Турист Александр Томилин (Tomi-Aleks)
Александр Томилин
был сегодня 10:13

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в "Страну, которой нет" ч1

Герцег-Нови, Рисан — Черногория Апрель 2015

Ничего случайного в этом мире не бывает. Еще в 1988 году, когда все путешествия за границу были для меня чем-то заманчивым и далеким, я собирал коллекцию книг и фото альбомов о разных странах. Среди них был облюбованный мной яркий и красочный альбом «Югославия», в котором было много фотографий из разных уголков прекрасной большой страны. Мне больше всего запомнились горы и многочисленные озера. Этот альбом и сейчас стоит на моей книжной полке, вот только страны такой на карте, увы, уже нет.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Прошло более 25 лет и я наконец-то волею судьбы попал во многие страны о которых в то время лишь мечтал. В том числе — в три страны теперь уже бывшей Югославии — Черногорию, Сербию, Боснию и Герцеговину (далее я буду сокращенно писать просто Босния). О них и пойдет речь в моем рассказе. И, скажу честно, из всего того, что я увидел в путешествии, мне даже не хочется как-то противопоставлять или разделять эти страны. Для меня они так и остались республиками бывшей Югославии. Слишком они похожи друг на друга и слишком много у них общих корней.

Но волею судьбы или злыми намерениями людей большая и красивая страна на карте Европы распалась на шесть небольших стран, которые раньше были республиками в составе единой Югославии. В часть из них для россиян виза не нужна (в них мы и побывали для начала), а в другую — можно въехать только по визе (Бог даст и туда съездим).

Я не ожидал, что буду очарован культурой, мелодичными песнями и трудолюбием населения этих стран. В общей сложности, в этом путешествии мы, проделав путь в 2500–2700 километров, посетили 23 разных места в трех странах. Поэтому я не буду лепить все в один очень длинный рассказ, а разделю повестование на отдельные фрагменты.

Уже здесь во вступлении я признаюсь в любви чудесной природе всей бывшей Югославии. (Попутно скажу, что природа Сербии и Боснии не менее красивая, чем в Черногории). Присмотритесь к деталям этой фотографии, которую я снял с холмов в поселке Вирпазар в национальном парке Скадарское озеро, и вы поймете мои чувства после посещения этих стран. Помимо прекрасного моря здесь есть бесценное сокровище — это горы.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Из информации о бывшей Югославии мы узнаем, что около двух третей ее территории занимают горные массивы: Динарское нагорье, Юлийские Альпы, Сербские горы и Сербское нагорье. А сколько национальных парков, в каждом из которых есть горы. Только в одной Черногории — национальные парки Дурмитор, Ловчен, Проклетье, Биоградская гора, Скадарское озеро. Часть из них нам удалось посетить. В долинах и в нагорьях между высокими хребтами раскинулись необычайно красивые луга в цветах, на которых пасутся овцы и разбросаны домики с черепичными крышами.

Этот кадр я снял из окна автобуса с горной трассы по пути в горный массив Дурмитор. По нему видно, как уютно расположены сельские домики в долинах.

Итак, начнем с Черногории. Сразу хочу сказать всем сомневающимся насчет поездки в эту страну. Отбросьте все сомнения — вы посетите уникальные места! Но есть одно «но» — если вы проведете все время на пляже — вы почти ничего не увидите. Когда я готовился к этому путешествию, я обнаружил одну закономерность — в интернете, и на сайте Туристер в том числе, почти не было отзывов об этой стране, относящихся к апрелю. Меня это насторожило и даже удивило. Неужели в эту страну все едут только купаться? А как же прекрасная природа?

Первый отрезок нашего путешествия, на который было потрачено пять дней, растянулся вдоль побережья Адриатического моря — от Херцег-Нови до Ульциня. Это расстояние — 140–170 км. — при желании можно проскочить на машине за один день и толком не заметить местных красот. Но надо же еще везде остановиться и прочувствовать каждое место! Черногория — удивительно компактная страна — ее территория сопоставима по площади с крупной областью России, а население составляет меньше миллиона человек. Весь маршрут по побережью Черногории выглядит вот так:

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Мне понравилась его интерпретация на объемной карте-схеме:

Здесь прекрасно видны все заливы и горные массивы над ними. Черногории и туристам вместе с ней очень повезло с таким уникальным побережьем. Перемещение вдоль берега здесь чем-то напоминает наш Краснодарский край или Крым. Те же извилистые дороги-серпантины вдоль моря.

