ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Москва. Via dolorosa Китай-города. Часть вторая

7 апреля 2015 г. 16:40 Москва — Россия Апрель 2015
10 5

Четвёртая остановка — встреча с матерью.

Событие, связанное со следующим пунктом Крестного пути, в священных текстах не зафиксировано, однако присутствует в фольклоре. Да и как, люди добрые, могло быть иначе? Заплаканная, задыхающаяся, с израненными от бега босыми ногами, Мать наконец-то нагнала жестокую процессию. И увидела, как глаза её сына заливает сукровица ран на лбу от тернового венца, как дрожат его колени, и кривится нестерпимо мукой рот. Она обогнала всех, отчаяние придавало силы, она побежала, оглядываясь, впереди мучителей, чтобы взглядом и благословением подбодрить своё дитя. Дева Мария, где ты? Я шла вдоль Никольской, ища хотя бы какое-нибудь знамение справа по ходу… Но ведь упоминания нет в евангелиях? Взгляд упал на затянутое маскировочной сеткой здание слева.

Чёрные ворота казались запертыми, но я толкнула чугунные прутья. Тихий скрип, створка подалась. Пешеходы мимо двигались к Красной площади, словно не замечая мой маневр, приняв меня за… работницу тамошней реконструкции Шереметьевского подворья, что ли? Казалось, самая обычная подворотня, двор с будкой охранника. И… Вот оно. Можно было не сомневаться, что четвёртая точка есть. Ведь московские храмы все сплошь являются каменными наследниками более древних и уже обветшавших деревянных. Маленькая, уютная, на землях усадьбы господ Салтыковых во дворе Чижевского подворья стоит церковка Успения Божьей Матери, отстроенная в таком виде в 1691 году. Когда-то она была открыта со стороны улицы, а возле находилось небольшое кладбище.

Поразительно, но тоже факт: в Иерусалиме место отмечено армянской церковью Богоматери Великомученицы с барельефом над входом. Здесь же, на русской священной улице, прямо на маскировочной сетке — вывеска ресторана армянской и европейской кухни. Словно древние знания рвутся из-под спуда суеты мегаполиса, ввинчиваясь даже в идеи бизнеса.

Пятая остановка — Иисус отдаёт крест Иосифу.

Евангелие от Луки 23.26. «И когда повели Его, то, захватив некоего Симеона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом». Евангелие от Марка добавляет к этому лишь то, что у помощника на Крестном пути были дети — Александр и Руфь.

Всякий «вертухай», охранник или надсмотрщик в глубине души стыдится своей неприятной службы, поэтому на их лицах написана презрительная усталость, за которой прячется застенчивость и, частично, раскаяние. Такой типчик, застывший в бронзе, сидит и при входе в дорогущий торговый ларь с несколькими этажами барахла за неприличные деньги. Случайно ли?

Чуть ещё пройти — поворот на Богоявленский переулок. Зеркальное отражение иерусалимского перекрёстка с улицей El Wad. Согласно преданию, там солдаты римской охраны, кому надоело печься на жарком солнце месяца ниссана, поняли, что подгонять изнурённого пытками Иисуса бесполезно. Так можно и казнь не довести до логического конца — он умрёт по дороге от перегрева и острой сердечной недостаточности. Процессия не шла, а просто тащилась, так что появлялся риск «дождаться» мятежников и учеников проповедника, которые попытаются его отбить. Мать-то уже прибежала! Поэтому из толпы был выдернут крепкий с виду мужчина крестьянского облика, на кого в нетерпящем возражений порядке переложили крест осуждённого. Когда это произошло, едва державшийся на ногах Христос опёрся правой рукой о стену ближайшего здания. В Иерусалиме камень с пятном, напоминающем окровавленную ладонь, заключена в специальную рамочку и почитается как святыня. Пятый пункт маршрута. Для священной улицы средневековой Москвы, пожалуй, самый важный. Потому, что с него всё началось. К сожалению, после многочисленных перестроек древнейшие стены монастыря Николы Старого мы не увидим, наверняка, какая-никакая отметка с дланью там была оформлена в почитание библейского события. Никольский греческий монастырь, как мы помним, был средоточием жизни духовной ещё до возведения кремлёвских стен.

