catys
Екатерина Пользователь — была вчера 20:51

Caput Mundi. Христиане

27 мая 2015 г. 21:54 Рим — Италия Март 2015
77 28

Можно как угодно относиться к религии, можно быть человеком глубоко верующим или абсолютным агностиком — но приезжая в Рим нужно быть готовым смотреть на мир сквозь призму христианства. В максимально широком смысле этого слова, потому что христианство создавало не просто вероучение — оно создавало объемлющую все аспекты человеческий жизни идеологию. В ход шли все средства — и далеко не последнее место церковные деятели отдавали искусству. Церковь всегда доверяла искусству — ибо она понимала силу его воздействия на массы, в большинстве своем безграмотные — а значит это был, за исключением слова конечно же, практически единственный способ воздействия на электорат. И прием этот год за годом, век за веком срабатывал просто на ура — потому что массам нужна визуализация. Люди хотели видеть реальные образы того, чему они поклонялись — и искусство давало им их с лихвой.

По римским церквям, если задаться целью, можно проследить всю историю города. Единицы из них всецело принадлежат только одной какой-то эпохе — большинство же, как ракушки, обросли многовековыми наслоениями разных эпох, но в этом и кроется их несомненное эстетическое своеобразие. Раннехристианские церкви возводились на местах античных храмов либо вырастали из домов первых христианских подвижников и мучеников — в общем, в любом случае это были какие-то знаковые места. Иногда мне начинает казаться, что церквей в Риме больше, чем домов — и наверное эта ситуация вполне нормальна для города, который на протяжении полутора тысячелетий был столицей папской области. И пусть это уже давно в прошлом — но и по сегодняшний день религиозное благочестие итальянцев вещь совершенно естественная и не показная. Множество чудесных и интересных мест остались мною незапечатленными — да что там незапечатленными, даже не осмотренными толком! — именно по той самой причине, что мне не хотелось быть варваром, беспардонно щелкающим своим любопытным фотоаппаратом поверх голов, склоненных в молитве.

Римские церкви это не только храмы божьи — это еще и храмы истории, храмы искусства и красоты, прекрасные, возвышенные и гармоничные. И только одно место, один собор в Риме в моем восприятии выбивается из этой стройной картины мироздания — поэтому, собственно, я и не упоминаю его в своих рассказах. Как-то папы уж слишком явно переборщили в своем стремлении показать всему миру, кто в доме, то есть в мире, хозяин…

Совсем другое впечатление производит базилика Сан Джованни ин Латерано — светлая, просторная и величественная без пафоса. Такая, какой и должна быть главная базилика христианского мира. Некатолики искренне удивляются — а католики конечно же знают, что так оно и есть… Именно Сан Джованни ин Латерано — «матерь всех церквей римских», о чем и свидетельствует надпись на фронтоне. Недавно Сан Джованни даже было присвоено звание «архибазилики» — видимо, чтоб уж точно никто не перепутал.

2
1
1

Прекрасный белый мрамор, из которого построена базилика, присутствует и во всем ее внутреннем убранстве — никаких порфировых колонн и золоченых фризов, все, как говорится — «скромно, но со вкусом». И я бы еще добавила — с настоящим благородством. Интерьер не давит на посетителя, и даже огромные статуи апостолов в нишах по обеим сторонам центрального нефа, явно призванные подавлять своим величием — подобного эффекта не оказывают.

3
2
2
2
1
2
1

Конечно, нынешний внешний — и внутренний — вид базилики — это натуральное детище эпохи Ренессанса. Первая базилика выглядела совершенно не так. А как — мы теперь может только догадываться, но в некоторых хрониках она фигурирует как «Basilica Aurea», «Золотая базилика» — то ли благодаря пышной внутренней отделке, то ли цвету камня — стены были облицованы желтым мрамором. Но стоит вам миновать центральный неф и приблизиться к алтарной части — как белый цвет колонн и апостолов взрывается всем многоцветьем спектра — в Сан Джованни ин Латерано попадает достаточно света, чтоб яркие цвета фресок и мозаик алтаря и трансепта сияли, искрились и пульсировали.

3
3
3
3

Мозаика апсиды выполнена в конце XIII века двумя францисканскими монахами, Якопо Торрити и Якопо де Камерино. Но верхняя часть мозаики — та, что изображает голову Христа в окружении серафимов — была изготовлена в IV веке, а впоследствии реставрирована и включена в состав новой композиции.

1
3

В правом нефе — подарочек для почитателей таланта Джотто. Эта неважно сохранишаяся фреска, изображающая папу Бонифация, объявляющая 1300 юбилейный год — его работа

2
1
3

Если выходить из базилики не через центральный вход, а через боковые двери, расположенные за алтарем — то слева на площади вы увидите приземистое кирпичное строение, по виду сильно немолодое — это баптистерий. И это действительно самая старая постройка из всего комплекса — баптистерий сохранился в практически неизменном виде аж со времен Константина.