Итак, первый отрезок пути, составляющий треть всего путешествия, намечен и в повествовании мы будем продвигаться по этому маршруту. Я не буду очень подробно рассказывать о каждом городе и показывать сразу все фотографии. Думаю, приятно будет вернуться к этом в фото альбомах. А этот рассказ даст представление о построении всего маршрута.

1. ДОРОГА: АЭРОПОРТ ТИВАТ — ПЕРЕПРАВА ЛЕПЕТАНИ-КАМЕНАРИ (10 км)

В Черногорию обычно прибывают двумя путями: через аэропорты в Подгорице и в Тивате. Мы выбрали второй вариант, так как по моему убеждению, он более логичен с точки зрения построения маршрута. В качестве исходной точки я выбрал город Херцег-Нови, в который надо было сначала доехать из аэропорта. Сначала мы, не обращая внимания на предложения таксистов, дошли пешком до автобусной остановки. Потом — на микроавтобусе добрались до паромной переправы Лепетани-Каменари, соединяющей два поселка, расположенных по обе части пролива Вериге (ширина 900 метров) в Боко-Которской бухте.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Вот так выглядят трудяги-паромы, которые, как оказалось, работают круглосуточно.

Интересно, что для пешеходов паром бесплатный. Платят только водители автомобилей и автобусов. Прямо на пароме мы заскочили в автобус, идущий до Херцег-Нови.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

В этом месте состоялось наше первое знакомство с Адриатическим морем. Оба поселка, которые хорошо видно с парома, хорошо дают представление о маленьких прибрежных городках Черногории. Первое, что сразу замечаешь, — это черепичные крыши и очень приятный свежий морской воздух. А погода для апреля — просто чудесная.

2. ДОРОГА: КАМЕНАРИ — ХЕРЦЕГ-НОВИ (16 км)

Все дороги в стране, которые проходят вдоль моря, очень живописные. Часто ловишь себя на мысли, что хочется выйти совсем не там, куда едешь и поснимать пейзажи.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Пока мы едем по извилистой дороге из Каменари в Херцег-Нови хочу сказать, что цены на автобусное сообщение в Черногории очень доступные (1–10 евро — в зависимости от расстояния). Цена на такси наоборот может очень кусаться (в 5–10 раз дороже цены на автобус). За все время путешествия мы пользовались такси лишь несколько раз, когда невозможно было иначе уехать из какого-то пункта и было не до выбора.

В стране налажено прекрасное автобусное сообщение. Чаще всего мы пользовались мини автобусами примерно такого типа:

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Большим автобусам, как мне показалось, сложно курсировать по узким дорогам с постоянными поворотами. Тем не менее такие автобусы ходят на дальние расстояния — например везут народ на отдых откуда-нибудь из Суботицы или Белграда в приморские города Черногории. Автобусы, как правило всегда останавливаются, если стоять вдоль дороги и голосовать. Это — большой плюс. Можно спокойно выйти в удобном месте и после ознакомления с ним вновь сесть на проходящий автобус, чтобы продолжить путешествие.

Херцег-Нови еще из окна автобуса встречает нас непременными черногорскими черепичными крышами и цветущими деревьями. Вот это апрельское цветение в течение всего нашего пребывания в трех странах было для меня, как бальзам на душу. В общем, если вы устали от апрельской российской серости — переноситесь на самолете к Адриатическому морю. Лечиться от депрессии.

3. ГОРОД ХЕРЦЕГ-НОВИ (35 тыс. жителей) Первая ночевка в отеле

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Как правило, все автобусные станции Черногории («автобуска станица» — с ударением на первом слоге) расположены или где-нибудь на окраине городков или на Адриатической трассе (Jadranska magistrala), как в Херцег-Нови, с которой надо еще спуститься вниз к городку. Для туриста — это не совсем удобно. А для местного населения — спасение от лишних выхлопных газов и шума. Именно поэтому почти во всех прибрежных городках царит атмосфера уюта. Зато пока идешь в город, какие открываются виды.

Еще практически не войдя в город, я уже успел его поснимать с высоты.

