Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 17:57
Чайхана-2023 - рассказ о нашей новой экспедиции сразу по 4 странам :)

Виктория, Ксленди — Мальта Апрель 2011

Чтобы успеть осмотреть северный мальтийский остров Гозо за один день, я решил взять автобусную экскурсию. Тур стоимостью 60 евро я оплатил по Интернету еще из дома.

Экскурсия начинается с того, что автобус, начиная с 8 часов утра, собирает туристов по гостиницам. Затем общий сбор происходит на северном побережье Мальты у паромного терминала с арабским названием Iċ-Ċirkewwa (ну явно арабская манера менять согласную у артикля, чтобы она совпадала с первой буквой основного слова). И таких арабских названий на Мальте полно.

Со мной в автобусе ехали несколько русских туристов. Вообще русских на Мальте ОЧЕНЬ много. Так вот, в пункте сбора у парома к нам подскочила русская женщина и поманила за собой. Однако когда стали разбирать ваучеры, оказалось, что у меня оплачена обычная англоязычная экскурсия и меня отослали к другой тетеньке, «вон той, в голубой косынке».

А народу у парома оказалось просто безумное количество — остров Гозо у туристов крайне популярен. Народу было столько, что были опасения, что все не поместятся на паром.

Паром Мальта — Гозо

Отплываем

Между островами Мальта и Гозо лежит маленький и пустынный остров Комино. Местных жителей там что-то около 10 человек, так что остров формально обитаемый.

В порту Мжарр на юге Гозо

В порту города Мжарр на юге Гозо гид проводила всех в автобус, на котором нам предстояло целый день ездить по острову.

Церковь Иоанна Крестителя в Шевкии

Первым пунктом программы стал объект Всемирного Наследия ЮНЕСКО — комплекс доисторических мегалитических храмов Гжантия (Ggantija). Построены эти храмы были 5 тысяч лет назад древними жителями Мальты. Что это были за жители и для чего использовались храмы — так никто и не знает. Равно как никто не знает, как эти древние жители ворочали такие огромные камни. Но в целом было не особо интересно, а народу при этом вокруг дикое количество, т. к. автобусы подъезжают непрерывно. Да, и вход сюда, если приезжаешь самостоятельно, платный.

Мегалитический храм Гжантия. Мегалиты — это сооружения из огромных каменных глы

Мегалитический храм Гжантия. В центре — это наш гид

Мегалитический храм Гжантия

Турист фотографирует пейзаж с церковью Иоанна Крестителя в Шевкии

После храмов время уже клонилось к обеду, поэтому был объявлен ланч. Он ожидал нас в ресторане в крошечном городке Шленди (Xlendi), что примостился на берегу моря в маленькой бухточке среди скал.

Берег моря в Шленди

Набережная в Шленди

Автобусная экскурсия на остров Гозо

Гид распределила народ по столикам и официанты стали разносить еду. Сидевший за столом дедушка предложил познакомиться. Как оказалось, они с женой приехали на Мальту из Израиля, еще было двое англичан и двое японцев, живущих в Голландии, как они себя представили. По случаю знакомства я подарил всем соседям по столику эстонские сувениры — монеты в 1 и 2 евроцента с контуром Эстонии:)

Да, а израильский дедушка рассказал потом, что в августе они поедут в круиз по Балтийскому морю, и у них будет заход на один день в Таллин. Так что, сказал он, в Эстонии он скоро тоже побывает. Конечной же точкой круиза у них будет Санкт-Петербург.

Бухта Шленди

Набережная в Шленди

А вот времени после обеда дали совсем немного, так что я еле успел пробежаться по лесенке, что шла вдоль утеса над бухтой. С нее открывается очень красивый вид на городок. Остальные экскурсанты, судя по всему, сюда добраться вообще не успели.

Город и бухта Шленди

Автобусная экскурсия на остров Гозо

Следующим местом, куда нас привезли, было т.н. «Внутреннее море» — небольшая лагуна, отделенная от моря узким тоннелем. В тоннель можно зайти на лодке. Честно говоря, я не сразу понял, что тоннель ведет наружу, а то съездил бы. Я-то думал, что лодки просто заходят внутрь пещеры и сразу возвращаются, а они, как оказалось, проплывают по тоннелю и выходят к морю.

На берегу Внутреннего моря

Лодки у входа в тоннель

Лодки на Внутреннем море

А с другой стороны находится возможно самое красивое место на всей Мальте — т.н. «Лазурное окно», огромная природная арка, образованная прибрежными скалами.

Автобусная экскурсия на остров Гозо

Все туристы сначала бегут фотографироваться на фоне арки, а потом поднимаются наверх. Гид правда предупредила, что наверх залезать опасно, т. к. эта арка может рухнуть в любой момент. Но все равно лезут, т. к. если та не рухнула за все это время, то почему это должно случиться сейчас:)

Туристы сидят на скале над Лазурным Окном

Скалистый берег у Лазурного Окна

Скалистый берег у Лазурного Окна

Мальта страна преимущественно католическая, поэтому здесь очень много потрясающе красивых церквей:

Сельский пейзаж и церковь Та’Пину

Сельский пейзаж с приходской церковью Св. Лоренца

В завершение экскурсии мы приехали в столицу острова Гозо — город Виктория. Вообще изначально он имел типично арабское название — Рабат (как столица Марокко), но в 1897-м году был переименован в честь 60-летия царствования королевы Виктории. Однако местные жители до сих пор называют город старым именем, поэтому во всех путеводителях он значится как Виктория (Рабат).

Автобусная экскурсия на остров Гозо

Главной достопримечательностью города является Цитадель — средневековая крепость, возвышающаяся на одном из холмов. С ее стен открывается замечательный вид как на сам город, так и почти на весь остров.

На стенах цитадели Виктория

Автобусная экскурсия на остров Гозо

Обратите внимание на неповторимую мальтийскую архитектуру. Квадратные домики внизу своей формой напоминают скорей какой-то арабский город, а не Европу. Но при этом вокруг стоят не мечети, а затейливо украшенные католические церкви.

Вид со стен Цитадели

Автобусная экскурсия на остров Гозо

Сельский пейзаж, открывающийся со стен Цитадели

Вид на Рабат-Викторию со стен Цитадели

Площадь у цитадели Виктории

Лестница к Цитадели

На улицах Виктории-Рабата

На этом экскурсия была окончена. Мы сели в автобус и поехали обратно в Мжарр, а оттуда — на главный остров Мальты.

Рассказ о прогулке по Валетте - в отдельной части.

Вообще Мальта конечно удивительное место, всего два маленьких острова, а сколько всего здесь интересного, и города такие непохожие на то, что можно увидеть на континенте. Вот чего здесь нет — так это песчаных пляжей, а только камни, камни и камни кругом.

А на обратном пути в Мюнхене всех прилетевших, даром что Мальта — это Шенген, проверяли немецкие пограничники. Из-за войны в Ливии в Средиземноморье появилось много беженцев, так что и контроль усилили.