Турист Дмитрий Путешественник (Dimitry)
Дмитрий Путешественник — был 14 сентября 2023 11:07
Сидим дома. Вспоминаем былое...

Кемер — Турция Июнь 2010
Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

Никто на отдых в Турцию и не собирался! Просто сидели с друзьями, общались. Как там, у Михалкова: «Дело было вечером, делать было нечего». Не так, чтобы и много выпили. Во всяком случае, разум не затуманился и память не отшибло. Помню, как сейчас. Кто-то больно толкнул меня локтем в бок со словами:

— Пойдем, глянем в интернете, сколько будет стоить на недельку на море смотаться.

Ну, глянули. И слегка прибалдели от заманчивого предложения. В процессе скорого обсуждения набралась компания из желающих убежать от трудовых будней в количестве аж шести человек. На следующий день я открывал двери турагентства, с порога заявляя:

— Ищем самый дешевый отель в Кемере с выездом на начало июня!

И он нашелся. За недельный тур заплатил 26 тысяч 300 рублей за двухместный номер по системе все включено. За двоих, разумеется. Пришел бы на день раньше, было бы дешевле еще на 600 рублей. В этот день, как назло, курс доллара подскочил на целый рубль, вот и намотало лишка.

HOTEL MARIN 3*

Имею огромный опыт путешествий по Турции. В основном, как правило, самостоятельных. Первый раз занесло по работе в Стамбул еще в конце девяностых. С тех пор так и курсирую в Турцию два, или три раза в год. Когда появляется возможность, непременно сочетаю работу с отдыхом. Заезжаем в какой-нибудь пляжный отель, либо в районе Стамбула, на Мраморном море, либо автобусом до Антальи. Но, скажу честно, пляжный отдых здесь мне никогда не нравился. Виной всему низкий уровень обслуживания, порой откровенная злость и хамство персонала. Турки есть турки. Со временем начинаешь привыкать, что когда им что-то надо от тебя, то это идеально милые люди. Но когда тебе что-либо нужно от них… Не все, конечно, но в основной массе. В общем, это Восток!!!

Поэтому, покупая путевку, был готов к самому плохому сценарию. О чем уведомил всех друзей, да и самого себя уговорил. Но цена сделала свое дело. А нахаляву, как говориться, и уксус сладкий. Тем приятнее было ошибиться в своих ожиданиях.

Итак, отель Marin, официальные три звезды, во всяком случае, на вывеске они рисуются. Расположен в поселке Beldibi, что чуть не доезжая Кемера. До Кемера, кажется, еще 13 километров, или две бухты, это если по морю. Конечно, не первая линия у дороги. Я бы даже сказал, что и не вторая. По проулку от пляжа метров сто пятьдесят, скорее даже триста. Успокаивает то, что не последний к горам, дальше еще что-то расположено. Корпусов несколько, кажется три. Все абсолютно разные, видимо расстраивали отель потихонечку, по паре номеров в год, постепенно выкупая или захватывая соседние территории. Номера тоже получились все разные, поэтому здесь как повезет.

Прилетели рано утром. Прекрасно знаем, что по международным правилам заселение происходит в два часа. Так везде и всюду. Были готовы, что уж в Турции нас непременно будут мурыжить. Приехали. Как раз завтрак начался. Нам говорят:

— Оставляйте чемоданы, здесь у нас ничего не пропадает, и идите, кушайте, проголодались, небось, с дороги!

Сказано — сделано! Позавтракали и минут через сорок спускаемся к администратору с неясными надеждами и мольбой в глазах. Но рот открыть не успели, нам сообщили:

— Идите, получайте ключи. Правда, номера убрать не успели, но как горничные освободятся, непременно сразу же направим их к Вам.

От такой душевности мы просто были ошарашены. Сто очков форы любому Хилтону или Шератону. Там бы сто пудов ходили неприкаянными до самого обеда. И, между прочем, пока заселялись, нам уже и номера успели убрать. Так что часов в десять утра мы уже загорали на пляже и отходили от ночного перелета.

Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

Пара слов о заселении. Турок не будет турком, если изначально не попытается тебе пропихнуть самый неликвид. Вначале нас с женой привели в темную комнату на первом этаже, с окнами, выходящими на кухню. Не понравилось. Поморщились.

— Дружочек! На тебе двадцать баксов и сделай нам хорошую комнатку.

Заселили в другой корпус на третий этаж. Все ОК! Дальше — больше. В ту же самую комнату на первом этаже он ведет наших друзей. Шепчу другу на ушко:

— Готовь бакшиш!

Реакция провожающего нас администратора была оригинальна. Развел руками, и на лице его выразилась удивленная растерянность:

— А кого я буду селить в этот номер?

— А сюда заселишь того, кто не даст тебе двадцать долларов!

Причем с нами были две подруги, которых мужья отпустили на отдых при условии нашего неусыпного надзора, так вот им хороший номер достался без дополнительных условий. Турки, как всегда, в своем репертуаре!

Номер небольшой. Но мы и не ожидали апартаментов за столь скромный гонорар. На двоих вполне достаточно. Небольшая комнатка, балкончик с видом на домики местных жителей и апельсиновый сад. Неплохой, между прочем, вид. Мебель совсем дешевая, но вполне сносная и не ободранная. Во всех комнатах стоит большая двуспальная кровать и одна маленькая. Заранее все рассчитано на семью с детьми. Детей в отеле тоже было достаточно. Причем в основном девочки. Я даже пошутил, что мальчишек на отдых не берут за плохое поведение. Причем девчонки бегали и черноглазые турчанки, и светленькие европейских кровей. И, как обычно, детям абсолютно по барабану языковые барьеры. Ведь умудряются же они как-то общаться, и находиться вместе длительное время.

В первый вечер с устали отбились рано. Практически сразу после ужина. Погода стояла не жаркая, поэтому, несмотря на наличие отдельной сплит системы в каждом номере включать ее не стали. Просто открыли балконную дверь. Проснулись тоже рано. Вначале, в пять утра, или где-то около этого, с минаретов донеслись вопли муэдзинов. Дальше их сменили предрассветные крики петухов, голосящих на всю округу. Ну, а с рассветом подключилось все многоголосье остальных птичьих стай. Картинка под названием «утро деревне», или «колхоз Светлый путь», кому как нравится. Хочешь, не хочешь, а в шесть o’clock пришлось вставать на утреннюю пробежку и купание в море.

Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

ПИТАНИЕ «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО» И ДУШЕВНЫЙ СЕРВИС.

За те деньги, которые мы заплатили, был удивлен, что нас вообще кормили. Поэтому изначально на немереное количество разносолов и не рассчитывал. Знаю, что с мясом с Турции проблемы, оно дорого и поесть его можно только в ресторанах. И даже в крутых и навороченных отелях, куда путевка стоит большого количества зеленых денег с портретами американских вождей, мясные блюда если и есть, то за ними обязательная очередь из голодных туристов. И на раздаче стоит какой-нибудь кадр из обслуги, дабы следить, чтоб лишний кусок не урвали. Народ, как обычно, хапает по две тарелки, типа на всю семью. Шум, гвалт. Непременные выкрики типа:

— Манька, иди сюда скорее, а то заканчивается!!!

Там, где жарят курицу, или баранину, или шаурму, не важно что, тоже дикая толпа звенящих тарелок. Повар не спешит. Кажется, что его вся эта картинка забавляет. Да так оно и есть! Издевается! Положит самый маленький кусочек на очередную тарелку и снова в спячку впадает. Пока стоишь минут десять в очереди, внутри все закипает, и хочется кого-нибудь убить. Если кто из читателей уже отдыхал в Турции, то согласитесь, зарисовка эта с натуры!

