Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Ереван — Армения Май 2015

Подготовка.

Идея поехать в Армению возникла в тренде импортозамещения, о котором последнее время говорят все больше и больше. Изначально были планы поехать в Турцию, покататься там на машине, увидеть, наконец-то, Каппадокию и все такое прочее. Но случилось то, что случилось, Турция стала казаться дороговатой, а Армения, особенно после просмотра отчетов Михаила Сhedti, стала казаться не только близкой и дешевой, но и крайне интересной. Тут подоспела выставка «Эхо дудука» и армянский вечер в Никольской плазе — словом, Армения плотно угнездилась в моем и Ксюхином разумах.

В результате, были приобретены неоправданно дорогие билеты на Вимавиа (почти по 14 тысяч), забронировано жилье и, естественно, машина, так как сидеть на месте мы с Ксю не собирались. Оставалось дождаться майских праздников, которые были не за горами. Интересно, что из всех наших бывших республик, я, не считая Украины, был только в Латвии и Эстонии. И давным-давно в Абхазии. Так что эта поездка была интересна вдвойне.

Планы у нас были следующие — на 5 ночей мы забронировали хостел в Ереване — 12000 драм/ночь, потом 4 ночи на Севане — 10000 драм/ночь, и последняя ночевка снова в Ереване. Итого все жилье нам встало в 112 000 драм, что есть в среднем 1200 рублей за ночь. Так же, в местной прокатной конторе Caravan мы забронировали Renault Logan. Цена за семь дней (два дня в Ереване — своим ходом) составила 122 500 драм (17500 в сутки) плюс еще 4000 драм за то, что мы ее сдаем в выходной день. За рубль давали 9,2 — 9,5 драм, но мы для удобства в расчетах считали 1 к 10.

Вылетали мы 1 мая. Больше никогда не буду улетать 1 мая и в прочие праздники, а так же днем. Ночные вылеты — форева! Началось с того, что мы еле влезли в Аэроэкспресс, он был набит битком, как утреннее метро. Потом задержали наш рейс (честь и хвала Вимавиа) — сначала на час, а потом еще на два. А потом задержали и нас с Ксю (честь и хвала нашей полиции).

Мы, по давней традиции, купили себе в дьютике по баночке пива, сели недалеко от него, открыли книжки, и, попивая пивко, приготовились к незапланированному ожиданию. Мы выпили меньше, чем по половине, как к нам подвалил наряд в лице празднично одетого полицейского мальчика и не менее нарядной полицейской девочки. Ага, распиваете, пройдемте! Вот так! Конечно, я знал о запрете распития в публичных местах, но почему-то аэропорт у меня никогда не ассоциировался с публичным местом.

К счастью, ребята оказались адекватными, мы вместе посмеялись, они посоветовали, как нужно в аэропорту пить пиво, тем не менее, это не помешало им составить на нас два протокола и содрать по 500 рублей штрафа за распитие… Когда, после всех формальностей, нас отпустили, мы с Ксю пошли все в тот же дьютик, купили еще два пива, попросили два пакетика, я стрельнул в кафешке соломинки — вуаля! Никакого распития в общественном месте… Словом, путешествие начиналось весело.

В то время, когда мы уже должны были прилететь в Ереван, нас пригласили на посадку. В результате, мы были на месте только в районе половины одиннадцатого. Да, еще один камень в Вимавиа. Я понимаю, что лететь всего два часа с небольшим. Но это не повод предлагать такой убогий сухпаек. Одна маленькая булочка. Одно масло. Один мед в упаковке чуть большей, чем масло. Коробочка с одним маааааленьким треугольным кусочком колбасы и таким же кусочком сыра. Ну да, чай-кофе. Когда я открыл картонную коробку, мне захотелось одновременно смеяться и плакать… Я выбрал первое…

Ереван. 1-2-3 мая.

Итак, в Ереван мы прилетели поздним вечером. Перед отъездом я лоханулся, и не посмотрел, что стоит доехать из аэропорта в город. В результате, оказавшись ехать за 10 тысяч, мы уехали за восемь. Что в среднем в четыре раза дороже, чем это стоит на самом деле. К счастью, это был первый и последний прокол за время нашего там пребывания.

