Турист NatalyA (NatalyA)

Стамбул — Турция Январь 2009

Вокзал Сиркеджи.

Стамбул. Танцы дервишей или Душа Константинополя. Часть 6

Это тот самый вокзал, на который тот самый Восточный Экспресс привозил в своих бархатных вагонах королей и королев, принцев и принцесс, а также исключительно высокопоставленную прочую публику. Он находился в буквально 5 минутах от нашей гостиницы. Снаружи розовый и большой, а внутри… Странно — вокзал Сиркеджи произвел на меня очень сильное впечатление — невероятно понравился. Хотя казалось бы вокзал… Мы заходили в него пару раз и всегда вечером, т. е. народу было мало, желтые плафоны освещали ряды тонких колонн, заглянули в окна одноименного ресторана с огромной картиной с мчащимся поездом на стене… Меня не покидало чувство, что я уже здесь была. Вот буквально вижу как летом, я вся такая в белом длинном платье, красиво уложенными волосами и кружевным зонтиком схожу со ступенек Восточного Экспресса… Наверное, пересмотрела фильмов с Эркюлем Пуаро — ну точно видела где-то этот вокзал, и была в этом лете, в тонких шелковых перчатках… В общем — видение мне было на вокзале… дежа вю сплошное:).

Танцы дервишей или Душа Константинополя.

Еще в Москве, изучая путеводитель вдоль и поперек, я ставила приоритетные галочки напротив тех мест, куда обязательно надо было сходить.

Стамбул. Танцы дервишей или Душа Константинополя. Часть 6

Сразу обратила внимание на некие «танцы дервишей», в монастыре Мевлеви в Старой части Стамбула, на которые надо было заранее заказывать билеты. Я старательно подчеркнула эту информацию и пометила восклицательным знаком. К моему приятному удивлению оказалось, что сейчас этот «концерт» проходит три раза в неделю (Вт, Чтв, Сб) в специальном зале на вокзале Сиркеджи. Билеты мы купили на ресепшн гостиницы — по 37TL. На самом вокзале их можно купить только в дни представлений, где-то за час (начало в 19 часов) — появляются маленькие импровизированные кассы прямо на перроне (цена такая же). Зал красивый — с огромными во всю стену цветными витражами, пластиковые стулья расставлены в два ряда по кругу — поэтому, чем раньше придёте, тем больше шансов занять места в первом ряду. Надо ли сообщать, что мы, не изменяя своим фирменным традициям, были последними, кто вошел в зал L. Поэтому я во время представления просто встала, чтобы всё видеть (во втором ряду видно плохо).

Сначала вошли музыканты, человек 10. Сели. Настроились. И в тишине полилась странная музыка, не очень громкая, скорее даже тихая, какая-то природная. Эта музыка — особенная — считается, что это «мелодии, которые можно услышать у ворот рая». Звучит ней — особая тягучая сипатая флейта. Глухо и тихо утяжеляют воздух барабаны. Музыканты одеты по-особому — белые длинные платья с рукавами-джалуны, сверху черные накидки-халаты с широкими рукавами, на головах коричневые очень длинные высокие шапки-кулы. Издалека непонятно из чего они сделаны. Я видела осиные гнезда, например, они такого же цвета и такой же шершавой фактуры. Потом уже прочитала, что это фетр из верблюжьей шерсти. Минут 15–20 звучит музыка. Потом сбоку почти бесшумно выскальзывают пять дервишей.

Стамбул. Танцы дервишей или Душа Константинополя. Часть 6

Кто они? Я думаю, здесь надо рассказать вкратце. Дервиши — это странствующие монахи-суфии. Орден (братство) дервишей создал уникальный человек — Джалаледдин Руми. Считается, что он родился в Таджикистане. Он был философ, мистик, и талантливейший поэт. Его стихи считаются одними из лучших в персидской поэзии. Его называли «наставником с сияющим сердцем, ведущим караван любви». Не просите меня рассказывать смысл — суфизма. Это невозможно. Во-первых, это тайные знания. Во-вторых, существуют в мире какие-то особые вещи, которых лучше не касаться словами — они могут выглядеть тяжелыми и непонятными. Такие вещи не воспринимаются умом, только душой и сердцем. Так вот, дервиши-суфии должны кружиться в танце. Это не простой танец — это мистический полет. Считается, что своим кружением они символизируют вращение планет в бесконечном космосе, а человеческих душ — вокруг Бога. Танцу предшествует ритуал. Они медленно выходят. Расстилают белые коврики и отдельно алую овечью шкурку. Снимают темную накидку. Становятся на колени, скрещивают руки на груди, встают, кланяются друг другу, идут по кругу, снова кланяются и т. д. Вы на всё это смотрите с праздным любопытством. Но всё это ленивое разглядывание заканчивается в тот момент, когда они начинают кружиться. 5 мужчин. Закрывают глаза. Поднимают правую руку ладонью вверх, левую держат чуть ниже ладонью вниз. И начинают по очереди, друг за другом, плавно кружиться. Их длинные до пола тяжелые белоснежные юбки при этом раскрываются волнистым куполом. Лица совершенно отрешенные. Руки все держат по-разному, кто выше, кто ниже. И, не касаясь друг друга (с закрытыми глазами!), сохраняя совершенное равновесие, они плывут кружась.

Это не просто красиво. Это — завораживает.

Больше всего меня раздражал фотоаппарат, который я отняла у мужа, чтобы сделать хорошие снимки стоя. Его хотелось кинуть в стену, чтобы не отвлекал, не мешал — впитывать то, что было перед глазами. Но с другой стороны не снять тот танец было невозможно. Фотографии получились интересные — фигуры дервишей на них раздваивались и расстраивались, а юбки были похожи на огромные белые цветы-вьюнка неотчетливой формы — из-за эффекта кружения.

Они кружились и отдыхали. Всего кружений было раза четыре минут по пять-семь.

Стамбул. Танцы дервишей или Душа Константинополя. Часть 6
Ладони повернуты вверх — для того, чтобы получить благословение Неба, а обращены вниз — чтобы передать его на Землю. Наклон головы кружащихся дервишей составляет 25°, что почти равно наклону Земли (23°).

Удивительно, что этому танцу, этим ритуалам, их одежде — тысячи лет, и они — не изменились с тех пор! Их одежда — коричневые фетровые шапки-кулы, белое платье с юбкой-джалун, черные шерстяные накидки-пелерины — символично обозначают «смерть Эго и вечную жизнь в Боге».

Билеты на танцы дервишей считаются «дорогими» — 37TL или ~700 руб. Заметим, что за эти деньги вы соприкасаетесь с настоящим древним искусством, а не с фонограммным исполнением какой-нибудь очередной блестящей катипуси.

Я читала, в чьем-то отзыве, что у людей во время танца остановились часы, а потом снова пошли. Специально проверила. Ничего такого не наблюдалось. Но мне после приснился странный сон. Черное небо, яркие звезды. Я очень близко их вижу. Потом приближается к глазам одна большая звезда. И всё начинает кружиться. Ощущения странные.

Стамбул. Танцы дервишей или Душа Константинополя. Часть 6
Дервиши ведь не первые кружащиеся люди. Вспомните, в Древней Греции кружились вакханки — жрицы бога Вакха. У нас на Руси всегда кружились в хороводах. Дети маленькие любят кружиться (да и взрослые тоже, когда никто не видит:).

Прочитала интересную мысль, что это «инстинктивные знания человека о том, как подзаряжаться от магнитной решетки Земли».

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. При использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.