Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:31

Гузерипль, Майкоп, Адыгея — Россия Апрель 2015

Этот трехдневный отдых в горах Адыгеи был пробой пера сайта Groupon, заказанный отель должен был быть использован до конца марта. Но изначально что-то не заладилось и поездка переносилась дважды: в первые выходные произошло наслоение в отеле-что-то напутала менеджер и видимо не с нами одними, за что и была уволена. А потом пришла непогода, две девицы Зима и Весна не могли договориться и на следующие выходные был неутешительный прогноз -дожди, ливни, облачность! Ну какие могут быть горы, тем более там-то еще и холоднее?! Пришлось попросить менеджера перенести дату заезда. Я ежедневно терзала инет в надежде увидеть не то что бы лучики солнышка из-за тучки, а хотя бы просто облачность, но увы-к дождям и ливням добавился снег и заморозки. Тогда было решено вновь достать уже убранные зимние вещи и будь что будет-снег так снег, мы все равно зимой за ним скучаем. Только бы не лило сверху, иначе это будет уже перебор! На том и порешили!

Очарованные Гузериплем (часть I)

Зная, что поездка будет насыщенная (кто бы сомневался!))), а в отеле только завтраки, для поддержания морального духа и физической силы заботливо было приготовлено и сложено в походную корзинку все важное для души и настроения и конечно же крашеные яйца и пасочка-ведь в воскресенье Пасха!Утром был ранний подъем, термоса с чаем и кофе, мясо для шашлыков и еще какие-то мелочи упакованы и мы поехали.

Дождь начался не сразу, дабы не пугать нас у самого выхода из дома, тучи хмурились, давили и грозно сопровождали до самого Майкопа, а потом сначала несмело, а затем все настойчивее и решительнее приступили к своим обязанностям, поливая все сильнее и плавно переходя в снег!

Очарованные Гузериплем (часть I)

Все вокруг как-то изменилось, стало нежнее, бледнее, появившиеся вдали вершины гор стали постепенно исчезать, как будто их взяли и стерли ластиком.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Фантазия сразу же буйно принялась рисовать картины одна холоднее другой-вот наше транспортно средство на летней резине замерзло прямо на дороге, а вот его уже засыпало снегом и мы не можем выбраться — брррр, надо срочно проветриться и мы делаем первую кратковременную остановку — зябко, сыро, мокро — не до прогулок.

Это первый на Кавказе, на окраине Майкопа, памятник одному из самых почитаемых в России и мире христианских святых- Николаю Чудотворцу.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Он установлен российским благотворительным Фондом святителя рядом с храмом покровителя русского воинства святого Георгия Победоносца

и мемориалом воинам Майкопской 131-й отдельной мотострелковой бригады, погибшим в ходе боевых действий в Чеченской Республике. Мемориал требует отдельного посещения, по возможности я восполню этот пробел,
Через 40 км следующим пунктом нашей программы было долгожданное посещение Хаджогской теснины, находящейся в поселке Каменномостском и являющейся окончанием Большого Хаджохского каньона. Лет 7 назад я уже была здесь и память требовала повторения.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Большой и богатый адыгейский аул Хаджох (врата горной Адыгеи) существовал на левом берегу Белой до 1861 года. Во время Кавказской войны 1817–1864 годов он был важнейшим центром противодействия российским войскам. Для организации сопротивления вождь горцев Шамиль послал в Хаджох своего наиба Мухаммеда Амина. Аул стал неприступной крепостью, которую защищало 4 тысячи мюридов. Именно в Хаджохе закончилась долгая Кавказская война.

В 1862 году на месте разорённого аула Хаджох был создан казачий оборонительный пост. А летом 1864 года на правом берегу Белой поселились первые русские жители-казаки из Ставропольской губернии и Оренбургского казачьего войска. Казакам запрещалось занимать брошенные черкесские дома, и они принялись строиться на новом месте, напротив выселенного аула. Так возникла станица Каменномостская. С тех пор населённый пункт имеет два названия-старое адыгейское (современная ж/д станция) и новое русское.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Проезжая по дороге через поселок теснину на реке Белой совершенно не видно, только указатель и поясняет ее наличие. Ранним пасмурным снежно-дождливым хмурым утром вряд ли еще кто-то решился прогуляться, поэтому, купив билеты (200 руб, с человека) мы в гордом одиночестве приступили к осмотру этого уникального места.

Территория теснины оборудована смотровыми площадками с перилами, лестницами-переходами, есть зоны отдыха.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Извилистая каменистая щель имеет ширину 6 — 7, а местами всего 2 метра, а глубину до уровня воды — 35 метров, длину около 400 метров.

Теснина образовалась от того, что трещиноватый известняк, соприкасаясь с водой, подвергался медленному растворению и выщелачиванию. Благодаря врезанию реки вглубь и вширь, поднятию гор в течение десятков тысячелетий, долина приобрела современные очертания.