Радостно отметить, что в отеле Marin такого пейзажа не было. Да, из еды в основном трава да салатики. За горячим тоже никакого ажиотажа. То ли потому что отель маленький и посетителей соответственно мало, то ли потому что мясо соевое и его никто сильно не хочет. Хотя, когда пару раз в неделю жарили курицу или котлетки битвы народов тоже не наблюдалось. Хватило всем, причем столько, сколько влезет. Фрукты тоже присутствуют. Пусть не дорогие и вычурные, но на обеде всегда яблоки и апельсины, а на ужине дыня и арбуз. И не было такого, чтобы закончилось, и больше не принесли. В последний день вообще черешня была, видимо созрела, наконец, к нашему отъезду. Резюме мое таково: питание не шикарное, но вполне нормальное, голодным никто не ушел. Да и стоит отметить, что дома мы едим на порядок меньше, хотя бы по количеству. А если учитывать показатель «цена — качество», то быть довольным имеются все основания.

Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

Алкоголь. Бар у бассейна открывается в десять утра, строго по расписанию, и веселье начинается. Напитки, разумеется, местные. Вино, красное и белое, пиво, водочка, обычная и анисовая, джин, что мешают с тоником, вот, пожалуй, и все. Пить можно все, башка потом не болит. Проверено опытным путем! Другое дело, что пьем мы мало, а если и употребляем, то привыкли пить напитки более высокого качества. Поэтому на ужине сидели со своим пузырьком из Дьюти Фри. Хотя народ от бара не отходил. Жили в отеле две старушки, лет под семьдесят каждой, так вот они легко баловались русским народным коктейлем под названием «Ерш». Весь день попивали водочку, непринужденно полируясь пивком. Ах, какие к вечеру они были веселые! И так каждый день. Крепенькие бабушки.

Что ни говори, а маленькие размеры отеля, его так сказать камерность, имеют свои преимущества. Нет толчеи и суматохи. Нет очереди в баре, и никто тебя не ограничивает одним стаканом в руки. Нет драки за лежаками у бассейнов. Единственно, кто занимал лежаки, это две пары пожилых немцев. И то, не они сами, а места им столбил обслуживающий персонал. Эти немцы — постоянные клиенты, и отдыхают в этом отеле каждый год. Мы, ребята простые, вначале хотели им напомнить про Сталинград, но потом, как ни странно, сдружились. Жена даже тряхнула стариной, вспомнила школьный курс немецкого языка и все пошло как по маслу. А надо то всего сказать пару приятных фраз. Доброе слово, оно и кошке приятно. Между прочем, это были единственные туристы из Германии, которых мы видели. Все остальные постояльцы отеля были вполне русскоговорящие. Вся Россия, Украина и Казахстан. Наши ребята. Ну и, конечно, были сами турки. Они на Родине своей тоже любят отдыхать.

У отеля два хозяина. Оба — пожилые, возраста наших родителей. Живут рядом, в соседних домах, прямо за забором отеля. Целый день проводят на хозяйстве или просто сидят и общаются с постояльцами. Утром встал, они уже на работе. Вечером уходят после ужина, когда все разбредаются по номерам. Работают семьями. Жены их присматривают за горничными и ведут бухгалтерию. Именно отсюда та теплота и душевность к нашим отдыхающим персонам, которая так мне понравилась. Потому что хозяин, и есть хозяин. Он работает на себя. Да и наемные работники ощущают за спиной присутствие твердой руки. Волей неволей будешь ласковым. Очень большое количество посетителей отеля возвращаются сюда много раз, из года в год. Да что там говорить, я сам туда готов вернуться!!! Реально хорошо.

Помимо того бассейна, который на всех каталогах рисуется, да и на моих фотографиях, есть еще два. Такие же маленькие, каждый у своего корпуса. Было наверное так, построили на свежей земле новый корпус, пристроили бассейн, следующий корпус на следующий год, к нему опять все удобства. За чистотой воды непрерывно следят. Постоянно замеряют химсостав каким-то приборчиком, и объявляют температуру. Так что все вполне безопасно. И еще хочется отметить, что вся территория отеля практически фруктовый сад. Апельсиновые и гранатовые деревья. А все свободное место засажено цветами. Пусть его, этого места не так и много, но все ухожено и цветет. И глаз радует.

КЕМЕР И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ.

