Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 14:24
Как интересно изучать собственное Отечество!

Израиль Март 2010

Второй день на Святой земле начался с прозрачного, чистого, незабываемого утра. Я открыла окно, впустила пение птиц, теплый легкий ветерок, послушала, порадовалась и начала собираться.

После хорошего завтрака, мы снова заняли место в автобусе и поехали на знаменитую Ясельную площадь, где находится Храм Рождества Христова, Церковь святой Екатерины принадлежащий монахам францисканского ордена и мечеть.

Второй день на Святой земле

Мы знаем, что Иисус Христос родился в городе Вифлееме.

В Евангелии об этом говорится так:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Евангелие от Луки гл. 2: 1–5.

Второй день на Святой земле

Когда ты попадаешь на то или иное место, связанное с земной жизнью Спасителя, хочется не только вострепетать, но и прожить ту, очень далекую для нас жизнь других людей — современников Иисуса, чтобы что-то понять и в них, а значит и в себе.

Мы редко думаем о том, как это было.

Юная Мария — совсем девочка. Старый Иосиф-обручник, который не был мужем в полном смысле этого слова, но был обручен с Марией, потому что на Востоке женщина не должна оставаться без попечения мужчины. Когда я представляю, как эти два усталых человека стучались в дома, чтобы хоть где-то переночевать, как искали прибежище, мне становится больно. Ведь никто не открыл им дверь своего жилища!

Все гостиницы были переполнены из-за переписи и большого стечения людей, а жители, зная, что в город в связи с этими событиями нахлынуло много людей темных, желающих поживиться чужим добром, даже разбойников, боялись впускать кого-либо в дом.

По-человечески наверное тех жителей Вифлеема можно понять… И как поступили бы мы… И как поступаем…

Но ведь случилось так, что Марии нужно было рожать, а они оказались с Иосифом на улице!

Бог входил в мир людей, чтобы спасти их, а люди, закрыли двери и не пускали его Мать в таком обстоянии!

Вот с такими мыслями я вошла в Храм Рождества Христова, большой, просторный, с большим количеством людей, желающим почтить святыни.

Второй день на Святой земле

Храм постоен якобы на том месте, где была пещера, в которую только и могли спрятаться на ночь Мария и Иосиф.

Тот, кто живет на Святой земле, хорошо знает эти ветры, которые начинают задувать из пустыни. Чтобы спрятать от этих ветров скот, пастухи осваивали природные пещеры. Когда Младенец родился, его можно было положить только в ясли для скота. Сегодня и эти ясли, и место, куда заглянула звезда Рождества — места поклонения.

Я очень люблю стихи Бориса Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями тёплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зёрнышек проса,

Смотрели с утёса

Спросонья в полночную даль пастухи.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочёта

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звёзды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потёмках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Вифлеемская икона Божьей Матери — святыня, к которой всегда стоит вереница людей и этот живой поток, желающих поклониться, не иссякает.

Это единственная икона, где Богородица улыбается. И эта икона, почитаемая как чудотворная, была подарена Вифлеему Россией…

Второй день на Святой земле

Первый Храм Рождества Христова был построен царицей Еленой, но он в 529 году сгорел, так что от него остались только мозаичные полы.

Второй храм, который обычно посещают и паломники, и особенно туристы — Храм Святой Екатерины.

В царствование римского императора Максимина в городе Александрии жила юная Екатерина, происходившая из царского рода. Она была не только писаной красавицей, но и обладала выдающимся умом. К восемнадцати годам она уже знала труды, философов Аристотеля, Платона, врачей Асклепия, Гиппократа, других мудрых эллинов, поэтов Гомера, Вергилия. Она изучала ораторское искусство, знала многие языки и наречия, так что слава об ее учености распространилась далеко за пределы Египта.

Ее мать была тайная христианка и здесь в Вифлееме, куда юная Екатерина прибыла как паломница, она дала обет безбрачия, желая посвятить всю свою жизнь Христу.

Как давно это было! Но ведь было же!!!

Царь Максимин, пораженный красотой и мудростью девы, решил посрамить ее.

Он собрал пятьдесят мудрейших мужей и сказал им, как повествует житие:

«Приготовьтесь со всей тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицей так, чтобы вы могли победить ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юной девой, но приложите все ваше старание и покажите вашу мудрость так, как если бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона. Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязаясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд, и вместо даров вы примете мучительную смерть.

Тогда мудрецы успокоили царя: «Не опасайся, царь! Быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина она не может обладать мудростью в полном совершенстве и быть вполне искусной в красноречии; повели ей только явиться к нам и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, тотчас устыдится».

Потом была длительная беседа, был спор, который Екатерина вела так умело, была так убеждена в своей правоте, что внушила слово Истины и мудрецам.

В результате они пошли на смерть, но не отреклись от той новой Истины, которую им открыла Екатерина.

Великий русский император Петр Первый пожертвовал в 1689 году в Синайскую обитель серебряный ковчег для мощей Святой Екатерины.

Второй день на Святой земле

Мне повезло. Через несколько дней я уже после посещения Святой земли, была в Синайском монастыре, где находятся мощи святой. Я могла трогать ветви куста Неопалимой Купины, которая продолжает расти во дворе монастыря святой Екатерины…

Но вернемся в Вифлеем, в храм святой Екатерины. Во дворе на колонне установлена скульптура блаженного Иеронима.