Очарованные Гузериплем (часть I)

В мрачной теснине река несется со страшной силой, клубясь и пенясь, особенно в эту дождливую погоду и во время таяния снегов в горах. На отвесных, почти совсем голых известняковых стенах виднеются многочисленные ниши, постепенно вымытые водой.

Зрелище потрясающее, создается впечатление, что непокорную реку заковали в определенные рамки и она извивается, борется и стремится вырваться на свободу и нет ей покоя! Фото не возможно передать эту борьбу, к тому же на объективе видны следы дождя.

Особенно эффектно выглядит нижний отрезок теснины, расположенный ниже моста. Здесь обнаруживаются древние подземные русла.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Берега реки в отдельных местах соединены естественными перемычками, своего рода каменными мостиками. От них-то, по-видимому, и получил свое название поселок Каменномостский.

Очарованные Гузериплем (часть I)

На территории оборудованы три живых уголка:

Очарованные Гузериплем (часть I)

два уголка с живыми медведями Машей и Тимофеем, и один уголок с водоплавающей птицей. Около вольеров с медведями мы особенно долго зависли, понравилась Маша, она забралась на высокую глыбу и оттуда созерцала все вокруг.

Тимофей с грустными глазами сначала отлеживался в домике,

Очарованные Гузериплем (часть I)

а потом услышал наши просьбы и все же вышел на дождь!

На территории конечно же можно приобрести сувениры, сделанные руками местных мастеров. Это изделия из гипса, глины и дерева. Даже в такую погоду и при полнейшем отсутствии туристов, мастера открывали свои лавки.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Нагулявшись по лесенкам больше двух часов, озябшие и продрогшие в предвкушении перекуса, открываем багажник и …….?? Мысль промелькнула, но я заставила ее испариться и замерла в ожидании! Но ничего не изменилось-корзинки с едой не было! Нет, вы не думайте-ее не украли, все гораздо прозаичнее — мы ее просто забыли дома на балконе! Остались термоса, сырое мясо для шашлыков и десерт. Мы ведь едем по деревням и путь наш заканчивается в поселке, дальше которого вообще больше нет населенных пунктов — только горы и леса, тогда надо в Каменномостском искать магазин и затариваться, что мы и сделали. Ладно, не пищей единой, едем дальше!

На выезде из поселка Каменномостского проезжаем похожее на замок строение.

Очарованные Гузериплем (часть I)

В прошлом на этом месте был небольшой завод по обжигу извести, карьер по добыче здесь же — за зданием. Когда появилось это сооружение и каковы его изначальные функции не известно, скорее всего здесь планировалось кафе или ресторан с называнием: «Замок Хаджох».

Далее дорога вылетает из ущелья реки Белой на перевал, мимо моста на водопады Руфабго и огромного куска скалы, лежащего прямо на дороге- Казачьего Камня. Вокруг этой огромной глыбы ходит множество легенд, одна из которых рассказывает о ежегодных осенних испытаниях юных джигитов, одним из заданий которых было умение взобраться на своем коне на самую вершину гигантского камня.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Однажды во время проведения испытаний пошел сильный дождь (как в нашу поездку!)), намочивший крутой склон глыбы и сделавший его очень скользкий. Ни один юный воин не смог добраться до вершины; ноги лошадей соскальзывали при каждом их шаге.

И тогда один юный джигит, уверенно управившийся с конем, взобрался на камень по узкой тропинке. Старейшины выразили одобрение столь смелому поведению. Но вот настал момент, когда победитель скинул папаху, а из-под нее выпали раскошние локоны. Старейшины остались недовольны таким раскладом и впредь запретили проводить состязания в этом месте, а камень остался и свое название «Казачий» получил в связи с тем, что на его вершине атаман местных казаков встречал прибывшую в станицу с проверкой инспекционную комиссию-слишком банально и совсем не романтично. Через 10 километров заезжаем в станицу Даховскую— сердце Адыгеи. Ее мы видели и раньше, но издали и сверху, часто в туманной утренней дымке, останавливаясь на первой смотровой площадке по дороге на плато Лагонаки.

Очарованные Гузериплем (часть I)

У нас есть пара мест, которые надо обязательно здесь посетить, но время поджимает и решаем, что сделаем это на обратном пути и едем еще почти 40 километров до конечного пункта нашего путешествия-поселка Гузерипль. Едем по серпантинному участку долго,

Очарованные Гузериплем (часть I)

постоянно останавливаясь, чтобы полюбоваться бурным течением реки Белой, скалами, огромными соснами, теряющимися где-то высоко.

Иногда по дороге встречались свежераспиленные стволы сползших с гор деревьев, дааа, видимо стихия бушевала не на шутку! Но тем не менее что не говорите, а зима прекрасное время года, мы даже не мечтали попасть в такую заснеженную горную красоту!