Отель, как я уже говорил, расположен в самом центре поселка Beldibi. Этот поселок, как и соседний Гейнюк, как и поселки, расположенные по другую сторону от райцентра, каким-то образом соотносятся с Кемером. Хотя каждый имеет свой муниципалитет, и, соответственно, самоуправление. Билдиби из них самый ближний к Антальи, и, естественно, к аэропорту. В смысле, что ехать до него ближе всего. Хотя и занимает по времени дорога порядка полутора часов. В этом году сдали, наконец то, местный долгострой, два дорожных тоннеля. Третий был готов и функционировал еще три года назад. Не знаю, сократилась ли дорога по времени, но стала безопаснее уж точно. Не зря строили.

Билдиби, поселок, вытянутый вдоль моря на достаточно большое расстояние. Наш отель расположен примерно в центре, прямо напротив городского пляжа. Пляж представляет собой кусок прибрежный, поделенный на равные небольшие кусочки между отелями. Натянута веревочка и стоит табличка с названием отеля. Стоят лежаки и врытые насмерть железные зонтики от солнца. Участки не являются собственностью отелей. Они муниципальные, и каждый год по весне проходит аукцион, и гостиничный бизнес выкупает их на весь сезон. Во всех каталога, во всей интернет рекламе пишут, что пляж гравийно-песчаный. Как бы ни так! Валуны и кирпичи, вот что на пляже валяется. Отдавить свои копыта можно практически за пять секунд. Однако метод есть. Сразу ложишься и плывешь, главное пузо не оцарапать. Если Вам кто-то будет говорить, что это только в данном конкретном месте пляж такой, не верьте. Тоже самое по всему побережью Кемера. Горы вокруг, чего же Вы хотите? Желаете песочек? Тогда Вам в Аланию, но ехать дольше.

Вообще, для тех, кто ни разу здесь не был, очень просто можно сравнить с Сочи. Пляж и валуны одинаковые. Море только слегка потеплее Черного. А сам поселок легко можно сопоставить с Лазоревским. Ну, может чуть-чуть выглядит он более по-деревенски. Что, кстати, для отдыха более приятно. Возле этого самого центрального пляжа, достаточно чистого, между прочем, расположены в основном дешевенькие отельчики. Трешечки, редко четыре звезды. Дорогие хапнули землю подальше от центра. У них, естественно, пляжи свои личные, но и стоят они на порядок дороже. А валуны прибрежные одинаковые!

В отличие от Билдиби, центральная улица поселка Гейнюк вытянута перпендикулярно к морю, и упирается в горы. Эта бухточка более наворочена и фешенебельна, если только эти слова можно употребить, описывая деревню. И отели здешние в основном трясут своими пятью звездами. Магазины понастроены крутые, да вот только либо пусты они, либо продают в них все тоже самое, что и в дешевых.

Объехать все поселки и попасть в Кемер очень легко можно на рейсовом автобусе. Ходят маленькие, вроде наших ПАЗиков. Регулярность по расписанию, через каждые двадцать минут. Есть остановки, где автобус можно подождать. Но бежать на них вовсе не обязательно. Увидел транспорт на дороге, маши рукой. Водитель с радостью остановится. При этом еще фарами моргнет, мол: «Ты, для меня всегда дорогой гость, и я тебя вижу и мимо не проеду». По-русски водители не говорят. На английском, кстати, тоже. Но ведь ВЫ, дорогие мои, грамотные туристы. Непременно парочку десятков слов на языке принимающей страны уже выучили? Не так ли? Поэтому общение больших затруднений не вызовет. А для остальных цена проезда указана в долларах в зависимости от расстояния. Объявление висит где-то рядом с водителем на видном месте. Оплата проезда не сразу, как у нас, а по выходе из автобуса. Расплачиваться в лирах выгоднее. Например, проезд по маршруту Билдиби — Кемер стоит 3 $ или 4 лиры. А курс 1:1,5. Как видите, есть экономия аж на целых пятьдесят турецких копеек. Давать под расчет не обязательно. Сдачу непременно получите с любой купюры.

Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

Что делать в Кемере? Конечно, шарахаться по магазинам! Если в Вашей компании целых четыре женщины, то это увлекательнейшее занятие может затянуться на неопределенный срок. И только гудок последнего отходящего автобуса в двенадцать ночи способен вернуть им трезвость ума. Насколько помню, в первый день, посвященный шопингу, мы продвинулись вдоль по улице всего метров на сто. Прошли два городских квартала. Причем по времени это заняло с двух часов дня и до последнего предела. Одной подруге нужна была кожаная куртка. Другой джинсы. Всем вместе хотелось затариться постельным бельем, и все дружно, как сороки на блестящее, кидались разглядывать витрины ювелирных магазинов. Лично я, после двух часов безмолвного хождения из двери в дверь начал звереть. Правда тихохонько, дабы не испортить девчонкам кайф. Друг, тот уже даже в магазины не входил, просто курил у входа. Турки-продавцы нашу банду приметили сразу, и начался маркетинг по-восточному:

— Заходим! Посмотрим! Самые лучшие куртки!

— Сюда заходи! Почему не заходишь, да?

В то время, пока женщины стоят у золотой витрины, кто-то нашептывает мне:

— Потом к нам, к нам сворачивай. Такие изделия покажу, закачаешься!

Можно подумать у него есть еще что то, чего он на показ не выставил. Самые лучшие побрякушки как раз на витрине и лежат, заманихи ради.

Большинство продавцов — мужчины. Сразу сообразили, что в компании нашей две временно свободные леди. Причем моментально и безошибочно даже вычислили, кто именно. Ну и со всеми вытекающими последствиями. Условно незамужним посыпались предложения: «Сходить вечером на дискотеку!» С непременным: «Утром привезу тебя, куда скажешь!» Втихаря говорилось, конечно, на ушко. Да и девчонки наши тоже, сказать честно, не особенно скромничали. Скидку в двадцать баксов легко разменивали на тот же условный поцелуй принцессы. Слава богу, страна все-таки цивилизованная, и приключений без женского согласия избежать вполне возможно. Итог был прост: поздно вечером, довольные и счастливые, в полном составе, в смысле никого не потеряли, и груженые пакетами с покупками мы вернулись в отель, в базовый лагерь, так сказать.

HAPPY BIRTHDAY TO YOU.

Как ни крути, а старость неизбежна, как крах капитализма. И каждый год, в одно и то же время, в один и тот же час, очередной гудок в лице твоих друзей оповещает:

— Здравствуй, родной, ты стал еще на год мудрее!

Так вышло, что в этом году мои склянки пробили на отдыхе. Ну, а в день рожденья друзей принято угощать. Поэтому плюнули мы на отельный ужин, в котором «все включено» и решили посидеть спокойно и отпраздновать где-нибудь в Кемере. Вышли загодя, сразу после обеда, учитывая опыт хождения по магазинам. Первую стометровку, ту самую, на которую прошлый раз ушло часов восемь, пробежали ровно за семь минут. А дальше опять начались магазины неизведанные. Опять массовая примерка джинсов и сандалет. Опять слова:

— Дорогой, глянь, мне идет эта сумочка?

И так до самого вечера. И когда терпение уже совсем почти иссякло, мы добрались, наконец, до набережной. Стало немного смеркаться. И слегка похолодало. Даже не слегка, поднялся ветер, нарастало предчувствие скорой грозы. Мы не свернули налево, и не пошли вдоль по набережной, где проходят все пешеходные тропы. Ломанулись прямо в порт, туда, где стоят на приколе яхты. И уперлись в забор. Странно, но три года назад его там не было. Видать территория яхт-клуба стала принадлежать избранным. Запретный орешек, разумеется самый сладкий, и с мыслью: «Как так, не пускать нас, самых крутых и умных!» мы все же нашли способ попасть на территорию. На самом деле, не было ничего сложного. С боковой аллеи имелся вполне легальный проход, пусть и замаскированный под сенью деревьев. Пройти, то мы прошли, но силы уже на исходе и пришлось плюхнуться в единственный на пирсе ресторанчик под громким названием Navigator. И вот интересный факт, единственный раз за всю поездку подбежавший официант спросил:

— Do you speak English?

