Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Бурирам, Нанг Ронг, Пхимай — Таиланд Декабрь 2009

Бурирам — Нанг Ронг.

«Как Вам этот автобус? Вам нравится в нём?

Весь мир от нас отделен стеклом,

Мы едем, но мы никуда не придем,

Мы уже никогда с него не сойдём!

Этот автобус идет никуда!»

«Автобус», Конец Фильма

В пять утра, после почти шестичасовой поездки, автобус остановился на автовокзале славного города Бурирам, который находится на востоке страны, недалеко от камбоджийской границы. Сказать, что вышел я из автобуса с радостью — это ничего не сказать. Уже не первый раз, пользуясь ночными автобусами, я знал, что они врубают кондей на полную, поэтому надо брать с собой что-нибудь потеплее из одежды, иначе можно реально замерзнуть. Иногда я так и поступал, чаще (надеясь на лучшее) — нет, но в этот раз у меня шансов не было вообще никаких, так как единственные теплые вещи, которые у меня были (ветровка и джинсы) спокойно ждали моего возвращения в бангкокской гостинице. Люди, как я замерз! Кондей дул так, что развевались волосы. Я пытался натянуть шорты пониже, и спрятать руки под футболкой, но это не помогало. Спустя часа два, на первой остановке, нам были розданы одеяла (в ночных поездках это бывает довольно часто). Я попытался вспомнить, как пеленают ребенка, и сделать тоже самое с собой, но получалось плохо. Одеяло все время сваливалось, или его сдувало, так как водитель врубил кондей еще сильнее. Во избежание вопросов скажу, что отверстия, из которых дул ледяной воздух мало того, что не перекрывались, как это бывает в нормальных автобусах, но даже и не регулировались. На следующей остановке вышел мой сосед, оставив мне свое одеяло, и что немаловажно, кресло, которое никто не занял.

Обмотав ноги вторым одеялом, я оглянулся на остальных пассажиров (я сидел впереди), и просто обалдел! Салон автобуса напоминал… даже не знаю, что… Весь народ сидел, накрывшись с головой оранжевыми (а в неярком, голубоватом свете ламп в салоне они казались какого-то мертвенного цвета) одеялами. Если бы не было так холодно, то было бы очень смешно. Но тут было скорее страшно, поэтому я тоже залез под одеяло с головой, в надежде надышать и хоть немного согреться. И все равно получалось плохо. Да и плюс ко всему, мы минут через тридцать добрались до пункта назначения.

Когда я выскочил из автобуса, прохладный утренний воздух ощущался жарким, как в разгар дня.

Немного отогревшись и перекурив, я пошел искать, где тут ходят автобусы на Нанг Ронг. Вскоре поиски увенчались успехом, 20 бат за билет, и вот я снова сижу в автобусе, но уже в другом. Я-то по наивности думал, что все самое плохое осталось позади, но это было не так. Когда ЭТОТ автобус выехал на трассу и разогнался, я понял, что предыдущий был просто лимузином с климат-контролем и прочими буржуйскими прибабахами.

Тут были дерматиновые сиденья с металлическими спинками, а-ля старый ЛИАЗ, ветер задувал во все щели, которых было предостаточно, и естественно, не было никаких одеял. Минут через 15 меня начало трясти, да так и трясло целый час, пока мы не приехали на очередной вокзал. Не радовал даже фантастического вида рассвет, который было видно из окон. А между тем рассвет был просто нереальный. Солнце вставало где-то далеко-далеко, подсвечивая расстилающийся за окном туман непередаваемыми розово-голубыми оттенками. Черные кусты и деревья стояли в клубящемся тумане как привидения, а небо из темно-синего над головой становилось золотым на горизонте, используя при этом все цвета спектра, и еще много таких, которых, как я думал, просто не существует. Но мне было практически все равно. Если честно, то я не помню, когда я так замерзал, причем не руки-ноги, а весь целиком.

Остановившись на вокзале, я обнаружил, что кроме одного человека (а в автобусе народа было около десятка) больше никто не выходит, и подумал, что это очередная остановка на перекур. Вышел на улицу (где тоже было совсем не жарко), дрожащими руками прикурил сигарету, и начал ходить туда-сюда вдоль автобуса, что бы немного согреться. Согрелся, вернулся в автобус. Посидел. Посидел еще. С каждой минутой происходящее нравилось мне все меньше и меньше, поэтому я наконец-то догадался, что нужно спросить, где мы все-таки так усиленно стоим.

— Нанг-Ронг? — спросил я у сидящей сзади женщины, стараясь не очень сильно стучать зубами.

— Да, — кивнула она мне головой.

— Это Нанг-Ронг? — не веря своим ушам, спросил я еще раз, тыча пальцем в окно.

— Да, да, это — заулыбалась добрая женщина.

