Екатерина (catys)
Екатерина Пользователь — была вчера 23:41

Трастевере. О жизни вечной

13 апреля 2015 г. 22:23 Рим — Италия Март 2015
60 49

Трастевере — «Затибрье» — очень популярный у туристов район Рима. Во многом благодаря тому, что это всегда была городская окраина, скорее даже пригород, ему удалось сохранить самобытный дух средневекового городка. Вы не найдете тут громких ренессансных и барочных построек — разве что изредка попадаются загородные виллы, построенные представителями римской аристократии. Благодаря этой некой «изолированности» а также тому, что культурно-национальный состав Трастевере еще начиная с римских времен был весьма пестрым (в частности, тут долгое время жила крупная еврейская община), тут со временем сформировалась даже своя особая микрокультура. Трастевере принято воспринимать как этакую деревеньку в черте Рима, миленькую и маленькую, привлекательную разве что идиллическими картинками повседневной жизни. Но я со своей любовью копаться в деталях попробую вам доказать, что это не так.

Все пути-дороги в Трастевере обычно начинаются с мостов через Тибр — вот и мой путь тоже лежал по одному из них, мимо искусственного островка Тиберина, формой напоминающего корабль — с этой стороны хорошо виден «нос корабля» и госпиталь Фатебенефрателли.

21

Пересекая Тибр, вы сразу попадаете словно в другой мир — узенькие улочки, невысокие разноцветные домики, неизменные мотороллеры и развешенное на просушку белье.

11

Но я решила оставить все эти прелести на потом — сейчас меня интересовало кое-что совершенно другое.

Церковь Санта Чечилия находится несколько в стороне от основных туристических троп, наверное поэтому доходят сюда немногие, и очень зря. Санта Чечилия — это монастырская церковь бенедиктинского женского монастыря, и главное ее сокровище как раз и сокрыто в монастыре. Но обо всем по порядку.

14

Предполагается, что первая церковь на этом месте была заложена в V веке на месте дома, где жила христианская мученица святая Чечилия. Существующая на данный момент церковь — это одна из так называемых «Пасхалиевых базилик» — церквей, воздвигнутых в понтификат папы Пасхалия I с целью перезахоронения мощей почитаемых христианских святых из катакомб — окрестности Рима в то время наводнились мародерами, разбойниками и прочим сбродом, так что нахождение там таких почитаемых реликвий, равно как и возможности поклоняться им, становились все опасней и опасней. Примерно в то же время к церкви был пристроен монастырь, отданный ордену бенедиктинцев. Женская ветвь ордена пребывает в монастыре и по сей день.

12
4

Церковь просторная, светлая и немноголюдная. Перед алтарем находится мраморная скульптура работы Карло Мадерно, изображающая святую Чечилию, причем предположительно в той самой позе, в которой она лежала в гробу. Дело в том, что в 1599 году была проведена эксгумация останков святой — мраморный саркофаг с гробом был вскрыт и были обнаружены нетленные мощи, с которых Мадерно и ваял скульптуру. Об этом свидетельствует надпись на мраморной плите на полу перед гробницей.

8
2
8

В апсиде находится мозаика, выполненная в византийском стиле (820 год) и изображающая Христа, облаченного в золотую римскую тогу, в окружении Святой Чечилии, Святого Павла и папы Пасхалия в роли донатора, с миниатюрным макетом церкви в руках и квадратным нимбом, свидетельствующим о том, что на момент создания фрески он был еще жив. Справа — Святой Петр, Святой Валериан и Святая Агата.

5
7
5

В левой части фрески можно заметить птицу, сидящую на финиковой пальме — это феникс, христианский символ возрождения после смерти, жизни вечной. Этот мотив частенько встречается на христианских мозаиках — причем именно в таком виде, феникс на финике. А дело в том, что на латыни и феникс — phoenix, и финик — phoenix. Древние, видимо, запутались в символике, и не разобрав, что именно нужно изображать, изобразили обоих.

