Dimitry
Дмитрий Путешественник — был сегодня 10:30
 – Только что из Стамбула. Там тепло и спокойно.

Палаты Ватикана. Часть первая или Мастера обидеть может каждый.

15 мая 2015 г. 14:47 Ватикан Октябрь 2014
66 33

Сикстинская капелла. Звучное созвучие. Загадочное и манящее. Настолько, что при планировании поездки в Рим ставилось непременное условие:

— Перво-наперво нужно попасть в Сикстинскую капеллу. Посмотреть на творения всяческих Микеланджелов. Не зря же во всех книжках рисунки те хвалят? Нет, непременно надо сходить. Чтобы не было потом мучительно больно за глупо прожитую жизнь…

4

И давай книжки умные читать. Для повышения теоретической грамотности. А то вдруг спросят внезапно:

— Что это там нарисовано мелким шрифтом в левом верхнем углу? Колибри над райским цветком, или демоны ада?

А я замешкаюсь и не найдусь что ответить. Поэтому подготовку провел по всем фронтам.

Выяснил даже, что капелла не имеет никакого отношения ни к цифре «70». Ни даже к «17», как на то намекает англицкая транскрипция названия. И никаких семидесяти безвинно пострадавших молодых семнадцатилетних девственниц здесь никогда отродяся не было, как то рисовала моя необузданная фантазия. Потому что реальная жизнь папского престола хоть чуть-чуть, но отличалась от картин, изображенных в сценах от Маркиза-де-Сада.

Хотя… Но это к делу уже не относится.

5

На самом деле папская молельня обрела свое имя исключительно в честь римского папы Сикста Четвертого. Великая капелла существовала еще и до него. Старенькая комнатка, в которой время от времени собирались все кардиналы и решали вопросы насущные. Как сейчас представляю, аки споры на теологические темы в процессе диспута непременно переключаются на вполне жизненный ракурс. Примерно в следующей последовательности: Бог. Вселенная. Духовность. Жизнь земная. Тело бренное. Медицинские аспекты. Пища физическая. Выпивка. Бабы. Ну, посудите сами, о чем еще могли разговоры разговаривать двести мужиков родственных профессий, собранных волею судьбы в одном замкнутом месте? Когда наша чисто мужская компания собирается в бане, то мы тоже обсуждаем чаще всего автомобили и женщин. Авто в те стародавние времена не было, поэтому круг вопросов на повестке дня папского конклава был предельно очерчен. Или Вы серьезно думаете, что кардиналы чем-то существенно отличаются от инженеров? Но это к делу тоже не относиться.

5

Итак, на месте Великой капеллы папа Сикст Четвертый повелел построить бронированное каменное сооружение с функциями неприступной крепости. А опасаться ему было кого. Времена неспокойные. То флорентийские Медичи наезжают по беспределу, то турецкий султан в виде Мехмета Второго обещает козу сделать. Нет, обороноспособность необходимо укреплять. В результате получилось то, что получилось. Мощный серый прямоугольник с минимальным набором окон и дверей. А для того, чтобы придать ему необходимый статус, пошли проверенным путем. Пригласили самых знаменитых художников, чтобы расписать интерьеры под орех. Творить, не строить. Это каменщика можно подгонять, требуя досрочной сдачи объекта. А попробуй подобное объяснить мастеру настенных росписей? Тут же начинается отмазон:

— Краски не те.

— Муза ушла и не вернулась!

— Отстань, противный, я в депрессии…

В результате чего интерьерные работы затянулись на долгих шестьдесят лет. Вначале Сандро Боттичелли с бригадой итальянских маляров-штукатуров рисовал картинки на стенах. Медленно, медленно, руководствуясь принципом:

— Солдат спит, служба идет.

На художественном языке это звучало так:

— Начальника! Краска нада высохнуть, мана…

4

Время шло. Краски сохли. Папы Римские менялись естественным образом, потому что старость неизбежна, как крах средневековья. Бригады мастеров тоже не миновала сия участь. И вот однажды от очередного понтифика заказ на производство работ получил очередной гений беличьих кисточек. Микеланджело приступил к работе в 1508 году.

