Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:03

Новогодний Варанаси. Утро

Варанаси — Индия Декабрь 2014

Что происходит в предновогодний день в таком необычном и святом для всех индусов городе Варанаси, в котором каждый из них почитает за высшее счастье отойти в «мир иной»?

Варанаси (он зовется еще Бенарес или Каши) является одним из четырех центров паломничества на реке Ганга. Но именно это место больше всего ассоциируется и с самой рекой, и с её религиозным значением.

Ученые полагают, что Варанаси — один из древнейших городов на Земле и был основан Шивой более 5 тысяч лет назад. Говорят, что он упоминается в священных книгах Риг-Веда, Махабхарата и Рамаян, и когда-то был современником Вавилона, Луксора и Ниневии, ныне «почивших в бозе».

Помнится, даже Марк Твен, побывавший когда-то в этих местах, писал: "Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд - а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые".

Башня Dharani Varaha Swamy Temple является хорошим ориентиром - она стоит в центре городской набережной

Ежегодно Варанаси посещает более миллиона паломников. И это не только шиваисты и вайшнавиты, но и буддисты с джайнами.

Раннее утро.
В этот последний декабрьский день кругом стоит сильный туман и даже холодно. Температура ночью была градусов 7-8, и мы вынуждены были еще с вечера попросить электрообогреватели, так как кондиционеры в нашем гестхаусе Sita Guest House, расположившемся прямо на берегу Ганги, работали только на охлаждение.

Вход с набережной в Sita GuestHouse

Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги, которая, в свою очередь, состоит из гхатов (Ghat) - площадок, спускающихся длинными каменными ступенями к воде. Гхаты многофункциональны – это и "священные места омовения", и места кремации умерших, и места поклонения богам.

В Варанаси – около 80 гхатов, и у каждого из них есть и свои истории, и свои легенды. Каждый из гхатов - это свой особый район с прилегающими к нему домами, похожими на крепости. И на каждом из них происходит своя жизнь.

Несмотря на ночной холод, вода в Ганге довольно теплая – градусов 18-20, днем ведь достаточно тепло и в конце декабря температура бывает до 20-24 градусов. Но, не обращая внимания на туман и холодное утро на всех гхатах уже много народу – и мужчин, и женщин. Были даже дети.

Новогодний Варанаси. Утро

Все они пришли совершить один из священных индусских ритуалов – «утреннее омовение». Считается, что такое омовение в водах Ганги приносит такую же заслугу, как и посещение храма.

Прямо на нижних ступенях все раздеваются и, аккуратно сложив одежду, спускаются к воде. Женщины остаются в каких-то длинных сари, а мужчины в трусах.

Зайдя в воду, они совершают частичное или полное омовение тела, иногда моются с мылом. Некоторые ныряют и, проплыв несколько метров среди многочисленных лодок, радостно возвращаются обратно.

Этот ритуал «очищения» в священной реке Ганга обязателен для всех индусов, прибывающих в Варанаси. И все они знают и свято верят, что воды Ганга обладают способностью к их очищению и снятию с них грехов. А сама река, несмотря на ее физическое загрязнение, у всех индусов остаётся символом святости и чистоты.

К реке приходят и местные жители, и паломники со всей Индии. Их цель - исключительно осуществление священного омовения. И каждый индуист должен сделать это хотя бы раз в своей жизни.

Почему многие приходят так рано? Просто, согласно традициям, лучшим временем для омовения считается рассвет. Это время также благоприятно и для молитв, воздаваемых восходящему Солнцу или другим божествам - сотни людей на всех гхатах стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру - наиболее священную мантру индуистов.

А в качестве подношений богам, обычно используют фрукты, сладости и цветы, которые пускают по воде в специальных тарелочках.

О чистоте воды и результатах ее анализов, чтобы не будить сверхчувствительное воображение у некоторых читателей (ниц), я лучше говорить не буду. Можно только отметить, что наш гхат находился в центре береговой линии Варанаси, а выше по течению располагалось еще полгорода со своими гхатами, стоками, мусором и местами сжигания трупов на берегу, останки которых затем спускают вниз по течению Ганга, т.е. в нашу сторону.

К этому можно добавить еще и утопление умерших детей до 13 лет и беременных женщин. Так что река в районе города полна трупов с камнями на шее. Ниже по течению можно встретить и их останки, вынесенные течением на песчаные берега. Пищи для хищной рыбы здесь достаточно.

Гхаты Варанаси расположены по всей 5-ти километровой вогнутой береговой линии западного берега Ганги - от Гхата Аси на юге до Радж Гхата на севере. Восточный же берег совершенно пуст – там только чистый песок, на котором можно найти и выброшенные течением останки трупов.

Днем можно совершить один из важных ритуалов в Варанаси - Панчтиртхи Ятра - путешествие по пяти наиболее святым гхатам - Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника.

Считается, что именно эти гхаты обладают наибольшей духовной силой. Ну, и заодно днем можно будет увидеть проходящие на них обряды кремации и сравнить их с теми, что мы видели в индийском храме Пашупатинатх в Непале.