Но это далеко не все. Когда вы выйдете из церкви — справа будет крыльцо с двумя ступеньками и закрытой тяжелой деревянной дверью. Рядом с дверью есть звоночек — позвоните в него, и когда вам ответят — произнесите магические слова «фреска Пьетро Каваллини». Это вход в монастырь. У входа встречает индусского вида девочка, ей нужно отдать 2,5 евро, и она укажет на лифт в конце коридора. Поднимайтесь на второй этаж — у лифта вас встретит крошечная сгорбленная монахиня и жестами пригласит следовать за ней. Не пытайтесь с ней разговаривать — бенедиктинские монахини дают обет молчания. Старушка проводит вас на хоры и тихо присядет в сторонке, жестами указав не фотографировать (так что фото будет, как всегда, из вездесущего интернета).

3
3
2
4

Ну что я могу сказать — то, что открылось моим глазам тут, было одним из сильнейших впечатлений за всю эту поездку. Всю стену длиной наверное метров 15, не меньше, занимает фреска — это «Страшный суд» Пьетро Каваллини. Фреска местами повреждена, но в основном сохранность ее очень хорошая, краски яркие и свежие, словно написана она не в 1293 году, а каких-то пару десятков лет назад… Но самое потрясающее то, что ты видишь этот шедевр не где-то в музее за пуленепробиваемым стеклом, продираясь сквозь толпу японцев, ощетинившихся фотоаппаратами, не под потолком церковных галерей — ты находишься с ним один на один, нос к носу, так близко, что можно рассмотреть все черточки, все переливы тонов, все трещинки на штукатурке!!! Это просто непередаваемое ощущение, настолько грандиозное, что у меня сдавило горло и защипало в глазах. Никакие фотографии, даже самые качественные, не передадут ровным счетом ничего!!! Мой вам совет — как окажетесь в Риме, посетите первым делом это место! Монахини пускают всех желающих для осмотра фрески ежедневно с 10 до 12 часов.

Такого больше нет во всем Риме — эта фреска признана одним из важнейших художественно-исторических артефактов в мире и являет собой поворотный момент во всей европейской живописи — переход от византийских традиций к Ренессансу. Каваллини — первый художник «натуралистического» направления, стремившийся преодолеть традиционную византийскую статичность и плоскостность форм, придать им объемность и динамичность. Работы Каваллини оказали огромное влияние на творчество Джотто, который развил идеи учителя и встал у истоков зарождающегося в Италии Ренессанса. И ЭТО вы можете увидеть своими глазами…. да еще и за каких-то жалких два с половиной евро. Хотя что может быть менее уместного в подобных вещах, чем разговор о деньгах???

А в самом центре Трастевере находится еще одна очень интересная церковь, значительно более известная и именитая. Строительство Санта Мария ин Трастевере связано с именами трех гениев итальянского искусства — архитектором Карло Фонтана и художниками Пьетро Каваллини и Доменикино.

7

Легенда о строительстве церкви на месте чудесного появления источника с чистой нефтью хорошо известна. Мнения расходятся только относительно того, когда это произошло — то ли за 38 лет до рождества Христова, то ли в день и год рождения Иисуса. Но в любом случае это было расценено как знак о пришествии Мессии, и особый статус прочно закрепился за этим местом. Около 220 года папа Калликст I устроил в этом месте первый молельный дом для первых христиан. В честь Девы Марии церковь была освящена в 432 году, став таким образом первой богородичной церковью Рима.

Здание церкви неоднократно поновлялось и перестраивалось, тот облик, который мы можем видеть сейчас, Санта Мария ин Трастевере приобрела только в XII веке. В притворе, рядом со входными дверями, можно увидеть фрески, оставшееся от старой церкви.

3
3
3
2

Также стены притвора сплошь инкрустированы обломками мраморных табличек с древними «граффити» — остатками языческих и раннехристианских надписей. Большинство из них — это эпитафии с гробниц на Аппиевой дороге, которые использовались для облицовки первой базилики и были помещены сюда архитектором Карло Фонтана, который в самом начале XVIII века произвел очередную реновацию церкви — в частности, добавил большой неоклассический портик. Над портиком хорошо сохранилась мозаика XII века, реставрированная в XIII веке Пьетро Каваллини — она изображает Богоматерь «Млекопитательницу», кормящую грудью младенца Христа.

