Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 14 апреля 21:10

Крит — Греция Сентябрь 2014

Крит исторический… Про историю Крита написаны тонны работ. На самом деле! Как узкоспециальных, умных и заумных для ученных, так и познавательных, для очень широкого круга читателей. А по мифологии эллинов это вообще родина всех богов. Кроме того, Крит — просто рай для археологов.

Попробую и я

Лукоморья больше нет. Крит исторический

в вольной форме немного рассказать о своих впечатлениях и ощущениях от истории этого несомненно выдающегося острова.

Предложу способ как раз археологический, это когда снимаются культурные пласты: начиная с ХХ века и всё глубже и глубже…

Лукоморья больше нет. Крит исторический

Итак, начнем! Пропустим мимо следы от гусениц БТР М113 времен «черных полковников» и глянем на годы Второй мировой войны.

Наследник императоров Римской империи, Великий Дуче итальянского народа Муссолини, после приятных побед в Абиссинии (Эфиопии) и Албании, решил в октябре 1940 года покорить еще и Грецию. Но не тут-то было! Греки уверено дали ему отпор и только в апреле 1941, когда в ситуации с продвижением итальянцев наступил полный «стабилизец», в дело был вынужден вмешаться немецкий вермахт, кстати при поддержке и болгарской армии. Увы, греки столкнулись с совсем с другим противником, к середине мая Афины были захвачены и только Крит еще оставался свободным. Здесь уже с осени квартировали британские войска, поддерживаемые мощным флотом.

20 мая 1941 года немцы провели успешную воздушно-десантную операцию «Меркурий» по захвату острова. Надо отдать должное, операция была толково спланирована, взаимодействие всех родов войск и отдельных подразделений удалось на славу. Такого еще не бывало в истории войн и англичане к ней были неготовы. «Непотопляемый авианосец», как называли Крит, был захвачен в течение 12 дней. Немецкие десантники при поддержке люфтваффе действовали решительно и неотвратимо. Британский гарнизон был частью разгромлен в боях, частью попал в плен и в очень небольшом количестве эвакуирован. Мощный флот оказался бессилен. Началась оккупация острова,

фото из интернета

которая длилась практически до 9 мая 1945 года, хотя материковая Греция, Афины в том числе, были освобождены еще осенью 1944 года. Все эти годы на острове действовало Сопротивление. Греки проявили себя как мужественные и храбрые борцы за свободу своей страны…

Отступим еще немного. К следующему «слою».

Греция обрела независимость в современной истории в 1830 году. Этому в немалой степени поспособствовала Россия, которая в результате череды войн XVIII и начала XIX веков очень существенно потрепала Османскую империю. Однако Крит, вплоть до конца XIX века, оставался турецким, хотя и сотрясался регулярными восстаниями критян, стремящихся к воссоединению с Грецией. Наконец в 1898 году в дело вмешалась Европа: Британия (ну, как без нее!), Франция и Италия. К этой коалиции присоединилась и Россия, будучи уже в союзнических отношениях с Францией. Видимо у европейских держав было значительно больше аргументов чем у Турции, поскольку она согласилась предоставить острову автономию и вывести с острова все свои войска. В 1908 году союзники благополучно покинули остров, а в 1913 году он воссоединился с Грецией. Вот уж точно — всё новое, это хорошо забытое старое!

Этот период — начала ХХ века интересен тем, что на острове появился англичанин мистер Эванс, пардон, сэр Артур Джон Эванс! Археолог и исследователь. Именно он и начал масштабные раскопки Кносского дворца и раскрыл миру множество артефактов Минойской культуры.

Лукоморья больше нет. Крит исторический

Плоды его трудов — наиглавнейшая историческая и культурная достопримечательность Крита! Попасть туда — очень сильно обязательно каждому культурному туристу.

Постоим в очереди к билетным кассам, получим заветный билетик и мы уже во дворце...