2

В центре установлена древняя порфировая купель — по преданию, именно в ней перед смертью крестился император Константин. А еще в ней самолично посвятил себя в рыцари простой римский парень, сын трактирщика и прачки Кола ди Риенцо, провозгласивший себя защитником простого народа римского и непримиримым борцом с аристократией. Впрочем, история этого парня лишний раз ярко и наглядно демонстрирует, куда ведет дорога, выложенная благими намерениями, и как быстро они трансформируются, стоит им только обрести хоть немножечко власти. Из народного защитника Кола быстро скатился до тирана-самодура, так что совершенно неудивительно, что в очередной раз обманутый в своих ожиданиях народ Рима восстал и деятеля этого убил. Ну, а что касается баптистерия — то в нем сохранились одни из старейших в Риме мозаик. Хотя сохранились — это очень громко сказано… я конечно все понимаю — в Италии кризис, а культурное наследие так велико, что на него никаких денег не напасешься…. Но уж хоть баптистерий при такой знаковой базилике, как Латеран, могли бы не доводить до такого безобразия!!!

1

Хотя видно, что какие-то умники уже когда-то пытались эти мозаики «реставрировать» — следы можно увидеть невооруженным взглядом.

Правда, кроме этих несчастных мозаик в притворе, есть еще закрытая капелла — в ней сохранность старинных мозаик на порядок лучше. Правда, запечатлеть их для вас мне не удалось — в тиши капеллы молилась женщина, да так истово, что я смутилась и поспешила ретироваться, дабы не мешать. Поэтому фото нашла в Интернете.

1

Широкая, шумная и обсаженная по обеим сторонам почему-то абсолютно голыми платанами улица — виа Мерулана — ведет от Латерана к еще одной папской базилике, Санта Мария Маджоре — ее обелиск хорошо просматривается в конце улицы.

1

Как известно, обе базилики входят в число семи паломнических церквей Рима — церквей, которые любой, прибывший в Вечный город с паломнической целью, обязан был посетить. Я тоже шла паломнической тропой — только паломничество мое было совершенно другого рода. Я шла собирать римские и византийские мозаики. В моей личной табели о рангах мозаичное искусство занимает безоговорочное первое место. Вы только вдумайтесь — как при такой ограниченности приемов и изобразительных средств, при такой дикой трудоемкости процесса выкладывания мозаики получался такой необыкновенно выразительный эффект! И ведь мозаика — искусство значительно более древнее, чем живопись, первые мастера проторенессанса делали свои первые робкие шаги в живописи тогда, когда мозаичное искусство уже давно расцвело пышным цветом и явило миру свои лучшие образцы — таким образом, мозаику можно смело назвать прародительницей и вдохновительницей живописи. Но это все лирика — а что касается практики, то и в Риме есть немало прекрасных образцов мозаичного искусства. Разумеется, это не Равенна, не Сицилия и не Стамбул — чьи мозаики являются эталонными — но и римское мозаичное искусство заслуживает всяческих похвал. Я уже касалась темы мозаик в первой части повествования о районе Трастевере, только что мы видели мозаичную апсиду Латерана и кошмарной степени сохранности баптистерий — а теперь держим путь в Санта Мария Маджоре — еще одну римскую церковь с мозаиками.

Но по дороге давайте завернем кое-куда. Эта маленькая церквушка находится на узкой боковой улочке, также выходящей на площадь перед Санта Мария Маджоре. Улочка носит название виа ди Санта Прасседе — также называется и маленькая церковь, скрывающаяся среди домов. Внутреннее пространство церкви выглядит очень светлым и воздушным — благодаря светлому фону стен, расцвеченному нежными неяркими росписями. Вот, наверное, именно так и должна выглядеть маленькая домашняя церковь…. Почему домашняя? Сейчас поймете.