5
4

Самое драгоценное сокровище церкви Санта Мария ин Трастевере — это потрясающие сверкающие золотом мозаики в апсиде. Забегая вперед скажу, что в Риме сохранилось немало прекрасных образцов этого необыкновенно красивого византийского искусства — но из всего того разнообразия, что мне удалось увидеть, пальму первенства я отдаю мозаикам из Санта Мария ин Трастевере. На этой мозаике Христос и Дева Мария восседают на троне в ослепительном великолепии. По правую руку от Девы Марии располагаются фигуры Папы Иннокентия II, держащего модель церкви (именно таким образом донаторы указывали на свою скромную роль в постройке церкви), Святого Лаврентия и Святого Калликста.

8
7
2
4
3
2

По левую руку от Христа: фигуры Святого Петра, Папы Святого Корнелия, Папы Святого Юлия и Святого Каледопия священномученника. Мощи этих святых захоронены под алтарем церкви. По фризу апсиды мозаикой выложены стандартные в таких случаях изображения: в центре — Агнца Божия (Символ Иисуса Христа), и 12 овец, символизирующих двенадцать апостолов.

6
1

Под центральной мозаикой апсиды, изображающей Христа и Богоматерь в окружении святых, цикл мозаик, посвященных жизнеописанию Девы Марии — это работа Пьетро Каваллини. К сожалению, рассмотреть детально эти мозаики не получится — разве что в объектив фотоаппарата и впоследствии на мониторе компьютера, но, согласитесь, это совершенно не то… Богородичный цикл Каваллини вообще находится в крайне неудобном месте — он плохо освещен, и полному восприятию картины сильно мешает киворий. Археолог Барбара Мертц в одной из своих книг советовала исследователям римских красот всегда носить с собой бинокль и фонарик. Насчет фонарика не уверена — все-таки церкви сейчас довольно неплохо подсвечивают, да и что же это должен быть за фонарик, чтоб бить на такое расстояние??? — а вот бинокль мне кажется совсем нелишним.

4
1

Центральная дверь базилики служила Святой дверью в юбилейные годы — это было вызвано тем, что часто паломнические церкви за переделами городских стен оказывались недоступны из-за эпидемий чумы или наводнений.

Центральный неф отделен от боковых 21 старинной колонной — предположительно, эти колонны были взяты их терм Каракаллы. Невооруженным взглядом видно, что колонны разные по толщине, и с разными капителями — но не пропадать же добру, в конце концов! Более того — колонны поддерживают горизонтальный антаблемент, а не арочный свод, что более характерно для античной, но не романской архитектуры. Вероятно, архитектура церкви подстраивалась под колонны, а не наоборот: ведь постройка высокого арочного свода над такими колоннами в те времена была сопряжена с большими сложностями.

7
5
2
1

Еще одно украшение церкви — потрясающий мраморный пол в стиле «косматеско». Подобные наборные мозаики из разноцветных кусочков мрамора выглядят очень красиво и частенько попадаются на глаза в Риме — в то время как история их возникновения весьма интересна. Появление этого своеобразного стиля XII — XIII веков — дело рук династии Космати, как они сами себя называли — «mramorai romani», римские мраморщики. Руины древнего Рима уже не первый год служили неиссякаемым источником строительного материала при строительстве города — подтверждения тому можно встретить повсеместно. Древние римляне были весьма искушены в вопросах красоты — и Рим был полностью усеян обломками самых лучших, драгоценных мраморов — практически под ногами, втоптанный в грязь, валялся драгоценный рыже-красный «giallo antico» или слоистый зеленый «cipollino verde». Космати ничего не разрушали — наоборот, они давали античному наследию вторую жизнь, но на этот раз уже в мире христианском, и традиция наборных мозаичных полов прижилась в римских церквях как одна из множества ниточек, обеспечивающих бесконечную преемственность истории.

