Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте

Алапаевск, Нижняя Синячиха — Россия Май 2015

В пятницу дожди временно остановились и выглянуло солнце. Я еще в предыдущие выходные собиралась на экскурсию, но отменила поездку из-за сильного дождя. На предстоящие выходные прогноз был оптимистичный, и я решила куда-нибудь поехать. Посмотрела график экскурсий Бюро путешествий «Тур-Урал», с которыми уже ездила на экскурсию в Кунгур и ледяную пещеру, альбом о поездке я показывала. Выбрала экскурсию «Нижняя Синячиха+Алапаевск+монастырь», съездила и оплатила поездку (1900 рублей).

Утром в субботу погода была отличная! Группа 30 человек устроилась в комфортабельном автобусе, проехать предстояло порядка 160 километров на север от Екатеринбурга. За окном мелькали великолепные пейзажи Урала, экскурсовод рассказывала интересные факты о городах, мимо которых проезжали, что заставляло думать о новых экскурсиях. Например, вы знаете, что первое российское золото было найдено в 1745 году там, где сейчас стоит город-спутник Екатеринбурга — Берёзовский? До этого считали, что в северных странах золота нет.

Незаметно проехали сто километров и приехали в село Арамашево. Заехали с единственной целью — полюбоваться великолепными видами с высокого берега реки Реж. Не заблуждайтесь: там, за камешками крутой обрыв!

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

А затем мы увидели вот это:

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Внизу село Арамашево, а на высоком берегу (за нашей спиной) стоит Церковь Казанской иконы Божией Матери. Скалу высотой 42 метра, на которой стоит храм, называют «Церковным камнем», каменный храм построен на ней еще в 1800 году. История обычная: в 1929 году церковь закрыли. Существует предание, что при разрушении храма никак не удавалось сбросить колокол в реку с «Церковного камня». А когда он наконец упал в воду, его больше никто не видел, не нашли на дне ни тогда, ни потом даже ныряльщики. Церковь использовали как клуб, в 1970-х она горела, восстановили недавно.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Следующий пункт нашего путешествия — деревня Нижняя Синячиха, где находится уникальный для Среднего Урала Нижнесинячихинский музей-заповедник.

Жил в Алапаевске и работал землеустроителем замечательный человек — Иван Данилович Самойлов — боевой офицер, участник войны, награжденный орденами и медалями. Он изучал историю Среднего Урала, а с 1967 года с компанией единомышленников начал заниматься реставрацией памятников каменного и деревянного зодчества. Благодаря им был восстановлен Спасо-Преображенский храм, редкий образец так называемого сибирского барокко. Этот храм был построен в 1794–1823 годах, был известен своей красотой. Ежегодно сюда приезжали тысячи торговых людей после Ирбитской ярмарки. Закрыли церковь в 1937 году и до 1967 года храм медленно разрушался. Десять лет И. Д. Самойлов с единомышленниками занимался восстановлением святыни.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

В 1978 году Иван Данилович Самойлов в этом здании открывает народный музей уральской домовой живописи, и на свободной территории по берегам реки Синячихи на площади 60 га создаёт музей под открытым небом — заповедник деревянного зодчества и народного искусства. С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана колоссальная работа!

Так, три музейные усадьбы XVII, XVIII и XIX века позволяют увидеть, как развивалось крестьянское жилище не только с внешней стороны, но и его интерьер и внутренняя обстановка.

Обнаружить деревянные постройки XVII века вообще редкость, эту усадьбу создавали по частям, привезенным из разных деревень.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Изба практически лишена украшений, отличается монументальностью и простотой украшений. Над окном скромный карниз и обратите внимание на один большой ставень.

Рядом с избой — амбар с навесом, колодец с «журавлем», сарай, баня «по-черному».

Все просто и практично.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Изба XVIII века привезена в музей из деревни Вогулка Алапаевского района.

В XVIII веке изба становится выше, а самое главное- фасад ее получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями, а наличники орнаментированы росписью, выемчатой резьбой с «солнышками», что было популярно на Урале.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

В XIX веке на избах появились трехскатные и четырехскатные крыши, если раньше на фасаде было три окна, то теперь пять и более. Этот дом привезен в музей в 1981 году из заброшенной деревни Камельская Алапаевского района.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Главное, что отличает крестьянскую усадьбу XIX века от жилищ прошлых столетий — обилие резных украшений: детали барокко и классицизма сочетаются с элементами древнерусских узоров, растительным орнаментом. Посмотрите какая красота!

Это «дневные» и «ночные» (с совой) ворота в усадьбу.

Больше всего поражает сказочная роспись интерьера! Я, например, не знала о такой особенности уральских домов XIX века. Вот это «белая», парадная горница.

А это комната попроще, но тоже расписанная.

Первым экспонатом музея стала сторожевая башня высотой 35, которая служила для наблюдения за пожарами. Она построена в 1928 году и привезена из поселка Красногвардейского Артемовского района в 1979 году.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Нижняя Синячиха — село старинное, основанное еще в 1680 году. В 1724 году здесь был построен железоделательный завод. Об этом теперь напоминает только скромный памятник у сторожевой башни. На нем написано: «На этом месте у реки Синячиха стоял завод Саввы Яковлева (1724–1834)».