Сэр Эванс подошел к своей работе весьма серьезно. Он предложил современникам увидеть как бы мог, по его мнению, выглядеть этот дворец. По разному можно относиться к его усилиям, но полагаю, что есть в этом определенный смысл. В противном случае нам бы предстали примерно такие виды:

Может быть режет взгляд бетон совсем уж не античного происхождения, но давайте будем справедливы, вот такие картинки

мы бы не увидели! Там всегда много туристов, любознательных и не очень,

Лукоморья больше нет. Крит исторический

им есть что посмотреть на руинах дворца!

Ну, что ж пойдем дальше, оставив XIX век позади.

Существует легенда, а может быть и самая настоящая быль, что в 1798 году, направляясь в Египет Наполеон, тогда еще совсем даже не император, остановился на одну ночь на Крите, в Иеропетре. Местные жители приняли его очень тепло и сохранили память о посещении им города на многие года.

Лукоморья больше нет. Крит исторический

— вот именно в этом доме и ночевал великий полководец. На обратном пути, потерпев поражение от англичан в стране пирамид, он уже думал только о возвращении во Францию…

Османский период в истории Крита начался с 1645 года, когда ими были захвачены Ханья и Ретимно. К 1669 году турки установили полное господство над островом. И только многострадальный остров Спиналонга

Лукоморья больше нет. Крит исторический

как-то удерживалась венецианцами до 1715 года. Всё стало как положено: критяне массово принимали ислам, кто по-честному, а кто и для вида. Жить как-то надо! Тогда получило распространение явление под названием «криптохристианство»: т. е. внешне человек правоверный мусульманин и даже дисциплинированно посещает мечеть (про обрезание не знаю, не нашел в «источниках»), а дома отмечает Рождество и Пасху. Церкви стали мечетями, впрочем в наши времена всё стало совсем наоборот:

да и следов владычества турков осталось не так уж и много. Не то, что от венецианцев…

Ушлые сыны Италии не преминули воспользоваться разгромом Константинополя, устроенного доблестными рыцарями-крестоносцами, вроде бы как собравшихся в Крестовый поход в 1204 году. Хотели освобождать Гроб Господний, да вот по пути туда понравилась им чем-то столица Византии. Не в пример Иерусалиму нажиться там можно было побогаче. Империя была парализована и Крит присмотрели, а потом и прибрали к рукам генуэзсцы, ну, а после, в 1210 году, они проиграли его Венеции. Не в карты, а в результате войны.

А уж венецианцы обосновались на острове всерьез и надолго — больше чем на 450 лет. Отстроили крепости

Лукоморья больше нет. Крит исторический

торговали, воевали. Вот такой фонтан сохранился до наших дней в Ретимно

Ну и правили, конечно, не особенно подпуская греков к кормилу власти. В этот период существенно возросло количество католиков среди критян, но сами греки стремились остаться православными

Лукоморья больше нет. Крит исторический

— одна из старейших церквей на Крите в Иеропетре.

Есть мнение, что после полного разгрома Византии османами в 1453 году, на остров переселились многие византийские художники и ученные, но науке это точно неизвестно, я спорить с ней не буду.

Опустим так называемый Второй византийский период, около 250 лет, предшествовавший венецианскому, отметим, что первый раз в руках мусульман Крит оказался еще в IX веке. Захватчиками были выходцы из Иберии, которые создали здесь независимый от Кордовы эмират и прославились как пираты и работорговцы. Вот что значит бытие, которое и определяет сознание! Пограбить и нажиться за чужой счет в те времена считалось доблестью. Удобное месторасположение острова вполне позволяло «приобщиться» к важнейшим морским коммуникациям. Рабовладение сохранилось с самых античных времен и мирно процветало в Византии. Основа экономики острова — сельское хозяйство, в котором преобладало вековечное выращивание оливок

Лукоморья больше нет. Крит исторический

Трудно осуждать свирепых берберов — иберийцев!