2

Церковь святой Пракседы существовала на этом месте уже не один век — Пракседа вместе с сестрой своей, впоследствии тоже пополнившей ряды римских святых Пуденцианой были дочерьми некоего Пуда, согласно легендам — одного из сподвижников святого Павла. Так что девушки с младых ногтей привечали в своем доме первых христиан и вели активную пропагандистскую деятельность, за что и поплатились. На месте, где сестры крестили новообращенных, впоследствии была воздвигнута церковь, названная по имени одной из сестер — Санта Прасседе. И именно эту церковь избрала местом своего последнего упокоения некто Феодора, а точнее — ни больше ни меньше как мать папы Пасхалия I. То, что она сделала это сознательно и еще при жизни, не вызывает сомнений — на одной из мозаик в капелле Сан Дзено мать папы (простите за тавтологию) изображена с квадратным нимбом. Так что более чем вероятно, что и церковь эту Феодора воспринимала как свою, домашнюю…. А уж сын ее постарался, чтоб будущее место упокоения его горячо любимой матушки было оформлено самым лучшим образом. И тут ему, надо сказать, были все карты в руки — в Византии, главном по тем временам поставщике идей и мастеров, разразился очередной виток иконоборческого кризиса. Пока сильные мира сего спорили, что же это — идолопоклонство или все-таки выражение народной любви и почитания, сопровождая свои теологические споры периодическими актами вдохновенного вандализма и высылками инакомыслящих куда подальше — наиболее даровитые инакомыслящие почли за лучшее быстренько убраться по добру по здорову самостоятельно, да не куда-нибудь, а в Рим — где папы, всегда очень чутко реагировавшие на все ветры, дующие со стороны ненавистной Восточной империи, приняли их с распростертыми объятиями. Так что пока погрязшая в пучине теологических споров Византия собственными руками громила свое же культурное достояние — в Риме в этот же период создавались прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства, в том числе и мозаичного. И капелла Сан Дзено — тому яркий пример. Выполненная восточными мастерами, она несет на себе отпечаток стопроцентно византийского стиля — с его условностью и статичностью форм. Но при всем при этом капелла производит необыкновенное впечатление — за счет своих очень компактных размеров и того, что по византийской традиции — все мозаики выкладывались на слепящем глаза золотом фоне. А теперь замрите на секунду и представьте себе — в те времена не было красителей, как сейчас бы сказали — идентичных натуральным. То есть для получения золотого цвета использовалось золото. А золотая мозаика получалась таким образом — на кусочки стекла, или смальты, наносилась золотая фольга, и потом эти кусочки вместе с фольгой обжигались. То есть заходя в капеллу Сан Дзено — вы попадаете в самую что ни на есть золотую комнату! Вот это я понимаю, сыновняя любовь))

2
2
1

Кстати, почему капелла носит такое имя — мне выяснить так и не удалось. Так что какое отношение имеет скромный и никому не известный мученик Зенон к матери папы Пасхалия, что она даже избрала его своим небесным покровителем — тайна, покрытая мраком времен. Но тем не менее его мощи были перенесены сюда из катакомб на Аппиевой дороге, а сама капелла построена в форме кубикулы. Загадка, однако….

Из капеллы святого Зенона можно попасть в еще одно маленькое помещение — оно называется часовня колонны, потому что тут находится святыня — столб бичевания, к которому, как считается, был привязан Христос. Реликвия была привезена в 1223 году как один из трофеев пятого крестового похода, правда ее подлинность вызывает большие сомнения. Но идентичность христианских реликвий — это вообще очень скользкая тема, так что лучше ее не касаться….

К сожалению, больше ничего мне рассмотреть не удалось — церковь закрывалась «на обед», и всех посетителей вежливо, но настойчиво попросили удалиться. Начинал моросить дождик, но до Санта Мария Маджоре тут рукой подать — и я быстренько нырнула туда.

2
3
3

Санта Мария Маджоре — очень почитаемая базилика, она упоминается во всех путеводителях и специальной литературе по истории византийского искусства — ее мозаики считаются одними из лучших в Риме. Так что, разумеется, шла я сюда с большими надеждами — но, как ни обидно, получила большое разочарование. Потому что все явно делалось для людей — учитывая габариты базилики, освещение весьма скудное (это я говорю о том освещении, за которое нужно кинуть в осветительный автомат при входе 1 евро за подсветку апсиды, и еще 1 евро — за подсветку центрального нефа, без этого нечего даже и думать, чтоб хоть что-нибудь рассмотреть — очень темно!).

3
4

Как я ни билась — из нескольких десятков кадров удачными получились только парочка. Конечно, тут сложно рассмотреть какие-нибудь детали. А между тем эти мозаики создавались как правительственный заказ, так сказать «наш ответ Чемберлену»: в начале V века в Византии получило распространение учение Нестория, согласно которому Иисус родился человеком, и только потом стал богом. Соответственно, и Богоматерь признавать таковой Несторий отказывался. Учение это было решительно отвергнуто на Эфесском соборе 431 года — и тогда же был закреплен статус Марии как Богородицы. Поэтому при отделке богородичной церкви мастера получили четкие рекомендации всячески подчеркивать божественную природу младенца Христа и прославить Марию как Богоматерь.

Ну, а самые-самые мозаики расположены на этот раз не в апсиде, а практически под потолком на стенах главного нефа. Мало того, что реально высоко — так еще и очень мелко!

