Yurijvar
Юрий Варежкин Пользователь — был вчера 23:39

Последний приют лейтенанта Шмидта

24 апреля 2015 г. 0:07 Очаков — Украина Сентябрь 2014
45 22

Кто сейчас из нового постсоветского поколения помнит или знает о лейтенанте Шмидте? Чем он прославился и где нашел свой последний приют?

Для советских людей он был в ряду таких же революционных героев как Чапаев, Фрунзе и многих других. Ну, может быть, не совсем таких. Он поднял в ноябре 1905 году восстание против самодержавия в Севастополе на крейсере Очаков и проиграл. Никто из сослуживцев его не поддержал.

Ни один офицер…

Та первая революция взбудоражила мозги многих граждан России. Люди поняли, что могут выражать свое мнение и бунтовать. И — «пошла писать губерния»…

У легендарного в советские годы лейтенанта Шмидта была нелегкая судьба — в детстве Петя был довольно болезненным ребенком и во время учебы в кадетском морском корпусе даже обследовался у психиатра. Но, благодаря своему дяде-адмиралу, все же по окончании учебы получил чин мичмана и поступил в 1886 году на царскую военную службу в Балтфлот.

Лейтенант Петр Шмидт

Но, спустя два года, женившись на проститутке «с целью ее перевоспитания», он стал изгоем в команде корабля и ему пришлось перевестись сначала на Черноморский, а затем, спустя год — на Тихоокеанский флот. Кто из вас служил — тот знает, что означало получить назначение — «от центра подальше». А «центром» тогда был Петербург и Балтфлот! И сейчас это — «не очень», а каково было тогда?

Однако, ни служба, ни семейная жизнь там у Шмидта тоже не задались. Жена, оставив ему малолетнего сына, вернулась к прежней профессии, а он, прослужив на Дальнем Востоке еще несколько лет на рядовых должностях, пошел «на гражданку». Пройдя неоднократные курсы лечения «от неврастении», попал не без помощи своего влиятельного дяди в Русское общество пароходства и торговли, и в начале нового века стал даже капитаном торгового судна.

C началом русско-японской войны военно-морскому флоту срочно потребовались офицеры из запаса и пришлось Шмидту снова впрягаться в военную службу. Ему повезло — он снова, благодаря своему дяде-адмиралу, попал на Черноморский флот. Но опять проштрафился, был уволен и занялся «политикой». Выступления нервного и эксцентричного Шмидта на митингах в Севастополе было довольно популярны. Во время одного из выступлений у него случился очередной припадок, но это только повысило интерес публики к нему.

И вот наступил его «звездный час» — 14 ноября 1905 года он появился на восставшем крейсере «Очаков», призывая всю эскадру Черноморского флота присоединиться к мятежному крейсеру. Несколько миноносцев и бывший броненосец «Потемкин», переименованный в «Пантелеймона» и лишенный оружия, последовали его призыву.

Бронепалубный крейсер «Очаков»

Шмидт самовольно надел погоны капитана второго ранга и объявил себя ни много ни мало — командующим Черноморским флотом! Но, являвшись по мышлению все же всего-навсего мичманом, что делать дальше — он не представлял, однако надеялся, что эскадра его поддержит…

В результате такой пассивности, мятеж на следующее утро был подавлен и все его организаторы были арестованы. А сам главарь с основными помощниками попал в свой последний приют — на остров Березань.

1 / 5
Остров Березань

Черное море совсем не богато островами — их все можно пересчитать по пальцам. И остров Березань, находящийся на стрелке города Очакова (какое совпадение!) был, на мой взгляд, наиболее известным из всех черноморских островов и имел самую интересную и яркую историю. Сам остров невелик — в длину чуть меньше километра, в ширину от 200 до 800 метров.

А началась его история еще с древних греков, которые поселились и основали в 7 веке до Новой эры на тогда еще полуострове поселение Борисфен. Кого только не было за все эти столетия на этой земле! Греки, римляне, готы, варяги, турки, англичане, французы. Мимо острова проходил и торговый путь «из варяг в греки» и какое-то время им владели и запорожские казаки, делая отсюда свои набеги на Турцию.

1 / 3
Раскопки древнегреческого поселения Борисфен

Затем их сменили турки, которые построили на нем крепость. Но в 1788 году они капитулировали перед казаками Черноморского войска. Вот в такое историческое место и попал наш герой со своими соратниками по мятежу. Почему сюда? По тем временам на острове была хорошо укрепленная крепость, да и до неспокойного еще Севастополя было далековато.