Как Вы думаете, дорогие читатели, сколько лет ушло на работу у маэстро?

— Пять лет?

— Десять?

— Неужто пятнадцать?

Щас! Как бы ни так. Кое-как, с грехом пополам фрески были расписаны до логического конца только в 1541 году. Тридцать лет и три года!!! Вот, оказывается, что роднит Микеланджело и знаменитого русского витязя Илью Муромца. Тот тоже ровно столько же лежал на печи, прежде чем попасть в анналы истории. Поэтому если бы не знал, что Микеланджело итальянец, смело бы подумал о его истинно русском происхождении.

Начинал работу при папе Юлии Втором. Заканчивал уже при Павле Третьем. Причем сто пудов работы затянулись бы и еще лет на несколько, но, в конце концов, у заказчика лопнуло терпение. Дословно неизвестно, куда в сердцах пообещал Властитель католического мира засунуть гениального художника, и в какое место гениальному художнику он пообещал засунуть орудия его труда, да только в ускоренном порядке, буквально за несколько месяцев работа была доделана и с превеликим успехом сдана. Все как в реальной жизни. Пока художника не обидишь, результата не получишь.

Этот тезис знаю по себе. Нет, я себя, конечно, с Микеланджело не равняю, но в подобной ситуации однажды побывал. Сейчас расскажу.

3

Где-то в середине девяностых мы, наконец-то, заработали на свою собственную квартиру. Двухкомнатную хрущевку в достойно убитом доме. Понятно, что за ремонт взялся с энтузиазмом и наименьшими затратами. Поклеить обойчики с рисунком в мелкий рубчик, побелить потолочек, покрасить беленькой масляной красочкой окошки и косячки. Чем я ни художник? Но особый восторг вызывала ванная комната. Три угла и стена с дверью изогнутая даже не по параболе, а по настоящей гиперболе. Нечто! Вдобавок к этому приплюсуйте полное отсутствие стройматериалов современного уровня и волгоградскую кафельную плитку качества «третий сорт не брак». Ни тебе бустилата, никакого клея для плитки. Народное средство. В масляную краску ядовито зеленого цвета, по случаю добытую на стройке, подмешиваем цемент марки М200, и на эту гремучую смесь клеим кафель. Без зазоров. Стык в стык, потому что о затирках тогда тоже никто не знал.

Проканителившись недели две вечерами после работы, урча и фырча, кое-как комната обретала божеский вид. И вроде дело уже идёт к концу. И осталось только десяток плиток положить. Да только опытным глазом вижу, что остались то самые трудные. Чтобы сошлась линия каждую нужно подточить, под каждый уголок маячок подложить. Восемь раз отмерить, три раза приклеить. А ломы по рукам и ногам вяжут! Энтузиазм уже прошел, как у того Микеланджело вначале работы. И стал я, честно говоря, немного косить. То голова после непосильного труда болит, то фильму интересную по телевизору показывают, то лучше я пойду с сыном погуляю…

Жена, она вначале грязь и бардак в ванной терпела. Потом, как у женщин водится, включила автопилу. Слово за слово, молотком по столу. Кончилось всё ультиматумом:

— Если быстро не доделаешь, спать будешь не со мной, а вместо собаки в прихожке на коврике!

— Ах, так! — Воскликнул я, как истинно обиженная творческая личность, — Ах, так! Тогда я вообще ничего делать больше не буду…

И как настоящий человек своего слова честно продержался целых два дня.

А потом в сердцах и с гораздо большим энтузиазмом завершил работу за двадцать минут. Ну, скажите, чем я не Микеланджело? А?

2

Вот, наконец, настал тот час. Я захожу и вижу Вас.

В том смысле, что сбылась мечта. Дважды спускаюсь по какой-то тёмной лестнице, три поворота налево, потом направо, прохожу в узкую непонятную дверь, возле которой охранников толпится больше, чем телохранителей у американского президента, и попадаю в Святая Святых. Сикстинская капелла в полный рост.