Мозаики эти, как предполагают исследователи, создавались по образцам константинопольских книжных миниатюр, иллюстрирующих сцены из Нового завета — поэтому больше напоминают картины, насыщенные мелкими деталями, рассмотреть которые, к сожалению, не представляется возможным вообще! Наверное, единственный выход — дальнобойный и светосильный объектив, но раз уж я пока таким не обзавелась — то пришлось мне красоты Санта Мария Маджоре оставить на потом….

3
1

Частные гиды
в Риме

Бронирование отелей
в Риме

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Dimitry
+4
28 мая 2015 г. 9:38
Целый научный трактат.
evgeniaczech
+2
28 мая 2015 г. 11:48
Ничего себе, Катя, рассказ! Столько нового и увлекательного почерпнула! Я к мозаикам тоже слабость испытываю, и за кропотливость, и за филигранность, а теперь еще и знаниями вооружена. Спасибо!
catys
28 мая 2015 г. 11:57
Спасибо, я рада что было интересно! И еще больше рада еще одному любителю мозаик!
Arkhip251166
+1
28 мая 2015 г. 13:56
Можно только ради соборов - посетить Рим, а ведь многие наши туристы - в ни просто не заходят - пробегают мимо - несчастные!!!
catys
+2
28 мая 2015 г. 16:59
Arkhip251166 писал 28 мая 2015 г. 13:56
Можно только ради соборов - посетить Рим
у меня в этот раз почти что так и получилось А многие да.... очень поверхностны, довольствуются Треви и Колизеем. Но это не про нас
tinka61
+1
28 мая 2015 г. 16:38
И Маджоре, и Латерано производят совершенно сногсшибательное впечатление. С удовольствием их освежила, всё рассмотрела в деталях. Санта-Прасседе просто прелесть, не была там, не знала про неё.
catys
+2
28 мая 2015 г. 17:04
Спасибо, Ирина!
tinka61 писала 28 мая 2015 г. 16:38
Санта-Прасседе просто прелесть
эти маленькие церкви Рима - это просто кладезь открытий
tinka61
+1
28 мая 2015 г. 17:13
А у меня они все перепутались в голове. Тогда, 5 лет назад, ходила еще без всякого плана, хаотично. Надо бы вернуться в Рим, конечно. По-другому там погулять, осмысленно.
catys
+1
28 мая 2015 г. 17:18
Ой как надо!!! Я два раза была в Риме до этого, но по-настоящему его увидела только сейчас.... А сколько еще осталось! Вот точно, в Рим можно возвращаться до бесконечности....
tinka61
+1
28 мая 2015 г. 18:47
А сколько дней в этот раз там провели?
catys
+1
28 мая 2015 г. 20:38
Неделю, из которой только на один день уезжала из Рима, в Тиволи
tinka61
28 мая 2015 г. 20:40
Понятно, спасибо.
KonstantinPavlov
+1
28 мая 2015 г. 17:47
Какое серьезное погружение! Был когда-то в Риме, но было это давно и значит не считается. Надо решится на более детальное знакомство с городом, предварительно почитав, такие материалы. Браво!
catys
+2
28 мая 2015 г. 20:40
Спасибо!!!
но было это давно и значит не считается. Надо решится на более детальное знакомство с городом
однозначно надо повторить!
marsada
+1
28 мая 2015 г. 19:57
Кать, а ты искусствовед?
catys
+2
28 мая 2015 г. 20:42
Неееееет Просто серьезно интересующийся любитель )) Хотя могла бы быть.... училась-то в институте культуры
KonstantinPavlov
+1
28 мая 2015 г. 22:40
catys писала 28 мая 2015 г. 20:42
училась-то в институте культуры
вот это видно сразу, профессионально
catys
+1
28 мая 2015 г. 23:04
Спасибо!
marsada
+1
29 мая 2015 г. 9:28
catys писала 28 мая 2015 г. 20:42
училась-то в институте культуры
ах вон оно что!!!
catys
+1
29 мая 2015 г. 9:32
Ну да, ножки-то оттуда растут.... и из детства, проведенного в Эрмитаже
spatefillum
30 июля 2015 г. 15:03
Я тоже как Маша подумала )
Kapuletta
+2
28 мая 2015 г. 23:23
