Олег Иванов Пользователь — был сегодня 8:50

Принцесса Валенсия. Шапочное знакомство

11 июня 2010 г. 11:10 Валенсия — Испания Апрель 2010

Valencia Ready-40

Да, пусть так и будет. Мадрид — король, Барселона — королева, а третий по величине город Испании — Валенсия — принцесса. Главный и наиболее ожидаемый номер нашей турпрограммы. Город с великой историей, описать которую не хватит даже книги, не то что небольшой статьи. Город, для полноценного знакомства с которым не хватит и недели, что уж говорить о тех сутках, которые у меня были. Город великой архитектуры, город древних традиций, город, который (вот уж в данном случае точно это не штамп, а вполне себе правда) никогда не спит. И, что немаловажно, город, среди российских туристов не больно-то раскрученный…И в интернете информации не больно-то много — гораздо меньше, чем про одноименный футбольный клуб.

Valencia Ready-0586

Скажу честно — мне не удалось составить о городе сколь-нибудь целостного впечатления. Не уложился он у меня в голове, просто не успел. Отчасти тому причиной — более, чем странно, на мой взгляд, выстроенная экскурсионная программа, которой мы… подверглись, иного слова я просто не подберу. Но мы не будем сейчас об этом. Просто позволю себе дать вам один совет — планируя поездку в этот город не надейтесь ограничиться одним днем, прочтите всю информацию, которую вам посчастливится найти, составьте свой индивидуальный план, и гуляйте самостоятельно. Valencia Tourist Card вам в помощь. Существует их несколько видов — на 24, 48 и 72 часа, и предоставляют они возможность нелимитированного проезда на любом валенсийском транспорте, а так же значительные скидки при посещении музеев, выставок, и вообще всего, чем готова встретить Валенсия любознательного путешественника. А пока — милости прошу, несколько наиболее ярких моментов, врезавшихся в память за один мой валенсийский день.

Турия

Valencia Ready-57

Река Турия, на берегах которой, в четырех километрах от моря, в 137 году нашей эры было основано римское поселение Valentia («смелая»), — наверное, самое сильное впечатление при первой встрече с городом. Точнее, конечно, не сама река — ведь ее мы так и не увидели, а именно что ее отсутствие. Дело в том, что после сильнейшего наводнения 1956 (по другим источникам, 1957) года, валенсийцы не стали ждать очередных милостей от природы, а просто… перенесли русло непокорной Турии подальше, за город. Сейчас в пересохшем старом русле, протяженностью 15 км. в черте города, — знаменитый на весь мир биопарк, беговые дорожки, сады, выставки. Огромная пешеходно- рекреационная зона. Когда проезжаешь по бывшим берегам, полное ощущение реки рядом, в основном благодаря сохраненным мостам, как старым, так и современным.

Valencia Ready-0606

Венчает всё это великолепие футуристический комплекс Города наук и искусств, построенный по проекту гениальных валенсийцев Сантьяго Калатрава и Феликса Кандела в бывшем устье Турии, на границе между Старой Валенсией и прибрежным районом Назарет, и открытый в 1998 году.

Город Наук и Искусств

Valencia Ready-5

Несомненно, Город Наук и Искусств, чья история начинается (у меня до сих пор вызывает некоторую оторопь скорость воплощения замысла) всего-лишь в начале 90-х годов ХХ века, является на данный момент самым амбицициозным воплощенным проектом современной Испании. А его проектировщики — без преувеличения, героями города. Сантьяго Калатрава, например, удостоился от мэрии Валенсии поистине царского подарка — старинного особняка в историческом центре города. Еще бы — само существование этого комплекса, который, к слову, до сих пор находится в процессе строительства, привлекает в Валенсию дополнительно более полутора миллионов туристов ежегодно. Вообще, экономическую выгоду Города Наук и искусств переоценить трудно — тысячи новых рабочих мест в туристическом и ресторанном бизнесе, а так же корректировка имиджа Валенсии, как «города будущего». В данный момент, для посещения доступно 5 объектов:

Valencia Ready-3

Valencia Ready-0532

Дворец искусств королевы Софии (первое здание комплекса, открытое в 1998 году), включающий три зала — оперный на 1750 мест, театральный на 450 мест, и полуторатысячный зал конгрессов. Пытливый взгляд сразу отметит большое сходство этого уникального по своим акустическим свойствам здания с оперным театром в Санта-Круз — столице острова Тенерифе. Ничего странного — архитектор-то один. Вообще наследие Сантьяго Калатрава на удивление велико. Этот нестарый еще человек (родился в 1951 году) построил в общей сложности около 30 объектов в разных странах мира. Интересующимся — прямая дорога для начала на Википедию, и далее по интернету.