Очарованные Гузериплем (часть I)

Долго ли коротко ли ехали-ехали, наконец-то приехали, заселились в замечательный отель "Абаго" предварительно предупрежденные девушкой на рецепшн, что света нет, связи-тоже, ТВ не работает-стихия знаете ли! Этим нас уже точно не запугать, тем более, что благодаря местному дизелю свет в номере все же был.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Не теряя времени мы отправились на прогулку. Поселок с таким красивым названием — Гузерипль, притаился у подножия Главного Кавказского хребта на берегу Белой выше впадения в нее реки Киши, на высоте 685 метров над уровнем моря.

Очарованные Гузериплем (часть I)

По адыгски «гозарипль» дословно означает «дорога, внимательность», а посетив эти замечательные места можно перевести как «очарованный странник».

Гузерипль — ворота Кавказского Государственного биосферного заповедника и жемчужина Адыгеи и одним из центров туризма Республики Адыгея. Через поселок проложен первый Всесоюзный туристический маршрут (с выходом к Черному морю через Солох-аул). Отсюда стартуют оранжевые рафты вниз по Гранитному ущелью.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Отсюда дорога на Партизанскую поляну и к уникальным объектам заповедника. Обустроены пешие и конные маршруты. Для любителей есть прокат квадроциклов.

А мы, радуясь вдруг появившимся голубым заплаткам на небе, отправились в Кавказский государственный биосферный заповедник,

Очарованные Гузериплем (часть I)

в который мы обеспечили себе бесплатный проход, купив купон в отель. Уточняю сразу-и здесь мы гуляли совершенно одни, ну не туристическое выбрали время, а может наоборот-нам повезло!

Сразу же от поста биосферного заповедника, расположенного на левом берегу реки Белой, пройдя через мост,

Очарованные Гузериплем (часть I)

попадаем в сказочное царство царя Берендея. Это чувство в этот день меня больше не покидало. Ну и пусть под ногами хлюпает кашица из слегка подтаявшего снега, пусть по лесной дороге бегут ручьи

-не зря я взяла с собой недавно купленные в Декатлоне резиновые сапожки-в этой поездке они меня спасли, заодно удалось их выгулять, пусть я не раз проваливалась в снег по колено и набирала его в сапожки, а брюки давно намокли-это мелочи, на которые не стоило обращать внимания- это все компенсировалась окружающей красотой!

Очарованные Гузериплем (часть I)

Конечно мы не собирались на ночь глядя уходить куда-то далеко в лес, в заповеднике, метров триста от входа есть музей Кавказского заповедника, а по пути можно полюбоваться искусственным водопадом реки Молчепы, падающим с плотины небольшой ГЭС на реке.

Да-да, такая игрушечная гидроэлектростанция! А потом, уже войдя на территорию музея, сразу же справа мы увидели дольмен, равного по размерам и сохранности которому в Адыгее нет!

Очарованные Гузериплем (часть I)

Представляете — его возраст — более 4 тысяч лет!!! И он огромен, высота 2,5 метра. Я не обижусь, и сама предлагаю в этой поездке считать меня сравнительным материалом, типа «спичечным коробком», а иначе понять размеры просто невозможно.

Мы обошли дольмен вокруг, позаглядывали в щели, образованные не плотно поставленными каменными глыбами и двинулись по территории к музею,

Очарованные Гузериплем (часть I)

где на крыльце нас ждала приветливая женщина-гид с известием, что света нет и если мы без фонарика, то в музее делать нечего. Конечно же мы не прихватили из машины с собой фонарик, он слишком велик, но в музей все же зашли.
Музей природы Кавказского заповедника был создан в Гузерипле в 1956 году.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Первый зал посвящен истории создания Кавказского заповедника от времен существования здесь «Кубанской охоты»

Очарованные Гузериплем (часть I)

до современности, следующие залы могли бы познакомить нас с особым растительным и животным миром заповедника, с удивительными экспонатами горной флоры и фауны, но увы-далее первого зала мы не пошли, не было ни света ни смысла.

Потом мы еще помучили гида всякими вопросами, а после того, как купили у нее диск об истории заповедника, добрая женщина потеряла к нам всякий интерес, но мы то его не потеряли и на обратном пути еще полазили по близлежащим пригоркам, выискивая интересности и нагоняя аппетит.

Очарованные Гузериплем (часть I)

Проходная заповедника закрывается в пять часов вечера и нам надо было спешить, потому как из-за отсутствия связи и за ненадобностью мы выключили мобильные и оставили их в номере, а ночевать в холодном зимнем лесу голодными никак не хотелось! Но все закончилось замечательно, мы успели перебежать мостик как раз вовремя, а вечер закрепили шашлыком на свежем воздухе, и коньячком, конечно же, думаю его-то мы уж точно заслужили!