А вообще, да простят меня водители, которые будут читать этот текст, я запретил бы въезд всем машинам на территорию курортных городков. Порой от их засилья даже здесь пешеходу некуда деваться. Пытаешься сфотографировать какую-то достопримечательность, а в кадр лезут все эти пежо и рено, десятками припаркованные везде и всюду. Будь они неладны! Они здорово нарушают атмосферу Средневековья, в которую попадаешь в этих краях.

Что нам известно об этом городе, раскинувшемся у подножия горного массива Орьен?

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Во- первых, его называют «городом Солнца» (317 дней в году здесь солнечно). На самом деле, по меркам самой Черногории, это именно город — в нем живет целых 35 тысяч человек. (С маленькими городишками, в которых проживает меньше тысячи жителей, мы еще познакомимся.)

Город, на самом деле, очень красивый и уютный. Иначе мы не вернулись бы сюда в конце путешествия. Эпитеты, типа «ботанический сад всей Черногории» просто так не присваивают. Прогулявшийсь по уютной набережной

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

мы попали в уютную гавань,

с непременными атрибутами моря.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Потом обошли старинную крепость.

Всюду здесь пальмы, много цветов и потрясающе прозрачное море. В общем, черногорская сказка.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Что еще нужно для ленивого отдыха? Но у нас на этот раз были немного другие цели…

Мы довольно быстро нашли для ночлега отель, расположенный прямо у моря.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Нам предложили большой номер за 35 евро на верхнем этаже с видом на море. Но мы для первой ночевки ограничились скромным маленьким номером за 20 евро без балкона. Для наглядности даю здесь фото именно того номера за 35 евро, в который мы и вернулись в конце путешествия.

Он оказался одним из самых удобных. Здесь было практически все — электроплита, посуда, очень удобный стол в комнате и еще прекрасный балкон с видом на море. Вот оно — счастье! Разве что тапок не хватало, но это я уже придираюсь. В Израиле в отеле за 120 долларов не было даже половины всех черногорских благ. По удобству и соотношению цена-качество я могу сравнить такой отель лишь с мотелями где-нибудь в глубинке Южной Кореи, в которых нам предлагали все блага цивилизации за 20–30 долларов.

Самым ярким воспоминанием о городе лично для меня стала длинная и уютная набережная, а также старая часть города. Подробнее я покажу ее в фото альбоме.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Налюбовавшись на все красоты Херцег-Нови, нам просто не хотелось покидать этот городок. Но все же мы буквально заставили себя ехать дальше, договорившись, что обязательно вернемся сюда в конце путешествия — дней через двенадцать.

Оглянемся еще раз на этот маленький приморский рай.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Это лишь небольшая часть фотографий, которые я снял в Херцег-Нови.

С остальными обязательно познакомлю вас в фото альбомах. Впереди нас ждет еще много интересного и не менее красивого. Следующий этап путешествия — живописная дорога из Херцег-Нови в Рисан.

4. ДОРОГА: ХЕРЦЕГ-НОВИ — РИСАН (26 км)

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

На автобусной станции мы сели в ближайший по времени рейсовый микро автобус, курсирующий вдоль побережья. На его табличке виден маршрут: от Херцег-Нови до Ульциня, — а это и есть все побережье страны.

Заплатили за проезд до Рисана мы где-то 4 евро за двоих. Кстати, на такси этот отрезок пути стоит целых 30 евро. Меня удивило еще, что все билеты, проданные подсевшим по пути пассажирам, водитель пробивает в своем кассовом аппарате, и выдает билеты вам в руки. Как-то сразу вспоминаются сразу наши водилы, которые всю левую выручку кладут себе в карман. Самый живописный участок этой дороги начинался от поселка Каменари, в который мы в начале пути переправились на пароме.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Вот, кстати, проезжаем паромную переправу. А рядом, по-видимому, паромщики сели передохнуть. На этот раз мы, минуя паром, обогнем Рисанский залив. Он удивил меня своей живописностью. Снимать из окна автобуса — большая мука для фотографа, так как все время бликуют окна. Я не стал насиловать себя и в этом месте решил из автобуса не снимать. Но порой хотелось просто выйти и идти пешком вдоль извилистого берега. Но мы решили не терять времени, и пешком пройти следующий участок пути — из Рисана в Пераст. И, надо сказать, мы не прогадали — природа там была еще более пышная. Как раз за Рисаном появились россыпи цветов на скалах вдоль моря.

Это была следующая после Герцег-Нови сказка.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

За все путешествие я видел такое разве что скалистых берегах Скадарского озера. Там росли точно такие же россыпи желтых цветов.

5. ГОРОД РИСАН (2400 жителей)

Выйдя из автобуса через каких-то полчаса, мы осмотрелись на местности.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Из путеводителя нам было известно, что в городок в разное время принадлежал римлянам и туркам. На берегу Рисанского залива проживает сегодня чуть больше двух тысяч жителей. Я сразу успел заметить, что туристы не особо жалуют эти места.

И причина проста — паромная переправа, которая сокращает путь более чем на сорок километров. К тому же в Рисане почти нет никаких достопримечательностей. Но одно спасает положение — уникальный городок — Пераст (следующий пункт нашего путешествия), благодаря которому и в Рисан тоже заглядывают редкие туристы. Иначе здесь бы были совсем заповедные места. Впрочем, они такие же заповедные — почти по всей Черногории.

В общем, в этом городке мы заглянули на местное кладбище.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Я никогда не интересовался подобными объектами. Но кладбища бывшей Югославии — это нечто. Впервые мы увидели подобное в Херцег-Нови. И так на протяжении всего путешествия почти в каждом городке мы натыкались на подобные пантеоны с мраморными плитами, где было все так возвышенно и эстетично.

Больше всего меня удивило наличие забронированных еще не использованных могил, уже покрытых мрамором. И так везде — бронируют для целых семейств. Хорошо, видимо, они живут и достойно умирают. Ознакомившись с центром городка,

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

с красивыми газетными киосками и уютными маленькими гаванями,

мы пошли дальше в направлении Пераста. Весь Рисан утопал в зелени и пейзажи радовали глаз.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

С одной стороны горы, с другой — Рисанский залив.

По пути встретили вот такой раритетный автомобильчик.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Который был припаркован у местного особнячка.

Чуть дальше мы натолкнулись на развалины какого-то особняка. В путеводители не было сказано о нем ни слова.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Что его разрушило — война или еще какие-то стихии? Нам неведомо. Но мы с удовольствием здесь погуляли.

Что бросается в глаза во всех этих местах — это отсутствие мусора. Еще бы — позволить загадить такую чудную природу было бы преступлением.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Единственно, что предлагают посмотреть туристам в Рисане, это остатки римских мозаик, которые находятся под крышей. Мы посмотрели на них издалека и направились дальше. Вдоль берега всюду были домики с черепичными крышами — прямо у кромки воды. И вновь — россыпи цветов, которыми нам так запомнился этот городок.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Периодически по пути нам попадались вывески о сдаче жилья.

Летом, видимо, в этом городке на пляжах будет не столь многолюдно, как в Будве, которую почему-то так обожают русские туристы. Их просто тянет туда, где много народа. А райские места как раз — вот здесь.

Вот мы и миновали Рисан.

Херцег-Нови и Рисан. Путешествие в Страну, которой нет ч1

Вдалеке показался монастырь с характерным названием «Баня». А от него начинался достаточно прямой отрезок пути до городка-игрушки Пераста.

Так уж получается, что в Черногории я фотографировал не людей и коров, как это было в Индии, а природу. Так можно и пейзажным фотографом ненароком стать. Ни из одной страны я не привозил так много пейзажных фото. Нет вру — в Южной Корее в октябре было не менее красиво. Но горы Черногории явно выигрывают по привлекательности. Впрочем, когда мы попадем в города покрупнее, типа Подгорицы, Белграда, Сараево, появятся и люди, как же без них…

Продолжение следует. В следующей части мы дойдем до Пераста, а также познакомимся с Добротой. Потом - и до Котора рукой подать...

P.S. Советую специально нажать на отдельных фото с природой на кнопку "оригинал", чтобы посмотреть их в большом размере на черном фоне. Это стоит того. В природу Черногории нужно "погрузиться".

https://www.tourister.ru/responses/id_12181 Пераст и Доброта. Путешествие в "Страну, которой нет"ч2

https://tomi-aleks.tourister.ru/photoalbum/26935 Тропинками Старого Бара (Черногория)