большой там побывать! Спасибо показала и освежила информацию, что экскурсовод давал - презамечательнейший дядецка был!
Ena
+1
4 июня 2015 г. 22:13
Рита, спасибо, что прочитали! Мне хотелось, чтобы Вы обратили внимание на этот рассказ (будет и продолжение), знала, что заинтересуетесь. Локаловский особняк - просто чудо, читала, что с экскурсиями туда завозят, фото видела - класс! Я ещё про музей и "кремль" расскажу немножко. Рита, может, Вы и доберетесь до Великого, Вам бы понравилось!
Margaritka
+1
4 июня 2015 г. 23:23
знала, что заинтересуетесь
а то!
Локаловский особняк - просто чудо, читала, что с экскурсиями туда завозят, фото видела - класс!
наш гид рассказывал, что если бы не потеряли время в пробке на выезде из Москвы, то обязательно заехали бы... А так пришлось даже программу урезать... вот это уже о минусах организованных экскурсий... Село более чем достойное к посещению, а теперь еще больше хочется, так что поживем-увидим!
Ena
+1
4 июня 2015 г. 23:42
Рита, очень верно! Я тоже недолюбливают организованные экскурсии. Но у Вас же проще - сели на авто и поехали, погуляли, посмотрели. Кстати, думаю, что с посещением Локаловского особняка можно договориться! Например, списаться с администрацией детского дома. У меня просто не было на это времени. А Вы обязательно попробуйте. Может, летом выберетесь и на лодочках покатаетесь
Margaritka
5 июня 2015 г. 0:06
Эна, это лето для нас закончилось не начавшись!!! Но жизнь идет и будут другие лета!
Ena
+1
5 июня 2015 г. 12:12
Margaritka писала 5 июня 2015 г. 0:06
это лето для нас закончилось не начавшись
Очень грустно, конечно.
Но жизнь идет и будут другие лета!
а вот это - очень правильно! Надо стараться надеяться на лучшее, да и мечты сбываются в награду за верность
Margaritka
+1
5 июня 2015 г. 13:25
Chiffa7
+1
5 июня 2015 г. 9:32
Грустно, что все в таком запущенном виде. Страшно, что большинство людей не хочет видеть все эти гибнущие архитектурные памятники, а часто и люди сами помогают им разрушаться разбирая на стройматериалы.
Список зданий, построенных Шехтелем у меня хранится давно, уже пару лет собираюсь доехать до Великого и до Красного Профинтерна (там правда дом строил не Шехтель, а предположительно Бойцов, да все не складывается(.
Ena
+1
5 июня 2015 г. 12:33
Chiffa7, спасибо Вам за понимание, за неравнодушие - это особенно ценно! Я неоднократно читала, что в Великое люди едут из-за шехтелевского дворца-особняка Локалова, особенно те, кто увлекается архитектурой. В любом случае - это того стоит. И очень обидно, что это прекрасное здание медленно погибает... И никому до этого дела нет. В отличие от того же Красного Профинтерна, где особняк восстанавливают. Я вот тоже не могу все до туда доехать, хотя, казалось, бы совсем рядом.
Anna_08
+1
6 июня 2015 г. 13:27
Интересные места, грустно, что в таком состоянии
Ena
8 июня 2015 г. 10:28
Anna_08, да, жаль, что мало что делают, чтобы сохранить эту красоту...
spatefillum
+1
7 июня 2015 г. 9:22
Несмотря на теперешние размеры, так и хочется назвать Великое городком. Такие милые особнячки, дамы в шляпках, парк с газовыми фонарями... Жаль, что Екатерина ІІ обошла его своим вниманием, может иначе судьба сложилась бы...
Твоя поездка, Эна, очень напомнила мне мою несколько лет назад. У нас в глуши Харьковской области почти полный комплекс старинного поместья сохранился, но состояние очень плачевное. Сейчас даже боюсь туда ехать... Вдруг, там все совсем развалилось...
И еще там тоже есть липовая аллея -http://www.tourister.ru/responses/id_4752
Ena
+1
8 июня 2015 г. 10:33
spatefillum, спасибо! Да, там такая атмосфера - особая, будто бы в прошлое погружаешься. Действительно, редко в каком селе встретишь такие богатства - архитектурные, исторические. За ссылочку спасибо, люблю про усадьбы, парки старинные читать, добавила в закладки
spatefillum
+1
8 июня 2015 г. 10:35
Ena писала 8 июня 2015 г. 10:33
добавила в закладки
Jura_Lepesa
+1
7 июня 2015 г. 11:05
Тут еще дело в том, что очень часто у людей, рвущихся к власти (на самом деле я искренне не понимаю, как можно этого хотеть-полностью согласен!!