1

Впервые Никольская обитель упоминается в летописи в 1390 году. Иоанн Грозный пожаловал рядышком земли афонскому Хиландарскому монастырю «со всеми потребными хоромами», сообщает доцент РГГУ Сергей Шокарев, «это дало историкам основание полагать, что именно тогда монастырь перешёл под влияние, а затем и под управлением греков». Конечно, де-юро это произошло при Иване IV, первый царь всея Руси вообще любил порядок в вопросах правомочности. Фактически же убегавшие от смуты греки искали и находили убежище именно здесь значительно ранее. Ранее парой веков.

1

Не отсюда ли пришла идея в отношении назначения всей улицы? Нынешние корпуса «Николы старого», выходящие на улицу, созданы в «византийском» стиле в 1893–1902 годах русскими немцами К. Ф. Буссе и Г. А. Кайзером. Это — дань традиции. Здание как бы поглотило Константино-Еленинскую церковь и часовню святителя Николая, чья усечённая расхитителями архитектуры колокольня выглядит как парковая ротонда или балкончик для разведения голубей и нежностей. И начался упадок монастыря задолго до антицерковных гонений: в начале века ХХ древняя славная обитель была обитаема только архимандритом и шестью братьями, которые большую часть времени посвящали не молитвам, но коммерции и гостиничному делу. Между тем, именно отсюда ещё в средние века шли более возвышенные инициативы. Ведь Синодальная типография, нынешнее здание Историко-архивного института рельефным на фасаде гербом Государева печатного двора конца XVI века с изображением льва и единорога возникнет куда позднее.

Впритык к Никольскому монастырю находился печатный двор, где в марте 1564 года первопечатник Иван Фёдоров с помощником Мстиславцем напечатали первую датированную русскую книгу «Апостол».

Средоточие мудрости, книжных знаний, наук и благочиния в византийском понимании. Тут с момента гибели надежды как-то вернуть Иерусалим и Византию селились эллинские священники, кому не нашлось места на перенаселённой святой горе Афон в северо-восточной части Эгейского моря на полуострове Халкидики. Но связи они поддерживали самые плотные.

Никола Старый — не только одна из визуальных доминант улицы. Это ещё и краеугольный камень идеи второго Иерусалима. Никольская улица от ворот до башни с монастырём примерно посередине. Пятая точка маршрута Via dolorosa, ровно половина до условной границы Храма Гроба Господня. Да ещё и цифру «пять» в европейской тайнописи использовали для обозначения «богородичного» смысла. Пищи для размышления — хоть отбавляй. От древних построек монастыря практически ничего не сохранилось, разве что безликий скверик сбоку от перехода на площадь Революции археологам снова перекопать.

Собор в 1935 году был взорван, советские конторы ранее, а нынче всякие лавки сидят по периметру. Возможно, и не подозревая, что меж каких-нибудь кирпичей таится научная сенсация, спрятанная в последний момент греческим монахом, вынужденным эвакуироваться в начале ХХ века так же, как его предшественники бежали от сельджуков за 500 лет до того. Как бы там ни было, сохранившиеся корпуса монастыря, дом 11–13, стоят на государственной охране. Какая бы номинальная она ни была, чай, плазу всё-таки новую тут не построят, хороня последнюю надежду разгадать тайну священной улицы Москвы. В заключение заметки об этом пункте расскажу ещё, что именно отсюда, с этой точки, пришла на Русь мода пить кофе. В своём «Обозрении Москвы» архивист позапрошлого века А. Ф. Мстиславский пишет: «первый кофейный дом в XVIII веке был открыт неподалёку от Греческого монастыря на левой руке, по дороге к Кремлю, в узком переулке… Сыны эллинов собирались там и вкушали блюда им привычные, пили гретое вино, кофе и курили табак».

1

Смысл же скрытый «пятого пункта» может состоять вот в чём. Греческие монахи как бы обращались к Царю небесному: «Господи, вот, посмотри. Там, где крест твой подхватил Симеон, мы тебя ждём, изгнанные из палестин, но дело твоё несущие исправно. Знание православное преумножающие в прежде диких русских землях под покровом святого Николая Чудотворца».

Шестая остановка — встреча с Вероникой.

