Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 16:13

Вюрцбург — Германия Апрель 2015

Собираясь в Баварию, я составила перечень городов, которые хотела бы увидеть, в их числе был Вюрцбург. Добраться туда из Нюрнберга можно на региональном поезде или автобусом. На региональный поезд в пределах нюрнбергской зоны дневной билет (tagestiket plus) стоит 18 евро и ехать на этот билет может 2 взрослых и 4 ребенка до 17 лет. Через Вюрцбург также идут автобусы направления Мюнхен — Франкфурт с автовокзала Nurnberg ZOB на площади Вилли Брандта. В пути полтора часа, стоит удовольствие 12 евро в обе стороны.

Изучив вопрос, я поехала автобусом, который в Вюрцбурге высаживает пассажиров (и там же забирает) у железнодорожного вокзала. На вокзале взяла карту города: бесплатные карты были на всех вокзалах городов, где я успела побывать. Примерные маршруты были проложены еще дома, перечень основных достопримечательностей составлен. Иду по плану!

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Первое упоминание о Вюрцбурге относится к 704 году нашей эры, когда франконский герцог Гэтан II и его супруга Теодрада засвидетельствовали выдачу дарственной грамоты в «Castello Virteburch», т.е в «укрепленном месте Виртебурх». Но заселение этой долины Майна началось гораздо раньше, первые укрепления на холме Мариенберг появились примерно за тысячу лет до нашей эры. Спустя почти полтора тысячелетия в результате великого переселения народов сюда пришли бургунды, алеманы и тюринги, а затем франки, которые установили здесь свое господство.

Легенда о Килиане повествует об ирландских миссионерах Килиане, Колонате и Тотнане, которые в 689 году приняли мученическую смерть в Вюрцбурге. Они стали святыми Вюрцбургского епископства, основанного в 742 году. Святой Килиан — покровитель города. Напротив вокзала стоит фонтан из каррарского мрамора с бронзовой фигурой Святого Килиана.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

От вокзала направляюсь по Кайзерштрассе, а затем сворачиваю на Юлиуспроменад. Справа будет внешне скромное здание — Юлиусшпиталь — это госпиталь, основанный в 1576 году князем-епископом Юлиусом Эхтером. Он до сих пор используется как больница.

На барельефе над порталом изображена церемония основания, а надпись сообщает, что заведение учреждается «для бедных, изнуренных работой и неимущих, а такуже старых, больных, дряхлых и одиноких людей». Я просто прошла мимо, а там интересно, и в выходные проводят экскурсии. Можно зайти во двор, там парк и красивый «Фонтан рек». Кстати, винодельческое хозяйство Юлиусшпиталя, относится к числу крупнейших хозяйств Германии, владеет виноградниками в Вюрцбурге и других районах Франконии. В небольших винных ресторанах можно попробовать местные вина. Видимо входит в комплекс лечения.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Напротив стоит памятник основателю Юлианского госпиталя и Вюрцбургского университета — Юлиусу Эхтеру — князю-епископу Вюрцбурга и герцогу Франконии.

Перед памятником поворачиваю налево и, не обращая внимания на магазины, по Шёнборнштрассе дохожу до Marktplatz — Рыночной площади. На площади есть симпатичный фонтан со скульптурой винодела Франконии. Не знаю, правильно ли я перевела информацию, но если не ошиблась, при открытии фонтана в 1977 году из него текло вино.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Справа на площади Верхнего рынка — одно из самых красивых зданий города — дом «У сокола». Этот дом долго был гостиницей и рестораном. Его хозяйка в 1751 году наняла штукатуров из Верхней Баварии и дала задание: оформить фасад здания в стиле рококо, а на фронтоне установить скульптуру сокола. Новый фасад был хорошей рекламой для заведения, а кроме того за особенно красивые дома Городской совет предоставлял налоговые льготы. После Второй мировой войны дом «У сокола» реконструировали на основе старых фотографий. Сейчас в здании находится городская библиотека, а также туристический информационный центр.

Сразу бросается в глаза на Рыночной площади самое яркое здание — часовня Святой Марии. У нее довольно мрачная история: сначала на этом месте располагался еврейский квартал, который сожгли во время погрома в 1349 году, все жители квартала погибли. На месте сгоревшей синагоги построили деревянную часовню, а в 1377 году заложили камень в основание новой каменной часовни, которую строили и украшали до 1479 года.

