Турист Ованес (Hovo_Plavi)
Ованес
был 31 мая 2023 22:44

Гюмри — Армения Сентябрь 2013

Если в Закавказье и есть город, который своим образованием и развитием обязан России, то это без сомнений, мой родной Гюмри.

хх

До начала 19-го века поселение Гумри ничем не выделялось среди таких же маленьких, глинобитных городков-селений Армении, которая не была самостоятельной единицей на политической карте, а была несколько веков подряд разделена между соседними державами Персией, Россией, Турцией. Когда Российская Империя обратила внимание на свои южные рубежи, поняв что соседство с Турцией не принесет ей ничего хорошего стало также ясно, что без постоянного военного присутствия в этом регионе ей не обойтись.

ефв

«Черная крепость». Один из бастионов Александропольской крепости.

гфжр

«Черная крепость» изнутри

Для содержания войска была нужна большая крепость и соответствующее расположение, чтобы можно было решать и тактические, и стратегические задачи. Таким местом был выбран именно Гюмри. Расположенный на холмах около реки Ахурян (Арпа-чай) он был всего лишь в нескольких километрах от границ Российской Империи и идеально подходил для основания крепости-форпоста российских войск в Закавказье. В 1837 году посетивший Закавказье Император Николай Первый побывал и в Гюмри, где заложил крепость. Названа она была в честь Августейшей супруги — Александропольской. В крепости же, в 1842 году был освящен храм Св. мученицы Александры Римской. Среди прочих даров Николай Первый подарил будущему храму икону Господа Саваофа работы Брюллова.

веф

Храм Св. Александры Римской на территории Александропольской крепости.

Наш город в свое время посещали и Пушкин и Грибоедов. Великий поэт в своем «Путешествие в Эрзрум» написал о Гумрах такие слова «Наконец я достигнул Гумров около полуночи. Казак привез меня прямо к посту. Мы остановились у палатки, куда спешил я войти. Тут нашел я двенадцать казаков, спящих один возле другого. Мне дали место; я повалился на бурку, не чувствуя сам себя от усталости. В этот день проехал я 75 верст. Я заснул как убитый.

Казаки разбудили меня на заре. Первою моею мыслию было: не лежу ли я в лихорадке. Но почувствовал, что слава богу бодр, здоров; не было следа не только болезни, но и усталости. Я вышел из палатки на свежий утренний воздух. Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. „Что за гора?“ — спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: „Это Арарат“. Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору, видел ковчег, причаливший к ее вершине с надеждой обновления и жизни — и врана и голубицу, излетающих, символы казни и примирения…

Лошадь моя была готова. Я поехал с проводником. Утро было прекрасное. Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу, по густой зеленой траве, орошенной росою и каплями вчерашнего дождя. Перед нами блистала речка, через которую должны мы были переправиться. „Вот и Арпачай“, — сказал мне казак. Арпачай! наша граница! Это стоило Арарата. Я поскакал к реке с чувством неизъяснимым. Никогда еще не видал я чужой земли. Граница имела для меня что-то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег. Но этот берег был уже завоеван: я все еще находился в России».

В этой истории странно то, что казаки, по незнанию, обманули Пушкина. Гора, на склонах которой расположен Гюмри, называется не Арарат, а Арагац. Она похожа на Арарат только тем, что из города тоже видны две снежные вершины (их всего четыре). Когда мне было около 12–13 лет и я впервые прочитал про путешествие А. С. Пушкина, то сам недоумевал, откуда поэт мог видеть гору Арарат?)))

ефев

Вид на гору Арагац

Из-за многочисленных войн и стычек с турецкими и персидскими войсками, русская армия хотя и блестяще выполняла свою задачу, но потери все-таки имела, а так как не было возможности переносить «грузы 200», то все погибшие хоронились на армянской земле, в кургане под названием «Холм Чести». Перед входом на кладбище была построена православная часовня Архистратига Михаила.

ефве

еввфр

едрф

Поначалу это военное кладбище располагалось за пределами городской черты, но со временем Гюмри рос и теперь «Холм Чести» всего лишь в километре от главной площади города, в районе Слабодка. Да, да, вы не ошиблись, до сих пор старые кварталы города сохранили свои русские названия — Слабодка, Казачи Пост, Северски, Палигон. В 90-х, после землетрясения, был построен «8-ой городок» для военнослужащих ГРВЗ. И это не только исторические названия, ими пользуются до сих пор и в официальных бумагах, и в повседневной речи.