— Yes, I do! — был ответ, но дело даже не в этом. На весьма элитной территории яхт-клуба русский язык никому не нужен. Ну не стоят там яхты под Российским флагом, причем даже думаю, у наших соотечественников их сроду никогда не было. Один Абрамович за всю страну отдувается.

Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

Пока препирались между собой в желании сесть в «inside», потому как на улице прохладно, нам все-таки нашли сносно русскоговорящего официанта. В результате нас уговорили, зачем садиться вовнутрь зала, когда на набережной такой красивый вид, скоро будет закат, а проблема холода решается просто: нам выдали пледы!!! Супер, чего еще желать!

Чего желать? Одна из подруг, ежась от вечерней прохлады и закутываясь в плед, как-то необдуманно произнесла:

— Сейчас бы еще мужчину!

Ой, зря она это сказала. Бедный турок вился возле нее весь вечер и через пару часов не выдержал и сделал предложение: «Если хочешь, можешь остаться», намекая недвусмысленно на ночь безумной любви. И традиционно добавил: «Утром отвезу в отель или куда прикажешь!» Ощущение, что все местные мужики на побережье заучили эту фразу наизусть, ну никакой фантазии. А может быть и не зря она это сказала? Зато на весь вечер внимание всех свободных мужчин было приковано к ней! А уходя, мы просто откупились хорошими чаевыми. Не удалось с женщиной договориться, так хоть деньжат ребята срубили, и все, как обычно, довольны.

Несмотря на то, что в меню были исключительно европейские кушанья, попросили накрыть стол хорошо и по-турецки. Вопросов нет! Принесли различные салатики, соусы. На горячее гювеч, кому с барашком, а кому с креветками. Наелись с удовольствием и от пуза. А под навес нам в середине трапезы все-таки перебраться пришлось. Ветер разыгрался не на шутку, начал все переворачивать в округе, и нас быстренько перебазировали в закрытое помещение. Зажгли свечи. Романтика! Но праздник уже подходил к концу.

А на следующий день был день рождения у нашего отеля. Кажется лет двенадцать, но с уверенностью утверждать не буду. С утра весь персонал надувал и развешивал воздушные шарики. Шеф повар с абсолютно важной миной на лице командовал приготовлением праздничного ужина. И в среде отдыхающих чувствовалось напряженное ожидание праздника. Вечером была живая турецкая музыка с танцами, хозяин поздравил собравшихся на четырех известных ему языках, что делает ему честь, но в основном общался со своими друзьями и своей семьей. Короче, собралась обычная турецкая вечеринка без всякого намека на что-то европейское. Ребята гуляли так, как они привыкли гулять, ну, а мы смотрели на это дело и вливались, как могли. А могли неплохо!

Мои оппоненты, а такие всегда найдутся, скажут:

— А чего тут такого, особенного? В дорогих отелях и дискотека каждый день, и музыка живая не в диковинку! И аниматоры, да прочие массовики затейники.

— Да, — отвечу я, — все это так. Но когда праздник поставлен на поток, в нем теряется самое главное. У него отсутствует душа!

Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

PEGAS TOURISTIK. НА КРЫЛЬЯХ ПЕГАСА — НА ВСТРЕЧУ МЕЧТЕ.

В большинстве отзывов о работе турфирм путешественники, как правило, отзываются негативно. Это понятно, для достижения положительного результата требуется сойтись характерами с множеством людей. И далеко не всегда удается такая штука. Но в это раз негатива от меня не дождетесь. И, дорогие читатели, не подумайте, что мой рассказ, чистая заказуха. Свою положительную оценку я постараюсь обосновать.

Пегас Туристик работает на массовых направлениях. И, сдается мне, что Турция и есть самое массовое из них. Я реально представляю, с какими трудностями приходится сталкиваться менеджерам, дабы разрулить без сбоев и в нужных направлениях все эти огромные потоки. Огромное количество авиарейсов не только из столицы, но и почти всех крупных городов России. Думаю, что через руки Пегаса проходят сотни тысяч человек. Всех их надо доставить в нужное место в нужное время, заселить, проинструктировать, да еще желательно убедить в правильности выбора. Тяжелая, однако, работа. Теперь факты. Вылет рейса туда и обратно четко по расписанию. Доставка аэропорт — отель, отель — аэропорт минута в минуту. Даже время ожидания в автобусе на прилете составило всего каких-нибудь минут десять. Друг даже покурить не успел. Великолепный показатель! Заказаны две экскурсии. Одна из них с выездом ночью. Забрали из отеля ровно в назначенное время. Хотел бы придраться, да не к чему.