5

К сожалению, пол в Санта Мария ин Трастевере не оригинальный — мозаики были переложены в XIX веке, правда в соответствии с первоначальным проектом.

Позолоченный кессонный потолок проектировал Доменикино.

6

Но вернемся от жизни вечной к жизни повседневной — в Трастевере она бьет ключом! Очаровательная площадь перед церковью Санта Мария ин Трастевере — центр притяжения для всего района.

6
3
7

В середине нее, разумеется, барочный фонтан — к нему тоже приложил руку Карло Фонтана — по традиции, засиженный отдыхающими и греющимися на солнышке. Я тоже решила немножко посидеть и поглазеть по сторонам. Надо отметить, что если например Стамбул — город кошек, то Рим — это однозначно город собак! Причем собачонок своих римляне очень любят, холят, лелеют и везде с собой таскают. Мне постоянно встречались собачки в магазинах, собачки в автобусах, собачки в кафе-ресторанах… Ну, а настоящим откровением для человека, выросшего в стране тотального «нельзя», где даже людям запрещено лежать на траве в парках, были собаки в расписанных фресками галереях виллы д`Эсте!!! Когда первый шок прошел — меня обуяла неподдельная гордость за культурный уровень итальянских собак)) Пожалуй, для полноты картины еще не хватало увидеть собаку в церкви — но тогда, ей богу, я б не удержалась, подошла б и спросила, приняла ли она уже первое причастие))

После такого длительного лирического отступления, думаю, вы уже догадались, что главными хитмейкерами на площади были собаки. Вот это чудесное создание просто лежало и глазело по сторонам — вычислить ее хозяина мне не удалось.

9

Потом подъехала парочка на велосипедах и остановилась посреди площади — с ними были два пуделя. Тут же к пуделям подскочила девочка и радостно кинулась тискать по очереди обеих собачонок.

5

Неподалеку волчком крутились эти двое — да так активно, что было вообще не разобрать, кто есть кто.

5

Но тут на площади появился рвущийся с поводка, весь словно сжатая пружина, вельштерьер — вот это был полный апофигей и апофеоз!

4
5
2

Я бы с радостью провела на этой площади хоть целый день, но меня ждали великие дела. Так что, оставив собак и их хозяев наслаждаться жизнью дальше, я пошла бродить по запутанным улочкам Трастевере. Но об этом — уже в следующий раз! See you soon!

