Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 7:39

Армения Июнь 2014

Готовя поездки по Арцаху, я исходил из допущения о том что отправной точкой маршрутов послужит Степанакерт или Шуши… Такая постановка не совсем корректна, есть еще как минимум один достаточно комфортабельный туристический центр. В рекламе и каталогах это место называется Гандзасар, хотя собственно Гандзасар — это монастырь и там живут только монахи, насколько я знаю кельи они не сдают.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Реально остановиться можно в селе Ванк рядом с Гадзасаром.

Маленькой деревне Ванк сильно повезло, в ней родился Левон. Левон заработал много денег и часть из них решил потратить на то чтобы людям в этой деревне жилось немного лучше. В селе Ванк можно найти множество вещей которые вы не ожидаете увидеть в далекой карабахской деревушке:

Вполне современная гостиница.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Виллы для особо почетных гостей.

Множество изображений животных семейства кошачьих, видимо исходно планировался лев (Левон). Написано что лев злой, но я не верю — это так чтобы в рот не лазали.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Здесь завершают строительство ковчега, не дай Бог пригодится.

Ресторан, который называется не Арцах или Арарат как принято в этих местах, а Ван Гог. Почему Ван Гог? Видно не дает Левону покоя пропавшее зря ухо великого художника.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Есть и совсем неожиданные вещи. Не знаю как и оценить этих писающих русалят. Думаю они символизируют равенство Копенгагена, Брюcселя и деревни Ванк перед лицом большого искусства.

Самое большое сокровище Левона это монастырь Гандзасар. Левон имеет все основания гордится тем как сейчас выглядит «его» монастырь. Во время войны монастырь обстреливали дальнобойными орудиями и бомбили с самолетов, он был сильно поврежден.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Левон потратил очень много денег на его восстановление. Сейчас монастырь действующий, в церкви идут службы.

Да, забыл сказать во времена Союза в Карабахе не действовала ни одна христианская церковь и не было ни одного официального священника. 16 октября 2008 года в восстановленном монастыре Гандзасар обвенчались 137 пар. Этот может быть самый большой праздник в истории Карабаха символизировал начало нового этапа в жизни древней страны.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Главный храм, который мы видим сегодня был освящен 22 июля 1240 года. Он построен на месте еще более древнего храма. Об этом в частности свидетельствует, то что стоящая рядом колокольня, относится скорее всего к десятому веку в комплексе имеются и еще более древние сооружения.

К монастырю ведет хорошая дорога. По дороге от Ванка до монастыря и по прилегающим к ним территориям постоянно ездит машина со щетками и моет дорогу. Левон прекрасно понимает, что так часто дорогу мыть не надо. Машина — это его просьба к землякам не сорить и беречь свой прекрасный край.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Монастырь старый и важный. Он сыграл большую роль в истории Арцаха. Именно здесь триста лет назад Гадзасарский католикос Есаи Гасан-Джалалян, который по сути был главой Арцаха на тот момент, начинает переписку с Петром Великими о вступлении Арцаха в Российскую империю.

По результатам этих переговоров: «велено было обнадежить армянский народ императорской милостью, уверить в готовности государя принять их под свое покровительство» (Аннинский А. Указ. соч., с. 305). У нас в музее даже картина такая есть.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Я о чем, в Гадзасар, во время путешествия по Арцаху, нужно ехать так или иначе. Вопрос в другом останавливаться там ночевать или нет. Я бы остановился. Хотя бы по тому что до многих достопримечательностей из Ванка ближе чем из Шуши.

По дороге от Степанакерта до Гандзасара можно посмотреть много интересного, например Аскеранскую крепость, небольшой крюк правда придется сделать. Крепость огромная хорошо сохранившаяся, перекрывает всю долину реки Каркар. Выглядит правда неухожено, я думаю армяне ее просто не любят, персидская она. Крепость Аскеран построена на месте старой армянской крепости Майраберд, разрушенной персами. Но если отвлечься от этого неприятного для хозяев момента, а также не обращать внимание на некоторую заплеванность, крепость конечно интересная. Толщина стен метра три, высота метров десять. Если хватит спортивной подготовки можно полазать по стенам и по башням. Это не возбраняется, да собственно и бранится то некому, собаки одни, правда странные какие то, мне они не понравились.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Не знаю захотите вы этого или нет, но можно заехать в город Агдам. Агдам был городом с практически полностью азербайджанским населением, сейчас в Агдаме вообще никто не живет. В городе только одно целое здание мечеть. Здесь каждый решает для себя хочет он это видеть или нет. (Массовой гибели мирного населения ни в Агдаме ни в Шуше допущено не было, оставляли коридор и пропускали любого безоружного человека).

В Арцахе все не просто так. Не просто так город разбили и поломали, а мечеть оставили. Не просто так не живут и не пашут в одной из лучших долин. Не просто так разрушенный город стоит на виду и никто его не собирается прятать или скрывать, впрочем и перестраивать его тоже никто не собирается.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Помните в одной из заметок я писал про Чашу Терпения, наверно такая Чаша Терпения есть у каждого народа и ее нельзя переполнять. За «горящий Смоленск» полагается «горящий Рейхстаг». Вот такой «Рейхстаг» должен стоять весь ободранный и люди должны помнить за что и сколько они заплатили.

Следующую остановку можно сделать в Тигранакерте. Тигранакерт — один из древнейших городов в мире. Это место я себе приберег на следующую поездку. Там копнули и очень хорошо попали, копают дальше, а оно все не кончается. Люблю археологов, такие же безбашенные как геологи. Все деньги делают, а эти землю роют и радуются всяким черепкам и камешкам. Они там каждый день что ни будь открывают, соответственно каждый день праздник, поют заслушаешься, ну полные «геологи».

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Тигран один из самых могущественных царей древней Армении (хочу заметить, что хотя слова царь и царство не совсем корректны по отношению к Армении, но они общеприняты и поэтому, если вы не возражаете, я буду ими пользоваться). С городом Тигранакертом долгое время была большая путаница. Историки предполагали, что Тигран назвал своим именем столицу царства и долгое время искали ее в совершенно разных точках страны, на которые указывали различные летописи. Что удивительно, находили. После многих лет очень успешных поисков вдруг пришло озарение — городов с названием Тигранакерт много. Тигран называл своим именем крепости, которые основывал для защиты границ своего государства.

В Тигранокерте надо сразу понять, что симпатичный форт который стоит под скалой никакого отношения к «до нашей эре» не имеет. Один из моих друзей, который проектировал это сооружение, радостно сказал: «Мне такой ночью приснился». Замок — это не Тигранакерт — это музей Тигранакерта. Там какой ни будь мужик сидит, вы ему дайте немного денег (1–2 дол), он вам расскажет, что в этом музее есть. Рядом с замком теплый источник, вода говорят целебная.

О поле, поле... Гандзасар, Арцах

Настоящие стены и древний город находятся на склоне горы, смотрятся пока не так здорово как новодел внизу, но там очень интересно, там реальная история. На самой вершине очень красивая церковь. К ней можно подъехать на машине, но с другой стороны горы. Не поленитесь оттуда кроме всего прочего прекрасный вид на долину. Видите какая у нас насыщенная дорога получилась, так может дня не хватить, что со мной обычно и получалось.

Из Ванка есть организованные экскурсии во все концы Арцаха, но нужно обязательно заранее списаться с людьми, которые этим занимаются. Экскурсии проводятся не по расписанию, а по факту наличия или отсутствия клиентов. Так что лучше предупредить. На сам Ванк и Гандзасар зарезервируйте где ни будь полдня. Можно меньше, но час на монастырь обязательно.