Минут за двадцать, под рассказы таксиста про значимые места города, мы приехали в центр, на улицу Исаакяна, где нам предстояло прожить несколько дней. Благодаря письменным указаниям, мы нашли хостел с первой попытки. Хостел оказался трехкомнатной квартирой на третьем этаже пятиэтажного дома, где две комнаты сдавались, а в третьей жили хозяева — муж с женой, две дочки и маленькая собачка. Такого мы с Ксю, естественно, не ожидали, но хозяева были по-армянски гостеприимными и очень душевными людьми, так что никакого напряга в их присутствии не было.

Выделенная нам комната была большая, с кроватью, диваном, столом, шкафом и выходящим на Исаакяна, заросшим виноградными лозами, балконом. Санузел и ванна, как и обещалось, были общими, что естественно для трехкомнатной квартиры. Мы, еще больше проголодавшись после убогой самолетной еды, собирались проверить Ереван на вшивость — а именно, можно ли около 12 ночи найти, где поесть. Дожевав салат, которым, не смотря на наше сопротивление, нас угостили заждавшиеся нас хозяева, мы вышли в теплую ереванскую ночь.

Еще из машины я заметил некое едальное заведение неподалеку от нашего дома, и мы пошли туда. Это действительно оказалось небольшое кафе, где нас встретила приятная девочка, которая, как оказалось, не говорила ни по-русски, ни по-английски, что редкость. Тем не менее, с помощью жестов и англо-армянского меню, мы заказали себе хачапури и пиво (1000 и 600 драм соответственно). Так состоялось наше первое знакомство с изумительной местно кухней, которой мы впоследствии отдавали должное. Хачапури по-аджарски был вне конкуренции, как и местное пиво Аратат.

Удивительно после Москвы — но пиво в магазине стоит от 300 драм, в кафе и ресторанах — до 600. То есть, 30–60 рублей. Вообще бесплатно, тем паче, что оно вкусное. Из регулярно встречающихся сортов, было опробовано три. Арарат занял почетное первое место, Гюмри — второе, а самое популярное в кафешках пиво Киликия — третье.

Съев по огромному, горячему, вкуснейшему хачапури и допив пиво, мы отправились спать — на завтра было запланировано завоевание Еревана.

В этот раз мы планировали отдохнуть, поэтому достопримечательностей было намечено немного, мы решили не носиться как угорелым, что бы посмотреть все, а проводить время исключительно в свое удовольствие. Из обязательного мы хотели подняться на Каскад, посмотреть на Матенадаран, и поющие фонтаны. Остальное время мы просто планировали гулять по городу, и просто смотреть, что попадется интересного.

От нашего дома до Каскада было минуть десять неспешным шагом вдоль бульваров.

К нашей радости, буквально рядом с домом мы обнаружили здоровый универсам SAS, где, на первом этаже, можно было купить всякой разной еды и питья. Так же там был обменный пункт, а главное — что магазин (равно как и обменник) был круглосуточным! Вот это было реально здорово, сколько раз в Европах мы упирались в закрытые после шести-семи вечера двери магазинов.

SAS порадовал и ценами. Там мы покупали себе хлеб и нарезку на завтрак, винишко (от 150 рублей) на вечер, и изумительный суджук с грецкими орехами (чурчхелу) — пожевать днем. Цены на местные продукты были ниже пола, на наши продукты — дороже, чем в Москве. К примеру, бутылка пива Арарат там стоила 300 драм, бесплатно практически, а, чудо-йогурт где-то 700 драм (против 45 рублей у нас). Огромный выбор вин, в том числе, естественно, армянских. Про коньяк я просто умолчу. Кстати, сигареты тут раза в два дешевле, чем у нас, так что если что, то вести с собой не надо…

Итак, ознакомившись с магазинным ассортиментом, мы продолжили свой путь по бульварам в сторону Каскада.

Каскад представляет собой две лестницы, разделенные хитроумными фонтанами, ведущими на холм высотой 118 метров. Строительство Каскада было начато в 1971 году, приостановлено из-за землетрясения 1988 года, и полностью остановлено в 1991 году после распада СССР. Позже, благодаря меценатству одного богатого армянского американца, строительство было продолжено, и в 2009 году Каскад был открыт. Однако довести его строительство до конца так и не удалось, в чем можно убедиться, если подняться на самый верх, к монументу в честь 50-летия Советской Армении.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Бульвар вывел нас в приятный сквер «Каскад», который упирается в сам Каскад.