Первое впечатление, если отбросить всё то, что читал, учил и о чём мечтал, всегда самое правильное. Это потом уже начинаешь себе придумывать всякое. А пока вижу огромный большой прямоугольник. И высоченные потолки с небольшим сводом. Ну да, на них действительно что-то нарисовано. Причём первоначально задрав голову, абсолютно не понимаешь, что это. То ли колибри над райским цветком, то ли те самые демоны ада.

Нет, ей богу, у меня, конечно, слегка подсевшее зрение, ещё со школьной парты оставшееся, но не до такой степени же? Задираю голову. Щурюсь до состояния китайского болванчика. И всё равно не могу различить, где там картина Искушения Христа и очищения прокажённого, а где нанесена сцена обрезания сына Моисея. Тут чтобы разобраться, непременно нужно придворную богословскую академию с отличием закончить.

Стою так, в нелепой позе минут несколько. И чувствую внутренним голосом, как моя шея под тяжестью неимоверной мозговой деятельности в слишком умной голове начинает хрустеть, скрипеть и напрочь отказывается дальше поворачиваться. А эта самая умная голова, под тяжестью набежавших мыслей, готова отвалиться. Совсем. После чего элементарное чувство самосохранения, присущее любому живому индивиду, заставляет меня путём ужасных усилий вернуться в исходное состояние.

Тут бы, конечно, выручила бы современная техника в лице фото либо видеокамеры. Но болт там рос. Съёмка запрещена. Совсем. Мало того, запрещено даже разговаривать. Причём настолько, что даже официальных гидов тупо выгоняют из помещения, как только они пытаются рот раскрыть. На любом языке, понятное дело. Охраны, как я уже сказал, в капелле больше, чем «Беркута» на Майдане. И все пытаются защитить стародавние фрески от туристических объективов.

2

Запретный плод сладок. Исключительно по библейской легенде. Но Ева, она по неопытности погорела на яблочке. А у нас есть настоящий Авось. Который выносит иногда, как Сивка Бурка. План действия такой:

— Нас четверо. Встаём в кружок и делаем вид, что рассматриваем драгоценные росписи. Сами тем временем следим за бодигардами и закрываем телами самого смелого. А он делает фотовыстрелы от бедра. С обеих рук не целясь.

От бедра, не от бедра, а от пуза, учитывая нашу комплекцию, точно получится.

1

Что запечатлелось, то и публикую. Как смог, вытягивал на фоторедакторе. Но получилось не особо. С другой стороны, как истинный акын импровизатор, что вижу, то и пою…

