Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Вьетнам, Лаос, Таиланд Январь 2015

Лесенка с витыми дракончиками на закруглениях перил манила за очередной угол, но мама утянула в сторону тёмного скучного тупика.

Папа с рюкзаками уже ждал возле открытой двери. За дверью царил полумрак, пахло сыростью и стиральным порошком.

— Стасик, это дом, — весьма традиционно и радостно сказал папа, не без удовольствия сбрасывая ношу в самый просторный угол.

— Не дом, — также традиционно сказал Стас и всплакнул.

17 отелей за 45 дней — вроде и не много совсем, но для ребёнка это всегда некий стресс, оборачивающийся, впрочем, очередными страничками яркой жизни.

Уже через час игрушки неравномерно заполняют жилплощадь, а за окном после крепкого сна будет ждать новый мир.

Каждый день новый мир

— Дом — там, где я сегодня сплю. Так любит приговаривать папа.

— Счастье — там, где я улыбаюсь, понимает Станислав.

Мы же не просто так повезли малыша в страну улыбок.

Дом

Дом — он разный. Иногда в большом отеле мы проводили времени меньше, чем в большом самолёте. Как понять, что для ребёнка нормальный ночлег? Спит уютно — значит, дом.

Это, кстати, самый общий принцип определения порога потребностей. Если ваш малыш легко делает или кушает то, что вам самим страшно — пора подумать о дозволенности и свободе.

Мы не на олл-инклюзив отдыхе и не выбираем «пятизвёздочный отель для отдыха с крохой». Смешно.

Мы и не были ни разу в пятизвёздочных отелях, за свои многие экваторы путешествий.

Размер комнаты, количество кроватей, детская кроватка, кондиционер, шкафчики — всё это ерунда, не стоящая внимания. Факторы для тех, кто сидит дома и планирует жуткий стресс при поездке с дитями в дальнюю даль.

Признайтесь себе в простой вещи: удобства — понятие взрослое, а для детей мы создаём их сами. И всё получится.

Каждый день новый мир

Пока трое взрослых и старший брат следят за покоем.

В целом за небольшое путешествие не припомню ни одной проблемы в связке ребёнок+гостиница. Кроме случая, когда в Хат-Яе за него пытались снять какие-то дополнительные деньги, но, а) были посланы и б) это же проблемы взрослых.

Ням-ням

С первого утра поездки мы попали в правильный район Бангкока. 15–20 минут по воде до центра, но при этом 1–2 туриста под окнами за сутки.

Советую бесконечно — Speakeasy Homestay. Семейное размещение в компании 8 кошек, с сопровождением в мир настоящего Бангкока. Меня впервые провели по ночному нетуристическому рынку с подробнейшими инструкциями, так, что сам научился готовить многие виды овощей и без труда разобрался в десятках непонятых с прежних посещений страны блюд.

Другие отели нашей поездки, что представлены на Букинге

Таиланд

Four Sons Village. Моя старая бангкокская любовь. В тиши переулочка, ограждённого монастырской стеной, в 200 метрах от Као Сан. Отличный отель по цене ширпотребного хостела. Минусы — 6 этажей пешком по лестнице и не самое честное бюро экскурсий — берите билеты у соседей. Зато самое дешёвое пиво в районе, проверено туристерами!

Bang Bao Cliff View, ко Чанг. Без мотобайка трудновато, но есть неплохие партизанские тропы в саму деревню Банг Бао, 10 минут до всего вкусного.

Идеально для искателей тишины, рыбалки, охоты и недорогих цен. Полнейшая дичь и самостоятельность, коей даже на Чанге уже очень приличный дефицит.

И совсем рядом другие отели с шикарными пляжами, где за весь день появляется 3–5 человек, честное слово! Последнее фото отчёта — оттуда.

Канчанабури, край тигров и водопадов. Феноменальный гестхаус Canaan, в который мы по-настоящему влюбились. Простенький отельчик прямо возле автостанции, с огромным общественным пространством под открытым небом, великолепной хозяйкой и отличной кухней.

Сукхотай. Шикарный гест с фантастическими по размеру комнатами в великолепном деревянном доме. Green House. Управляется топовым отелем Blue House, и этим всё сказано. В гесте есть общие комнаты на первом этаже, с душем во дворе, но нас с ребёнком тут же без увеличения ценника заселили в номер со всеми удобствами, где поместилось бы и три семьи.