В начале сквера стоит памятник Александу Таманяну, архитектору, по сути, построившему Ереван. Каскад, Дом правительства, Ереванская Опера и многие другие культовые здания города были построены по его проектам.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

За ним, между разноцветными клумбами находится выставка современной скульптуры на открытом воздухе. Странные инсталляции, гротескные скульптуры, просто непонятные штуки — современное искусство — это вещь, недоступная моему слабому разуму.

Вообще, в Ереване оказалось очень много различных памятников. Иной раз они попадались в неожиданных местах, а на бульварном кольце их было по два-три на каждом из бульваров. Плюс большие памятники, преимущественно могучим мужам на могучих конях на площадях побольше.

Прогулявшись по скверу, мы начали подниматься на Каскад. Это весьма хитрая конструкция с многочисленными, но увы, неработающими фонтанами.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Примерно с середины Каскада становится видно Арарат (если его вообще видно). Но погода была хорошая, солнце шпарило вовсю (мы напрочь сгорели за эти два дня), и Арарат был закрыт облаками не полностью.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Снимая его снежную вершину, мы потихоньку поднялись на самый верх Каскада. Предпоследний уровень этого сооружения до сих пор не достроен, и нет никаких намеков на то, что стройка когда-нибудь продолжится.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Сверху, со смотровой площадки, открывается вид на большую часть города, и окрестные горы. Слева, на фоне белоснежных Гегамских гор, стоит монумент Мать-Армения,

дальше, по часовой стрелке, в полный рост видно телебашню,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

прямо — здание Оперы, правее — коньячный завод Арарат, еще правее высится шпиль Цицернакаберда. Отсюда видно, что Ереван — очень зеленый город. Множество парков и бульвары дают спасительную тень жарким летом.

Спустившись с Каскада, мы пошли в сторону Матенадарана, второго места, которое мы хотели посмотреть. Институт древних рукописей возник на основе собрания Эчмиадзинского монастыря, с V века собиравшего и хранившего древние манускрипты. В 1939 году коллекция из монастыря была перевезена в Ереван, а в 1959 году для ее хранения и экспозиции был построен Матенадаран, названный в честь изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца. Его гранитная фигура находится перед зданием музея. Позади него, вдоль стен строгого серого здания стоят шесть фигур выдающихся деятелей армянского средневековья.

В фондах Матенадарана находится более 17 тысяч рукописей, сотни тысяч прочих документов и две с лишним тысячи древних книг. Понятно, что за два дня, которые мы планировали провести в городе, прочесть все это было бы невозможно, поэтому посещение музея мы оставили на другой раз, зайдя только в сувенирный магазин.

Обязательная программа была закончена, поэтому дальше мы просто гуляли по городу. Спустившись от Матенадарана вниз, мы снова вышли в сквер Каскад, откуда по прямой пошли в сторону Ереванской Оперы. Здание овальной формы привольно стоит на площади Свободы, охраняемое двумя очередными памятниками — поэту Туманяну и композитору Спендиаряну. Площадь переходит в зеленый сквер с искусственным водоемом «Лебединое озеро», сделанного в форме Севана. На его берегу стоит очень экспрессивный памятник Арно Бабаджаняну, играющему на рояле.

От оперы, в сторону центра, ведет понтовая улица Северный проспект. В модерновых зданиях находятся крутые гостиницы и крутые бутики мировых брендов.

Гуляя по городу, становится понятно, что Ереван не самое богатое место. Большинство машин — отнюдь не новые, да и новые иномарки не самые дорогие. Полно отечественной классики. Люди одеты скорее скромно, чем богато. Через внешний лоск города то тут, то там проступает нищета, которой страна расплачивается за свою независимость. Особенно это видно, если свернуть с центральных улиц.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

На улице часто подходят и просят деньги беженцы. Во всяком случае, это они так говорят. Они или просто просят тысячу-другую драм, либо предлагают свои услуги в качестве экскурсоводов, при этом и те и другие начинают грузить своими проблемами — всем пришлось покинуть свою родину, у всех больные дети и родственники, всем негде жить и нечего есть, и негде работать. С одной стороны их жаль, с другой стороны денег всем не раздать, а загружаться чужими проблемами совсем не охота — своих хватает. Пожалуй, это был единственный негативный момент, который мы заметили в Армении.