Частные гиды
в Ватикане

Комментарии

Leolik
15 мая 2015 г. 15:50
Дмитрий. классно. Чувство юмора у Вас отменное. Еще 4 года назад можно было фотографировать! Или 5!
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 16:04
А сейчас вот приходится из-под полы действовать. Но, если честно, я не понимаю смысл запрета. Если только в чисто коммерческих целях, чтобы буклеты с картинками покупали.
Leolik
+1
15 мая 2015 г. 16:11
я тоже не понимаю. а картинки их из вредности не куплю.
sovikont
15 мая 2015 г. 15:53
Вот я и удивилась , снимать вроде запрещено!!! Здорово!! очень интересное место!! А мы присели в уголок раскрыли книжку и все читала о капелле и снимать не пришлось в книге полно иллюстраций.. Но вы смелы!
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 16:06
Если нельзя, но очень хочется... Сами понимаете.
Yurijvar
15 мая 2015 г. 16:01
Спасибо, Дмитрий! Еще раз полюбуемся творениями великого мастера!
Dimitry
15 мая 2015 г. 16:07
Обилие голого тела -- чисто Божественная черта.
catys
+1
15 мая 2015 г. 16:08
— Нас четверо. Встаём в кружок и делаем вид, что рассматриваем драгоценные росписи. Сами тем временем следим за бодигардами и закрываем телами самого смелого. А он делает фотовыстрелы от бедра. С обеих рук не целясь.
ага, значит не я одна так развлекалась!
Поэтому если бы не знал, что Микеланджело итальянец, смело бы подумал о его истинно русском происхождении.
ну ладно, ладно! Маэстро себе на этом инвалидность заработал
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 16:10
catys писала 15 мая 2015 г. 16:08
Маэстро себе на этом инвалидность заработал
К шестидесяти годам? Так в этом возрасте у нас полстраны инвалидов.
catys
15 мая 2015 г. 16:14
Dimitry писал 15 мая 2015 г. 16:10
у нас полстраны инвалидов
ну по горбатым-то не равняются....
Dimitry
15 мая 2015 г. 16:25
Зато массовка.
onegina17
15 мая 2015 г. 17:49
Были мы аж в 2005 году, уже тогда фоткать было не велено! Ну а когда не велено, самое тогда шибко хочется кнопочку нажать, хотя бы их вредности! Поэтому умные слова серьезного нашего гида прошли мимо моего сознания, а память бережно хранит все детали подпольной фотосессии. Фотик тогда был еще пленочный, но фотки вышли все, видно мобилизовался весь организм на контрабанду. А ведь могли бы просто смотреть и восторгаться...
Dimitry
15 мая 2015 г. 17:55
Я же говорю, что ничего не видно на потолке. Слишком далеко и высоко. Только по картинкам сейчас и вспоминаю.
onegina17
15 мая 2015 г. 17:58
Да и неудобно очень, шея потом болела и надолго моей любви к искусству так и не хватило. Тоже фотки дома рассматривала!
kvesisskaya
+1
15 мая 2015 г. 18:14
С удовольствием посмотрела и прочитала! Спасибо, Дмитрий! Классно!
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 21:39
spatefillum
15 мая 2015 г. 18:15
Крутая съемка от бедра
Dimitry
+5
15 мая 2015 г. 21:37
Так лучше?
spatefillum
15 мая 2015 г. 21:40
Так вообще обалденно!
Dimitry
15 мая 2015 г. 21:46
Ну, скажите, чем я не Микеланджело?
spatefillum
15 мая 2015 г. 21:54
Если бы Вы в люльку под потолок забрались...
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 21:59
Так в капелле охраны,
больше, чем «Беркута» на Майдане
spatefillum
15 мая 2015 г. 22:05
Dimitry писал 15 мая 2015 г. 21:59
больше, чем «Беркута» на Майдане
было...
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 22:11
Зато в Ватикане они ряженные.
spatefillum
15 мая 2015 г. 22:24
Может и Майдан бы иначе закончился, если бы у нас такие были
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 22:58
Хорошая идея. Придется про это написать...
julykum
18 мая 2015 г. 22:40
Ну аки Джеймс Бонд!
tinka61
15 мая 2015 г. 20:34
Интересные аналогии, Дмитрий. Свежий взгляд на Сикстинскую капеллу.
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 21:35
Главное, неординарный. А что-то я еще напишу по воспоминаниям от экспонатов музеев Ватикана...
KonstantinPavlov
15 мая 2015 г. 21:54
Не знаю, что лучше иллюстрации от Микеланджело или текст от Dimitry Оба достойны похвалы
Dimitry
+1
15 мая 2015 г. 22:02
Микеланджело гений! Тут даже я со всем своим скептицизмом признаю.
Chedty
+1
16 мая 2015 г. 5:56
Им нужно продавать билеты на шезлонги, по хорошей цене пойдут.