Опускаясь глубже мы уже вплотную подошли к «слою» античной истории Крита, римско-византийскому ее периоду. Как считается, остров был завоеван римлянами в 67 году до н. э. и с этой даты начался длительный период мира и процветания, непрерывного и последовательного роста благосостояния населения, изрядно разбавленного колонистами с Апеннинского полуострова. Надо отдать должное римлянам, они подошли к делу основательно. Восстановили разрушенные города: Кносс, Кидонию, а также Фест

Лукоморья больше нет. Крит исторический

мы и сегодня можем вполне не то, чтобы им полюбоваться, но побродить по его улицам и ступеням.

— это как память о времени реставрации…

Административным центром римской провинции стал достачно древний уже на тот момент город Гортин (Гортина).

Думаю, стоит посетить это место. Совсем недалеко от Кносса. Этот город имеет очень долгую историю и особенно интересен тем, что здесь в здании одеона римского периода сохранились древнегреческие (относят к V веку до н. э.) каменные таблицы с высеченным на них так называемым «сводом законов Гортины».Надо сказать, что эти законы очень детально определяют нормы частного и хозяйственного права и, как полагают, они восходят к значительно более раннему периоду. Здесь же приведен и конкретный, детализованный перечень наказаний за правонарушения, уточняется порядок судопроизводства. Dura lex sed lex! Сложно что-то сегодня заявить по правоприменительной практике, не представляю, чтобы протоколы судебных заседаний высекали тогда в камне, однако, согласитесь, друзья, есть повод полагать, что раз законы существовали, то возможно они и применялись и перед законом все были равны. Хотя, как во все времена, в том числе и нынешние, некоторые всегда ровнее!

Крит в те времена стал важнейшим грузовым портом для экономики Рима, важнейшей транспортной артерией для связи с Малой Азией, Египтом и Ближним Востоком. В огромных количествах тут выращивались зерновые и оливковые культуры

Лукоморья больше нет. Крит исторический

полагают, что эта олива помнит античных фермеров.

Гортин куда менее популярен у туристов, чем Кносс, да и Фест,

но именно там и можно рассмотреть следы именно римского периода.

Основными производителями продуктов питания в Древнем Риме, были крупные хозяйства-поместья, рабочая сила — рабы. Это позже их уже задумчиво стали называть крепостными или колхозниками, а тогда не стеснялись, называли рабами.

Лукоморья больше нет. Крит исторический

Появление и развитие христианства на Крите, как и повсеместно в античном мире, увы, принесло и нетерпимость к «языческим идолам» и деградацию изобразительного искусства, плоды такого можно увидеть в очень небольшой галерее в Гортине:

головы статуй разбиты.

Но, мы продолжаем, слегка лишь касаясь следующего периода истории острова — дорийскому. Длился он недолго, всего каких-то почти 1000 лет. Тогда очень четко просматривалась связь Крита со Спартой и ее культурой. Здесь в разные времена существовало до 100 самостоятельных городов-государств, естественно порой враждовавших друг с другом и имело место многое иное, очень тесно связанное с историей Древней Греции. Закономерно, что к моменту появления римлян ничто и никто не имел никакой возможности противостоять им…

Вновь отмечу — увидеть артефакты тех времен, узнать и о более раннем периоде жизни Крита, можно и обязательно нужно в прекрасном Археологическом музее Ираклиона!

Вот теперь пришло время подойти к самому загадочному и, прямо скажу, волнующему этапу — эпохе минойской цивилизации. Еще его называют Дворцовым периодом и начинается он примерно в 2000 году до н. э. Историкам не очень-то и много известно об этой культуре. Так и не разгаданы древние письмена, язык, который, возможно, был совсем не индоевропейский. Даже не установлена этническая принадлежность хозяев острова в те времена.

Возникновение первых, наиболее древних дворцов, полагают, произошло примерно 4000 лет назад. Что такое дворец? Это прежде всего укрепленное и защищенное сооружение, предназначенное для проживания правителей и знати, а также несомненно, для сбора и сохранения материальных богатств: продовольствия, боевой техники и оружия, различных изделий и т. д.

Замок одним словом.