Милосердие, жалость, добросердечие. Во все времена эти качества никто не подвергал сомнению — они самые лучшие, это добродетели. Не побоявшись окрика строгих правил старших женщин, молодая горожанка Вероника, едва накинув на голову по обычаю покрывной платок, выбегает на шум печальной уличной процессии. Не плюнула она под ноги осуждённому преступнику, как приличествовало бы порядочной еврейке, послушной власти Каифы. Не видящий перед собой ничего, шатаясь, Иисус поравнялся с нею. С горьким вздохом сдёрнула с себя Вероника дорогой платок, окунула его в холодную воду кувшина, что несла для кухонных нужд, подбежала к страстотерпцу и отёрла с глаз и лба его кровь и пот, смешанные с уличной пылью. Печаль и благодарность засветились в глазах Иисуса, шевельнулись в неслышных словах признательности разбитые губы, нежный успокаивающий свет проник в самое её сердце. Лицо Спасителя запечатлелось портретом на куске ткани, что из ценной шёлковой стала неоценимым сокровищем христианства. Так появился Спас Нерукотворный, то есть созданный не рукоделием людским, а силой божественной. Он и по сей день, уже хранимый в Соборе Святого Петра в католическом Риме, творит чудеса. Чуткую отзывчивую женщину церковь причислила к лику святых, а порог её дома — тоже пункт маршрута через Старый город Иерусалим к Голгофе. На месте события есть часовня, и в её стену вмурован кусок колонны, предположительно, сохранившаяся часть портика жилища Вероники.

Скажу откровенно, очевидность совпадения вех на израильской улице и у нас на Никольской именно в этом эпизоде Нового завета и натолкнула меня на мысль о наличии «программы» повторения маршрута Скорбного пути в Китай-городе. Вы уже, наверное, и сами догадались. Заперты святые ворота Заиконоспасского монастыря, но лик Спасителя смотрит на нас с выходящей на улицу колокольни, да и колонны там есть. Целых две.

Обитель Всемилостивого Спаса на Никольском крестце, что за иконным рядом, (иначе — на Песках) основана была в 1600 году Борисом Годуновым (более ранние сведения не дошли, а, возможно, были скорректированы намеренно, но историки считают, что монахи тут селились компактно ещё во времена Дмитрия Донского).

Перепись 1626 года упоминает каменный собор, святые ворота и деревянную церковь, с 1664 года здесь жил-поживал, предсказал рождение звезды Петра Великого и был похоронен выдающийся философ, богослов, поэт и астролог Симеон Полоцкий. Писать долго об одном из самых знаменитых монастырей всего российского государства с его Славяно-греко-латинской академией, основанной в 1685 году учёными братьями из Эллады Лихудами, в этой статье, пожалуй, воздержусь. Она достойна целого отдельного рассказа уже хотя бы потому, что мы первокурсниками зимними вечерами досиживали семинары по истории КПСС у замечательного лектора бывшего беспризорника Киора, буквально чувствуя чей-то свинцовый взгляд в спину из двухметровой сводчатой стены.

Первый набор первого высшего учебного заведения средневековой России состоял всего из тридцати душ, постигали они пиитику, логику, диалектику… А мы диалектический, прости, Господи, материализм. Там преподавание велось на греческом и латыни, нам же приходилось разбираться в беспросветной идеологической бессмыслице. Но ведь выжили! В XVII веке, когда понятно уже стало — духовный центр христианства в Иерусалиме не вернуть — в Москву потянулись просвещённые греки. Помимо прочих обязанностей у монахов монастыря была ещё и забота собирать по всему городу богопротивные «волшебные тетради» с записями всяческой обывательской чепухи типа гадания на воске и менее безобидные еретические сочинения.

Впрочем, сейчас милая монастырская лавочка бойко торгует освещёнными веточкам вербы и качественным мёдом, а по лестнице с толстенными «бочками» колоннами крыльца сбегают студенты архивного факультета моего родного РГГУ, где меня и приучили копаться в истории.

Ну и что, что выходящие на улицу корпуса строил архитектор Зарудный в XVIII веке одновременно с Меншиковой башней? Ведь он знал, что делает, и что должен сказать деталями внешнего декора, повторяя облик прошлого.

1

Седьмая остановка — второе падение

Снова поворот, и снова ноги уже не держат Иисуса. Толпа теснит, здесь улица вливается с перекрёстка в суету и толкотню базарной Suk Khan ez Zeit. Это место в Иерусалиме отмечено остатком колонны, а рядом располагается францисканская часовня. Выходя из городских кварталов, Христос больно споткнулся о порог Судных врат, через которые осуждённых выводили на казнь. У этого последнего рубежа приговорённому в последний раз читали формулировку обвинения, после чего обжаловать уже никто ничего не мог, как и внести залоговую выкупную сумму. Современный путеводитель для приезжающих в Израиль поясняет, что «в результате раскопок археологи обнаружили плиты порога Судных врат, которые были перенесены под кров принадлежащего России Александровского подворья поблизости».