фсвеф

Кстати, по этой фотографии нетрудно догадаться как назвали гюмрийцы часовню при «Холме Чести» — «Сверкающая церковь». Причиной этому стала оцинкованная крыша часовни, которая была в диковинку привыкшим к более мрачным покрытиям кровель, жителям города. Особенно если учесть, что в солнечные дни за несколько километров от города был виден сияющий шпиль часовни.

аф

ревт

ртгер

афе

;лккол

Гранитные плиты с перечислением всех захороненных солдат и офицеров

сеф

Восстановленный памятник русскому солдату водружающему победное знамя

сев

В оригинале древко флага втыкалось в башню Карской крепости, а орел терзал турецкий флаг, но в наше время решили отказаться от такой явной провокации и удалили все не политкорректные детали.

сеф

ер

Герои-полководцы русско-турецких войн — Николай Муравьев (Карский), Иван Лазарев, Михаил Лорис-Меликов.

До первой половины 20-го века «Холм Чести» оставался неотъемлемой частью города и жители следили и оберегали его. Однако в 60-70-х годах городское управление вспомнило, что там погребены около 240, не советских, а царских офицеров, павших при штурмах Карса в 1828, 1855 и 1877—1878 гг., в том числе и генерала Ковалевского, князя Гагарина, Граббе, князя Челокаева. Вспомнили и решили, что негоже в центе города быть захоронению и срыли мемориальное кладбище, а его месте построили (внимание!!!) детский санаторий и бассейн.

дфтгер

регт

еввер

«Сверкающая часовня» до восстановления

erf

После землетрясения и развала СССР санаторий пришел в упадок, там поселились 10 семей, которые потеряли свое жилье.

Командование 102-й военной базы, конечно же, не могло смириться с потерей важного исторического мемориала и достигнув взаимопонимания с администрацией города направило свои усилия на поиск средств и связей для восстановления «Холма Чести». Была разработана общественная программа восстановления «Холма чести», в которой сделан акцент на привлечении молодежи, историков, археологов, миссионеров.

lkm

Солдаты 102-й ВБ РФ помогают в восстановлении Холма Чести

22 августа 2009 года на «Холме Чести» была отслужена Панихида по погибшим героям русско-турецких войн 19-го столетия. Присутствовал мэр г. Гюмри Гукасян В. Н., который официально заявил об участии городских властей и его лично в проекте «дружбы российского и армянского народов» — восстановлении часовни и кладбища русских офицеров. После посещения кладбища делегацией Ульяновской области в конце августа 2009-го года председателем Правительства Ульяновской области Морозовым было принято решение о принятии участия в этом проекте.

ггх

йг

Бывший мэр Гюмри В. Гукасян с архимандритом Андреем Вацем.

ефд

сдфг

сдф

ефвв

еврфеврф

евр

Холм Чести русских солдат

Одно из редких надгробий, сохранившихся с 19-го века.

ретг

Хачкары в Армении повсюду, даже в стенах православной часовни. Этот хачкар-родник посвящен жертвам землетрясения 1988 года.

20 августа 2010 года состоялось открытие «Холма Чести» и освящение часовни святого Архистратига Михаила. В открытии приняли участие Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и Президент Армении Серж Саргсян.

еврф

ерф

Холм Чести русских солдат

Президенты посадили саженцы елок и они прижились.

евф

Чин освящения часовни совершили председатель Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов и помощник командира 102 военной базы РФ по работе с верующими военнослужащими игумен Андрей (Вац). Протоиерей Димитрий Смирнов огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и передал в дар часовне образ Спаса Нерукотворного.

серфгргтерт

С тех пор «Сверкающая часовня» опять засияла в моем родном городе, стало местом, где можно погулять и спокойно поразмышлять об истории родного города. Недаром ведь с «Холма Чести» открывается прекрасный вид на монумент «Мать Армения» и «Черную крепость», которая была составной частью всей гюмрийской крепости и вот уже два века охраняет границы Армении.

P. S. В подготовке материала использована информация сайта www. Alexandropol.ru

Всем кто прочитал, оценил и прокомментировал я говорю «мец шноракалутюн».

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия