Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 20:32
Как интересно изучать собственное Отечество!

Барселона — Испания Сентябрь 2010

Однажды на очередной встрече туристеров, мы затеяли игру: Нужно было назвать особенно полюбившийся в путешествиях город и рассказать — почему.

Я не задумываясь назвала Барселону.

Как это было? Пять лет прошло, и детали стерлись, а может быть, их припорошило уже не одним январским снегом и не одной осенней листвой… Но не ушло главное — моя любовь к этому необыкновенному городу.

Посмотрела свои воспоминания о той поездке на Туристире и поняла, что мои рассказы касались каких-то конкретных объектов, являли собою фрагментарные эмоциональные всплески от увиденного, а вот подробного «дневникового» экскурса в прошлое так и не последовало.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Что ж! Пора исправить это упущение, тем более что мое двухнедельное пребывание в Барселоне хорошо укладывается в тему «без языка», которую я начала в двух предыдущих материалах:

Это «Без языка. Путешествие первое. Татария»

Это «Без языка. Путешествие второе. Эстония»

Предыктом поездки была моя случайная встреча в коридоре института с коллегой, преподававшей английский язык на факультете Международных отношений.

— А! Вот вы-то мне и нужны! Хотите в сентябре поехать в Барселону? — Обратилась ко мне Э.В. без лишних сентиментальностей.

— Хочу!- Ответила я ей в том же стиле «оперативного совещания», понимая, что сейчас еще май и время для подготовки к поездке будет достаточно.

— Тогда с вас десять тысяч и срочно! Девочки, которые занимаются бронированием билетов — ждут.

Я пошарила в сумке — нашла лишь три тысячи рублей, сбегала в Издательский отдел института, где мне по дружбе тут же выдали «служебное НЗ» и уже передавая деньги, все же осторожно повыспрашивала — «что да как».

— Вы же закончили консерваторию. Вам это должно быть особенно интересно! Девичий хор, который в одночасье стал «бездомным», и которому наш институт дал «крышу» (не без моего активного участия) — собирается с выступлениями на фестиваль Фольклорной и сакральной музыки, что ежегодно проходит в Барселоне.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Я решила к ним «примазаться» со своими студентками. Вы же знаете — я их постоянно вожу по разным городам и весям, мы вечно в пути. — Она улыбнулась.

— Еще с нами едет Галина (она назвала имя молодой преподавательницы). Галя жаждет этой поездки потому что, как выяснилось, и в школе, и в институте учила испанский, но никогда в Испании не была.

Так что хор едет по своему маршруту, а мы — преподаватели и студентки, поедем как бы параллельно.

Галя, то есть Г.С. (ГЭС) будет жить все же с хором — их заинтересовало ее знание испанского, ну, а мы все вместе в другом месте! Она засмеялась неожиданной тавтологии.

Вам ни о чем не нужно беспокоиться. Билеты купим, гостиницу закажем. Остается только собрать чемодан!

Мы расстались, поспешив, каждая в свою аудиторию.

Мысль о том, что я могу вот так, запросто полететь в Барселону казалось почти что запредельной, поэтому я решила не слишком думать на эту тему, чтобы не спугнуть случай. Правда на следующий же день купила самоучитель и словарик испанского языка, дав себе задание каждый день учить по десять испанских слов.

Время шло. В июне я съездила в Финляндию, в июле в потрясающий речной круиз. Поэтому, когда в начале сентября мы вновь встретились с ЭВой (пусть будет такой псевдоним), я не особенно огорчилась, а скорее обрадовалась некоторым уточнениям по поводу экономии в поездке.

— Девочки заказали билеты в Барселону из Хельсинки — это дешевле. Десять тысяч на самолете туда и обратно, а до Хельсинки также доедем бюджетно за пятьсот (туда-обратно всего тысяча), так что дорога будет нам стоить всего-то одиннадцать тысяч рублей.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

— Здорово! Согласилась я с облегчением (денег на поездку в сентябре было маловато)

— Жить будем тоже дешево. Девочки долго искали и остановились на хостеле. Все уже заказано, платить будем, когда прилетим в Барселону.

Были разные варианты, но мы выбрали восьмиместный номер (нас как раз едет восемь человек), но зато у нас будет своя индивидуальная туалетная комната с душем (не на этаже, как это бывает в хостелах). Правда хорошо!

Я никогда не останавливалась в хостелах, знала, что это что-то вроде студенческого общежития, где как правило, останавливается кочующая во время каникул студенческая молодежь.