Все, что осталось от завода, это одноэтажное здание вблизи пруда — бывшее заводоуправления.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Там сейчас размещаются выставки. Одна из них посвящена И. Д. Соловьеву, где можно увидеть фотографии и документы, связанные с ним.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Еще здесь есть интересная выставка русского художественного текстиля и ручного ткачества.

Это кузница. Она действующая и рассказывали, что там кузнец проводит мастер-классы для детей.

Пожарная с дозорной каланчей на крыше привезена из деревни Катышка. Для предупреждения жителей о пожаре, которые были на Урале настоящим бедствием, служил висящий рядом колокол.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Башня Арамашевского острога — единственный объект, не привезенный из других сел, а реконструированный. Остроги и крепости на Урале ставили в XVII–XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. Такой острог стоял когда-то в Арамашево на скале над рекой Реж, где потом поставили каменную церковь, которую мы видели в начале экскурсии.

В составе музея есть пять часовен.

Часовню Савватия и Зосимы Соловецких привезли из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района. Эту деревню основали монахи Соловецкого монастыря, бежавшие на Урал после разгрома раскольничьего восстания против реформ Никона. Потомки этих беглецов в конце XVIII века поставили эту часовню и назвали ее именами святых Соловецкого монастыря.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

В здании часовни размещается музей резьбы по дереву. Самый интересный экспонат в музее — макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря. Этот красивый деревянный храм конца XIX века И. Д. Самойлов планировал перевезти в Нижнюю Синячиху, но летом 1972 года храм сгорел из-за удара молнии.

Самое яркое строение музея-заповедника — часовня Вознесения начала XIX века. Она была привезена из заброшенной деревни Карповой Верхотурского района, где ее уже разбирали на дрова.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

В часовне действует выставка работ прикладного искусства народного мастера Христины Денисовны Чупраковой — картины из ткани, плетенные коврики, фигурки из глины, самодельные игрушки и т. д.

Небольшая Спасская часовня XIX века из села Юрты, жители которой славились знахарским искусством. Говорят, ее построил именитый екатеринбургский купец в честь своего чудесного избавления юртинским целителем от неизлечимой болезни.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Симпатичная часовня Александра Невского стоит на Камешке-утесе на речке Синячихе. В конце XVIII века она была собрана из остатков Екатерининской церкви древнего Невьянского Богоявленского монастыря.

Последнее приобретение музея — постоялый двор, найденный в деревне Лучинкиной Тугулымского района. Это выдающийся образец деревянного зодчества, построенный в 1802 году. Такие возводились вдоль Сибирского тракта. По Тугулымскому преданию в этом доме останавливались декабристы во время следования на каторгу.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

В Спасо-Преображенском соборе сейчас музей, где собрана единственная в мире коллекция народной росписи Среднего Урала, сюжеты которой оформляли интерьеры крестьянских жилищ с начала XIX до начала ХХ века.

После обеда в местном кафе мы едем дальше — в Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских.

В мае 1918 года в Алапаевск были доставлены князья, представители Дома Романовых, среди них Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы, а также их спутники, в том числе инокиня Варвара. В ночь на 18 июля князей вывезли за город и сбросили живыми в шахту на Межной. В мае 1991 года в память об этом у шахты установили Поклонный крест.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

В 1992 году РПЦ канонизировала Елизавету Федоровну и инокиню Варвару в числе мучеников и исповедников российских. В том же гожу рядом с шахтой в сосновом бору построили часовню Святой Елисаветы.

А в 1995 году было принято решение об основании рядом с шахтой мужского монастыря в честь Новомучеников Российских.

После посещения монастыря направляемся в Алапаевск. Последний пункт нашей программы — главная городская достопримечательность — дом-музей П. И. Чайковского. Чайковский прожил в этом доме всего 15 месяцев.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

В Алапаевске отец Чайковского был управляющим горного округа. Он привез сюда семью весной 1849 года, когда будущему композитору было 9 лет. В 1969 году в доме управляющего организовали единственный в своем роде музей великого композитора. В музее восстановлена обстановка, рояль, на котором музицировал маленький Петя, старинный орган, который играл, когда в 10 лет будущего композитора отправляли на учебу в Петербург. Экскурсию проводят под музыку Чайковского, инструменты в музее в рабочем состоянии.

В саду, в котором когда-то играл маленький Петя, установлен ему памятник.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Еще в музее собрано уникальное собрание музыкальных инструментов от арфы до африканских тамтамов. Но я и так уже вышла за рамки дозволенного объема, поэтому скорее всего сделаю альбом о музее.

В заключение — алапаевский Свято-Троицкий собор, который находится рядом с музеем. Построен он в 1702–1704 годах, это самый первый на Среднем Урале каменный храм. Его, кстати, тоже восстанавливали под руководством И. Д. Самойлова. Не случайно И. Д. Самойлов — первый Почетный гражданин Свердловской области.

Путешествуем по Уралу _ Алапаевск и окрестности

Мне экскурсия очень понравилась: день был очень насыщенным, узнала много нового и интересного, посмотрела красивые места Урала. Рекомендую при возможности посетить эти места, не пожалеете!

1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»