Ena
8 июня 2015 г. 10:29
happiness
+1
7 июня 2015 г. 22:53
Очень интересное местечко! Жаль запущенные строения.Но селам всегда достается все в последнюю очередь.Все равно очень душевно,тепло-это земля наша русская!
Ena
8 июня 2015 г. 10:31
happiness, спасибо за внимание! Мне локаловский особняк очень жалко. В "кремле" хоть какие-то работы восстановительные ведутся.
Читала, что Великое включено в некоторые туристические маршруты (например, с Гаврилов-Ямом объединено), как-то пытаются привлечь внимание путешественников. Но ведь для того, чтобы люди ехали - надо в порядок все привести! Это же мало, кто на руины смотреть захочет.
happiness писала 7 июня 2015 г. 22:53
очень душевно,тепло-это земля наша русская!
вот и у меня такое же ощущение!
annaabrosimova
+1
8 июня 2015 г. 18:00
Эна, спасибо за рассказ! Я побывала в селе Великом в августе 2014 года. Нам посчастливилось попасть внутрь особняка Локалова. В особняке шел ремонт и на наше счастье приехала директор детского дома. Она разрешила нам заглянуть внутрь и еще много интересного нам рассказала. Особняк выставили на продажу. Детский дом закрывают, а ребятишек будут отправлять в другие детские дома. Она, говорила, что дети живут одной семьей, а теперь их разлучат. Очень грустно... Я как-нибудь выложу фотографии, правда они неважнецкие получились...
Ena
+1
10 июня 2015 г. 13:07
Анна, спасибо, что прояснили ситуацию! Все-таки, здорово, что Вам удалось увидеть внутреннее убранство (пожалуйста, если выложите фото, скиньте ссылочку на альбом!). С одной, стороны, когда особняк принадлежал детскому дому, был небольшой шанс попасть внутрь (читала, что организованные экскурсии пускали). А теперь все зависит от того, кто купит этот особняк и что вообще с ним станет (даже не хочу думать о том, что кому-то нужно лишь место, а сам дом могут попросту снести ) На мой взгляд, в подобных здания лучше всего размещать учреждения культуры, музейная экспозиция смотрелась бы органично в этих стенах. Но ведь нужны средства для восстановления особняка. В общем, сложный и неоднозначный вопрос. Мне бы хотелось, чтобы все-таки, локаловский особняк оставался народным достоянием, и любой желающий мог увидеть эту архитектурную жемчужинку, затерявшуюся в небольшом селе, пусть и Великом

По поводу расформирования детского дома - да, очень грустно. Может, им все-таки выделят какое-то другое помещение (все-таки, сомневаюсь, что в разрушающемся старинном особняке детям живется комфортно ), а не будут разлучать? Это было бы оптимальным вариантом!
annaabrosimova
+1
10 июня 2015 г. 13:19
Эна, судьба этого особняка под большим вопросом. Не удивлюсь если мои, наспех снятые, фотографии скоро станут раритетом... Да и вообще, будет ли новый владелец сохранять то, что в нем есть... Внутри очень красиво. Экскурсии в особняк были возможны по договоренности с местной администрацией. Как сейчас, в связи с продажей, не знаю.
Как выложу материал, скину Вам ссылку в личку.
Ena
+1
10 июня 2015 г. 13:40
annaabrosimova писала 10 июня 2015 г. 13:19
судьба этого особняка под большим вопросом
Это точно. Как и всегда бывает при смене владельца. Единственное - особняк входит в число объектов культурного наследия федерального значения (посмотрела ссылку на Википедии на документы), а, значит, находится на особом положении. По сути - там все очень строго, не то что ломать нельзя, а обязанность по реставрации и сохранению должна быть возложена на владельца, иначе - ответственность. Поэтому и желающих может мало найтись, кому нужен такие сложности?

Другое дело, что понятно, как соблюдаются наши законы, как охраняются памятники...

Будем надеяться на лучшее. А за фото и ссылочку буду благодарна
annaabrosimova
+1
10 июня 2015 г. 14:20
Ena писала 10 июня 2015 г. 13:40
понятно, как соблюдаются наши законы, как охраняются памятники...