— Едем! Сказала я уверенно. А Студентки — ваши, из нашего института?

— Не совсем. Тут за лето многое изменилось. Кто-то согласился, кто-то отказался… Наших там только двое, а остальные чьи-то знакомые. Ну, да не все ли равно!

Подошло время отъезда.

Не буду рассказывать о ночном переезде из Санкт-Петербурга в Хельсинки, о бессонной ночи в аэропорту, в предвкушении посадки на заветный рейс 6463, который выполняла SAS Scandinavian Airlines (так себе выполняла — Аэрофлот лучше). Перейду к следующей экстремальной странице повествования.

В Аэропорту Барселоны мы потерялись.

Собственно вначале мы все дружно прошли таможенный досмотр и направились к выходу, однако, когда я оказалась за пределами зоны (обратно вернуться было невозможно), оказалось, что идущая вслед за мной, наша немногочисленная группа куда-то испарилась.

Я смело набрала телефоны своих спутниц: один, другой, третий (предусмотрительно забила их в свою телефонную адресную книжку и была спокойна), но все, как один были «вне зоны».

Я ощутила себя в полном смысле слова «без языка», в чужой стране, без документов на бронь (они были у кого-то из нашей группы), и даже без знания адреса хостела, где было заказано проживание.

Я знала только название «Hostal Sun & Moon», однако если учесть, что «Sun & Moon» — это бренд, как, например «Leonardo Hotel», когда подобные гостиницы есть в разных странах, разных городах, а иногда может быть и несколько гостиниц в одном городе, найти заветный хостел «без языка» было проблематично.

Я походила по аэропорту, поогорчалась тому, что не учила десять испанских слов в день, как когда-то задумала… И все же, не напрасно понадеялась на счастливый случай.

Все хорошо, что хорошо кончается. В необъятном (на мой испуганный глаз) аэропорту мы все же встретились, где-то через полчаса, и мне объяснили, как все произошло. Уже на выходе, (мы чинно следовали друг за другом), кто-то спохватился о Маше… Все дружно развернулись и побежали выручить подружку, которая затеяла серьезные выяснения с таможенной службой. Меня предупредить о внезапном «развороте» забыли, а телефоны всех в нашей группе были отключены еще пару дней, не меньше. Почему — не понятно, но телефон функционировал только у меня и девочки, естественно, пользовались моим мобильником, чтобы предупредить родственников в России о благополучном прибытии в Барселону.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Оказавшись в хостеле, около одиннадцати утра, мы до трех часов дня ждали заселения и пили растворимый кофе, чтобы не уснуть.

Однако оказавшись в тесной комнатке с четырьмя двухэтажными спальными местами и туалетной комнатой (все как обещали), нам спать, конечно же, расхотелось и, приняв душ, мы рассредоточились по Барселоне.

Но прежде чем перейти к действительно интересному и совсем уже «барселонскому» сюжету, мне хочется все же, поведать о первых трех бессонных ночах в этом замечательном путешествии.

Первая ночь, как я уже заметила, была бессонной, в связи с ночным перелетом, а спать в самолете я не умею. Вторая ночь могла бы быть достаточно комфортной, но девочки всю ночь ходили в ночной клуб (где-то рядом), возвращались, что-то искали, снова уходили, а через несколько минут приходили другие, так что спать не пришлось. Свет не выключался, громкие разговоры не прекращались. Все задремали только под утро, когда я честно поднялась на завтрак. Стараясь действовать как можно тише, я все же наткнулась на чей-то чемодан и получила сердитое ворчливое замечание: «А потише можно»!!!

Третья ночь была уже совсем в напряг. Кажется спать хотела не только я, но и другие. Однако три девчонки, что, как выяснилось, выспались днем, снова ушли в ночной клуб, там у них украли мобильник, и они вернулись полные впечатлений и разочарований.

Обсуждению происшедшего было уделено всеобщее внимание до самого утра. Когда на рассвете команда задремала, я снова пошла на завтрак, пробираясь тихо, как мышка, среди спящих.

Днем, сонная как ленивец, что ныне, как вид, обитает где-то в центральной Америке, я решила действовать со всей решительностью и не ждать «милостей от природы».

Спустилась на ресепшен и попыталась попросить вторую простыню.

Еще раньше я решила, что в Барселоне буду стараться разговаривать только на испанском (которого в сущности не знала — смелое решение), чтобы «погрузиться в атмосферу». Конечно, здесь было уже не до «атмосферы». Но оказалось, что слово «простыня» я не знала не только на испанском, но и на английском.