Хат Яй. Ай-я-яй. Хороший вроде бы как Cathay GH, но слишком много мелких хлопот он нам причинил. Именно они пытались выпросить дополнительные деньги за ребёнка уже после оплаты и получения чеков, и они же пытались через Букинг снять с моей карты повторную оплату — облом, используйте заблокированные карты при бронировании!

Я писал об этом случае здесь, на форуме. Но в Хат Яе альтернативы этому супер-дешёвому жилью в самом центре просто нет. Будьте внимательны и бронируйте!

Лаос

Souksombon GH, Ванг Вьенг. Невыговариваемый гест с дурной репутацией и непонятной политикой. Если забронировали на Букинге — напишите на почту, а лучше позвоните. Они тупо игнорируют брони. Мы при наличии бронирования попали на fully booked, и не получили ни грамма помощи в поиске альтернатив.

Saphaothong GH, Ванг Вьенг. Ещё один дикий по имени гест чуть вдалеке от реки, но с учётом строительства, пыли и шума — очень даже. До всего важного минут 10 прогулки даже с ребёнком.

Луангпрабанг, A Tee GH. Бесконечно душевный, тихий гест. Мы приехали в него в 5 утра, все комнаты были заняты — нас пустили, разрешили разложиться на полу холла — взрослым со спальниками, ребёнка положили на диван, дали плед. Шикарные завтраки — бесплатный стол с кофе, чаем, бананами круглые сутки.

Признаюсь, хотелось окунуть жену и малыша сразу в настоящий Бангкок. А через сутки и бабушку со старшим в атмосферу погрузить. Получилось.

Разумеется, детскими нямками были забиты рюкзаки и чемоданы. Жены и мамы, в первую очередь, я таки тащил снарягу и средства добычи рыбы.

Какая-то часть нямок благополучно употреблялась, какая-то была раздарена или просто оставлена в отелях, при которых явно жили малыши из местных.

Пригодились: кашки, чай, печеньки.

Не пригодилось: остальное.

В принципе, и кашки, и печеньки продаются на месте, но их ценник в связи с курсом и вообще европейским производством зашкаливает. Круче только памперсы (см. ниже).

Впрочем, отвлёкся. Уже первый визит в ближайшие макашницы первым вечером подтвердил — Станислав Сергеевич готов к новой еде.

Конечно, брать не острое. Как человек, обожающий чили, думал, что почти всё на уличных лотках обжигает глотку. Оказалось в точности до наоборот. Даже в Бангкоке процентов 80 прилавка — абсолютно пресная пища, а все приправы к ней дают отдельно. Есть, конечно, и огненные супы, и карри, и баклажаны, но их не так много.

Сразу предостерегаю от «тайских лотков» в районе Као Сан, там почти всё неадекватно приготовлено и очень остро! Хотя для взрослого с крепким желудком это спасение за 30 бат/ужин.

Что идёт ребёнку почти 2-х лет отроду:

— фрукты, про них отдельно;

— яйца в любом виде;

— жареная телапия, именно большая, чтобы давать внутренние куски мяса, подальше от фритюра;

— суп, не помню названия, где куриные лапы и говяжье сердце, лапы отдать папе, сердце уминал сам молниеносно;

— макашницу нон-спайси с широкой лапшой, супы-пюре;

— выпечку без добавок.

Рис дома не ел, в Азии с переменным успехом, то налетал, то игнорировал. Почти всегда ужин спасал жареный рис с овощами и курочкой.

Каждый день новый мир

Станислав Сергеевич обогатил запас английского фразами «chicken soup», «fish», «джус» и «ананапл» — последнее для особо не понимающих официантов.

Не нужно забывать, что при детском режиме путешествия кафе станет и спальней, и игровой. Трудно ожидать от локальных едален организованного детского отдыха, потому обычно отдавал засыпающего мелкого жене и пробегал окрестные заведения в поисках тишины, диванов и чикен супа.

На островах проще — прокатывал все места на мотобайке, в итоге получали оптимальнейшие точки!