Dimitry
+1
16 мая 2015 г. 9:35
Приз за идею в студию. Кстати, можно еще на театральных биноклях деньги делать...
Anna_08
16 мая 2015 г. 8:31
Развеселил с утра. Была очень давно, еще в 2003. Помню, что экскурсовод не то, что фотографировать, дышать не разрешала.
Dimitry
16 мая 2015 г. 9:36
Так и сейчас не разрешают. Но хочется же...
aleissandre
16 мая 2015 г. 20:50
Очень красиво получилось. А мы так и не попали в капеллу
Dimitry
17 мая 2015 г. 8:55
aleissandre писал 16 мая 2015 г. 20:50
мы так и не попали в капеллу
Обидно.
PVV
PVV
17 мая 2015 г. 1:55
Мысли Папы после прочтения рассказа Дмитрия Астраханского на Туристере--замахали эти русские,опять на открытках кинули.
Dimitry
+1
17 мая 2015 г. 8:56
Теперь точно придется ему про лежаки и бинокли думать...
PVV
PVV
17 мая 2015 г. 12:48
Запись с ответом была удалена.
marsada
17 мая 2015 г. 20:36
Дмитрий, а Вы знаете почему запрещают фотографировать? Не из вредности - повсюду в других местах ведь можно! А исключительно ради сохранности древних фресок....
Dimitry
+1
17 мая 2015 г. 20:53
Ага! А значит Станцы Рафаэля в соседнем корпусе можно. Они что, не такие ценные? Или Микеланджело не такими прочными мазками свою часть работы рисовал? Не вяжется что-то...
Это как с выдачей виз. При одинаковых условиях мне греки дали полугодовую, а жене только на срок пребывания. Кроме как скозлили, у меня другого объяснения нет.
marsada
17 мая 2015 г. 21:33
Станцы да, я тоже снимала...может они какими другими красками сделаны?
Borracho
18 мая 2015 г. 13:35
Выходит многие наши соотечественники похожи на Микеланджело! И я ремонт по такому же принципу делал! Пока гром не грянет...
Dimitry
19 мая 2015 г. 21:59
Люди во все века и во всех странах одинаковые.
julykum
+1
18 мая 2015 г. 22:42
Читала как хороший шпионский рассказ!
Dimitry
+1
19 мая 2015 г. 21:58
Не про шпионов, а про разведчиков...
julykum
22 мая 2015 г. 18:12
Подождите, Дмитрий, шпион - работает за деньги, а разведчик за идею. Неужели это про Вас - работать за бесплатно? Дмитрий, жена Вас в таком случае не поймет.
Dimitry
23 мая 2015 г. 8:20
Нет. Не так. Вражеский разведчик --- это шпион. А свой, он просто разведчик.
NataliaC
+1
20 мая 2015 г. 16:47
Сам факт посещения такого известного места-уже адреналин!!
Съёмка запрещена. Совсем. Мало того, запрещено даже разговаривать.
-а мы снимали, не зная о запрете. А когда шум голосов возрастал по нарастающей-охрана цыкала не слабо так!!
Dimitry
+1
20 мая 2015 г. 20:41
Объясняют так: это папская молельная комната. И здесь вести себя нужно прилично.
NataliaC
+1
20 мая 2015 г. 20:49
Dimitry писал 20 мая 2015 г. 20:41
это папская молельная комната. И здесь вести себя нужно прилично.
-я ж и объясняю-сами мы не местные, ничего такого не знали!!
Coshara
+1
26 июня 2015 г. 13:10
А когда мы были, охрана говорила "Шшшшш!"
NataliaC
26 июня 2015 г. 13:32
Так и было, когда шепот толпы вырос в гул!! Но мы уже успели пощелкать!
Sergey_Kuznetsov
20 мая 2015 г. 20:53
Спасибо, Дмитрий, что напомнили мне о моем давнем (в 1996-ом!) посещении этого места! Надеюсь еще вернуться туда...
Dimitry
+1
20 мая 2015 г. 21:20
Бог даст...
Coshara
+1
26 июня 2015 г. 13:08
А я никогда не снимаю там, где нельзя... Я просто не понимаю - зачем? Красиво, качественно снять не получиться. Просто для того, что бы нарушить? Но ведь не зря же эти запреты существуют, не из вредности же.
Dimitry
26 июня 2015 г. 21:51
Иногда складывается ощущение, что именно из вредности. Скажите, почему, например, нельзя снимать в музее форта Чарльз в Порт Ройяле, если этот музей без окон и продувается всеми ветрами. Песок скрипит на зубах. Да и ценных экспонатов там явно нет.
Coshara
27 июня 2015 г. 12:24
Не буду спорить. Просто мы с мужем стараемся вести себя так, чтобы не было стыдно за русских туристов и если написано "Нельзя", значит нельзя.
Olegka
+1
9 июля 22:23
Я так и не понял: Вам понравилось там или нет? Советуете побывать или ради галочки не стоит?
Dimitry
+1
10 июля 20:06
Весь Ватикан понравился. Очень. И Рим тоже весь. Просто кипятком можно было... Ну, Вы сами понимаете...
Olegka
10 июля 20:14
Понимаю!)
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.