Ребята с ресепшен долго выясняли, что же мне нужно, а я объясняла им что-то типа: мне нужно для кровати, мне нужно, чтобы спать…

Скоро веселые и находчивые, молодые испанцы затеяли следующую викторину. Они приносили мне из кладовки постельные принадлежности, а я их отвергала. Сначала принесли полотенце, потом наволочку, потом пододеяльник… Когда принесли простыню — моей радости не было предела. Так мы подружились. Заплатив два евро за аренду простыни, я отправилась в свою комнатку, где как раз никого не оказалось, и, прикрепив обширное полотнище к верхней полке, устроила потрясающий альков. После чего забралась в свое импровизированное убежище, плотно занавешенное со всех сторон, и заснула.

С этого момента началась моя новая полноценная жизнь в Барселоне.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Не имея привычки делать замечания, или кого-то вразумлять, я решила по-возможности, отделиться от коллектива, который, как поется в песне Лаймы Вайкуле «я делала все не так» и вступить на одинокий, но захватывающий путь постижения города, который уже с первых мгновений заставил трепетать мое сердце.

Наверное, моя предыстория была слишком длинной, но иначе читателям было бы трудно понять, суть моей достаточно самостоятельной жизни в Барселоне (без языка) к чему обязывает и заявленное мною название.

Первое, что я сделала — это сходила на площадь Каталонии и купила билет на голубую линию Bus Turistic. Заняла место на втором открытом этаже автобуса и под воркование гида на русском языке «поплыла» по Барселоне. Если мне не изменяет память, один круг занимал где-то два часа. Спешить было некуда, и я осилила этот маршрут не единожды: сначала без остановок, а затем, выходя в город там, где хотелось. Погода постоянно менялась — конец сентября. После жаркого, но уже не знойного, как летом солнца, вдруг наползли тучи, и даже, кажется, чуть-чуть всплакнул мелкий дождь. Я надела свой дождевик и осталась на своем посту, несмотря на то, что все остальные спутники по путешествию спустились вниз от прохладного ветра и влаги.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Вскоре опять выглянуло солнце и люди вновь заспешили на открытый воздух, на мой второй этаж, но тот момент, когда я в прекрасном одиночестве «проплывала» над Барселоной, когда могла без свидетелей наслаждаться удивительной гармонией архитектурных стилей. Когда Барселона вдруг только для меня, лишь только мне одной запела свою сокровенную песнь любви, я поняла, что наши чувства с этим городом взаимны.

Ах, эта музыка Барселоны! Она, то материализуется, и ты слышишь, как на каждом углу звучит чья-то гитара и голоса уличных музыкантов, на разных языках поют, конечно же, о главном — о любви, о встречах и разлуках. А иногда эта музыка улетает в свой удивительный эфирный мир, который слышит только душа, настроенная в унисон с прекрасным, добрым, тогда зримой музыкой выступает архитектура…

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Однако, как бы ни был прекрасен город, его душу оживляют люди. Для меня любая поездка — это всегда встречи с людьми, чьи-то судьбы, чья-то доброта, незабываемые глаза и улыбки, а может быть и слезы…

Стыдно признаться, но в первые дни пребывания в Барселоне я не могла спокойно проходить мимо нищих, жертвуя им, как и многочисленным музыкантам (собратьям по цеху) из своего тощего кошелька.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Почему-то запомнила старую испанку — настоящая «старуха Изергиль»! Древняя, сухая, как саксаул в пустыне, но гордая (ах, какой поворот головы! Какая стать!) Она в национальном ярком наряде восседала у дверей банка.

Я подала ей несколько евро.

— Gracias senora,- поблагодарила она меня очень низким, мелодичным голосом, чуть-чуть склонив голову, с таким чувством собственного достоинства, словно была по меньшей мере инфантой.

Запомнила юношу-француза. Он сидел на тротуаре у таверны Фернандо, куда я стала заглядывать на предмет паэльи, и вырезал, гнул из банок из-под кока-колы никому не нужные пепельницы.

Я протянула ему деньги, он обрадовался и попытался вручить мне свое «творение». Маленькая собачка, что лежала у его ног смотрела на меня ласково и одобрительно.

— Yo no fumo!- отказалась я от его безделушки.

— Мадам! Мадам! — Он стал что-то быстро говорить по французски и по испански одновременно.

Кажется, он хотел, чтобы я увидела что-то, что умеет делать его собачка. Нет! Он не нищий! Он зарабатывает как может!