Частные гиды
в Риме

Бронирование отелей
в Риме

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

AsiaGate
+1
13 апреля 2015 г. 8:07
Катя, спасибо за экскурсию , я бы тоже здесь смогла провести весь день - обожаю романскую архитектуру , а от фрески Каваллини даже через интернет-фото мурашки по коже....Представляю (нет, не представляю!), что происходит, когда видишь её воочию!
catys
+1
13 апреля 2015 г. 9:19
Спасибо Оксаночка!
AsiaGate писала 13 апреля 2015 г. 8:07
Представляю (нет, не представляю!), что происходит, когда видишь её воочию!
воооот это и происходит )) Я абсолютно уверена, что подобные вещи - это то, что помогает нам стать немножечко лучше )
Borracho
+1
13 апреля 2015 г. 9:28
Ого как там интересно, если копнуть! Фреска Каваллини (ее так сказать подача) просто взрывает мозг! А мы по этому району просто катались, как полагается, на Веспе и глазели на белье))
catys
13 апреля 2015 г. 11:27
Веспа и белье - это неотъемлемая часть пейзажа!!! Вот мне, кстати, даже в голову не пришло взять мотик напрокат
Borracho
+1
13 апреля 2015 г. 13:42
Но они конечно борзеют с ценами. Обычная веспа, свежая, стоит дороже автомобиля. 70 евро в 2012 году. А уж 60-х годов так вообще, даже не узнавал чтобы в обморок не упасть.
catys
13 апреля 2015 г. 14:06
Сколько??? Да ну их в баню тогда )))
sheftali
+1
13 апреля 2015 г. 11:28
Катя, отличные фото Прекрасная прогулка получилась, я многого не знала!
catys
+1
13 апреля 2015 г. 11:39
Спасибо Настенька! Мы тут для того и собираемся, чтоб нести друг другу прекрасное, светлое, вечное
sheftali
13 апреля 2015 г. 11:46
sovikont
+1
13 апреля 2015 г. 11:49
Очень интересный райончик!! С потрясающими ресторанами и атмосферой повсюду...! Прекрасная прогулку,Катя! Спасибо!
Arkhip251166
+1
13 апреля 2015 г. 17:17
Был в этом районе, но только в церкви Санта-Мария Трастевере и конечно он заслуживает целого дня,там много есть где побродить
catys
13 апреля 2015 г. 17:21
Да, это точно! Назаслуженно однобоко воспринимаемый район ))
elsarieva
+1
13 апреля 2015 г. 20:12
Катя! У Вас талант храмовых съемок, всегда детально, четко, эстетично, самая суть. Санта Чечилия очень заинтересовала, буду в Риме, схожу обязательно. Мне вообще интересен этот район.
catys
+1
13 апреля 2015 г. 21:50
Спасибо большое! Я буду необыкновенно рада, если благодаря моим скромным усилиям Вы откроете для себя что-то новое
elsarieva
13 апреля 2015 г. 21:54
catys писала 13 апреля 2015 г. 21:50
если благодаря моим скромным усилиям Вы откроете для себя что-то новое
Уже открыла, спасибо!
vibas
+2
13 апреля 2015 г. 21:58
Екатерина, фреска Каваллин - просто потрясает до глубны души!!!
И церкви тоже!!!
тот облик, который мы можем видеть сейчас, Санта Мария ин Трастевере приобрела только в XII веке
Какая прекрасная фраза! Особенно в ней звучит "только" применительно к XII веку!!! )))
Спасибо! Вы приоткрыли Рим по-новому!
vibas
+1
13 апреля 2015 г. 21:59
Да, и собачий перформанс тоже очень понравился! )
catys
+1
13 апреля 2015 г. 22:06
Спасибо огромное!!! В Ваших комментариях столько эмоций - это необыкновенно приятно!
И пожалуйста, ко мне можно (и нужно!) просто Катя, а то от Екатерины я как-то даже подпрыгнула, не поняла сначала, что это мне
vibas
+1
14 апреля 2015 г. 5:53
Катя, тогда давайте на "ты"?
catys
14 апреля 2015 г. 9:08