Наряду с Кносским дворцом , наиболее известным, на Крите существовали и другие дворцы, например, в Фесте, Малье

(куда мы не попали)

и некоторых других местах…

Хотел бы обратить внимание на местечко Агиа Триада (Святая Троица)

Лукоморья больше нет. Крит исторический

в паре-тройке километров от Феста. Есть мнение, что тут располагался дворец могущественных когда-то властителей немалой части острова. Он был расположен на небольшом возвышении, часть руин построек спрятана под навесом

Этот дворец существовал длительное время, начиная с XVII века до н. э., возможно служил летней резиденцией правителей и явно процветал в свое время. С Фестом он был соединен мощенной дорогой, что само по себе говорит о многом. Судя по всему, он пережил катаклизмы, разрушившие древнюю Минойскую цивилизацию, был восстановлен, сохранился и в дорийскую эпоху, а в дальнейшем на этом месте существовало крупное римское поместье, которое явно было неплохо организовано для производства продукции.

С принятием христианства на его территории в византийские времена появилась часовня , ее относят к XIV веку. Вот так она выглядит сегодня.

Получается, что фрески и надписи сохранились с тех времен. Здесь же, неподалеку имеется некрополь уходящий своими корнями чуть ли не до минойскую эпоху.

Лукоморья больше нет. Крит исторический

Вот такое вот наслоение древностей…

Примерно отсюда, а еще, понятно, от Кносского дворца и музея в Ираклионе как-то сложился у меня интерес к Минойской культуре. Нет, я слышал о Фестском диске, видел фото «Прыгуна через быка»

Лукоморья больше нет. Крит исторический
(Кстати, такая, с позволения сказать «коррида» или «таврокатапсия» по-гречески мне как-то больше по душе, чем заклание несчастного быка на потеху публике!) Что-то еще где-то когда-то читал, но после поездки на Крит, решил углубиться в эту тематику…

Не буду рассказывать очевидные и широко растиражированные сведения о минойской эпохе, ее культуре, страшной катастрофе в результате взрыва вулкана на Санторини, «визите к Минотавру», лабиринте и многом другом. Очень рекомендую узнать. Это крайне необычно, поверьте, вы не пожалеете!

Очень даже не случайно, убежден, Крит именуют родиной греческих богов. Например, Зевс однозначно уроженец острова! Тут есть даже вполне туристический аттракцион — «Пещера Зевса». Мифология эллинов очень сильно привязана к Криту, это факт. Похоже имеет как раз и критские корни.

Скажу, что занявшись изучением древнейшей истории острова, докопался до предположений, что Крит когда-то был сухопутьем связан с материком, а потом внезапно стал островом. Что уже 4 000 лет назад, не исключено и значительно раньше, там существовала мощная морская держава, активно взаимодействующая с древним египетским царством. В истории Египта большую роль сыграли «гиксосы», неведомые «люди моря», завоевавшие его когда-то.

Если присмотреться к теме, то не может не вызвать интереса вопрос: а откуда собственно взялись карфагеняне-финикийцы, со своими жуткими обычаями приносить младенцев в жертву, совершенно непонятным языком и традициями, распространившиеся по всему Средиземноморью. Может гибель их родины и стала причиной скитаний этого морского народа? И где те самые Платоновы «Геркулесовы столпы»? Ведь по мифам, Грекулес-Геракл — это сын Зевса и его, вместе с матерью Герой (внимание, упоминается не «герОй, а «Гера» — богиня из мифов Эллады, просто в творительном падеже!) отец переправил на Крит. Кто его знает, вдруг это вершины каких-то островов Эгейского моря? Тогда Платон, рассказывая об Атлантиде не звал нас за Гибралтарский пролив, а явно имел в виду Крит…

Мой опус не направлен на то, чтобы просветить вас, дорогие читатели. Помню про слова великого поэта: " … о сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…" и если я кого-то заинтересую необыкновенной историей минойской культуры, как меня самого что-то вот зацепило на Крите — значит цель достигнута!

Удачных путешествий, дорогие друзья, особенно, направляющих нас к постижению нового!

Всего хорошего, Крит для отдыхающих,

я очень рад тебе, Крит античный!