Поблагодарив, я схватил свою сумку, и выскочил из автобуса, очередной раз говоря себе, что это мой последний ночной переезд.

На вокзале не было ни одной живой души. Ни такси, ни даже паршивого тук-тука, ни одного аборигена, что бы просто спросить дорогу. Такого в Таиланде я еще не встречал. Я знал о том, что тут есть две гостиницы, как попасть в одну — было подробно описано в ЛП, про другую у меня была распечатка из интернета, с одного из немногочисленных сайтов, посвященному этому месту.

Судя по распечатке, мне нужно было идти на восток… только вот где он, этот восток, узнать было не у кого, а с какой стороны пыталось взойти солнце, было еще непонятно. Ну ладно, благо был налегке, закинул сумку на плечо, и пошел, как мне казалось, в нужном направлении. Спустя некоторое время я вышел на шоссе, идущее вдоль города, и пошел в ту сторону, где, как казалось, было больше цивилизации. Стараясь согреться, я почти бежал, пугая утренних собак, которые спали на тротуаре, совершенно не боясь замерзнуть. Наконец из-за горизонта показалось солнце, и, о, чудо!!! Оказалось, что я бегу в правильном направлении. Вместе с солнцем начали появляться помятые со сна аборигены, но при попытке выяснить что-либо насчет гостиниц закончились провалом, так как эти ребята знали английский так же, как я японский, то есть никак.

Некоторое время спустя, я к своему удивлению увидел табличку с названием отеля, который упоминался в ЛП, и стрелкой, показывающей налево. Свернул, и метров через триста обнаружил искомое место. Судя по припаркованным на территории мотобайкам и явно европейского размера кроссовкам, отель был населен в том числе и туристами. Однако, в связи с ранним временем суток, как я ни стучал в запертые на замок ворота, на мой стук никто не вышел. Пожелав хозяину отеля массу нелицеприятных вещей, я развернулся, и пошел в обратную сторону, в поисках второго по счету отеля.

Долго ли, коротко ли я шагал, однако дошагал до искомого места. Там, не смотря на раннее время, на ресепшене дежурил приветливый мужичёк, который быстренько устроил меня в номер всего за 300 бат. Я помылся, и до девяти рухнул спать. Кстати, потом оказалось, что это местечко находится всего лишь в пятнадцати минутах пешком от автобусной станции, но это при условии, что знаешь куда идти.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Покемарив пару часиков и немного оклемавшись, я обнаружил, что разменянные еще в Бангкоке баты почти кончились, и пошел искать какой-нибудь обменник, или на худой конец АТМ. И с тем, и с другим в городе было туго. Обменников мне не попалось вообще ни одной штуки. Зато попалось отделение Siam Bank, куда я и завернул, ни на минуту не постеснявшись своих шорт и потрепанных шлепок. В банке, не смотря на изрядное количество местных, ко мне сразу подошли, и поинтересовались, что я тут собственно делаю. Когда я сказал, что мне нужно поменять аж триста долларов, меня усадили на стул, и попросили паспорт, доллары и немного подождать. Процедура обмена оказалась сложной и долгой. Отксерили паспорт, отксерили (не поверите!) доллары, переписали адрес моей гостиницы, сверили меня с фотографией в паспорте… Где же ты, мой любимый Каосан, с обменками на каждом шагу…

Крепко сжимая в руке 10000 с чем-то бат, я через полчаса выбрался из банка, перекусил в KFC, и пошел обратно в гостиницу, что бы узнать, откуда и как можно попасть в интересующее меня место.

Как-то до сих пор не дошли руки, что бы рассказать, чем именно меня привлекло это местечко. Дело в том, что недалеко от города находятся несколько храмов Ангкорского периода, при этом считается, что они самые лучшие по сохранности во всем Таиланде, в котором отнюдь немало такого типа построек, оставшихся от огромной Кхмерской Империи. Главный из них называется Prasat Phanom Rung, относительно недалеко от него стоит еще несколько комплексов. Насколько нужно забираться в такую даль, что бы увидеть очередной кхмерский храм — этот вопрос остался не решен даже для меня. Однако, что еще делать, если не искать приключений и не открывать для себя новые места.

Мужик на ресепшене худо-бедно объяснил мне, где я могу найти транспорт, который довезет меня до храмов (ближайший из них в восьми километрах от города). На вопрос о цене он только пожал плечами, что внушило мне некие опасения.

Небольшая площадь, на которую я вышел, следуя данным мне указаниям, оказалась практически пустой. Не то, что бы я рассчитывал увидеть на ней кучу народа, жаждущего меня отвести, но просто хотелось увидеть хоть кого-нибудь. Наконец я увидел древнего деда с приклеившейся к нижней губе сигаретой, дремавшего в теньке.

— Привет дед! Где тут машины на Пханом Рунг, не подскажешь?