Итак, бутиковый проспект вывел нас в самый центр — площадь Республики. Архитектурный ансамбль площади формируют несколько зданий приятной архитектуры. По центру площади, у бассейна с фонтанами, стоит здание Национального Исторического Музея Армении в классическом стиле,

по левую руку от него — здание МИД,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

по правую — здание правительства Армении.

Если встать к музею спиной, то по другую сторону площади справа будет гостиница Армения Марриот, а слева — гостиница Эребуни. Все здания на площади (как и большинство зданий в городе) облицованы розовым туфом, и на солнце смотрятся ярко и нарядно. Площадь оставила только положительные впечатления — там приятно походить и пофотографировать.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Справа от музея начинается Вернисаж — широкий бульвар с множеством лавочек и фонтанов. Первая его половина предназначена для отдыха ереванцев, а на второй его половине, по выходным, находится сам Вернисаж, где можно купить почти все, что угодно, от древней меховой шапки и мельхиоровых вилок до ювелирных изделий и резных шахмат. Словом, если вы хотите приобрести сувенир на память — вам туда.

Самое интересное, что мы с Ксю нашли на Вернисаже — была кафешка, где мы, благо время шло к обеду, купили по кебабу с пивом. О, что это был за кебаб!!! Это золото, а не кебаб… Вкусный, ароматный, из настоящего мяса, в настоящем лаваше — изысканное блюдо! Цены смешные — кебаб 1000 драм, пиво — всего 300.

Перекусив, мы прошли Вернисаж до конца, и вышли на правый край бульварного кольца. Отсюда видны купола Кафедрального Собора Святого Григория Просветителя (Григора Лучаворича, первого католикоса Армении). Это самый большой собор не только в Армении, но и во всем Закавказье. Построенный в честь 1700-летия принятия христианства и освященный в 2001 году, собор взметнул свои главы на высоту 54 метра. Парадный вид на собор со стороны длинной пологой лестницы с многочисленными лавочками и фонарями выглядит более чем достойно.

После собора мы прогулялись до Ереванского вокзала с целью посетить один из самых известных армянских памятников — Давиду Сасунскому. К вокзалу ведет проспект Тиграна Меца, не самая интересная, должен заметить, улица.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Выйдя к вокзалу, мы поняли, что совершили ошибку — к Давиду надо приходить утром или в первой половине дня — потом солнце светит ему (и вокзалу) в спину, и сфотографировать можно только силуэты.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Тащиться обратно нам было неохота, поэтому мы воспользовались метро, которое, к нашему удивлению, оказалось в наличии в Ереване.

Ереванский метрополитен был запущен в 1981 году, он состоит из 10 станций и его протяженность всего 12 километров. Жетон на одну поездку стоит 100 драм (десять рублей). Поезда не такие как у нас, они короче, оранжево-белого цвета и ходят реже. Фотографировать в метро нельзя — тут же подходят сотрудники, и просят не снимать. Тем не менее, удалось сделать пару фотографий этого явно стратегического объекта. На метро мы вернулись обратно на станцию Площадь Республики.

Поснимав площадь с другим освещением, мы пошли в тенек, на Аллею 2750-летия Еревана. На ней, в честь этого события, установлены 2750 маленьких фонтачиков.

Тенистыми аллеями

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

мы вышли на площадь России, у которой начинается огромное серое здание коньячного завода Ной.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Если пройти вперед, и выйти к его парадному входу, то окажется, что завод Ной и завод Арарат стоят лицом друг к другу, разделенные мостом Ахтанак (Победа), перекинутым через ущелье протекающей через город реки Раздан. К Арарату мы не пошли, а пошли в сторону дома, по пути обнаружив старинную Соборную церковь Святой Богородицы (Катогике Сурб Аствацацин) XIII века.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

После осмотра церкви мы решили закругляться, и пошли ужинать в ресторан «Кавказская Пленница», который мы обнаружили совсем недалеко от нашей квартиры. Ресторан привлек нас своим внешним оформлением, да и внутри было очень интересно, включая живую музыку и национальные танцы (музыка — ежевечерне, танцы — по выходным).

Меню было такое обширное и такое недорогое, что выбрать что-то было очень тяжело. В результате мы набрали кучу всего, плюс литр домашнего вина, еле все это съели, и заплатили 13600 драм (около 1400 рублей).