Давно пора
arxitektor
+1
13 апреля 2015 г. 22:25
Очень интересно. Особенно шпионские разведданные про фреску. Мы там гуляли, в обе церкви заходили. Но таких историй про все это не знали. Спасибо.
catys
+1
13 апреля 2015 г. 22:33
Спасибо! Как я поняла, что доступ простых смертных к фреске открыли не так давно - монахини, видимо, все-таки прониклись пониманием значимости объекта и сменили гнев на милость
Yurijvar
14 апреля 2015 г. 14:57
Какие шикарные росписи и фрески!
catys
+1
14 апреля 2015 г. 15:04
А мозаики??? Это же вообще золотое чудо ))
Leolik
+1
14 апреля 2015 г. 17:49
Катя, я вся под впечатлением!
Необыкновенное место. Спасибо, что рассказали и показали!
"Собачьи радости" - необыкновенно жизнерадостны!
Фотографии блестящие!
catys
14 апреля 2015 г. 20:07
Leolik писала 14 апреля 2015 г. 17:49
я вся под впечатлением!
спасибо! Я очень рада, что мне удалось донести свои впечатления и поделиться ими с окружающими!
Dimitry
+1
15 апреля 2015 г. 9:16
Мне тоже этот райончик понравился. Да что там, мне весь Рим понравился...
catys
15 апреля 2015 г. 11:50
Вы не поверите - мне тоже Вот ездила б туда и ездила.....
Margaritka
+1
15 апреля 2015 г. 17:19
Притно гулять по знакомым места, тем более сдобренным такими подробностями, о которых не знала!
catys
+1
15 апреля 2015 г. 19:42
Спасибо, Маргарита! Будет еще интересней вернуться в Рим!
Margaritka
+1
15 апреля 2015 г. 19:49
а то!
Pablo83
+1
15 апреля 2015 г. 19:38
Такой Рим я, к сожалению, не видел! Всегда найдётся повод вернуться в Вечный город. Спасибо за прогулку и интересный рассказ!
catys
+1
15 апреля 2015 г. 19:44
Pablo83 писал 15 апреля 2015 г. 19:38
Всегда найдётся повод вернуться в Вечный город
их миллион, поводов Так что еще увидите
Cult-tourist
+1
19 апреля 2015 г. 17:50
!!!!!
catys
19 апреля 2015 г. 20:27
julykum
+1
21 апреля 2015 г. 16:06
Ах, ну божежмой, церковь Санта Мария ин Трастевере сражает просто наповал! Какое пиршество для глаз! О, эти мозаики, полы, потолки - чудеса господни.
catys
+1
21 апреля 2015 г. 16:13
julykum писала 21 апреля 2015 г. 16:06
чудеса господни
человеческие, Юль, человеческие! Ты представляешь, КАК творили 700 лет назад? Правда, иногда действительно кажется.... что не обошлось тут без чудес ))
julykum
+1
23 апреля 2015 г. 19:18
catys писала 21 апреля 2015 г. 16:13
Ты представляешь, КАК творили 700 лет назад?
Просто в голове не укладывается. И ведь столько веков прошло, и люди любуются. Иногда я думаю, а сто останется после нас? Свалки пластика и металла?
catys
+1
23 апреля 2015 г. 20:44
julykum писала 23 апреля 2015 г. 19:18
Иногда я думаю, а сто останется после нас? Свалки пластика и металла?
и еще куча разрушенных памятников... Грустно все это!
julykum
25 апреля 2015 г. 10:12
catys писала 23 апреля 2015 г. 20:44
еще куча разрушенных памятников
Olejka
+1
22 апреля 2015 г. 17:56
Великолепные фотографии церкви,Катя! Читая твои впечатления о фреске, я вспомнила свои ощущения от "Сикстинской Мадонны" в дрезденской картинной галерее много лет назад. ПОтрясающе! А вот когда была во второй раз,думая,что чувства повторятся-увы,этого не произошло...Так что понимаю тебя,какие эмоции сильные ты испытывала и они останутся с тобой навсегда! ПОнравился и пол в церкви,он великолепен!
А про собак,любящих Рим,и Рим,любящий собак-повеселило!