Valencia Ready-16

Уникальный мультиплекс Hemispheric («полусфера»), выполненный в форме глаза, «веко» которого может подниматься и опускаться, предоставляя возможность посетителям планетария (так же в «полусфере» находятся кинотеатр и демонстрируется лазерное шоу)наблюдать за звездным небом.

Valencia Ready-4

Valencia Ready-13

Музей наук принца Фелипе. Созданное Калатрава без единого прямого угла (напоминает принципы Гауди, не правда ли?), это самое большое здание комплекса — наверное, самое популярное место отдыха в Валенсии для родителей с детьми. Говорят, основополагающий принцип этого интерактивного музея — «запрещается НЕ трогать».

Valencia Ready-11

Открытая оранжерея, «парк будущего», оставляет совершенно инопланетное впечатление благодаря арочной конструкции, укрывающей пальмовую аллею. Долго смотреть вверх — закружится голова.

Valencia Ready-0615

И, наконец, самый посещаемый аттракцион — океанариум,

Valencia Ready

на сей раз спроектированный Феликсом Кандела. Тоже ни одной прямой линии, имитирущий океанские волны, самый большой в Европе океанографический исследовательский комплекс производит сильное впечатление.

Valencia Ready-10

Часа, что мы там пробыли, не хватило совсем, это развлечение как минимум часа на три, если не больше.

Valencia Ready-7

Есть в комплексе Города Наук и Искусств еще одно замечательное здание, но сколько я ни бился — ни названия его, ни предназначения найти мне не удалось.

Valencia Ready-6

Совершенно потрясающая картина (к сожалению, и сам могу судить об этом только по фотографиям) — Город Наук и Искусств ночью. Подсветка фантастическая. Так что ночной визит сюда — обязателен.

Valencia Ready-15

Исторический центр. В поисках Святого Грааля.

Valencia Ready-27

Дорога из будущего в прошлое Валенсии занимает всего-навсего минут 20 автобусом. От крепостных стен, когда-то опоясывавших город, ныне остались только сторожевые башни Серрано, и — на другом конце города — сторожевая башня Кварт.

Valencia Ready-0550

Как по мне, на сторожевую башню совсем не похоже, скорее это въездные ворота. Проезжаем удивительно красивый Северный вокзал (к нему я еще возвращался вечером)

Valencia Ready-56

, арену для боя быков, не балующую архитектурным разнообразием — с виду совершенно то же, что я видел в Кастельоне.

Valencia Ready-0556

Позже, в Картахене, вид точно такого же цирка уже не вызвал вопросов — что это. И вот мы уже в самом центре исторической части города. Несмотря на кажущуюся компактность, на детальный осмотр имеет смысл выделить пару дней. У нас по центру была всего лишь 2-х часовая экскурсия, — концентрат всего того, что я терпеть не могу в организованных пробежках галопом. О том, чего мы не успевали увидеть, экскурсовод не счел нужным даже упомянуть. Таким образом, не наткнись я вечером самостоятельно, например, на здание центрального рынка

Valencia Ready-24

Valencia Ready-23

— одного из самых больших крытых рынков Европы, и на стоящее аккурат напротив готическое здание шелковой биржи, включенной во всемирное наследие ЮНЕСКО — вообще не знал бы об их существовании…

Valencia Ready-26

Valencia Ready-25

Подняться на башню Мигелет, примыкающую к кафедральному собору?

Valencia Ready-63

Что вы, что вы, это займет очень много времени! Вранье, между прочим. 207 ступеней и 10 минут времени. И Валенсия у ваших ног. О том, что в кафедральном соборе Валенсии можно увидеть подлинники Гойи — молчок. Зато мы битых 20 минут торчали на красивой, спору нет, площади Аюнтаменто, где находятся потрясающе красивые модернистские здания муниципалитета и почты,- и пили «знаменитую валенсийскую орчату».

Valencia Ready-48

Это напиток такой, на основе миндаля. Ничего особенного, фигня какая-то. А, потом еще, бегом пробежавшись по собору, 2 часа со вкусом, но без мэра (Валенсия все-таки большой город, местному алькальду было не до нас) обедали. Блииин… Самостоятельно, только самостоятельно! Итак, с площади Аюнтаменто мы и начнем.