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

На следующий день, не ощутив в организме никаких последствий от выпитого вина (мы еще взяли бутылочку в SAS), мы позавтракали, и пошли в город. Не хочу сказать про Ереван ничего плохого, но больше одного дня в городе делать нечего. Во всяком случае, если не ходить по музеям. Не смотря на то, что ему почти 3000 лет, тут не сохранилось ничего, что бывает в городах с такой древней историей. Никаких планов на этот день у нас не было, поэтому мы для начала решили еще раз залезть на Каскад в надежде, что Арарат сегодня будет видно лучше, чем вчера. Арарат было видно не лучше и не хуже, его было видно по другому.

Мы немного его поснимали, отбились от очередного беженца, предлагавшего услуги гида, и пошли в сторону реки Раздан. Я где-то вычитал, что вдоль реки находится некая зона отдыха, где по выходным любят тусить ереванцы.

Итак, не очень понимая, где находится парк, мы пошли в нужном направлении.

Дом-музей Ованеса Туманяна.

По пути обнаружили еще одну церковь (которых в Ереване можно по пальцам пересчитать) — Святой Богородицы (Сурб Зоравор Аствацацин),

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

а оттуда вышли на улицу Дзорала, которая вела вдоль ущелья. Собственно, идея была в него спуститься, но дороги вниз не было, да и признаков жизни в ущелье тоже. Зато были красивые виды на зеленые, покрытые красными, желтыми и белыми цветами склоны, внизу шумела речка, погода была отличная, народу вокруг никого — словно мы и не в городе.

Фотографируя, мы тихонечко шли вдоль ущелья, высматривая дорогу вниз. Прошли мимо стадиона Раздан расположенного на другом берегу,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

зашли на смотровую площадку с красивыми видами сразу на два Арарата,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

прошли мимо церкви Святого Сергия (Субр Саргис), где вовсю шла воскресная служба, и, наконец, увидели спуск вниз, в ущелье.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Конечно, никакого парка в ущелье не обнаружилось. А обнаружилось пара тропинок, ведущих вдоль достаточно бурной речки, и миллионы ярких маков, покрывающих склоны.

Вот тут-то мы с Ксю и залипли, фотографирую алые цветы, красиво подсвеченные солнцем.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Шарахались мы там часа, наверное, два, периодически вспугивая влюбленные парочки, которые притаились, как им казалось, в тихих местах вдоль речки.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Сняв, наверное, большую часть маков, мы вылезли из ущелья — как раз около Ноя в видимости Арарата.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Было жарко, хотелось есть и пить, и мы пошли в проверенное место — за вкусными кебабами на Вернисаж. Центр Еревана довольно небольшой, и если знаешь дорогу, то в любой его конец идти максимум полчаса. Жуя вкусный кебаб (который был еще вкуснее, чем вчера), мы решали, куда еще можно податься. На карте города обнаружился некий ботанический сад, который мы и решили посетить. До него было километров пять, поэтому мы подхватили ближайшее такси, и за 1000 драм доехали до нужного места. Билеты в сад стоили 30 драм.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Увы и ах, но сад пребывал в полнейшем запустении. Разрушенные оранжереи и еще какие-то строения, заросшие газоны, практически полное отсутствие табличек… Похоже, что после распада СССР, туда не вложили ни копейки и ни драма. Все это печально, потому что территория сада большая, и наверняка, была очень интересная.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 1

Такая разруха, недостроенность и заброшенность попадалась нам и в других местах. Тем не менее, мы бродили по саду часа, наверное, два, тем более что оттуда то был виден Арарат, то гладкие, блестящие Гегамские горы, то попадалось еще что-то интересное.

В седьмом часу мы вышли из сада на дорогу, и тут же около нас остановилось такси. Дальше — сплошное удивление. Такси было со счетчиком. Таксист его включил. Посадка — 600 драм, пять километров, которые мы проехали до дома прибавили еще 180 драм. Я дал водителю тыщу, и он дал мне 200 драм сдачи! Я был просто шокирован, но тем не менее, так и было. Чудеса чудесные!

Мы зашли домой, кинули ненужное, и еще раз пошли в полюбившуюся нам Кавказскую Пленницу. В этот раз мы были скромнее, поели чуть больше, чем на 16000 драм- это был наш самый дорогой ужин. После вкусного ужина под вкусное вино пошли на Площадь Республики в надежде застать поющие фонтаны — застали, но буквально пять минут — они поют и светятся до десяти вечера.