Самая высокая точка острова — 21 метр над уровнем моря

Здесь же 6 марта 1906 года и был приведен в исполнение приговор — Шмидт вместе с тремя соратниками был расстрелян. Сейчас на этом месте стоят стены незаконченной церквушки, которую начала строить его сестра — известная в определенных кругах художница А. П. Избаш. Но Октябрьская революция помешала этому благому делу — коммунисты объявили тогда войну и христианской религии.

В мае 1917 г. останки расстрелянных по приказу адмирала Колчака были перевезены в Севастополь и помещены в Покровский собор. Но, спустя несколько лет, новые власти, закрыв собор, еще раз потревожили их прах, перенеся его на кладбище коммунаров. А на острове только в 1968 году на его южной оконечности был воздвигнут памятник в виде трех бетонных стел, похожих на три высоких паруса, вероятно символизирующих морскую стихию и стремление к свободе и победе.

1 / 2
Памятная стела, посвященная памяти мятежного лейтенанта Шмидта

На нем есть и слова Петра Петровича — «Я знаю, что столб, у которого встану я принять смерть, будет водружен на грани двух разных исторических эпох нашей Родины…»

Попасть на этот остров в наши дни несложно — с пляжей поселка Коблево или города Очакова ежедневно организуются экскурсии на скоростных катерах. Полчаса — и вы на острове. И, обойдя его за час-другой, можно бегло познакомиться со всей его многовековой историей.

А всего два-три десятка лет тому назад это был еще «крутой» и режимный военно-морской объект, на котором даже собирались делать ракетную точку.

2
Осенью вся трава на острове выгорает

Сейчас — в сентябре — остров пуст, сух и желт. Вся трава, которая здесь вырастает по пояс, высохла и полегла. Изредка попадается жидковатый кустарник, а ближе к стелам стоят целые заросли громадных «будяков» — репейников в рост человека.

Большинство берегов острова неуютные — крутые и обрывистые. Но есть на острове и несколько песчаных пляжей разной длины и там приятно покупаться и позагорать.

1 / 3
Многие берега острова круты и неуютны

Летом остров живет более активной жизнью — на «сезон» вот уже более ста лет приезжают археологи и ведут раскопки. И раритеты, добытые здесь, хранятся во многих именитых музеях Украины и России и молча рассказывают о славных и героических страницах истории этого острова.

Прошло время, и теперь в народной памяти имя лейтенанта Петра Петровича Шмидта больше связано не с неудавшимся восстанием на крейсере «Очаков», а с литературными героями, рожденными фантазией писателей-сатириков Ильфа и Петрова.

И действительно — кто не знает «детей лейтенанта Шмидта»?

3
Прощай, остров Березань!

P. S. А единственный реальный сын лейтенанта Шмидта — Евгений, рожденный от пролетарской проститутки Доминикии Павловой и взявший себе приставку к фамилии — Очаковский, во время революции 1917 года примкнул к Белой гвардии, эмигрировал и умер в бедности в Париже в 1951 году.

Комментарии

larabi
24 апреля 2015 г. 8:32
.
NataliaC
24 апреля 2015 г. 13:33
Интересная история, спасибо!! Мне понравились обрывистые берега острова.Археологи должны были уже весь его изрыть вдоль и поперек-островок-то совсем маленький!!
Yurijvar
+1
24 апреля 2015 г. 13:47
Это очень кропотливая и плохо финансируемая работа. Во-вторых, все делается (черновая работа - копание) руками студентов-волонтеров (я сам летом 1964 г. ради отдыха "на шару" в Крыму, студентом участвовал в раскопках Херсонеса). Более того, чтобы предупредить после окончания сезона воровство "свободных археологов", выкопанные за лето волонтерами площади, снова закапывались! И так - каждый год!
NataliaC
24 апреля 2015 г. 13:59
Yurijvar писал 24 апреля 2015 г. 13:47
выкопанные за лето волонтерами площади, снова закапывались! И так - каждый год!
-однако!!
Leolik
24 апреля 2015 г. 13:45
Шмидт был очень романтизирован пропагандой! А на самом деле, просто, психически нестабильный человек, коих во всех революциях была масса.
А места как раз очень романтичные. Весной там, наверное, красиииво!
Yurijvar
+1
24 апреля 2015 г. 13:48
Уверен - сейчас там очень красиво - зелено и зацвели маки!
Leolik
24 апреля 2015 г. 13:50
Yurijvar писал 24 апреля 2015 г. 13:48
зелено и зацвели маки!