Valencia Ready-41

Здание муниципалитета
Valencia Ready-58
И здание почтамта днем…
Valencia Ready-32

… и ночью…

Это у нас с вами еще конец XIX — начало ХХ века. Соответственно, сходство с Барселоной, и, отчасти, Парижем — несколько даже пугающее. Но и радующее одновременно — наконец-то наладилась погода, солнечные, светлые бульвары,- улыбающийся город.

Valencia Ready-0540

А мы не спеша углубляемся в узкие, средневековые кварталы — главный собор города, хранящий одну из важнейших реликвий христианского мира — в пяти минутах ходьбы.

Valencia Ready-0589

Уже фасад собора обращает на себя внимание. Дело в том, что во время начала строительства собора, площади Ла Рейна, на которой он сейчас стоит, не существовало. Перед архитектором стояла трудная задача — сделать фасад лаконичным и хоть сколь-нибудь видимым на узкой улице. Что в общем, ему и удалось. Однако не ради фасада сюда стремятся паломники со всего света…

Valencia Ready-2

На мой взгляд, название «Святой Грааль» для чаши, выставленной в Кафедральном соборе, в часовне Святого Потира, — не совсем правомерное. Христиане до сих пор спорят, что за артефакт скрывается под этим поименованием. Тем не менее, сосуд, из которого, предположительно, пил Иисус, и причащались апостолы во время тайной вечери, канонизирован католической церковью, наряду с еще двумя подобными же чашами.

Valencia Ready-44

Собор красив удивительно.

Valencia Ready-47

За алтарем — мощи Святого Висенте, покровителя Валенсии.

Valencia Ready-45

В музее епархии — два подлинника Гойи, и множество других произведений искусства.

Обойдя собор справа, мы оказываемся в самом сердце старой Валенсии — на площади Святой Девы. В центре — фонтан Рио Турия.

Valencia Ready-55

Два пешеходных моста соединяют кафедральный собор с дворцом архиепископа и куполообразной базиликой Нуэстра-Сеньора-де-лос-Десампарадос.

Valencia Ready-0596

А под сводами арки апостольских врат регулярно, каждый четверг, ровно в полдень, собирается «водный трибунал» — старейшая судебная коллегия Европы, функционирующая с IX века. И тогда, и сейчас, у коллегии одно предназначение — выносить решения по спорным вопросам распределения воды для орошения валенсийской долины.

Valencia Ready-21

Знакомство, а точнее, неспешную теперь уже прогулку по средневековым улочкам, мне удалось продолжить только вечером. Вот тогда-то я и раскрыл впервые карту города, тогда-то и понял, как мало мне удалось увидеть, и как много нужно будет успеть в следующий раз… И, как всегда, когда остро ощущаешь тотальную нехватку времени, я предпочел не бежать, философски рассудив, что вот и еще один город, знакомство с которым хочется продолжить. Я просто присел за столик одного из многочисленных кафе на бульваре, отметив про себя, что — надо же, на маленьком пятачке — четыре заведения. Три пустуют, зато в четвертое — не протолкнуться — огромная очередь. Ну вот еще,- стоять в очередях не входило в мои планы, карпаччо из тунца и английский обслуживавшей меня официантки (на сей раз, для разнообразия, девушка оказалась из Хорватии) оказались безупречны, вечер — теплым, виски — крепким.

Файас

Фото из сети

Проследив тематику невероятных, прежде всего размерами, (художественная ценность, на мой взгляд, спорна) скульптурных композиций — фай, что воздвигаются на всех значимых площадях Валенсии с 12 по 19 марта каждого года, в честь проводов зимы, аналогично нашей масленнице, легко изучить как историю города, так и новейшую историю Испании вообще. Праздник Файас — праздник огня,- языческого происхождения, берущий начало в традиции ремесленников сжигать накопившийся за зиму хлам. Позже из этого хлама — старых пальто, чемоданов и т. д. стали сооружать кукол, придавая им символический — как правило, сатирический смысл. На злобу дня, так сказать.

