Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Моё самое магическое слово 2011 года - Карелия... Часть вторая. По краешку края Герцога Вюртембергского

Пудож, Вологда — Россия Август 2011

На этот день, второй день в пути, у нас был запланирован переезд из Вологды под Пудож в гостевой дом «Медвежий угол». По дороге мы планировали посетить Кирилло-Белозерский монастырь и поглядеть на подводную лодку Б-440 в Вытегре. Но когда Кубенское озеро замелькало по правому борту машины, мы не удержались и свернули к нему по первой же подходящей дороге. Оказывается, свернув в село Кубенское, одноименное с манившим нас озером, мы первый раз за этот день попали в местность, имеющую отношение к «системе вод Герцога Виртембергскаго».

Кубенское озеро является частью Северо-Двинской водной системы, но об этом мы узнали позже. Как утверждали в 1863 г. Вологодские губернские ведомости в очерке по истории Кубенского края: «В старину Кубенское считалось небезопасным местом для остановок по дороге в Кирилло-Белозерский монастырь. Об этом свидетельствовали некоторые местные старинные поговорки: «пронеси, Господи, Кубенское, Никулинское, да третье Новленское», «В Кубенском не обедай, в Новленском не ночуй». А жителей села и вовсе называли «головорезами». Очевидно это было связано с тем, что село изобиловало трактирами и кабаками, где проезжие делали остановку. Кроме того, кубяне считали себя хозяевами Кубенского озера, зачастую грабя и притесняя заезжих рыболовов." На нашем пребывании в селе эта ценная полуторовековая информация никак не сказалась.

Село понравилось, много украшенных резьбой домов, две церкви, правда одна их них — Дмитриевская тёплая церковь — стоит без маковок и колокольни и в ней размещен дом культуры, зато вторая — церковь Троицы Живоначальной — действующая. Нашли в селе два пустующих постамента, на одном когда-то стоял бюст Александра II, на втором памятник Сталину. Погуляв по селу и узнав дорогу до озера, мы решили все-таки до него не добираться, теряя пару часов, а сразу доехать до Кирилло-Белозерского монастыря и купаться там. Но один из старейших водных путей России, показавший нам Кубенским озером, словно красавица на балу, только мысок туфельки, не собирался ждать, пока мы возьмем и просто-так проедем мимо, и когда под самым обычным железобетонным мостом промелькнули укрепленные деревянными сваями берега, я начала спешно искать съезд к каналу. Нужный поворот нашелся почти сразу за мостом, еще чуть-чуть попетляв в заданную сторону мы добрались до берега озера Благовещенское, оттуда был виден противоположный берег с селом, но так поразивших меня деревянных свай канала видно не было. На наше счастье на этом же месте остановилась супружеская пара, подсказавшая нам дорогу к шлюзу и каналу. Пришлось разворачиваться, возвращаться на трассу и уже оттуда пылить грейдером к селу Васняково и вожделенному шлюзу. Съезд оказался метров за 500 до моста через канал.

Наконец-то перед нами чудо водных путей имени Герцога Вюртембергского (в 1828 г. Александр I специальным указом выражал благодарность брату своей жены и главнокомандующему Ведомства путей сообщения и публичных зданий Александру Вюртембергскому «за столь полезное сооружение»; далее в указе говорилось: «Дабы сохранить память Ваших трудов на пользу Государства по Ведомству путей сообщения, повелеваем именовать новый канал Каналом Александра, герцога Вюртемберского»), построенное с 1825 по 1828 гг. В результате ряда реконструкций (две из них были сделаны во время Первой и Второй Мировых Войн) число шлюзов сократилось до 7, против первоначальных 12, канал стал шире и глубже. Здесь можно посмотреть подробную информацию о Северо-Двинской водной системе: http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=31

И вот мы на канале. Пока девчонки примерялись к спуску и пробовали воду, я через колючую проволоку слазила на дамбу, с нее открывался хороший вид на мост, которым нам предстояло проезжать и в третий раз. Вернувшись к месту, где я оставила машину, я тоже спустилась в теплую воду, у самого берега неглубоко — чуть выше колена. Воду такого же коричнево-ржаво-чайного цвета я до сих пор встречала только в озерах и прудах, расположенных на торфяниках. Недолго побродив, у спуска с укрепленного берега, по воде, мы проехали еще чуть дальше по дороге, к самому шлюзу. Вскоре к нам подошли сотрудники охраны канала и попросили не фотографировать, ну нельзя, так нельзя. Но сходить на сам шлюз, к самым воротам, нам разрешили и немного рассказали о самом канале и последней реконструкции. А потом был путь в Кирилло-Белозерский монастырь.

Ворота, ведущие к тюремным кельям.

Там мы довольно долго бродили по самому монастырю, слазили на колокольню, прошли по стене и накупались в Сиверском озере. Сиверское озеро на этот раз оказалось третьим кусочком, складывающейся перед нами мозаики Северо-Двинской водной системы.

вид на Кузнечную башню.

Водяные ворота с надвратной церковью Преображения.

семейный склеп за церковью Иоанна Предтечи.

Церковь Иоанна Предтечи.

К Вытегре мы подъезжали около 19 часов вечера, причем по дороге мы не свернули в Ферапонтов монастырь, до которого было рукой подать, обидно. Музей подводной лодки закрывается в 17–00, так что нам осталось только побродить, чуть не написала вокруг, вдоль лодки по причалу. Но все равно интересно посмотреть, как ее черные борта отражаются в предзакатной воде Вытегорского водохранилища.
 По подкрашеной в розоватые оттенки дороге мы ехали в поселок Красноборск, и когда у дороги показались стога сена, ну как было не остановиться?

Больше никаких слишком заманчивых видов по дороге не встречалось и мы благополучно добрались до места ночевки, где радушные хозяева уже встречали нас с горячим ужином. А на закате мы уже купались в, близком к поселку, Мурмозере.

Более подробная информация о Кирилло-Белозерском монастыре:http://www.kirmuseum.ru/чуть-чуть о подлодке: http://www.vytegra-adm.ru/b440.php и мечта напоследок: http://www.gazeta.ru/travel/2007/02/28_a_1423456.shtml идти день-два каналом, среди прекраснейших мест, опускаться и подниматься в деревянных шлюзах, видеть, как их старые створы пропускают суда, глядеть в голубое бездонное небо, проходить мимо стен Кирилло-Белозерского монастыря, эх, это точно мечта…