меня обуяла неподдельная гордость за культурный уровень итальянских собак)
catys
+1
22 апреля 2015 г. 19:40
Olejka писала 22 апреля 2015 г. 17:56
я вспомнила свои ощущения от "Сикстинской Мадонны" в дрезденской картинной галерее много лет назад. ПОтрясающе! А вот когда была во второй раз,думая,что чувства повторятся-увы,этого не произошло...
первые впечатления всегда самые сильные, и к сожалению их уже невозможно повторить..... может быть это и неплохо, на их место приходят другие....
Да, все пишут про кошачий Рим - а мне почему-то попадался исключительно собачий!
Olejka
23 апреля 2015 г. 9:47
catys писала 22 апреля 2015 г. 19:40
первые впечатления всегда самые сильные, и к сожалению их уже невозможно повторить
нельзя в одну реку войти дважды...
Vlad_TA
+1
22 апреля 2015 г. 20:14
Екатерина, огромное Вам спасибо за Ваши рассказы о Риме. За то тепло с которым Вы рассказываете об этом городе. К сожалению мне пока не довелось побывать там. Собираюсь туда через несколько месяцев. Ваши послания уже влюбили меня в Рим. Ну а Ваши чисто практические рекомендации неприменно приму к сведению. Отдельная похвала Вашим фотографиям! Спасибо Вам!
catys
22 апреля 2015 г. 20:27
Спасибо Вам за внимание и за такой теплый отзыв! Желаю Вам отличного путешествия, я уверена - Вы получите незабываемое удовольствие от знакомства с этим прекрасным городом!
Vlad_TA
22 апреля 2015 г. 21:05
Даже не сомневаюсь в этом. Тем более, что понимаю о чем идет речь. Ведь сам вожу экскурсии в другом Городе Мира - Иерусалиме...
catys
22 апреля 2015 г. 21:20
Ооооо! Ну тогда тем более!
bujhm54
+1
23 апреля 2015 г. 20:04
Шикарные фотографии с прекрасным рассказом о замечательном районе Рима.
catys
23 апреля 2015 г. 20:42
Спасибо Вам за проявленный интерес! )
NataliaC
+1
5 мая 2015 г. 16:24
Невооруженным взглядом видно, что колонны разные по толщине, и с разными капителями
-а я об этом задумалась еще в Венеции, разглядывая разные по цвету и узору колонны в соборе Святого Марка.
святую Чечилию, причем предположительно в той самой позе, в которой она лежала в гробу.
-потрясающе, смотрится, как будто прилегла на время. Фреску Каваллини ты права-надо видеть! Откалывающиеся кусочки остановились в своем разрушении этого чуда или процесс продолжается?
catys
+1
5 мая 2015 г. 16:30
а я об этом задумалась еще в Венеции, разглядывая разные по цвету и узору колонны в соборе Святого Марка.
ой, Наташ, колонны в соборе Святого Марка - это отдельная боль, их же тащили со всего света, и в том числе из разграбленного так любимого мною Константинополя.....
NataliaC писала 5 мая 2015 г. 16:24
Откалывающиеся кусочки остановились в своем разрушении этого чуда или процесс продолжается?
боюсь что у него есть все возможности продолжиться.... потому что фреска долгое время была запрятана в монастыре, монахини только совсем недавно открыли миру этот шедевр. Но думаю, реставраторы в скором времени за нее возьмутся!
NataliaC
+1
5 мая 2015 г. 16:59
catys писала 5 мая 2015 г. 16:30
из разграбленного так любимого мною Константинополя.....
-ох, никак не доберусь, Катя!!!
catys писала 5 мая 2015 г. 16:30
Но думаю, реставраторы в скором времени за нее возьмутся!
-им следует поторопиться!!
catys
+1
5 мая 2015 г. 17:13
NataliaC писала 5 мая 2015 г. 16:59
им следует поторопиться!!
да, такое чудо обязательно нужно сохранить для потомков!
NataliaC писала 5 мая 2015 г. 16:59
ох, никак не доберусь
ничего, это он просто выжидает свое время....
NataliaC
5 мая 2015 г. 17:25
catys писала 5 мая 2015 г. 17:13
он просто выжидает свое время...
-и я тоже!!!
Vlad_TA
+1
15 сентября 2015 г. 21:25
Катя, приветствую Вас из Рима!
Сегодня совершил прогулку в Трастевере по Вашим следам! Это просто восторг! Спасло Вам!
Завтра еду в Тиволи,а ночью уже домой, в Израиль.
Ещё раз спасибо Вам!
Влад
catys
15 сентября 2015 г. 21:36
Здравствуйте Влад, я очень рада Вас видеть! Вы видели фреску Каваллини??? Ах, как же я Вам завидую сейчас )))
Vlad_TA
16 сентября 2015 г. 7:25
Конечно видел! Благодаря Вам, Катя! Кстати, ходу по Риму с биноклем. Он маленький,театральный,но позволяет увидеть очень много деталей не видимых без него, в огромных римских сооружениях.
Vlad_TA
26 сентября 2015 г. 13:07
А теперь перечитываю Ваши рассказы, как человек побывавший там... И все воспринимается еще глубже.
Aleksandr_Selifanov
+1
13 мая 13:14
прекрасно передали на своих фото всю красоты здешних мест и конечно, как обычно, очень интересный рассказ. Великолепный отчет!!!
catys
+1
13 мая 21:18
Спасибо Вам за внимание! Я очень рада, что было интересно
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.