1

Что же мы видим в том месте, которое должно синхронизироваться с нашей московской топографией? Да прежде всего совпадение характера места. Как и в предыдущие разы, Христос споткнулся… на перекрёстке. Налево бежит Ветошный переулок… Вот уж, казалось бы. Неужели тут продавали старую поношенную одежду и всякую бывшую в употреблении домашнюю утварь? Это практически у стен самого Кремля, в соседстве с «богатыми» торговыми рядами, чей профиль товарообмена сохранился в топонимике — Хрустальный, Золотой, Рыбный переулки? Ничуть не бывало. Мне больше нравится версия «ветхий» в смысле старинный, древний. Как Ветхий завет. Ткань, продаваемая в этом торговом ряду, шла для укрепления грунта на иконах. В руководстве XVII века для изготовления священных ликов говорится: «прежде иконы выклеити дску да поволочи ветошью тонкою, да погладити каменем».

Бойкое, торговое место, по нарастающей идёт вовлечение в путы законов золотого тельца. Путеводитель «Москва и окрестности» 1896 года называл начало Никольской улицы, одной из главных улиц Китай-города, «Сити города Москвы, здесь идёт «как бы постоянная ярмарка, громадные трактиры города с утра до 5 часов вечера полны посетителями. Здесь за стаканом чая весьма часто на слово делаются громадные дела и затеваются миллионные предприятия». Что же тут теперь? Да вот он, ГУМ.

1

Верхние торговые ряды, построенные как дань «русской моде» на излёте века XIX, были такими всегда — сытыми, безразмерными, крикливыми, меховыми и узорчатыми, чеканными и пряными, кутерьмой востока и запада.

Казанский собор иконы Божьей Матери к которому ведут ступени, яркий и праздничный, с шатровой колокольней и одноглавым храмом под шлемом купола стоит ровно там, где в 1630 годах смыкалась Красная площадь с собственно Никольской улицей. То есть здесь «угадывались» ворота, буде они кому-нибудь могли понадобиться? Лобное место всё-таки находится в другой стороне, но вовсе неслучайно. Зачитываемые оттуда царские указы не должны были восприниматься как не подлежащее оспариванию осуждение на страдание и смерть. Как бы там ни было, веха есть. Это собор, куда после событий 1612 года была перенесена спасаемая мучеником Гермогеном икона Казанской божьей матери, обретённая им ещё в бытность до патриаршества. Об этом — чуток ниже. Пока замечу, что вольно разгуляться на смычке улицы и площади не получится ни у паломника, кому надо подняться по ступеням к козырьку над входом в церковь, ни обычному мирянину с фотокамерой или пакетом с покупками. Тяжёлые гранитные «ограничители» для автомобилей, чуть зазеваешься, могут одарить внушительной шишкой.

Ещё одна параллель. Плиты Судных врат принадлежат России. Ни кому-то ещё, кто вопит на весь мир об исключительности нации. Святой Руси, что никогда не нападала первой, берегла мир до последнего и «бралась за топор с тяжким вздохом, зато с чистой совестью». Суд по Божьей справедливости? В нашей он воле, за нас Бог заступается, потому что мы войн не хотим.

С чего начали на священной Никольской улице, тем и заканчиваем. А плиты те священные в Александровском подворье хранятся. Александровский же сад — вот он, за ближайшим поворотом от Кремлёвского проезда. И там почётный караул сменяется у вечного огня могилы неизвестного солдата. По ниточке, по намёку, по крошечной детали и впечатлению. Но всё сходится.

1

Восьмая остановка — обращение к благочестивым женщинам.

Евангелие от Луки 23.27–28. «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: накройте нас! Ибо с зеленеющим деревом это сделают, то с сухим что будет?». Мрачные трактовки теологов и апокалиптические версии современных любителей нагнетать ужасы оставим на их совести и их службе. Добавлю от себя только две вещи: Иерусалим, действительно, подвергся неисчислимым бедствиям уже через скорое время из-за постоянных «тёрок» между саддукеями и фарисеями, вспыхивают и восстания против Рима, а в 70 году император Тит разрушает столицу Иудеи и Второй храм. Что же нашей традиции, здесь не стоит искать зловещий смысл в самом названии «Красная площадь», где восьмая точка находится аккурат возле Исторического музея. Почему, поясню чуть ниже. Пока же улещу любителей мистики, отослав их к сочинению Елены Коровиной, где она приводит быль о возникновении самой идеи создания причудливого здания в псевдорусском стиле, собрания национальных реликвий.