Второй день на Святой земле

Люди фотографируются рядом с ней не очень понимая, порою, почему здесь находится этот святой.

Святой Иероним был настоятелем монастыря Святой Екатерины и работал над переводом Библии на латинский язык. Он считается покровителем всех переводчиков. После воспоминаний о житии святой Екатерины, нам покажется естественным, что именно такой мудрец, просвещенный муж, стал настоятелем храма Святой Екатерины.

На выходе из Церкви, стоит обратить внимание на знаменитую скульптуру Георгия Победоносца, который является покровителем Вифлеема.

Второй день на Святой земле

Конечно же мы были у стены плача.

Я видела и то место, где стоял храм в котором, по преданию, Мария нашла Сына. Ему было 12 лет. На Востоке — это возраст, когда мальчик уже считается мужчиной.

Второй день на Святой земле

Можно представить, как она металась по городу в поисках Сына, которого потеряла в толпе, как волновалась! Но когда нашла его сидящим во храме, рядом с мужами, что с вниманием слушали его духовную беседу, видимо осознала, что начинается новый этап в жизни Ее Сына.

Ах, как много хочется рассказать!

Второй день на Святой земле

Но когда вас привозят на известную смотровую площадку, что расположена на Елеонской или Масличной горе,

Второй день на Святой земле

горе, с которой открывается вид на Старый город, гору Сион, Кедронскую долину и северную часть Иерусалима, наоборот хочется молчать. Молчать в благоговеньи.

Иисус Христос разговаривал со своим городом. Он восклицал: Иерусалим! Зачем ты гонишь меня!

Второй день на Святой земле

Он плакал над городом, а потом спускался с горы и суетливый город обтекал его, шумно и безразлично.

Автобус тоже спустил нас с горы,

и мы оказались у центра по изготовлению бриллиантов, в котором нам прочитали лекцию о методах работы с украшениями и вкусно покормили. Должна признаться, что мои спутники по группе сделали покупки…

Было ли это диссонансом? Конечно! Но этот диссонанс был очень уместным средством выразительности в той могучей симфонии, которая звучала во мне!

Кажется, ничего не изменилось с тех пор в нас…

Кто-то считал серебряники, в то время как Иисус молился до кровавого пота в Гефсиманском саду.

Второй день на Святой земле

А ученики спали, несмотря на Его просьбы бодроствовать и не оставлять Его одного в ту страшную минуту преддверия.

Но вы же знаете! Как может сморить сон в теплую ночь после знойного дня! Сон одолел их, и они не смогли сладить с ним. И как же они потом казнили себя! Как страдали от того, что ничего нельзя вернуть и исправить!

«…и нет ничего нового под солнцем» как сказал Екклесиаст.

Сейчас рядом с древними оливами, расположен Храм всех наций.

Второй день на Святой земле

Люди готовы объединиться в своей любви и благодарности к Спасителю.

Но мирен ли наш мир сегодня!

Второй день на Святой земле

Вот через эти ворота Спаситель въезжал в Иерусалим и все кричали «Осанна» и славили его. Прошло лишь несколько дней и те же люди кричали «Распни его»!

Ворота заложили камнем, чтобы ничто не напоминало о том событии, но память жива!

Доминантой дня конечно же стало посещение Храма Гроба Господня и это посещение было до Гефсиманского сада, но я решила переставить эти посещения в хронологическом порядке.

В Храме Гроба Господня, как всегда, было очень много людей.

Второй день на Святой земле

Так получилось, что я почти сразу же отделилась от группы. Лишь в кувуклию вошла вместе со всеми.

Вот место, где скала расступилась и кровь распятого Христа проникла глубоко в землю, ведь там промыслительно была могила Адама и Его кровь омыла кости праотца, совершившего первородный грех. Сейчас это место под стеклом, но трещина видна не только здесь.

Второй день на Святой земле

Мне хотелось быть вне попечения гида и я стояла на месте жен, что присутствовали при казни, на том месте, где стояла его Мать.

Строчки Анны Ахматовой здесь были уместны:

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Второй день на Святой земле

Потом, когда я поняла, что безнадежно отстала от группы и мне не подняться вверх на Голгофу, ко мне подошел служитель и предложил следовать за ним.

Почему в этом людском муравейнике он подошел ко мне!

Вместе с ним, по другой, внутренней лестнице, мы без всякой очереди поднялись вверх.

Второй день на Святой земле

Когда я сошла вниз, группа уже ожидала во дворе, но наша гид Ольга, вдруг сказала мне: вы ведь Елена, пойдемте! Я провожу вас вниз, туда, где царица Елена обрела крест.

А группа? Они подождут!

И мы отправились с ней к подножию креста.

Второй день на Святой земле

Был в этот день и еще один храм. Знаменитый храм Успения Пресвятой Богородицы.

После множества католических храмов, оказаться в таком святом месте и услышать молитву на русском языке, было как-то необыкновенно тепло и радостно.

Второй день на Святой земле

Трудно писать о путешествии в Святую землю, трудно вместить невместимое. Но в эти замечательные пасхальные дни, когда люди встречаясь, как встарь приветствуют друг друга: Христос Воскресе!

И слышат в ответ: Воистину Воскрес!

Второй день на Святой земле

Мне было очень приятно вспомнить мою поездку на Святую землю. Вспомнить и рассказать о своей радости.