Valencia Ready-0521

«Спекулянтка»

Постепенно изготовление фай превратилось в своего рода индустрию. Сменились материалы, — в основном сейчас применяются пенопласт и папье-маше, рос художественный уровень скульптур. Команды Файерос начинают готовиться к ежегодному фестивалю сильно загодя, а стоимость одной такой композиции в наше время легко приближается к миллиону евро. Фотографии праздника впечатляют чрезвычайно -на улицах города яблоку негде упасть, фаи стоят практически на каждой площади. В какой-то момент валенсийцам, видимо, надоело пускать такое количество труда и денег буквально по ветру, и было принято решение — одну фигурку из самой лучшей композиции, выбранной зрителями, сохранять для потомков. Так неподалеку от Города Наук и Искусств появилось двухэтажное неприметное здание — музей фай. Посещение которого входило в нашу экскурсионную программу, но, как мне кажется, все-таки несколько зря. Такой музей интересен прежде всего для тех, кто хоть раз в жизни увидел это недельное действо воочию, видел ликование публики, купался во всполохах огня. А так — одна фигурка в человеческий рост совершенно не в состоянии передать масштабность всей затеи.

Хотя — после венецианского и бразильского карнавалов, праздик Файас стоит теперь у меня на третьем месте в списке приоритетов к посещению.

…И все остальное…

Странное получилось у нас знакомство с Валенсией. Отрывочное какое то, неполное. Некоторые надежды мы питали на утро следующего дня, нам хотелось еще немного погулять по старому городу, но у наших хозяев были другие планы. Мы рысью пробежали уникальный биопарк,

Valencia Ready-52

— эдакий зоопарк нового типа, в котором животные живут практически в естественной среде обитания, а изолированны от них как раз люди.

Valencia Ready-53

Любого ребенка, равно как и ощущающего себя таковым — туда немедленно. И не на час, не на два, а на полдня минимум.

Valencia Ready-54

Мы же были без детей, и, вдобавок, очень спешили. Спешили, например, на фабрику по производству фарфора Lladro. Вот не могу назвать тот час, что мы были там, потерянным — никогда не подозревал, что производство фарфора — настолько трудоемкий и захватывающий процесс, не ожидал, что практически каждая статуэтка — не поточный продукт, а настоящее произведение искусства.

Valencia Ready-0699

Цены, конечно, ошарашивающие, но… когда видишь, как это делается — абстрактный ужас уступает место благоговейному восхищению.

Valencia Ready-0701

Да вы сходите в ГУМ — Lladro открыли у нас бутик… Спешили мы так же в район порта —

Valencia Ready-0723

посмотреть на трассу «Формулы-1» (город принимает «формулу» с 2008 года) и на ангары всемирно известной регаты «American Cup», европейской столицей которой вот уже дважды становилась Валенсия.

Valencia Ready-0721

Прогулялись по удивительно чистым и широким пляжам.

Valencia Ready-51

Подивились роскошеству пятизвездочных отелей на набережной,

Valencia Ready-50

совершенно мирно соседствующих с небольшими домиками, украшенными граффити и плакатами с изображением Че Гевары.

Valencia Ready-33

Замечательная картинка социального расслоения. И снова спешили — помахав рукой Валенсии, отправились к берегам самого большого озера Испании — в экопарк Альбуфера, куда русскому человеку вообще ездить, как по мне, нет никакого смысла. Любое Клязьменское-Пироговское водохранилище в смысле природных красот и богатств визуальных впечатлений дает ровному, как стол, озеру с чахлыми кустиками по берегам, 100 очков вперед. Несколько фотографий забавных птичек, гнездящихся у озера, все-таки привез. Фотоохота — тоже полезная штука…

Valencia Ready-34

Valencia Ready-35

Резюме всего того, что написано выше — очень простое. Поезжайте в Валенсию, поезжайте непременно. Спланировав путешествие самостоятельно, или обратившись, например, в «Асент — Тревел» — дело ваше. Поселитесь в «Астории» в самом центре города. Позавтракайте в ресторане на последнем этаже. Панорама чудесная, кофе тоже.

Valencia Ready-0667

И — гуляйте, гуляйте, гуляйте, влюбитесь в этот город. И тогда город ответит вам взаимностью. Приоткроет свои тайны. Споет и станцует для вас фламенко. Заморочит огнями, обнимет струями фонтанов… И заплачет, когда вы будете уезжать…

Valencia Ready-0698

А когда вернетесь — загляните еще раз сюда, и дополните своими впечатлениями мои неуклюжие заметки. А может, напишите что-то свое. Уверяю, Валенсия поможет вам в этом.