Действительно профессинональный экскурс в историю религии и искусства... Я первый раз услышала о Пракседе и Пуденциане... (пудендис - "срамной" - только эта аналогия жила в моей голове), а тут - Святая....Катюша, вот ты углубилась )))) И нас втянула, )))) я хотела уже спать идти , но так и не смогла оторваться... Ведь ты абсолютно точно скзала, что храмы - это лучшие музеи Рима....Я вспомнила, как бельгийцы, пытаясь подражать, открыли в храмах выставки великих фламандских художников...В Антверпене, например, один из храмов - это практически музей Рубенса....
catys
+1
29 мая 2015 г. 9:28
Спасибо Леночка! )) Да, есть за мной такой грешок, люблю я покопаться в истории
Kapuletta писал 28 мая 2015 г. 23:23
И нас втянула,
тенденция замечательная и очень полезная
Kapuletta писал 28 мая 2015 г. 23:23
В Антверпене, например, один из храмов - это практически музей Рубенса....
я слышала про этот храм - очень хочется теперь увидеть все это вживую!
Kapuletta
+1
29 мая 2015 г. 12:41
catys писала 29 мая 2015 г. 9:28
тенденция замечательная и очень полезная
кто бы спорил... за тебя всю работу сделали, а ты - сиди - читай - наслаждайся...
catys
+1
29 мая 2015 г. 12:43
И это тоже Но я имела в виду другую тенденцию - когда самому тоже хочется сделать что-то подобное
Kapuletta
+1
29 мая 2015 г. 12:43
и это тоже))
Butyrskii
+1
29 мая 2015 г. 8:18
Шикарные фотографии, как всегда. Приятно смотреть. Так и не могу я научиться любить интерьеры даже таких роскошных соборов. Но посмотреть и почитать всегда нравится
catys
+1
29 мая 2015 г. 9:30
Спасибо!
Butyrskii писал 29 мая 2015 г. 8:18
Так и не могу я научиться любить
мне кажется, учиться тут неподходящее слово... Оно само - или придет, или нет.... научиться можно понимать - но любить вряд ли )
Butyrskii
29 мая 2015 г. 10:05
Согласен, буду ждать и надеяться
Vlad_TA
+1
29 мая 2015 г. 12:41
Катя, с каждым очередным рассказом, Вы утаскиваете читателей на такую глубину! Показываете, что путешествия, это не просто фотографирование на фоне очевидных, банальных достопримечательностей. Не подслушанная мной, как-то фраза, эдакой ретивой "эскурсоводши": "Все внимание!!! Посмотрите! Справа гробница царя Давида, слева - туа-алет..." Путешествие может быть (и должно на мой взгляд) послужить поводом, для раздумий, для осознания, и познания чего то. Ведь в Вашем этом рассказе несколько огромных тем. Это и роль религии в развитии искусства. И проблемы сохранения того, что досталось нам от предков, и понимание, интрерпритация того, что мы видим. Не могу не отметить особо Вашу деликатность к чувствам верующих людей. На мой взгляд вера людей, вещь очень интимная. Не все, и не всегда может быть превращено в объект для съемок.За это Вам особое уважение!
И еще одно. Читая об отдаленных мозаиках, вспомнил, что читал где то рекомендацию одного известного римского экскурсовода, на таких экскурсиях иметь при себе бинокль и фонарик(о телевике-объективе я уже не говорю)..
catys
29 мая 2015 г. 12:59
Читая об отдаленных мозаиках, вспомнил, что читал где то рекомендацию одного известного римского экскурсовода, на таких экскурсиях иметь при себе бинокль и фонарик
и я даже знаю, откуда у него эта рекомендация - есть неплохая книжка американского археолога Барбары Мертц "Рим. Две тысячи лет истории". Кстати, очень можно ее порекомендовать к прочтению для таких, как мы, детальных путешественников, в качестве путеводителя
Vlad_TA
+1
29 мая 2015 г. 14:43
очень можно ее порекомендовать к прочтению.
вот спасибо!
Катя, не могу не отметить еще одно Ваше бесценное качество - Вы неприменно отвечаете ВСЕМ на ВСЕ отзывы.
catys
29 мая 2015 г. 14:46
поступай с людьми так, как тебе бы хотелось, чтоб поступали с тобой ) Никакое внимание не должно оставаться незамеченным
Vlad_TA
+1
29 мая 2015 г. 16:16
книжка американского археолога Барбары Мертц "Рим. Две тысячи лет истории"