Дед поставил стул, на котором он раскачивался, в более устойчивое положение, и внимательно посмотрел на меня через темные очки.

— Пханом Рунг! — сказал я громко. — Машина!

Дед продолжал молча меня изучать.

— Дед, ты по-английски понимаешь?

Ничего не ответила золотая рыбка. Я оглянулся по сторонам в поисках кого-нибудь более адекватного, но никого не было. Тогда я закурил сигарету, пододвинул другой стул поближе к деду, и начал показывать ему нужную страничку в ЛП, где название было написано на тайском. Тайский дед понимал, поэтому он начал бурно объяснять мне что-то на своем родном языке, тыча пальцем в стоящую неподалеку машину. Машина выглядела так, как будто ее построили древние кхмеры. Не хотелось верить, что она вообще будет ездить, не говоря уже о том, что бы платить за нее деньги. После долгого разговора с помощью жестов я понял, что это единственная машина, которая может меня сейчас туда отвезти, да только вот беда, водителя нет, и где его найти он не знает, но я могу его тут подождать. Делать было нечего, я уселся на стуле поплотнее, и приготовился ждать. К счастью, минут через десять появился очередной человек, который (чудо!) оказался искомым водителем. Он достаточно быстро понял, что я от него хочу, но вот я совсем не мог понять, что, и главное — сколько он хочет от меня. Звонок по сотовому, и через несколько минут на горизонте появляется очередное чудо — его дочка, весьма пристойно говорящая по-английски. Забегая вперед, скажу, что мы в тот день так и ездили втроем, без нее, думаю, у меня ничего и не получилось бы. Спасибо тебе, прелестная тайская дева!

После длительного торга заявленная цена в 900 бат была снижена до 600, дальше, как я понял, торговаться смысла не имело, поэтому мы загрузились в четырехколесного динозавра, и, громыхая всем оставшимся в машине железом, порулили по узенькой улочке. Через несколько минут мы остановились, девочка попросила меня выйти из машины, вышла вслед за мной, после чего водитель захлопнул пыльную дверь, и куда-то уехал. Видя мои округлившиеся глаза, девочка постаралась меня успокоить, объяснив, что сейчас он вернется на другой, хорошей машине. Так оно и оказалось. Эта машина была куда как новее, и даже с работающим кондиционером, что было хорошо, так как было весьма жарко, а безумная ночная поездка уже осталась в далеком прошлом.

До храма оказалось около получаса езды. Мы остановились на площади перед входом на территорию, я пошел к храму, а мои гиды-водители остались ждать меня около машины. Билет в храм стоил 100 или 150 бат.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Должен заметить, что храм выглядел просто великолепно. Или хорошо сохранившийся, или хорошо отреставрированный, он совсем не напоминал остальные кхмерские развалины. Длинная широкая дорога вела к ступеням, по которым можно было подняться к главному зданию, стоящему на холме.

Резные купола изумительно смотрелись на фоне яркого тайского неба. Вход на лестницу охраняли семиголовые Наги,

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

а с верхних ступенек открывались шикарные панорамы на восточный Таиланд, а если верить ЛП, то и на соседнюю Камбоджу.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Стены храма покрывали изящные фрески, а в небольших прудах цвели желтые лотосы.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

И что немаловажно, на территории храма было крайне небольшое количество народа, причем в основном местных.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Побродив там около часа я решил, что путешествие было совершено не зря, уж больно там было хорошо, и, повторюсь, храм был красив.

Красивый, но небольшой, и поэтому часа через полтора я обнаружил себя спускающимся по ступенькам в сторону выхода.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Впереди было еще полтора дня (не особо представляя, что и как долго тут можно смотреть, я выделил на это место два дня), и надо было срочно решать, как их провести. Дойдя до машины, я отвел девочку в тенек, и начал ее пытать, что еще тут можно посмотреть поблизости, и чем заняться завтра. Девочка оказалась не по годам умной и понимающей проблемы старого туриста, поэтому сегодня она предложила посетить еще один храм — Meuang Tam (все остальные, по ее словам были неинтересны для посещения), а завтра на автобусах доехать до города Пхимаи с целью осмотра очередного, очень красивого кхмерского храма. Что-то мне подсказывало, что в эту часть Таиланда я больше не поеду, поэтому ее предложение было принято целиком и полностью, тем более, что альтернативы кроме как вернуться в Бангкок не было.