Еда, взятая с собой — это еда в дорогу. Повторюсь, печенюшки можно купить и в любом локальном маркете, но каши, если ребёнок не любит рис, лучше припасти, иначе придётся долго адаптировать к конги (kongee).

Каждый день новый мир

Перекус — дело семейное. Достал сам — дал остальным. Приехал на новое место — нагрузи пищей руки жены и детей, а сам бегай ищи выход адекватный проезд до отеля.

И, конечно же, азиатские орешки-семечки.

— Кто у нас бурундук? — Стася.

Замечу, что, спустя почти 2 месяца после прилёта, ребёнок ежедневно питается азиатскими орешками — это к тому, что привозить оттуда.

Каждый день новый мир

Детские спец-бутылочки умерли именно в этой поездке. Если в начале путешествия ещё как-то цеплялся за пластиковый сосуд с соломинкой (к соскам не приучен в принципе), то к концу пузырь глухо разбили и больше не вспоминаем.

Питьё — это соки из понравившихся фруктов, номер один — необычная для нас «красная морковь» вроде кормовой свёклы. Потом ананас, апельсин и около-яблочные смеси.

Каждый день новый мир

Вечером не грех и по барам прошвырнуться. Конечно, не так поздно, как мы отжигали в Бангкоке с известными туристеровцами, но до 10–11 вечера в не шумном месте — легко.

И, конечно, фрукты. Для малыша выбор не так велик, но ананас, банан и арбуз шли в любых количествах, только успевай ограничивать.

С прочими фруктами было сложно. Неплохо шли лонганы, без косточек, а вот родственные ромбутаны игнорировались. Яблоки, но в тех краях они достигают 360 рублей за штуку, и это не шутка.

Более-менее кушался джекфрут. Кокос — никак. Дуриан, мангостин, манго — равнодушно.

В целом затраты на фрукты были больше, чем затраты на отели. На пятерых в день уходило по 500 бат как правило.

Одежда и детские мелочи

Самый насущный вопрос — туалет. Памперсы дико дороги. Увидев ценники в самых недорогих мегамаркетах, срочно позвонили ещё не вылетевшей бабушке и только благодаря доп-сумке получили почти полуторамесячный запас.

Горшок — очень просто. Надувной. В дороге, конечно, не понадуваешь, но в гостиницах выручал очень.

Да и детские трусики, если брать оптом, стоят дешевле подгузников. Это моё старое правило, покупать в Азии одежду для самой поездки. Вот и Станислав Сергеевич славно пошопился.

Каждый день новый мир

Лёгкое, белое и невыгорающее для детей легко отыскать как на популярных торговых точках вроде бангкокской Као Сан, так и на секретных ночных рыночках в районе бангкокского же Чайна-тауна, напротив которого мы какое-то время проживали. Ценник откровенно поражает, можно брать одежду сумками.

Не так уж плох и ценник на игрушки. Китайский ширпотреб вроде радиоуправляемых машин стоит как бутылка пива, особенно на севере страны. К сожалению, для нас эта поездка стала трипом постоянных потеряшек, и из всего многообразия игрушек до дома доехал только затерявшийся в кармане рюкзака деревянный жирафик.

Каждый день новый мир

Важно иметь трудно снимаемую защиту головы от солнышка — испытали несколько вариантов, наиболее живучими оказалась мини-бандана, лёгкий платок и полу-косынка для тенистых джунглей.

В части обуви также положились на Таиланд и прикупили детские резиновые супер-ботинки. Дважды, первые таки потеряли. 200 рублей за пару, предел ценника в Бкк.

Каждый день новый мир

Чем хороша азиатская одежда — она не выгорает и не боится солёной воды. Если Стасик при прогулке по берегу вдруг рванул в воду — ничего страшного. Высохнет через десять минут. То же и в отсутствие памперса — при аварии простирнуть и положить на солнышко. Можно вместе с носителем.

Для продолжительного пляжного пребывания всё-таки купили лайкровые гидрокофты, и взрослым, и детям. Всё же защита на уровне 80 — никакими кремами и сползающей одеждой не обеспечится.

Сам пронырял в такой кофте бесконечные часы, просто отлично. И веса ноль, и комфорт вне холодных течений не хуже тонкого неопрена.

Каждый день новый мир

Но. Идеально — в теньке пальмы да в костюме Адама!