Да-да, именно это и имела ввиду, Юрий!
Margaritka
+2
24 апреля 2015 г. 13:50
Очень люблю такие исторические материалы на Турстере!!! сколько интересных деталей узнала о реальной жидни л-та Шмидта! Если я историк, кроме коротких строк из учебника истории больше практически ничего не знала о нём, ну ещё малость о его болезни и дяде покровителе! Для меня хорошим дополнением был Ильф и Петров! Думаю, что многие только от них и знают о нём
Yurijvar
+1
24 апреля 2015 г. 14:47
Особенно хороши эти "воспоминания" о нем были показаны в нескольких вариациях фильмов "12 стульев"! И вся страна знала, что у него была куча сыновей!
Margaritka
+2
24 апреля 2015 г. 15:08
вот и спасибо вам, что развенчали этот миф!
vasilets
+1
24 апреля 2015 г. 14:05
А всего два-три десятка лет тому назад это был еще «крутой» и режимный военно-морской объект, на котором даже собирались делать ракетную точку.


Ни фига себе судьба. А я то думал, что Шмидт был настоящим революционером....
На счет режимного объекта, я был на острове лет 25 назад - уже тогда туда пускали совершенно свободно... А сам остров ничем не примечателен
Yurijvar
24 апреля 2015 г. 14:39
А что такое "настоящий революционер"? Как бандит и медвежатник Котовский? Можно и еще привести кучу имен ... Ведь если бы все революционеры были интеллигентами типа Маркса ...
Хотя наша история показала, что даже наличие дворянства не мешало этим людям отправлять миллионы собственных граждан на "свалку истории".
А планы насчет "ракетной точки" были еще у СССР. Украина ведь всю свою ракетную мощь, нацеленную на Запад, сдала под доверие рухнувшего в одночасье Будапештского меморандума.
vasilets
–1
24 апреля 2015 г. 14:56
Yurijvar писал 24 апреля 2015 г. 14:39
А что такое "настоящий революционер"?


Пламенный, убежденный и бескорыстный борец за права простого народа - вот таких мы считали настоящими революционерами.
Yurijvar писал 24 апреля 2015 г. 14:39
Хотя наша история показала, что даже наличие дворянства не мешало этим людям отправлять миллионы собственных граждан на "свалку истории".


История непростая штука - делить всех на правых и неправых по принципу идеологии невозможно и даже вредно: все правители, независимо от их идейных воззрений, творят со своим народ все, что захотят.
Так было, есть и будет всегда и во всем мире

А планы насчет "ракетной точки" были еще у СССР. Украина ведь всю свою ракетную мощь, нацеленную на Запад, сдала под доверие рухнувшего в одночасье Будапештского меморандума.


Стратегические ракеты и ядерное оружие с Украины вывели, это факт.
Оно и правильно - обезьяна с гранатой - это страшная сила. Остались бы эти вещи у них, их бы либо украли террористы, либо сейчас бандеровцы долбили по Донбассу ракетно-ядерными ударами.
Yurijvar
+3
24 апреля 2015 г. 15:51
Спасибо за обезьян с гранатой! А еще я бы хотел увидеть хоть одного бандеровца. Не подскажете где? Отморозков хватает везде.
vasilets
0
24 апреля 2015 г. 16:03
А еще я бы хотел увидеть хоть одного бандеровца. Не подскажете где?


Теперь в Киеве, где же еще?!?
С раннего детства еще моя бабушка рассказывала об этих отморозках - бандеровцах, которые служили полицаями и были страшнее фашистов.
А она знала о чем говорила - наша семья с Украины. Бабушка, дед и отец перенесли оккупацию на Украине и помнили, что это такое фашисты и бандеровцы!
Теперь их потомки захватили власть и уничтожают всех, кто не согласен с их идеологией.
У нас родственники живут и на Донбассе и в Сумах, а друзья в Крыму - такая вот география... Мы общаемся регулярно и знаем не по наслышке...
Yurijvar
+1
24 апреля 2015 г. 16:33
Если поднять статистику, которую и вы прекрасно знаете, то количество русских (и татар, и чеченцев, и казаков, и ....), сотрудничавших с фашистами - зашкаливает! Начать хотя бы с совместного раздела Польши и Прибалтики и закончить армиями Власова и других. Это были миллионы!.
А быть сторонником своего государства, такого же как Чехия, Польша, Словакия и др. - это плохо? И если я, русский, за самостоятельную Украину, значит я - тоже бандеровец?
vasilets
+1
24 апреля 2015 г. 16:56
Yurijvar писал 24 апреля 2015 г. 16:33
А быть сторонником своего государства, такого же как Чехия, Польша, Словакия и др. - это плохо? И если я, русский, за самостоятельную Украину, значит я - тоже бандеровец?