Крупнейший немецкий скульптор эпохи поздней готики Тильман Рименшнайдер создал фигуры апостолов и знаменитую скульптурную пару «Адам и Ева» на южном портале. А на западном портале изображен Страшный суд с Иисусом Христом в качестве верховного судьи и Марией в качестве покровительницы людей. Башню часовни Марии украшает изображение Богородицы.

Мимо ратуши Вюрцбурга выхожу на Кармелитенштрассе. Ратуша — это целый комплекс зданий разного периода, каждое красиво по своему. Вот это — бывшие помещения монастыря кармелитов, ратушу расширили за счет них в XIX веке.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

На Кармелитенштрассе увидела симпатичный фонтанчик, это не единственный фонтан в таком стиле в Вюрцбурге. Fischerbrunnen — два мальчика рыбака на высокой опоре. На этом месте когда-то был рыбный рынок.

Напротив интересное здание начала XVIII века с богато украшенным порталом — «Рюккермайнхоф». В этом здании раньше размещалась администрация монастыря Святого Буркарда, а потом его стали использовать для офисов городских организаций.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Выхожу на набережную Майна. Здесь мне очень понравилось, люблю города с реками! Майн — самая длинная река Германии, ее длина 524 километра и течет она исключительно по Германии. Несмотря на несолидный вид, она судоходна на 400 километрах от устья. Очень хотелось прогуляться на симпатичном кораблике, но предлагали 1,5-часовую прогулку, а я не могла потратить столько времени. На набережной многолюдно: люди гуляют с детьми, отдыхают на лавочках, а в траве бегают маленькие кролики, на которых никто не обращает внимания.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

На набережной Майна стоит одна из городских достопримечательностей — Старый кран, который сконструировал в 1773 году Франц Игнац Нойманн, старший сын знаменитого архитектора Бальтазара Нойманна (о нем мы еще вспомним). Кран использовали для погрузки и разгрузки судов, ходивших по Майну, а здесь был старейший порт города.

Над долиной Майна на холме возвышается крепость Мариенборг, которая до 1867 года сохраняла свое военное значение. На этом крутом холме издавна строились укрепленные поселения, сначала резиденция кельтских князей, потом замок франко-тюрингских герцогов. Затем земли отошли вюрцбургскому епископству и в начале XIII века епископ Конрад фон Кверфурт стал строить здесь крепость. Конфликты с бюргерами обострялись, крепость стала местом постоянного проживания вюрцбургских епископов, помогая им удерживать власть в своих руках. Только в XVIII веке, когда епископам уже не нужно стало опасаться бюргеров, они переехали в новую Резиденцию.

Крепость Мариенборг — одна из главных достопримечательностей Вюрцбурга, там есть на что посмотреть. Например, Музей Майнской Франконии, где в 45 залах находятся предметы культуры и искусства этого региона, многочисленные экспонаты эпохи барокко и рококо, богатая коллекция работ знаменитого вюрцбургского скульптора и резчика по дереву Рименшнайдера. До крепости я не дошла: за одну поездку все не посмотришь, да и грустно одной гулять по крепости.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Рядом с крепостью на холме Николаусберг находится Капелле (Часовенка) — изящная паломническая церковь середины XVIII века, жемчужина архитектуры в стиле рококо, шедевр Бальтазара Нойманна. Из города к Капелле ведет улица Николаусштрассе, на середине ее начинается «Крестный путь» — 256 ступеней и 14 маленьких часовен со скульптурами страстей Христовых. Пешком довольно далеко, но говорят, что сюда ходит микроавтобус.

Идем к Старому мосту через Майн. Он соединяет центр города со Старым Майнским кварталом и крепостью Мариенборг. Сначала здесь был брод, а уже в 1133 году на этом месте построили каменный мост. Тот мост, который мы видим, построили в XV веке — старый часто страдал от наводнений и ледоходов.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

В XVIII веке мост украсили двенадцатью барочными скульптурами святых и известных исторических личностей. В южной части моста стоят фигуры, имеющие непосредственное отношение к Вюрцбургу: Мария, покровительница Франконии, миссионеры Килиан, Колонат и Тотнан, распространявшие христианство во Фроанконии, а также вюрцбургские священники — первый епископ Буркард и епископ Бруно, при котором началось строительство собора.