Мало того, подтверждение бронирования тура пришло буквально через два часа, после подачи заявки. Абсолютный рекорд по скорости. Это, что касаемо управления. Теперь перейдем к обсуждению самого трудного вопроса. Это гиды: встречающие, отельные, экскурсионные. Именно они общаются с туристами напрямую, и именно от них зависит, в конце концов, настроение отдыхающих и имидж компании.

Отельный гид. Нам попалась молодая девчонка, весьма говорливая, и, что самое главное, с четкой, правильно поставленной речью. Сейчас это редкость. Так как в Турции мы далеко не в первый раз, и в Кемере в частности, то, конечно каждый закоулок уже знаем. Естественно, перед назначенной встречей первым делом ломанулись в ближайшую турконтору за углом, дабы узнать цены текущего сезона на интересующие нас экскурсии. На стрелку уже шли подготовленные по полной программе, с четким намерением сказать твердое: «Нет, мы отдыхаем сами по себе!» И как так получилось, что вся бригада позволила себя обуть по полной программе, до сих пор удивляюсь! Нас, старых скептиков, имеющих опыт свободных путешествий, уговорили приобрести экскурсии, по завышенной цене. А разница, составляла 25 долларов на человека за поездку, ну например в Демре — Миру — Кекову. Плюс навязали непременную баню. А в Иерусалим вообще никто не собирался, однако поехали. Нет никаких сомнений, что нас развели, но как ювелирно это было сделано. И, главное, все остались довольны, как слоны!

Понравилось ее умение свободно переходить в разговоре на разные языки. Поясню. Сидим на встрече, вдруг у нее зазвонил телефон. Извинилась и взяла трубку. На другой стороне моста видимо был турок, потому как разговор выглядел так: цифры произносились по-турецки, а часть существительных и глаголы были английскими. А главное понятно. Конечно, турецкий в совершенстве она не знает, выучила лишь основу. Но умело этим пользуется. Обычно в своих отзывах я не называю никаких имен. Вроде как не тактично это, вдруг человек стеснительный и не хочет рисоваться. Но в этот раз я от правила отойду. Девушку, отельного нашего гида зовут Венера. И вот по какой причине. Девочка, милая! Если случайно наткнешься на этот отзыв, можешь смело его скачивать и отсылать руководству, с требованием премии или повышения по службе. Или хотя бы приложишь к своему резюме на следующий сезон. Великолепная работа!!!

Снова в Кемер, или даже недорого можно неплохо отдохнуть

С экскурсионными гидами уже не все так однозначно. Меня, человека пусть и с плохоньким, но все же высшим образованием напрягают многократные повторения одного и того же. Каждая фраза дублируется по несколько раз, особенно когда это касается вопросов: «Куда идем?» и «Что будем делать?» Напрягает, но.… В нашей компании, одна из подруг училась когда-то на учителя начальных классов. И вот на заре ее трудовой деятельности, по окончании института, пришлось работать в школе. Молодому специалисту конечно тут же свалили всех дебилов. Торжественно вручили так называемый класс коррекции. Вот она и говорит:

— По методике, для детишек, отстающих в умственном развитии, требуется повторение учителем каждого пункта темы не менее трех раз!

Ничего это Вам не напоминает? Скорость конвоя всегда устанавливается по скорости самого тихоходного судна. Так и на экскурсиях, будут повторять, пока тему не усвоит самый тихоходный турист!