Доехать до Меанг Тама стоило мне еще триста бат, билет в храм — очередные 100–150, зато храм оказался просто игрушечным.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Верьте мне, или нет, но я реально получал удовольствие, гуляя по территории, и фотографируя заросшие лотосами водоемы, в ровной воде которых древние стены храма отражались как в зеленом зеркале.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

После осмотра храмов меня привезли на то же самое место, откуда я уезжал, я еще раз выяснил у девочки по поводу завтрашних автобусов, и пошел искать какую-нибудь едальню, так как время уже было к вечеру.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Это было первое место из многих мест, где я побывал, где мне не удалось найти ни одной кафешки. К такому обороту я был явно не готов. Обойдя пару кварталов и окончательно нагуляв аппетит, я вернулся к единственному месту в Нанг Ронге, где пахло едой. Это было что-то типа центральной площади (около которой я и жил), где стояли пластмассовые столики-стулики, а рядом стояли лотки, где тайцы бойко раскупали что-то съестное. Не то, что бы у меня были какие-то проблемы с употреблением такого рода пищи, просто хотелось цивильно посидеть, что бы тебе приносили пиво и т. д. Однако пиво пришлось купить в ближайшем магазине, а потом мне в пенопластовый контейнер положили риса, кусок курицы, налили в пакетик горячего бульона, и еще в два пакетика каких-то соусов. Стоило все это сущие копейки, и было более чем вкусным. Небольшое замешательство вызвал поиск ложки, но и с этой сложной проблемой удалось справиться.

Пхимаи.

«Смотри, красивый он какой,
Автобус с маркой заводской:
Окошки в ряд, сиденья в ряд…
Он возит взрослых и ребят!»

Детский стишок.

Дорога до очередного храма выглядела так. В шесть утра подъем, в семь — автобус до города Хорат (Khorat). Стоит 66 бат, идет около двух часов, но только потому, что он останавливается на каждом углу и подбирает и высаживает пассажиров. На вокзале в Хорате тут же нахожу автобус до Пхимаи — 36 бат, 1,5 часа. Этот шел почти без остановок, и высадил меня рядом с комплексом.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Храм оказался очень аккуратным, но, в принципе, он не особо отличался от тех, что я уже видел.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Двух часов для осмотра оказалось более чем достаточно, я перекусил, и занялся любимым делом — попытался выяснить, откуда уходят автобусы на Хорат.

Древние храмы и вечные пляжи. Часть 2

Кто-то куда-то меня послал, и после весьма продолжительной прогулки я понял, что послали меня неправильно. Возвращаться обратно чертовски не хотелось, а на трассе, по которой я шел, не было никого, кто мог бы подсказать мне дорогу. Наконец, на противоположной стороне шоссе я обнаружил открытый магазин с живыми людьми. Я радостно бросился к ним… но надо ли говорить, что они не говорили по-английски? Пришлось воспользоваться универсальным языком жестов, и словом «Хорат», которое мы все понимали. Спустя минут пятнадцать, после бурного обсуждения и размахивания руками я понял, что иду я в правильном направлении (в сторону Хората), а если я немного подожду, то мимо поедет искомый автобус, и все, что мне нужно будет сделать — это проголосовать, что бы он остановился. Пустяк вопрос.

Все так и произошло. 20 бат, час дороги, и я снова в Хорате. Автобусы до Бурирама через Нанг Ронг ходят каждые полчаса, так что ожидание было недолгим. Завтра утром мне предстояло возвращение в столицу, и пока я ехал в очередном автобусе, я решил, что я не уйду с вокзала, пока точно не узнаю, как, когда и на чем я смогу уехать. На вокзале в Нанг Ронге, настроившись на очередной разговор с помощью жестов, я сделал пальцы веером, и был просто разочарован, когда мужчина, сидящий в справочном окошке, спокойно ответил мне на понятном английском. Оказалось, что из этого места есть прямое сообщение с Бангкоком, опять же через вышеупомянутый Бурирам. Утром автобусы ходят каждый час, я сориентировался на девять, и полностью удовлетворенный, уже известной мне дорогой, пошел в гостиницу. По дороге домой я обнаружил практически бесплатное Интернет-кафе — 15 бат в час, а за полтора часа с меня взяли всего двадцатку… Коммунизм просто какой-то!

Автобус до Бангкока шел почти шесть часов, билет стоил 274 бата. В этот раз удалось доехать без приключений, в четыре часа меня уже как родного встречали все в той же гостинице. Быстренько сполоснувшись, я решил больше не связываться с рейсовыми автобусами, зашел в первое попавшееся турагентство, и оформил себе трансфер Каосан — Ко Мак на минибасе всего за 1000 бат. Если добираться туда самому, то это будет дешевле бат на двести максимум. Причем девушка обещала, что меня туда довезут всего за четыре часа. Я ей не поверил, и как оказалось впоследствии, был совершенно прав.

После пустынного Нанг Ронга, кипящий жизнью и кишащий людьми Каосан казался другой планетой.

— Нет, все-таки Бангкок рулит, — думал я, запивая очередным пивом очередной шашлычок с острым соусом. Ехать никуда не хотелось. Тем более на автобусе.