1

Граф Алексей Уваров в середине позапрошлого века был обласкан сразу двумя императорами последовательно, был красив и богат. Увлечения имел два — археологию и прелестницу невесту благороднейших кровей — Прасковью Сергеевну Щербатову, далёкую правнучку самого Рюрика. С её характера и внешности была списана героиня романа Льва Толстого «Анна Каренина» очаровательная и ранимая Китти Щербатова. В 1859 она становится графиней Уваровой, и вот уже молодые супруги, беседуя о заветном, гуляют по Красной площади, рассматривают издали собор Василия Блаженного. «И вдруг глыба взвивающегося вверх огромного дома заслонила весь вид, да и не дом это был вовсе, то ли замок, то ли дворец с двумя башнями наверху, львами и единорогами на крыше». Это увидел Алексей. А его юная жена с ужасом смотрела под ноги: «у подножия невесть откуда взявшегося здания алела кровь, и пятно всё разливалось…». Может быть, романтизма ради, эту историю супруги выдумали. Но факты остаются фактами: в 1883 году на том месте состоялось открытие Императорского исторического музея, «на крыше которого навсегда лёг российский снег, а на башнях поселились золотые львы и фантастические единороги». Символизм тут вот какой: в русской традиции львы всегда означали власть реальную, а единороги — мечту. Этот фантастический зверь, как полагали в древности, «подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик».

Через несколько лет граф умер. А в 1917 Красная площадь стала кровавой — матрос и пролетарий «пускали в расход» бывших эксплуататоров. Кровь лилась в прямом смысле этого слова, уничтожали целые семьи… Плачьте безутешно, бегите в иные земли, дочери Иерусалимские? Аристократы и бежали.

Но всё-таки от мистики обратимся к вещам вполне реальным. В Иудее место, где были произнесены слова в адрес женского населения города, который будет скоро разрушен, находится часовня святого Харлампия, а на стене — камень с латинским крестом и надписью «Nika». То есть победа?

1

А теперь давайте посмотрим на фотографию 1910 года — ещё до переноса к ГУМу и собору Василия Блаженного именно тут в 1818 году установили памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Князь, что держится за меч, облачён в античные одежды. А купеческий староста показывает рукой на запад, туда, откуда шла напасть польской оккупации.

1

Разумеется, имелось ввиду не только управление землями, но и задача, что принял в качестве расплаты за помощь в захвате престола самозванец, и за противодействие чему был насмерть заморён голодом в Чудовом монастыре патриарх Гермоген 17 февраля 1612 года. По «благословению» Римского папы посланцы Речи Посполитой должны были истребить на Руси веру православную (ортодоксальную византийскую) и привить латинскую, то есть католичество. «Что вы мне угрожаете? — так он отвечал на высокомерные приказы своим жадным до власти гонителям, незваным и беззаконным гостям родной земли. — Боюсь одного бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

Пересказывать долго историю ополчений и освобождения Китай-города от поляков здесь не стану. Важно то, что место напротив парадного входа в Исторический музей совпадает с остановкой «для беседы с благочестивой женщиной» на Via dolorosa. Если же памятник победы в Отечественной войне 1612 года, тем более перемещённый, скептик не воспримет в качестве аргумента, пусть свернёт направо по Кремлёвскому проезду, выйдет на Манежную площадь и посмотрит, что там симметрично тому же парадному входу? Георгий Жуков, маршал Победы. Задумка же, видимо, состояла в том: несмотря на плач, стон и бедствия Россия победит.

1

Девятая остановка — третье падение

В Иерусалиме дорога петляет в плотной застройке. Здесь, стало быть, где-то и надо искать место, где измученный Иисус снова оступился. Помните, я вам обещала, что места Его падений находятся на пересечении переулков? По Никольской улице мы подошли к Никольской башне Кремля. В средние века Красная площадь была, фактически, торговой улицей, так что обе две пешие «артерии» пересекались и смешивались людской суетой. Сейчас же направо уходит Кремлёвский проезд в сторону Александровского сада и усмирённой речки Неглинки.

