Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 10:44
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

История "Мотылька" или главная тюрьма Французской Гвианы

Французская Гвиана Ноябрь 2013

Чтобы получить настоящее и гарантированное удовольствие от любой поездки, я пользуюсь разными вспомогательными методами. Некоторые из них появились у меня еще раньше, чем я начал осмыслено путешествовать. Большое влияние на мое главное хобби в жизни оказала нумизматика. Со второго класса собираю иностранные монеты. Это совсем отдельная история. Как-нибудь расскажу про психологическое влияние одного увлечения на другое.

Есть еще один немаловажный фактор, который помогает полюбить ту или иную страну, задолго до того момента, когда вы ее посетите и увидите своими глазами. Это мое третье пристрастие — кино.

Я не буду приводить множество примеров и углубляться в эту тему (об этом можно писать отдельную заметку), но, пару фильмов, повлиявших на восприятие определенных мест, я назову.

Обязательно советую до поездки в Китай, в частности Пекин, посмотреть «Последний император». После того, как я увидел фильм, оказаться в Запретном городе стало моей мечтой. Вы по-другому будете смотреть на унылый пейзаж острова Пасхи, если в вашем сознании будут всплывать кадры фильма «Рапа Нуи».

Иногда бывает даже приятно и трепетно просто оказаться в месте, где снимался известный эпизод и где ступала нога какого-нибудь великого актера. Но, порой, случаются и такие моменты, когда фильм удается посмотреть уже после поездки. Тогда начинаешь переосмысливать и заново проникаться посещенным местом. Так и случилось со мной, когда я вернулся из Французской Гвианы.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

Первое, что посетила наша группа в этой стране была тюрьма.

Экскурсия длилась почти полтора часа. В принципе было интересно, но не более того.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

Место трагичное, ведь здесь оборвалось много судеб и вся земля упитана кровью и потом. Но это все осталось в прошлом, многие камеры в ужасном состоянии, повсюду трещины, плесень, мох и ржавчина.

Понять и увидеть, что здесь было много лет назад, не так то просто. Я старался заглянуть сквозь время, чтобы услышать стоны заключенных, злобные крики охранников, звук гильотины. Иногда получалось, а иногда нет.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

Вокруг светило солнце, была зеленая трава и синее небо, изредка раздавались щелки затвора фотоаппаратов. Нам ничто не угрожало, меня никто не мог ударить плетью или посадить в карцер. Все это я мысленно испытал только на днях.

Еще во время экскурсии по тюрьме гид нам рассказал про фильм «Мотылек». Даже показал камеру, в которой сидел главный герой. На полу осталась надпись Papillon (Мотылек).

И вот, я посмотрел это историческое кино. Что сказать, я сильно переживал, что не увидел этот фильм раньше. Это, скорее всего единственное известное кино, которое снималось во Французской Гвиане. Фильм, хоть и старомодный, но мне он очень понравился, можно сказать произвел впечатление.

Теперь я очень рад и горжусь, что побывал в этой тюрьме, даже хотя бы из-за того факта, что помимо Стива Маккуина в этой ленте снимался молодой Дастин Хоффман (справа на кадре).

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

«Мотылёк» (фр. Papillon) — криминальная драма режиссёра Франклина Шеффнера, экранизация одноименного автобиографического произведения бывшего заключенного Анри Шарьера. Премьера фильма состоялась 16 декабря 1973 года.

«Мотылёк» — прозвище французского преступника Анри Шарьера, ложно обвинённого в убийстве и приговорённого к пожизненному заключению в тюрьме для особо опасных преступников, во Французской Гвиане. Он предпринимает разные попытки сбежать, но постоянно встречается с трудностями и его возвращают обратно. Он не оставляет своего намерения, даже находясь в камере одиночного заключения. После многочисленных побегов, пребывания у индейцев и в латиноамериканской тюрьме, он попадает на французский остров-колонию, оттуда невозможно отплыть из-за крутых берегов. Тогда Анри сооружает плот из мешка с кокосами и прыгает на нём с обрыва в приливную волну. Так «Мотылёк» обретает свободу.

Соберетесь в Французскую Гвиану посмотрите фильм, тогда возможно посещение тюрьмы станет для вас не таким рядовым событием, как это было у нас. После просмотра я начал еще больше ценить свою свободу и в очередной раз понял, что такое настоящая тюрьма. Кадры, когда «Мотылек» выживая в карцере ловил и ел насекомых, надолго останутся у меня в памяти.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

Так же, меня поразило предательство людей и то, какие последствия оно может повлечь. В фильме я увидел пример настоящей мужской дружбы и самопожертвования ради нее.