Теперь чисто мои личные наблюдения и выводы. За пару лет кризиса, из-за потери массовости, в жесткой конкурентной борьбе туристические фирмы, Пегас Туристик уж точно, серьезно подтянули качество своего обслуживания. Это ощутимо и жутко приятно. Теперь никто уже на тебя не рычит, и никуда не посылает. Готовы ответить на любой вопрос, если смогут, конечно, и водить особо одаренных за ручку, хоть целый день. И то, что видят в каждом приезжем потенциальный кошелек, тоже, в конце концов, неплохо. Все-таки туристический бизнес и есть чисто коммерческое предприятие. Да и уровень работников повысился. Появились грамотные люди. А теперь осталось нам, туристам да отдыхающим, развивать хоть чуточку своего кругозора, напрягать немного своего серого мозгового вещества, дабы соответствовать высокому уровню, которые нам уже готовы предложить. И если мы с Вами не начнем думать, не перестанем тупить и задавать, как это часто бывает, дурацкие вопросы, то непременно попадем в «класс коррекции».

РАЗНЫЕ РАЗНОСТИ.

1. В этом году Турецкое направление переживает настоящий бум. За две или три недели все места в самолетах уже раскуплены, и в интернете напротив большинства дат вылета стоит фраза: «мест нет». И это притом, что только с Волгограда, и только Пегас Туристик, ежедневно поднимает целый самолет. А ведь есть еще и другие фирмы. Даже вылет из нашей родной Астрахани, несмотря на завышенные цены, был раскуплен почти за месяц до первого рейса. Видимо людям кризис все же порядком надоел, и они потихоньку все-таки начали потрошить свои кубышки, ибо ожидание «черного дня» растянулось на годы, а отдыхать хочется сегодня.
  2. Почему заказывал тур в агентстве, а не самостоятельно? Да исключительно из меркантильных соображений. В интернете система продажи билетов выдала самый дешевый перелет из Москвы до Антальи за 11385 рублей, причем с пересадкой в Стамбульском Ататюрке. И до Москвы добраться еще 8000 целковых. Один билет получался дороже, чем весь недельный тур с проживанием и питанием.
  3. Странно, почему мясо в Турции считается дорогим? В супермаркете вырезка из говядины стоит 17 с половиной лир. Хотя если перевести в рубли это будет 361 рубль за кило чистого, уже нарезанного мяса. Хотя, нет, наверное, все-таки дороговато, если учитывать общий уровень жизни в стране.
  4. Анталийское побережье стало совсем русскоговорящим. Немцев уже не сыщешь днем с огнем. А ведь еще года три назад их было довольно много. Практически туристический Сталинград свершился. Битву с нами они проиграли и отступили в Мармарис.
  5. Жена моя вдосталь наговорилась по-турецки. Друг еще подлил масла в огонь, ходил и трещал, что ее папа был турецкоподданный. Вряд ли шутку понимали, но спрашивали регулярно: «Ты не турчанка?» Как можно мою блондинку с турчанкой спутать? Хотя есть там такой прикол. В магазинах да отелях работает много выходцев из бывшего СССР. Начинаешь спрашивать: «Ты откуда?» Отвечают примерно так: «Сами мы не местные, но папа был турком». Ссылка на происхождение папы непременна и обязательна.
  6. В отеле пляжных полотенцев, тех, которые стелют на лежаки, нет. Вернее они есть, но за дополнительную плату. Прокат стоит, кажется, два доллара. Поэтому если соберетесь сюда, захватите полотенце с собой из дома.
  7. Из развлечений в отеле настольный теннис и бильярд. За дополнительную плату, конечно. Сколько, не знаю. Мы не пользовались, просто ни на что не хватало времени. Но развлекательные столы не пустовали.
  8. Странно, но в этом году совсем не было слышно стрекота цикад. То ли они начинают орать в августе, когда совсем уже жара, то ли просто год на год не приходится.

ЭПИЛОГ.

Поездка удалась! Всю неделю крутились и занимались непонятно чем, и отдохнуть не успели. И все вместе были едины во мнении, семь дней, как это мало! И уезжая, клялись себе, что уж на будущий год непременно… И в два раза дольше… И обязательно сюда же!

Никогда бы ни подумал до этого путешествия, что в Турции, да с небольшим бюджетом можно так здорово отдохнуть. Век живи, век учись.