Катя, огромное спасибо за "наводку"! Уже купил на сайте эту книгу. А попутно еще и ее же "Древний Египет.Храмы, гробницы иероглифы!
catys
29 мая 2015 г. 16:39
На здоровье! Ее Египет я еще не читала, потом поделитесь впечатлениями!
Vlad_TA
29 мая 2015 г. 18:01
потом поделитесь впечатлениями
Неприменно!
catys
29 мая 2015 г. 13:13
фраза, эдакой ретивой "эскурсоводши": "Все внимание!!! Посмотрите! Справа гробница царя Давида, слева - туа-алет..."
вот поэтому я давно и органически не выношу организованный туризм. К сожалению, невыского качества спрос и рождает невысокого качества предложение. Огромная масса людей этим довольствуются - и тут Бог им судья, это их личное дело. Я придерживаюсь точки зрения Альбера Камю, что путешествия, как самая серьезная наука, помогают нам вновь обрести себя. И мне не хотелось бы обретать себя таким бездарным образом....
borisnov
+1
29 мая 2015 г. 13:00
какое великолепие !
catys
29 мая 2015 г. 13:14
Наслаждайтесь!
Vlad_TA
+2
29 мая 2015 г. 14:39
на кусочки стекла, или смальты, наносилась золотая фольга, и потом эти кусочки вместе с фольгой обжигались.
Я знаю, что был и другой способ. Золото растворялось в "Aqua Regia" (царской водке). Полученым раствором пропитывались кусочки хлопковой ваты, которые потом сжигались, и пеплом натирались кусочки стекла или смальты. При обжиге восстанавливалось металлическое золото. В любом случае, это действительно покрытие чистейшим золотом. Кстати подобным способом для позолоты изделий, пользовались до первой половины 20в, например часовщики и ювелиры.
catys
29 мая 2015 г. 14:44
Ничего себе технология!!!
Vlad_TA
+1
29 мая 2015 г. 15:52
Ничего себе технология!!!
А если добавить к этому , что и саму "Aqua Regia", тогда не умели получать простым смешиванием азотной и соляной кислоты (соляная не была еще открыта), а получали сухой перегонкой смеси из полу-десятка веществ нагреваемых в герметичном сосуде... Так в всплывают в памяти образы алхимиков с ихними ретортами... А результат - наше наслаждение красотой...
catys
+1
29 мая 2015 г. 16:01
Vlad_TA писал 29 мая 2015 г. 15:52
А результат - наше наслаждение красотой...
и как минимум - инвалидность, а как максимум - преждевременная смерть тех, кто этим занимался! Вот уж точно, такой самоотверженный героизм заслуживает как минимум преклонения ))
AsiaGate
+1
1 июня 2015 г. 7:43
Катюш, твои рассказы о Риме - ликбез для ленивых, курс "Введние в римскую архитектуру" или "История Рима сквозь призму архитектуры" Ты профессионально не думала этим заниматься? - в смысле лекции студиозусам читать
catys
+1
1 июня 2015 г. 9:20
Спасибо Оксаночка! Ну до студиозусов я еще не доросла, самой бы еще подучиться не мешало
Vlad_TA
2 июня 2015 г. 14:19
catys писала 1 июня 2015 г. 9:20
самой бы еще подучиться не мешало
Ну, учится можно всем и всегда.
Катя, а мысли издать путеводитель, такой же не банальный , как Ваши здесь писания у Вас не возникало? Мне кажется, это могло бы быть очень интересно. Да еще при Вашем слоге. При таком легком, живом изложении совсем не простых вещей...
catys
+1
2 июня 2015 г. 20:44
Да, возможно.... но не сейчас )) Сейчас мне еще не хватает запаса знаний )
Vlad_TA
2 июня 2015 г. 21:40
catys писала 2 июня 2015 г. 20:44
Сейчас мне еще не хватает запаса знаний
Позиция вызывающая уважение! Особенно в наше время, когда все, так легко рвуться что то издавать. Даже те, кому совершенно нечего сказать.
А в целом, радует, что Вы расматриваете такую возможность.Сколько людей Вы сможете "заразить" своей любовью к Риму, своими знаниями!
catys
+1
2 июня 2015 г. 21:49
Vlad_TA писал 2 июня 2015 г. 21:40
когда все, так легко рвуться что то издавать. Даже те, кому совершенно нечего сказать.
Оставим это на их совести )) Не люблю халтуру, уж если делать что-то - так делать профессионально. Поэтому пока буду "заражать" по-любительски
Vlad_TA
+2
3 июня 2015 г. 8:37
catys писала 2 июня 2015 г. 21:49
уж если делать что-то - так делать профессионально