1

В израильском варианте место третьего падения Христа обозначено колонной у входа в эфиопский монастырь, отсюда осуждённый на распятие увидел Голгофу. А что увидим мы? Смотрите внимательно. Никольская башня Кремля. Стройная, как свечка. Со Святителем Николаем над вратами, в одной руке — поднятый меч, в другой — храм. Город, им охраняемый. Голгофа, Храм Гроба Господня, уже за этими воротами. Это Кремль, это Боровицкий холм. И колонна изображена на башне. Сразу две колонны коринфского ордера. Почему две? Да потому, что престольный град Москва — это священный Иерусалим номер два. Дубликат. Улучшенная копия, созданная потом, что иначе невозможно спасти Рим и мир. Итак, дальше начинается самое главное. За крепостной стеной — самая охраняемая святыня, и надвратная икона нам прямо об этом сообщает.

Остановки от десятой до четырнадцатой. И на размышление…

Via Dolorosa (буквально — путь Скорби) — это улица в старом городе Иерусалима, по которой, согласно разработанной в XIII веке монахами-францисканцами концепции, пролегал путь Иисуса Христа от места ареста в Гефсиманском саду до места распятия, находящегося сейчас на территории Храма Гроба Господня. Непосредственно на Via Dolorosa находятся девять из четырнадцати канонизированных остановок Крестного пути, на которых что-то происходило, процессия останавливалась, эти эпизоды зафиксированы в евангелиях. В Иерусалиме на этих «точках» поставлены часовни и церкви. Последние пять остановок — на территории Храма, то есть горы Голгофы. Пройти по этому маршруту в Израиле мечтают миллионы христиан. Нам же такая возможность даётся при наличии обычного билета на столичное метро. При условии, разумеется, определённого душевного настроя. Хотя… разве мало туристов едут в Иерусалим «чисто ради сфоткаться»? Постараемся не видеть на Никольской самодовольные лица с пакетами покупок из ГУМа, бритые затылки и юбки короче ногтей. Ведь на первой Via dolorosa тоже вьются мухи. Мы здесь с иной целью, и мы благодарны Великому государю Всея Руси за этот подарок. Суть и духовная сторона традиции, которую мы вместе постараемся возродить, — возможность верующему человеку почувствовать и хотя бы в воображении пережить то, что выпало на долю Иисуса Христа. Помните ли поговорку: «Господь терпел и нам велел»?

Попытки для привлечения денег паломников организовать «скорбный путь» местными силами известны в европейской традиции. В Португалии в городке Guimaraes в ниши на узких улочках помещены соответствующие скульптурные инсталляции, а для пущего эффекта суеверного аттракциона свет в них включается непредсказуемо. Это вызывает у наивных туристов чуть ли не мистический восторг. Но не об этом речь. Даже в нашем католическом соборе на Большой Лубянке есть 14 таких «миниатюр». Но в планах русского государя, победившего Орду, был комплексный подход.

1

Как Крестный путь «скопирован» стараниями Ивана Третьего с подсказки его супруги византийской принцессы Софии Палеолог и вынужденных иммигрантов греческих монахов? Ответим на вопрос зачем: в смысле метафизическом Иисуса как бы приглашали в Святую Русь, заменившую собой поруганные святыни Ближнего Востока. С практической точки зрения Москва превращалась в место паломничества, то есть притока человеческого и физического капитала, так как отправиться в Иерусалим решиться могли немногие из правящего класса, да и опасно это было. Для простого же люда дойти до Никольских ворот по Владимирской дороге было проще и дешевле. То есть город превращался в место массового религиозного «туризма».

О том, что именно Никольская является «священной улицей», искусственно постарались стереть всяческую память уже в XVIII веке силами истребителей её исторического достоинства академических немцев, их «командировка» на восток была в назидании католических и лютеранских попов — православие надо загнать в лапотные сени. Дескать, или езжайте в европейские «священные центры», в Рим и Сантьяго-де-Кампостелла, или сидите дома. Позднее нашу копию Крестного пути немилосердно сносили и расстреливали большевики и атеисты. Но тайное всегда становится явным, а гонимое спасается.

1

Мы с вами знаем девять вех на Никольской улице. Наша Via Dolorosa тоже идёт, как и в Иерусалиме, строго с востока на запад. Её протяжённость от начала до башни — 800 метров, в Иерусалиме от Львиных ворот до Храма Гроба Господня — 650 метров. Если не попадёте в Израиль, пройдите по нашей русской копии Крестного пути на этой Страстной неделе! А если повезёт, отправляйтесь и в Кремль. От башни с реставрированным Николаем Чудотворцем проведите мысленную черту вдоль стены арсенала, она приведёт вас на Соборную площадь Кремля. Архангельский собор, Успенский… Вот он, задуманный Иваном Великим Храм Гроба Господня уже не на Голгофе, а на Боровицком холме Москвы. На том самом месте, что задолго до прихода христианства считался не только стратегически выгодным оборонительным оплотом, но и местом силы.