Вдоль северной части моста — король Пипин и его сын Карл Великий, а также различные святые, в том числе покровитель мостов Святой Непомук.

Вюрцбург находится в сердце франконийского винодельческого района, уже много веков назад местное вино было предметом экспорта. Поэтому склоны окрестных холмов заняты виноградниками.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Перейдя через мост, я немного прошла по Целлерштрассе до Deutschhauskirche (Немецкий дом). Эта церковь в готическом стиле была построена в 1270 — 1320 годах как церковь в составе монастыря Тевтонского ордена. В XVII веке интерьеры оформили в стиле барокко. Церковь практически не пострадала в годы войны. Здания за нею видимо когда-то и были монастырем, сейчас там Дирекция по развитию сельских районов.

По пути попалась Катценгассе — Кошачья улица. Интересно, есть ли тут кошки? Поскольку бродячих кошек в Германии не бывает, проверить невозможно.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Возвращаюсь через Старый мост на улицу Домштрассе, которая ведет от башни Графенэккарта к собору Святого Килиана. На снимке ниже слева здания городской ратуши, комплекс которой складывался на протяжении веков.

Самая старая часть ратуши — Графенэккарт, единственное сохранившееся в Вюрцбурге светское строение в романском стиле. Эта жилая башня и нижние этажи пристройки к ней были построены около 1200 года как резиденция епископского чиновника Эккарта де Форо. В 1316 году городской совет выкупил это здание в центре города и разместил в нем ратушу. Башню надстраивали, а в XV веке на ней разместили первые общественные часы Вюрцбурга. На первом этаже башни есть мемориальное помещение с материалами, напоминающими о бомбардировке Вюрцбурга 16 марта 1945 года, и макет города после этой бомбардировки, который демонстрирует масштабы разрушения. Утром в субботу в ратушу можно попасть на экскурсию.

На площади перед зданием ратуши стоит «Фонтан четырех труб». В 1729 году Бальтазар Нойманн с помощью спроектированных им четырех трубчатых колодцев подключил фонтан к снабжавшему город чистой водой водопроводу. Позже фонтан украсили в стиле барокко: наверху фигура с мечом и флаго — образ Франконии, а внизу фигуры — аллегории четырех основных добродетелей — благоразумия, справедливости, мужества и умеренности.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

По Домштрассе иду к кафедральному собору Святого Килиана, покровителя Вюрцбурга. Это главная церковь Вюрцбургского епископства. Собор строили в 1040–1075 годах, в начале XVI века переоборудовали в стиле поздней готики, а в 1701 году украсили лепниной в стиле барокко. В 1724 году к собору присторили капеллу Шёнборнов, которая была задумана как фамильная усыпальница семейства Шёнборнов. Её оформлением занимался в основном Бальтазар Нойманн.

Во время бомбардировки Вюрцбурга 16 марта 1945 года собор сильно пострадал, значительная его часть разрушилась. В послевоенное время собор стали восстанавливать, но не в том виде, какой он имел до этого, с использованием сохранившихся элементов разных стилей и эпох. При реконструкции элементы барокко были заменены на романские. В соборе много интересного, сохранились произведения Тильмана Римменшнайдера, надгробные памятники князей-епископов и многое другое.

Рядом с Собором находится Соборный музей, где есть экспонаты из разных исторических эпох от неизвестных средневековых мастеров до работ Пабло Пискассо, Альбрехта Дюрера.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

С другой стороны Соборного музея — базилика Ноймюнстер.

Строительство базилики на этом месте началось еще в XI веке. В 1614 году её начали перестраивать в стиле барокко. Образцы этого стиля — восьмиугольный купол и западный фасад из красного известняка, украшенный барочными фигурами работы скульптора Якоба ван дер Аувера. В церкви Ноймюнстер находится склеп с останками Святого Килиана.

