Maksim Starostin — был сегодня 0:51
 – 502
модераторов

На машине по горному королевству

20 мая 2015 г. 15:02 Лесото Ноябрь 2013

Как мы попадали в Лесото из ЮАР — это была песня. Дело в том, что Лесото королевство хоть и маленькое, но очень гордое — для въезда требуется виза, хотя где ее получать, не совсем понятно, да и стоит она диких денег. Однако, судя по рассказам в интернетах, многие наши люди проникали туда без виз, ну вот и мы решили попробовать.

Для начала сунулись на центральный пограничный пункт рядом со столицей — Maseru Bridge. Там нам сразу сказали, что без визы не пустят. Однако один сотрудник предложил за тысячу рандов с человека решить вопрос с начальником. Прождали целый час, пока начальник не сказал, что без визы не пустит даже за деньги. Это, видите ли, противоречит какой-то там международной конвенции…

Решили ехать на другой пункт — Ficksburg Bridge, в 80 км от первого. Там опять попытались проскочить наудачу, просто сунув паспорта вместе с заполненными миграционными картами. У Сергея девушка быстро взяла и поставила печать. Потом так же проскочил и Андрей Андреич. А вот на моем паспорте, в третий раз увидев какое-то непонятное ESTONIA, девушка все же решила свериться со списком визовых стран и стала смотреть куда-то на стену. Ну все, решил я, и здесь облом. Девушка, поняв свою ошибку, затребовала назад все паспорта.

Уговаривать девушку поставить штампы без наличия виз было бы бесполезно, если бы не появилась ее начальница — строгая черная матрона средних лет. И, о чудо, с ней удалось договориться о пропуске нас на один день в Лесото за смешную сумму в 460 рандов, т. е. за 46 долларов на всех.

У нас оставалось совсем немного светового времени на осмотр Лесото. Обычно стандартный туристический маршрут предполагает поездку от Масеру по южной дороге до плотины Катсе Дам, а оттуда обратно по северной дороге. Но южная дорога, судя по рассказам, была в таком состоянии, что мы решили по ней не ехать и не гробить прокатную машину, тем более, что наша «Микра» совсем не джип, еще застрянешь там где-нибудь. Вместо этого решили заходить к ГЭС сразу с севера, а потом возвращаться тем же путем. Навигатор показал расстояние до водохранилища всего в 97 км.

Вообще красоты Лесото словами не описать. И даже фотографии вряд ли передадут весь восторг от увиденного. Достаточно сказать, что Лесото — самая высокогорная страна в мире, в том плане, что она единственная в мире, чья низшая точка лежит выше 1400 метров. Правда страна бедная, гораздо беднее, чем ЮАР. И это сразу же бросается в глаза после пересечения границы. Бардачность на улицах проявляется тут же. И нет никакого желания останавливаться среди толп слоняющихся туда-сюда чернокожих местных жителей.

Что поражает в Лесото — огромное количество детей, особенно вдоль дорог. Многие в школьной форме и с рюкзаками. В целом же, как нам показалось, народ настроен не слишком дружелюбно. Все ходят или сидят группами человек по 5, так что останавливаться среди них и снимать как-то не хотелось. А еще по обочинам ходят местные пастухи, завернутые в одеяла, это такая местная фишка. Как я потом прочитал, у африканских охотников считалось почетным ходить в шкурах. Но реальные шкуры могли себе позволить только вожди, а простым людям оставалось лишь использовать вместо шкур одеяла:)

А главной целью поездки был перевал Mafika Pass, где горный серпантин поднимается на высоту 3090 метров. Машинка у нас правда была дохленькая, и на подъеме даже на второй передаче тянула не везде. Последние метры до перевала пришлось вообще натужно ползти на первой. На высоте же все было в тумане и в облаках, видимости никакой.

А вот до плотины Katse Dam мы так и не доехали, т. к. хотели успеть вернуться в ЮАР засветло. Доехали лишь до моста через водохранилище и повернули назад.

Деревня

Домики в национальном стиле

Кстати, а вы знаете, почему домики в Лесото круглые? Это чтобы враг не смог подкрасться из-за угла

Деревня

Поднимаемся на перевал

С гор течет вода. Холодает

Вокруг обступают облака

И вот мы на перевале. Ничего не видно — кругом облака

Перевал Мафика Пасс, высота 3090 метров

Перевал Мафика Пасс, высота 3090 метров. На смотровую площадку не пошли — бесполезно

В горах пасутся козы

Лесотская автозаправка:)

Спускаемся к водохранилищу

Мост через водохранилище

Водохранилище Катсе Дам Резервуар. Вообще система ГЭС и водохранилищ в Лесото устроена интересно - она используются не только для выработки электроэнергии, но еще и для снабжения пресной водой засушливых районов ЮАР, для чего в горах проделаны многокилометровые тоннели. Водохранилища на разных реках тоже связаны между собой.

А вот и мост на трассе к ГЭС Катсе-Дам. Но мы дальше не поехали

Едем обратно через перевал Мафика Пасс. Сергей пытается говорить с негром, но в Лесото народ английского вообще не понимает

Снова едем через деревни

Потрясающе красиво

Горная дорога и по обочинам ходят местные жители, завернутые в одеяла

Потрясающе красиво

Мостик через горную речку

Еще одна колоритная деревня

Возвращаемся назад

Снова лесотские деревни

Наш транспорт на фоне гор

Лесотский тракторист

Лесотский тракторист на фоне гор

Это опять мы. Едем обратно в ЮАР

Обратно, как мы и обещали любезной пограничной матроне, выехали через тот же погранпункт — не хотелось подводить хороших людей. Да и кто его знает, поедешь через другое место, а тебя там спросят — Где виза? Кто вас пропустил? Будет неудобно:)

Тут Андрей Андреич любит рассказывать, как он пошел в магазинчик рядом с погранпунктом, чтобы купить чего-нибудь местного. Держат магазинчик, как он сказал, китайцы. (Вот же — китайцы всюду проникли, даже в Лесото!) Заходит он, значит, туда, вдруг видит, стоят какие-то тумбы. Он поднимает глаза, а на них, возвышаясь над посетителями, стоят два здоровенных негра с огромными ружьями! Да, по-видимому криминальная обстановка в Лесото оставляет желать лучшего.

В конце еще пара слов про экономическое положение страны. Уровень ВВП на душу населения в Лесото, по данным ЦРУ, 2900 долларов, т.е. примерно как у Таджикистана и больше, чем у Непала. Правда общая неразвитость страны и имущественное расслоение ухудшает положение. Чем живет страна? 90% продуктов завозится из ЮАР, основа местного производства - пошив одежды на экспорт в ЮАР и США. Крупнейший частный работодатель - швейная фирма с персоналом 36 тысяч человек. Значительную часть доходов присылают в страну люди, работающие в той же ЮАР, в основном на шахтах. Также ЮАР платит за воду, поставляемую посредством системы водохранилищ, я про эту схему выше упоминал.

Вобщем, страна невероятно живописная, аутентичная, но страшно бедная, а оттого не слишком приветливая. Как с криминалом - сказать сложно.

И да, из сотни виденных стран Лесото входит в пятерку тех, что наиболее меня поразили.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ | НАЧАЛО | Долгая дорога от Лесото до Свазиленда

Все части рассказа про поездку по югу Африки —

01. В Стокгольм, к зимбабвийцам

02. Йоханнесбург — музей апартеида и Крыша Африки

03. По Йоханнесбургу на красном автобусе || Претория — столица ЮАР

04. Зимбабвийская граница и широкие проспекты Булавайо || По Зимбабве на поезде класса «люкс» ;)