Вот и я об этом. Село Великое -глубинка, и сюда мало кто заезжает. Властям нужны деньги, и не только на благие дела... так что, с большой долей вероятности они очень быстро забудут о контроле над сохранностью особняка. Остается надеяться, что новый владелец окажется вменяемым
Ena
+1
10 июня 2015 г. 14:43
Да уж, помню в Вологде руины храмов с табличками "Охраняется государством". Да и много таких печальных примеров.
annaabrosimova писала 10 июня 2015 г. 14:20
стается надеяться, что новый владелец окажется вменяемым
И еще на то, что все-таки, немало людей (в том числе историков, архитекторов, искусствоведов) интересуется наследием Шехтеля, на удивление, не однократно встречала я и рассказы о Великом. Так что, есть надежда, что неравнодушная общественность не позволит уйти в небытие этому замечательному особняку.
annaabrosimova
+1
10 июня 2015 г. 14:49
увы, у историков и искусствоведов нет средств... все, что они могут, это организовать пикет и что-нибудь опубликовать в Интернете... В России все решается по воле людей с большими деньгами, а среди них далеко не все готовы уважительно относится к истории и памятникам архитектуры...
Ena
+1
10 июня 2015 г. 16:04
Что же, остается только пожелать особняку хорошего хозяина и надеяться, что люди когда-нибудь увидят творение Шехтеля во всей красе
annaabrosimova
+1
10 июня 2015 г. 16:06
Будем надеяться!
elenarossi
+1
24 июня 2015 г. 23:33
Какое интересное село, действительно как маленький городок! Романов, кажется не больше. Но дело, конечно же, не в масштабе.
Очень интересный разговор получился. Комментарии интересные.
Ena
+1
30 июня 2015 г. 16:21
elenarossi,
elenarossi писала 24 июня 2015 г. 23:33
Очень интересный разговор получился. Комментарии интересные.
- согласна, даже неожиданно, что Великое заинтересовало путешественников. Да, пожалуй, Романовская сторона Тутаева не многим больше Великого, и очень похоже на него своей патриархальностью, простотой, душевностью.
Спасибо за внимание
julykum
+1
27 июня 2015 г. 18:44
И новая прогулка по моим любимым провинциальным местечкам! Душевноооо-то как!
Кстати, в Таганроге тоже есть здание по проекту Шехтеля, похожее на Ярослаский вокзал и Великосельский детдом - это музей градостроительства и быта Таганрога
Ena
+1
30 июня 2015 г. 16:33
Юля, спасибо за внимание! Я ведь обещала, что про два провинциальных местечка выложу рассказы Душевно - мило, тихо, спокойно и очень душевно!

Ой, какой изумительный терем-теремок! Да, я читала, что шехтелевские творения разбросаны по России, правда, географию их навскидку не скажу. Значит, и в Таганроге есть. Этому дому так повезло - красивый, нарядный, в хороших хозяйских руках, его вид восхищает и радует
julykum
+1
30 июня 2015 г. 19:52
Ena писала 30 июня 2015 г. 16:33
Я ведь обещала, что про два провинциальных местечка выложу рассказы
Спасибо тебе за них. Люблю читать о русской провинции.
шехтелевские творения разбросаны по России,
Рукотворные памятники его гению.
Ena
+1
1 июля 2015 г. 9:00
Всегда пожалуйста, Юля! Знаю, что любишь, вот для таких редких читателей и пишу, собственно. У меня еще есть один маленький грустный прошлогодний рассказик, но с ним попозднее.
Про поездки этого года вообще ничего не писала, не знаю, как-то расхотелось - писать, не ездить Все чаще появляются мысли, что мало кому это нужно - все будто в пустоту. А, может, просто времени не хватает. Ну, ладно, посмотрим, что дальше будет - дальше ведь всегда интересней
В любом случае, если мне удалось привлечь внимание людей к провинции, их красотам и их проблемам - это уже хорошо.
julykum
+1
1 июля 2015 г. 14:25
У меня тоже сейчас чего-то запал пропал. Куча материала еще с прошлого года лежит, а у меня то времени нет, то желания, то теперь на родине, технические проблемы всплывают. А ведь ненаписанное тяготит.
Ena
+1
1 июля 2015 г. 14:54
julykum писала 1 июля 2015 г. 14:25
А ведь ненаписанное тяготит.
Вот и у меня так! Но делать "из-под палки", без желания, только ради того, что вроде как "надо" совершенно не хочется. Мне тут сказали: не мучайся, пиши только о том, что тебе интересно, о том, что сама хочешь. И я поняла, что о путешествиях писать совсем не хочу А то, что хочу - даже под формат блога не подойдет. Может, просто стоит сделать перерыв
julykum
+1
1 июля 2015 г. 15:00
Думаю да. Все-таки сайт для нас, а не мы для сайта.
Ena
+1
1 июля 2015 г. 15:41
Золотые слова, Юля!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.