А теперь описание самой тюрьмы.

Тюрьма Сен-Лоран-дю-Марони (фр. Bagne de Saint-Laurent-du-Maroni) — пенитенциарное учреждение, главная пересыльная тюрьма во Французской Гвиане, заморском департаменте Франции, основанная в 1792 году и закрытая в 1946 году.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

Предпосылками к основанию тюрьмы Сен-Лоран-дю-Марони были принятые в королевстве Франция законы от 26 августа 1792 года и 23 апреля 1793 года, по которым предусматривалась депортация в Гвиану политических преступников и лиц, осуждённых Церковью из-за антисоциального поведения.

В 1795 году на депортацию в Гвиану были осуждены враги Французской революции, но морская блокада, введенная Великобританией, и частые эпидемии в этих местах на время прекратили эту практику.

22 ноября 1850 года император Луи Наполеон подписал указ, по которому 6000 осуждённых из тюрем Франции были переправлены в колонии на каторжные работы. 31 марта 1852 года первый конвой с заключенными из Бреста прибыл на острова Салют у побережья Гвианы.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

21 февраля 1858 года на правом берегу реки Марони была основана сельскохозяйственная тюрьма Сен-Лоран-дю-Марони, названная так в честь Огюста-Лорана Бодена, тогдашнего губернатора Французской Гвианы. Труд заключённых использовался на производстве бананов и сахарного тростника. Тюрьма состояла из 12 корпусов с камерами по обе стороны тюремного двора, больницы, столовой, здания для персонала, мастерских и библиотеки.

Все заключенные из Франции вначале прибывали в Сен-Лоран-дю-Марони, а затем распределялись между другими лагерями и тюрьмами Французской Гвианы.

16 марта 1880 года тюрьма Сен-Лоран-дю-Марони получила статус тюремного города, жителями которого в то время были только охранники и бывшие осужденные. В 1912 году на территории тюрьмы была построена больница. Тюрьма Сен-Лоран-сюр-Марони была упразднена в 1938 году указом президента Франции, Эдуара Даладье и окончательно закрыта в 1946 году.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

Сен-Лоран-сюр-Марони была пересыльной тюрьмой. Сюда прибывали все осужденные, и затем распределялись по другим лагерям и тюрьмам во Французской Гвиане. Лишь немногие осужденные оставались в здесь. Почти все они были сотрудниками тюремной администрации, например, садовниками, и считались не опасными для общества и не склонными к побегу.

Когда яхта с осуждёнными («Луара», «Ле Мартиньер») прибывала из Сен-Мартен-де-Ре, то из числа прибывших сразу отделялись особо опасные преступники и склонные к побегу каторжники, которые отправлялись на острова Салют, откуда, считалось, побег невозможен. Хотя некоторым удавалось бежать и оттуда, например, Анри Шарьеру, по прозвищу «Папийон» («Мотылёк»).

Менее опасные преступники, осужденные за мелкие преступления, имели шанс стать сотрудниками администрации. Преступники подвергались сегрегации по расовому и национальному признакам. Например, из арабов часто набирались охранники. Многие заключенные, ожидавшие перевод на острова Салют, притворялись больными. Так как и в больнице большая часть персонала состояла из осуждённых, это было не трудно. Некоторые из них планировали в это время побег.

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

Те, кто имел шанс остаться в Сен-Лоран-дю-Марони, как правило, жили в гораздо лучших условиях, чем те, кто был отправлен в лагеря. Порученная им работа не была сложной, они могли свободно передвигаться внутри тюрьмы. Камеры в 2 метра в длину и 1,80 метра в ширину использовались ими только для сна. Они имели право на лучшую еду, за исключением наказанных осужденных, которые помещались в карцер с нарами из цемента и кружкой на цепи. Источник Википедия

Я точно не знаю, но думаю, что для съемок фильма, тюрьму немного обновили с помощью шпаклевки и краски. А потом за 30 последующих лет все опять пришло в запустение. Но, мы видели, что сейчас там начались восстановительные работы. Думаю года через два тюрьму можно будет опять открывать:)

Стоит еще упомянуть местного гида. Очень колоритный дядечка с приятным для слуха колониальным французским языком. Рассказывал так, словно песню пел. Он говорил что-то, а у меня в голове звучала песня Stromae — Papaoutai:)

История Мотылька или главная тюрьма Французской Гвианы

На территории тюрьмы мы видели совсем маленьких детей. Недалеко от тюремных блоков есть библиотека, туда их учительница и водила. Там им скорее всего тоже рассказывают о нелегкой судьбе их предков.