Что удивительно, я тоже за самостоятельную Украину. И эта страна была абсолютно самостоятельна с 91 г и так бы продолжалось всегда.
Однако, Запад во главе с США решил свергнуть законного президента. А руководство Украины, уже поставленное америкосами, выбрало путь насильственной украинизации огромного числа русскоговорящих жителей страны.
Всех тех, кто не согласен, решили бомбить - это колоссальное преступление перед собственным народом, за него придется ответить
Бандеровцы те, кто уничтожает собственный народ
Yurijvar
+1
24 апреля 2015 г. 17:26
Ну, я тоже, без всякой подсказки извне и как всякий образованный и нормальный человек, был двумя руками против Януковича, который имел две "ходки", и как был так и остался вором, только уже в государственном масштабе (сделал, например своего сыночка-стоматолога миллиардером за один год).
А что касается Америки, лично я, побывавший там не раз, был бы рад если бы уровень жизни наших граждан был такой же как и там. Думаю и вы с этим бы согласились, зная положение вещей "в глубинке".
vasilets
–1
24 апреля 2015 г. 17:31
Ну, я тоже был двумя руками против Януковича, который имел две "ходки", и как был так и остался вором, только уже в государственном масштабе (сделал, например своего сыночка-стоматолога миллиардером за один год).
А что касается Америки, лично я, побывавший там не раз, был бы рад если бы уровень жизни наших граждан был такой же как и там. Думаю и вы с этим бы согласились, зная положение вещей "в глубинке".


Удивительно, но по этим двум пунктам я с вами согласен!
Одно неприятно - в Америке полицейское государство и свобод минимум.
У нас жизнь тоже не сахар, но пока посвободнее
В Америке я тоже был....
Yurijvar
24 апреля 2015 г. 17:46
Ну, тогда - Слава Украине!
vasilets
+1
24 апреля 2015 г. 17:51
Yurijvar писал 24 апреля 2015 г. 17:46
Ну, тогда - Слава Украине!

Нет, слава СССР!
Мы рождены в Советском Союзе!
Yurijvar
24 апреля 2015 г. 18:04
Увы - страна не выдержала испытания Временем! Сработала диалектика Маркса и Энгельса.
vasilets
24 апреля 2015 г. 18:08
Увы - страна не выдержала испытания Временем! Сработала диалектика Маркса и Энгельса.


Это ужасно, историческая катастрофа, сравнимая с крушением Римской империи
Yurijvar
24 апреля 2015 г. 18:36
Вот-вот! Против Маркса не попрешь - все империи рушатся! И если Римская протянула столетия, то советская - десятилетия!
vasilets
24 апреля 2015 г. 21:19
Америкосы боььше 200 лет существуют им тоже пора рушится...
Yurijvar
24 апреля 2015 г. 21:27
Маркс рассуждал так только по поводу империй ...
marysar
24 апреля 2015 г. 15:00
Не могу пройти мимо такой темы! Все детство и юность у нас с братом прошли под лозунгом "дети л-та Шмидта". Редкий человек не отшутился на эту тему! Придумывали папе другие звания и специальности.
Интересно было узнать новые факты из жизни "названного папаши!"
elenarossi
+1
24 апреля 2015 г. 19:23
marysar писала 24 апреля 2015 г. 15:00
Интересно было узнать новые факты из жизни "названного папаши!"