Между двумя церквями за Соборным музеем есть двор с интересными скульптурами, одна из которых вот этот спеленатый товарищ. Что это и по какому поводу, нигде не нашла. Может кто подскажет? Но в одном из коридоров собора Святого Килиана есть видимо предыдущий вариант этой скульптуры, позже покажу.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

После осмотра собора, я немного погуляла по старому городу, где еще очень много интересно, но это будет в дополнительном альбоме. Я прошла по улице Домшульштрассе мимо старого здания университета Вюрцбурга. Первый университет, просуществовавший десять лет, был открыт в 1402 году. А Вюрцбургский унивеситет имени Юлиуса Эхтера (помните памятник в самом начале прогулки?), открытый в 1582 году, существует и сейчас. Здание построено по проекту Георга Робина. Во внутренний двор можно зайти через портал, на котором изображена церемония основания университета.

В южном флигеле здания университета находится университетская церковь — Нойбаукирхе. Строительство башни было завершено архитектором Антонио Петрини в 1696 году, раньше в этой башне находилась университетская обсерватория. Сейчас церковь выполняет функцию актового зала университета, а еще там проводятся концерты.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Следом за зданием университета стоит здание семинарии, где с 1567 года готовят священников для вюрцбургской епархии.

День кончается, пора завершать прогулку по улицам Вюрцбурга. На главную достопримечательность Вюрцбурга — Резиденцию времени не остается, придется осмотр оставить на следующий раз.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Это великолепный дворец был резиденцией вюрцбургских князей-епископов на протяжении XVIII века, а первый камень в фундамент будущей Резиденции был заложен в 1720 году. В качестве архитектора привлекли молодого и еще неизвестного Бальтазара Нойманна, служившего в артиллерии. Он сумел отстоять свои идеи перед именитыми архитекторами, советниками князя-епископа Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна. Бальтазар Нойманн похоронен в часовне Марии. Кстати, он был изображён на банкноте в 50 немецких марок.

К оформлению дворца были привлечены ведущие архитекторы и художники Европы, в результате их совместного труда был построен высокохудожественный ансамбль европейского уровня. Наполеон, который три раза останавливался в Резиденции в 1806–1813 годах, назвал этот дворец «самым красивым поповским домом Европы», а в 1981 году дворец был включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко и стоит в одном ряду с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. То, что можно увидеть на снимках в интернете, поражает! В время Второй мировой войны резиденция была разрушена, масштабная реконструкция завершилась только в 2006 году.

Резиденцию можно осмотреть одному или в составе экскурсии. Фотографировать там, читала, запрещено. В здании сейчас размещается в основном музей, кроме того здесь находится часть университета, галереи и антикварные коллекции музея Мартина фон Вагнера, часть национальных архивов, а также администрация.

В парадном дворе у Резиденции стоит еще один красивый фонтан — «Франкония». Сверху скульптура — аллегория Франконии, а чашу фонтана украшают три скульптуры знаменитых жителей Вюрцбурга: миннезингера Вальтера фон дер Фогельвайде, скульптора Тильмана Рименшнайдера и художника Маттиаса Грюневальда.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

А я зайду хотя бы во Дворцовый сад, который днем открыт для свободного доступа. Входим через кованые чугунные ворота работы придворного мастера Иоганна Георга Эгга. Памятник ему стоит у северного выхода из дворцового парка.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Сад очень красив, особенно сейчас, когда цветет сакура!

Недолеко от резиденции я видела высокие башни собора. Выйдя из парка, решила до него дойти. Это лютеранская церковь Святого Иоанна

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

Церковь была построена протестантской общиной города в 1895 году, но разрушена во время бомбежки 1945 года. Оставшуюся часть башни старой церкви встроили в новое здание, построенное в 1950-х годах. Я зашла в церковь и была там совсем одна.

Рядом с церковью стоит памятник русского скульптора Вадима Сидура «Смерть от бомбы». Вспомните его памятник жертвам холокоста в Пушкине.

Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге

После этого я пошла по направлению к вокзалу, билет на автобус был куплен заранее.

Интересная деталь: автобус из Франкфурта задержался на полчаса из-за ремонта дороги, автобусная компания позвонила и предупредила об этом заранее, так что было время спокойно выпить кофе в кафе железнодорожного вокзала.