Я заглянула в его глаза и утонула в такой небесной голубизне, что дрогнуло сердце.

У меня был с собою и фотоаппарат, и кинокамера — мои добрые друзья, но могла ли я оскорбить глубину и сердечность, тех мимолетных общений примитивом фотозапечатления. Фотография — это, прежде всего память о миге. Я хотела запомнить те мгновения сердцем. Это было важнее.

Второе, что я предприняла вначале своего пребывания в Барселоне, был телефонный звонок игумену о. Серафиму.

Незадолго до поездки я с радостью согласилась на предложение написать статью для толстого журнала о русской диаспоре, проживающей в Барселоне — работать всегда интереснее, чем только отдыхать. Помню, сидела на лавочке, на набережной и звонила по телефону под крики попугаев, запутавшихся в зелени пальмы. О. Серафим как-то сложно объяснил мне как найти православную общину, арендующую помещение в католическом соборе. Он немного раздражался моей непонятливости и я решила больше не переспрашивать у него новые для моего уха испанские названия улиц, остановок, дворцов. Найду как-нибудь! Решила я, узнав приблизительное местонахождение искомого места.

На следующий день погода выдалась жаркая. Я сходила на городской пляж, чтобы как можно скорее искупаться в Средиземном море, а на обратном пути зашла в магазин и купила кое-что на обед. Мне показалось интересным попробовать кефир из кокосового молока и маисовую лепешку. В детстве, в сказках, которые я читала, бедняки всегда работали на богатеев за одну или две маисовых лепешки. Тогда это казалось таким вкусным лакомством, как луковка, которую Буратино заказывал в таверене.

Кефир оказался вполне приемлемым, а вот лепешка просто несъедобной.

Я помучилась от двойного неудобства и пошла в ресторан. Неудобства заключались в том, что и лепешка была невкусной, и есть ее в моей комнатке можно было только в двух положениях: или согнувшись (верхняя кровать нависала и не давала сидевшему распрямиться) или лежа, что, согласитесь! Тоже было бы не неудобно.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Когда я вернулась из Барселоны домой и все же прочитала отзывы о хостеле, в котором жила, я впервые среди комментариев обнаружила оценку «ужасно». Это меня позабавило. На самом деле, если бы довелось снова побывать в Барселоне, я была бы не прочь вновь остановиться в этом гостевом доме. Самое замечательное, что предлагал скромный хостел — это наизамечательное местоположение. Две минуты до Рамбла и шаговая доступность почти всех, столь желанных для меня достопримечательностей.

Три исторических музея, музей Сальватора Дали, музей Пикассо, Национальный Музей Искусства Каталонии, Готический квартал — средневековая Барселона и Кафедральный собор с Криптой св. Евлалии. Совсем близко находился и Палау де Музыка, куда конечно же, нужно сходить на спектакль или на концерт!

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Впрочем, Gran Teatre del Liceu — тоже рядом.

Наконец! Вы были в Барселоне в Museu Egipci de Barcelona! А ведь здесь вниманию (немногочисленных посетителей) предлагается уникальная — одна из лучших и обширных в мире египетских коллекций.

Гауди — отдельная тема! Его восхитительные фантазии: Casa Mila, La Pedrera, Сasa Batllo.

Конечно, не все было рядом, в тот же парк Гауди, как и на Гору Montserrat нужно было ехать…

Однако мои перечисления всего увиденного на этом не заканчиваются. А ведь нужно было еще познакомиться с маршрутом красной линии, поискать адреса, связанные с написанием моей статьи, встретиться с людьми. Еще нужно было услышать все (без исключения) концерты Фестиваля, на который мы и прилетели. И многое-многое другое.

Без языка. Путешествие третье. Барселона

Уф! Стоит отдышаться и продолжать повестовавание, вернувшись к тому же спокойному, неспешному стилю, в каком я начала рассказ и в каком жила все две недели в Барселоне. Может быть, поэтому так много и успелось, и увиделось! Оттого, что не было беготни по достопримечательностям, желания «застолбить», «поставить галочку». Конечно, у меня были планы и я без суеты, размеренно и радостно воплощала их в жизнь. А жизнь вносила свои коррективы.

Никто не предполагал, что мы попадем на традиционный для этих чисел трехдневный уличный Карнавал или окажемся в плену двухдневной забастовки.

Нет! Невозможно рассказать обо всем в одном (уже не маленьком) рассказе, неужели придется писать вторую часть!

О, как приятно вспоминать Барселону!