Где-то там мы найдём последние «вехи» пяти остановок Скорбного пути и места Воскрешения Христа, куда он обязательно, как верили наши предки, захочет наведаться. Вдумчивый читатель, конечно же, уже взял в руки евангелие, чтобы самому разобраться, где и что «намечено» кремлёвскими соборами и топонимикой. Для удобства очень кратко «аутентичный» расклад Иерусалима напомню и я. Десятая остановка — снятие одежд. На входе в Храм Гроба Господня находится часовня Разоблачения (предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. Даже не воцерковлённый человек, наверняка, вспомнит советский ещё детективный сериал, основанный на реальных событиях, об ограблении Патриаршей ризницы Московского Кремля в смутное время после октябрьского большевистского переворота. Одиннадцатая остановка — прибивание к кресту, это место обозначено в Храме алтарём с изображением распятия. Двенадцатая остановка — смерть на Кресте. Место, где заточенное бревно было воткнуто в сухую землю горы, отмечено серебряным диском под алтарём. Здесь же, если выстоять очередь из желающих, можно прикоснуться к вершине Голгофы. Могу только пофантазировать, что в кремлёвских подземельях специальное место для таких манипуляций, наверняка, было сохранено даже в суровые времена воинствующего атеизма, ведь «отец народов» учился в семинарии во дни своей непутёвой юности и к таким вещам относился бережно.

1

Тринадцатая остановка — снятие с креста. Место, где лежало тело Иисуса, обозначено также алтарём по римской модели, а за бронированным стеклом находится бесценная статуя Скорбящей Девы из старинного дерева. Чуть ли не до самых её скрещенных рук доходит слой… сверкающих украшений и золота, пожертвованных паломниками. Впрочем, для нас такая манера не экзотична: в любом центральном храме блестящих бусинок, цепочек, колец обручальных и цепочек венчальных великое множество. Образ Богоматери снабжён надписью «Stabat mater dolorosa», то есть «тут стояла скорбящая мать». Как мы помним из Евангелий, тело казнённого Иисуса перед его захоронением было омыто и натёрто благовониями перед захоронением. Это сделали Иосиф («человек добрый и правдивый из Аримафеи, ожидавший Царствия Небесного» — евангелие от Луки 23–50) и Никодим на камне миропомазания, также можно прочитать в евангелиях. Обо всех печальных манипуляциях подробно рассказывают священники во время служб на Страстной неделе, можно прочитать и в Новом завете.

1

Четырнадцатая и последняя остановка — «положение во гроб». В Храме над этим самым местом установлена «кувуклия». Снова обратимся к запискам апостола Луки о том, что сделал Иосиф: «пришёл к Пилату и просил тела Иисусова. И, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен». Римские легионеры закатили вход в эту пещеру огромным камнем. Через двое суток после той страшной пятницы, как мы помним, женщины, пришедшие с ароматами, «нашли камень отваленным от гроба». Не буду долго пересказывать священный текст: имеющий знание и желание прочтёт сам и про «двух мужей в одеждах блистающих», что велели не искать «живого среди мёртвых», и о явлении Иисуса плачущей Марии Магдалене, что поначалу приняла воскресшего за садовника…

Гуляя по Соборной площади, видя саркофаги властителей в храмах, заходя в музеи Кремля, Оружейную и Грановитую палаты, внимательно смотрите и угадывайте. Вот, например, всем известна история Царь-колокола. Высота его вместе с «ушками» 6,14 метра, вес — свыше двухсот тонн. Был отлит двумя русскими мастерами Моториными. Но во время пожара 1737 года от него отвалился кусок весом в 11,5 тонн. Можно было бы приставить, как-то приварить заново даже с прежними технологиями, хотя бы и не мог раненый гигант звонить. Но не стали ничего предпринимать, приставили треугольный неподъёмный фрагмент, прислонив его Царю. Ну как, ничего не напоминает?