Так сразу взяли и поверили.... НОВЫМ ФАКТАМ.
Сомнение - двигатель прогресса.
marysar
24 апреля 2015 г. 19:56
А мне давно уже, Лена, пришлась по душе формула-
Россия - страна с непредсказуемым прошлым!
elenarossi
+1
24 апреля 2015 г. 20:01


Но и как любая другая страна, кстати!
Yurijvar
24 апреля 2015 г. 20:36
Но я никакие НОВЫЕ факты не изобрел. Просто кратко обобщил то, что есть в его реальной биографии и общеизвестной историографии. Может быть - под другим углом зрения.
elenarossi
25 апреля 2015 г. 10:24
Юрий! Эти факты и мне знакомы. (Как это не покажется вам странным, может быть)
Но я знаю, что правда все равно где-то посередине) Ее знает только Господь Бог.
Шмидт достойно принял смерть. А как жил.... Иногда бывает такое глубокое покаяние перед смертью. Что это может искупить все жизненные заблуждения. Опять же нам не стоит на это надеяться) Лучше не грешить теперь.
А к вам я отношусь с симпатией.
Украину мы все любим. Нас не надо ЗАСТАВЛЯТЬ любить, то, что нам дорого.
Самостоятельная Украина - это хорошо. От всей души желаю ей этой САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Yurijvar
25 апреля 2015 г. 10:30
Спасибо, Елена, на добром слове! Думаю, все должно скоро уладиться. Не должно быть таких страниц у братских народов.
elenarossi
24 апреля 2015 г. 19:21
Прочитала. В истории много парафраз)
Для меня Шмидт - это романтический герой. Таким я его и оставлю (для себя).
Развенчивание идеалов не всегда на пользу нам же. Должны быть точки опоры. А живые люди - они живые... Грешные... Не нам их судить (если они не преступники и не злодеи, конечно), а просто ЖИВЫЕ ЛЮДИ, которые жили, дышали, ходили по этой земле...
Yurijvar
27 апреля 2015 г. 20:42
Мы не судим и не обожествляем, как это делали раньше. Просто попытался дать реальную информацию. А уже дело читателей - как интерпретировать эти факты.
elenarossi
+1
27 апреля 2015 г. 23:11
Yurijvar писал 27 апреля 2015 г. 20:42
и не обожествляем,

Да. Не сотвори кумира... Кстати слово "обида" - его этимология от слова идеал. "Разочарование в идеале". Мы сначала лепим кумиров, а потом обижаемся на то, что они не оправдали надежд...
sonnenschein
24 апреля 2015 г. 19:43
Ничего не меняется, история идёт по спирали.
Arkhip251166
25 апреля 2015 г. 1:10
!!!
annaabrosimova
27 апреля 2015 г. 19:40
Юрий, спасибо за интересный рассказ о лейтенанте Шмите и его последнем приюте! Признаться, знала только о неудачном восстании, а вот про остров Березань узнала от Вас...
Yurijvar
+1
27 апреля 2015 г. 20:45
Спасибо, Анна за внимание! Советская пропаганда, естественно, скрывала плохие факты биографии не только у лейтенанта Шмидта.
julykum
28 апреля 2015 г. 7:52
Такая трагическая судьба у человека. Как-то у него все с самого детства не задалось. Не мог справиться со своим мятежным духом нонконформизма. Мне кажется, что он и на проститутке-то женился и бунт поднимал не из благих побуждений, а чтобы шокировать, сделать "всем назло". Все время пытался кому-то что-то доказать.
Юрий, а Вы не знаете, он случайно не был средним сыном в семье? И как родители относились к нему? Мне кажется, что вся такая дрянь идет из детства.
Yurijvar
28 апреля 2015 г. 8:28
Хороший вопрос! Вот, что удалось узнать из открытых источников - его семья была "благородных" кровей: отец - дворянин, морской офицер, мать - потомок польских князей Сквирских. Приехала девушкой участвовать в обороне Севастополя простой медсестрой. Там же, спасши жизнь раненому офицеру, вышла за него замуж. Трое их детей умерли в детстве. Но и с оставшимися тремя - Марией, Анной и Петей ей хватало забот. Она воспитывала их без нянек и гувернанток. Воспитывала сама, как умела, а умела она это делать хорошо. К сожалению Екатерина Яковлевна рано ушла из жизни, когда юному Пете было только девять лет.
julykum
3 мая 2015 г. 13:48
Спасибо за информацию. Понимаю, что мои рассуждения - измышления доморощенного психолога, но думаю, что лишенный материнской ласки Петр пытался своим неадекватным поведением добиться внимания отца, которому, естественно, было не до бабских нежностей и возьни с детьми.
Yurijvar
3 мая 2015 г. 21:03
Ну, Вам как женщине и матери - виднее!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.