или, если цитировать Жванецкого:" ПисАть, как и пИсать, нужно только тогда, когда уже не можешь..."
catys
+1
3 июня 2015 г. 9:26
умнейший человек! Согласна, сосуд, чтоб начать отдавать воду, сначала должен наполниться до краев ))
julykum
+1
27 июня 2015 г. 21:32
Катя, мне нравится, что кроме интересных сведений у тебя можно почерпнуть и много глубоких мыслей. Например, о мозаике как о праматери живописи. Очень впечатлена!
catys
+1
27 июня 2015 г. 23:17
Спасибо, дорогая моя!
spatefillum
+1
30 июля 2015 г. 15:07
Катя, очень интересно! Впрочем, как всегда ) Я тоже люблю мозаику и всегда восхищаюсь мастерами! Но все же очень интересно, почему она стала развиваться быстрее, чем живопись? Мне кажется, эта техника намного сложнее. Сложности с изготовлением красок что-ли были в древние времена? )
catys
+1
30 июля 2015 г. 16:00
Спасибо Любочка! Ну масляную живопись изобрели намного позже, а фресковая развивалась параллельно с мозаикой... Просто, как мне кажется, византийцам выразительные эффекты, создаваемые мозаикой, были ближе.... наверное поэтому они ее так любили )
spatefillum
+1
30 июля 2015 г. 16:05
catys писала 30 июля 2015 г. 16:00
византийцам выразительные эффекты, создаваемые мозаикой, были ближе...
да уж, тут не поспоришь, мозаика и выразительна и эффектна, да и долговечнее, чем фрески... Интересно люди тогда рассчитывали, что их творения выдержат тысячелетия?...
catys
+1
30 июля 2015 г. 16:09
spatefillum писала 30 июля 2015 г. 16:05
Интересно люди тогда рассчитывали, что их творения выдержат тысячелетия?
думаю, как минимум надеялись Желание прославить себя в веках явно присутствовало )))
spatefillum
+1
30 июля 2015 г. 16:13
Да, сейчас амбициозных архитекторов и художников стало явно меньше, а представители сильных мира меряются амбициями по-другому
catys
+1
30 июля 2015 г. 16:16
Амбициозных-то, наверное, не меньше... А вот способных - однозначно )) Вот и меряются, как могут....
spatefillum
+1
30 июля 2015 г. 16:17
Mabuta
+1
30 июля 2015 г. 22:41
Катюш, спасибо за интересное исследование вопросов мозаичного искусства Рима. Очень детально! Кстати, приведу тебе одну цифру.
начинает казаться, что церквей в Риме больше, чем домов
от экскурсовода по Ватикану я слышала (записала), что в Риме 927 церквей!
catys
+1
30 июля 2015 г. 22:48
Спасибо! Я очень рада, если было интересно!
Mabuta писала 30 июля 2015 г. 22:41
в Риме 927 церквей!
вообще цифра, конечно, потрясает воображение!!! Притом что Рим-то, по большому счету, далеко не гигантский город...
lenasven
–1
31 июля 2015 г. 19:25
Продолжить тему не хотите?.. Ну, например... " Caput Mundi. Американские протестанты", или, еще хлеще, " Caput Mundi. Язычники"
Если автор дает такой "благозвучный" заголовок, то надо не шифровать свои мысли под него, a расшифровывать выражение с мертвого латинского. Для читателей. Так положено.
Что мы тут еще пишем?.. Рим "на протяжении полутора тысячелетий был столицей папской области". Вы уж, Екатерина, определитесь, был ли Рим - Caput Mundi, т.е. центром Вселенной (расшифровываю за вас), или всего - навсего столицей папской области.
catys
31 июля 2015 г. 20:30
lenasven писала 31 июля 2015 г. 19:25
Вы уж, Екатерина, определитесь, был ли Рим - Caput Mundi, т.е. центром Вселенной (расшифровываю за вас), или всего - навсего столицей папской области
а я не вижу особого противоречия Для народа, его населявшего, он всегда был центром мира... и что ему мешало одновременно быть столицей папской области?
lenasven писала 31 июля 2015 г. 19:25
еще хлеще, " Caput Mundi. Язычники"
спасибо за идею, но уже было
lenasven
–1
1 августа 2015 г. 12:20
Вы, Екатерина, все в одну кучу определили. И Византию, и всех христиан, и пап. Вот у вас и нет противоречий.
Противоречия есть и они очень большие. По сей день. И начались они с 1054-го года, когда и возник католицизм, отпочковавшийся от Вселенской церкви. Т.е. ваше утверждение, что папской области полторы тысячи лет уже в корне не верно. Древняя неразделенная христианская церковь разделилась. И разделилась она именно в 1054-м. Более того, католики-крестоносцы (12в) разорили Константинополь и осквернили христианские святыни там. Многие люди сейчас говорят, что хорошо еще, что турки взяли Константинополь (1453г), а не католики-крестоносцы. Там бы камня на камне не осталось.
Это я к тому, что папы только хотели, чтобы они были центром Вселенной, центром мира, а оставались они вот этой папской областью (хорошее слово нашли вы для них, однако), Ватиканом.
Хотят папы сейчас еще большего (а за ними стоят англосаксы, хотящие того же). Они ведут политику сближений всех религий (не только христианских, но и языческих, и иудейских) под управлением ватиканского престола. Название этому - экуменизм. И это уже нехристианство. Народы хотят обезличить, лишить их своей Веры, своей религии, своей нации, своей родины. Сделать послушных рабов. Благо, дело у них не идет как по маслу. И не пойдет. Господь не допустит победить им.