Пусть этот символ останется с вами как напоминание о великой тайне нашей истории. 122 псалом приглашает пожелать мира Иерусалиму. Пожелаем же мира и благополучия и его наследнице святой Москве. Тем, кто прочтёт мой рассказ вовремя, пожелаю пройтись по священной улице нашей древней столицы. Тем же, кто уже с аппетитом ест пасхальный кулич, Христос Воскресе! Или, по-гречески, Христос Анести!

P. S. И ещё. На прощание. Пара сухих фактов, в подтверждение мистической версии. Когда я дописала до конца этот текст, у меня получилось 22 страницы. Ничто не случайно. Два Иерусалима. Две паломнических Via Dolorosa — первая в Израиле называется по-старому, а вторая — улица Никольская Китай-города в столице Российской Федерации. А число слов в обеих частях, по статистике компьютера, оказалось суммарно равно 8888.

Частные гиды
в Москве

Бронирование отелей
в Москве

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Kapuletta
+1
9 апреля 2015 г. 11:29
И очередной респект и взятие в избранное, детям почитаю)))) Регина, спасибо тебе за такую работу)))
ReginaLukashina
10 апреля 2015 г. 10:56
Спасибо. Скажу честно, код Via dolorosa прошлой ночью разгадала до конца. Но писать сюда больше не стану. Margaritas ante porcos... Это во-первых. А во-вторых, рассказов уже сто. Пора ставить точку)))
Kapuletta
+1
10 апреля 2015 г. 13:23
Формат твоего глубинного исследования - это формат для сайта, где люди - философы ищут истину, где люди хотят на какой-то шажок приблизиться к какой-то новой вершине или сделать виток своей личной спирали.... Поэтому, может, и отклик не такой, как ты ожидала... Не обижайся, Регин, уровень твоего интеллекта зашкаливает, поэтому люди не поркос, просто это все очень сложно....
ReginaLukashina
+1
10 апреля 2015 г. 15:25
Лена, дорогая! ЛюдЯм тут индийскую каму с утра подавай, большей частью... Рекомендованные тайские пляжи и чешские пивные. Достаточно посмотреть на "лучшее" в ленте. Таких, как ты, единицы, кто читать умеет. Таких, кто просто мою статью прочёл (открыл) несколько десятков. Из тысяч. Мне ни в коем случае не к лицу сетовать и обижаться на "нормальное" течение жизни, ведь Донцову переиздают миллионными тиражами. Margaritas ante porcos... Не хотела никого обижать или принижать. Это цитата была. Их Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Kapuletta
10 апреля 2015 г. 15:53
А где тайну до конца расскажешь?
ReginaLukashina
+1
10 апреля 2015 г. 16:00
На то она и тайна Знаю, где искать, но пока понятия не имею, что именно Надо на Соборную площадь сначала сходить, а потом дождаться возвращения коллеги из Иерусалима. Он обещал кое-какие данные привезти
Kapuletta
10 апреля 2015 г. 17:05
Интрига, однако... Дай ссылочку, если где допишешь эту историю)))
Ena
+1
22 апреля 2015 г. 13:10
Интересная прогулка получилась - знакомые для москвичей места через иную призму, паломнический путеводитель. Звучит убедительно до мурашек, и трактовка (а также стиль изложения) импонируют, прочитала с интересом, ну очень увлекательно. А еще почему-то (пока читала) навязчиво возникала ассоциация с Булгаковым ("Мастером и Маргаритой"), там тоже на фоне "страшненькой сказочки" сюжеты библейские и философия... Но, я, конечно, могу ошибаться, просто такое впечатление сложилось
(P.S. Удивляюсь, почему Вас мало читают - редко кто так грамотно, небанально и увлекательно пишет, Регина, каждый очерк или альбом - законченная история, достойная первой страницы...)
ReginaLukashina
+1
24 апреля 2015 г. 10:20
Спасибо! НО ответ очевиден: это туристический сайт, и тут "на коне" те, кто пишет "где мы припарковались в Стамбуле". Ещё одна причина аналогична тому, что Донцову издают миллионными тиражами. Пиплу треба расслабон. Для серьёзных вещей требуется иная душевная организация и интеллектуальный уровень, нежели у массовой публики.
Ena
24 апреля 2015 г. 10:37
В чем-то соглашусь, Регина. Хотя, поспорю - сайт хоть и туристический, но в отличии от многих аналогичных, здесь собрались думающие и интересные люди, не боящиеся высказывать иное - выходящее за рамки туризма - мнение. Мне, если честно, сейчас даже интереснее читать блоги.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.