catys
0
1 августа 2015 г. 13:32
Вы, Елена, зря думаете, что я этого не знаю ) Раскол официально произошел в 1054 году, хотя на самом деле начался он намного раньше - примерно с того самого момента, когда Римская империя фактически раскололась на западную и восточную. Так что история католицизма началась намного раньше, хотя официально его принято называть таковым только с 1054 года. А от Константинополя после 1204 года и так камня на камне не осталось... Османы только довершили дело, благо это было совсем несложно. Поэтому уж простите, как бы Вам это не претило, но куча все-таки одна. Потому что от взаимодействия культур не деться никуда, и пытаться как-то искусственно разделить эти процессы - еще более неправильно, чем объединять, но почему-то большинство занимается именно этим )
А что касается пап и их стремления к мировому господству - Бог им судья, а не мы, да и речь, собственно, была вообще не об этом ) Столицей мира Рим начали называть задолго до них )
lenasven
–1
1 августа 2015 г. 16:08
Ну, не мог раскол начаться в 4-м веке! Екатерина, в вашей головке все перепуталось окончательно.
В 4-м веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную. И государственной религией стало христианство. И там, и там. Не католицизм (рановато еще ему было проявляться). А христианство. Неразделенная христианская церковь. Раскол был в 1054-м и никак не раньше. И история католицизма отсчитывается именно отсюда. И никак не ранее.
Понятно, шло сильное давление на христианство. Западную часть Римской империи стали активно заселять воинствующие германские племена, язычники. Они же скинули последнего императора Западной Римской империи. В 5-м веке. Они же (прапредки ветви теперешних англосаксов) и вносили смуту в головы римлян.
Взаимодействие культур, как вы говорите, - это хорошо, а вот навязывание своего, причем, огнем и мечом (как это делали и германские вожди, затем католики-крестоносцы, а теперь, уже в наши дни, англосаксы) - это, согласитесь, очень плохо. Кстати, православные люди никогда не занимались миссионерством. Ни словом, ни, тем более, огнем и мечом. Как это делали католики-крестоносцы.
И еще. От Константинополя после захвата турками остался собор Святой Софии - главный патриарший собор Византии. Главная святыня Византии и всего Православного мира. Собор Святой Софии стоит и по сей день. Приди туда в свое время католики-крестоносцы с задатками германских племен, не осталось бы там камня на камне.
Да, может быть, речь была не об этом. Но все ведь началось с вашего заголовка...
catys
+1
2 августа 2015 г. 0:02
lenasven писала 1 августа 2015 г. 16:08
Раскол был в 1054-м и никак не раньше
Вы можете привести хотя бы один аргумент в подтверждение этого? Кроме "этого не может быть потому, что не может быть"? Или как - нет бумажки, значит нет раскола, а все эти бесконечные теологические споры, все ширящиеся различия в обрядах и бесконечные буллы об отречении, которыми по любому поводу обменивались папа и патриарх - это не в счет?
Кстати, православные люди никогда не занимались миссионерством
так уж и никогда? А что же тогда делали Кирилл и Мефодий, а как же крещение Руси? Православие пришло в Россию и на Балканы само, чудесным образом?
Приди туда в свое время католики-крестоносцы с задатками германских племен, не осталось бы там камня на камне.
Вы не забываете, что католики-крестоносцы там были целых 57 лет? И за это время со Святой Софией ничего не случилось. Так почему Вы решили, что потом ее обязательно бы сравняли с землей?
lenasven
–1
2 августа 2015 г. 21:26
Екатерина, знаете что я вам скажу, не надо касаться неверующему человеку вопросов религии и пытаться здесь другим людям впаривать свое непонятно что. "Трактат" ваш тянет как раз на институт культуры, который вы закончили. Не больше. Можно было бы дальше дискутировать с вами, отвечая на ваши вопросы, но зачем? Вы слышите только себя. Слушайте дальше. Бог в помощь.
catys
0
2 августа 2015 г. 21:34
Благодарю Вас Собственно, закономерный финал, которого я и ждала ) Когда нет аргументов - мы начинаем приплетать веру, чтобы скрыть собственный исторический нигилизм ) Бог Вам в помощь ) И предоставьте остальным самим решать, во что им верить
elsarieva
+1
2 августа 2015 г. 16:18
Дважды прочитала искусствоведческий труд. Катя!
catys
2 августа 2015 г. 16:44
Спасибо!
Leolik
+1
8 августа 2015 г. 13:02
Катя, читаю сейчас весь "твой Рим"! Потом законспектирую и на карте маршруты проложу. И Барбару прочту! Спасибо тебе огромное!
catys
+1
8 августа 2015 г. 13:12
Ой Леночка, на здоровье!!! Пользуйся сколько угодно!!! И Барбару да, очень неплохая книжка!!! Прямо как путеводитеем пользоваться можно!
Leolik
+1
8 августа 2015 г. 13:14
Срасибо, Катюш!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.