Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 6:21

Горис — Армения Июль 2014

Две мои попытки попасть в монастырь Татев во время мартовской поездки 2014 года успехом не увенчались. Не работала канатная дорога Крылья Татева. Один раз был сильный туман, в другой штормовой ветер. В июле у меня было больше времени, я решил оторваться по полной и съездил в Татев даже два раза. Если честно я хорошо знал что ничего общего кроме названия местности в этих двух поездках не будет.

Первая дорога.

Выехали из Арцахского города Шуши в 11:00. Дорога до посадочной площадки канатной дороги заняла ровно два часа. Пришлось немного подождать, билеты на канатную дорогу были на 14:00. Успели вкусно поесть в ресторане живописно расположенном на краю бездонной пропасти

Две дороги в Татев

Канатная дорога идет до монастыря минут пятнадцать. Она самая длинная в мире, протяженность почти шесть километров. Виды просто потрясающие. Из-за легкой дымки фотографии передают их не полностью, но масштаб явления поймать можно.

Монастырь очень стар и умен. Основан он в девятом веке. Как и большинство средневековых армянских монастырей, он одновременно являлся университетом. Число студентов достигало 60–80 человек. В учебную программу входили все отрасли средневековой науки: физика, математика, богословие, философия, астрономия, история, грамматика и др. Здесь одни за другим, век за веком, учились и преподавали армянские мудрецы. Бродить по аудиториям и общагам очень интересно. Если смотреть внимательно то можно догадаться для чего предназначалась та или иная аудитория или комната. Вот например, посмотрите, я стою в темном зале, а передо мной сцена на которой стоит супруга. Окно идет по всему южному периметру купола и целый день пронзительное горное солнце освещает это подиум как свора прожекторов, высвечивая каждую черточку, каждую морщинку. Интересно, какая модель стояла здесь тысячу лет назад?

Две дороги в Татев

Гордость монастыря Гавазан (посох). Огромный каменный столб с крестом на верхушке.

Чем гордятся? Да «просто» у столба шарнирное закрепление, просто так в 10 веке. Не зря учили мудрецов! На нижнем конце столба большой шар. Шар установлен в огромную чашу. В результате закрепление столба не жесткое и он раскачивается. Собственно, если в мире все тихо и спокойно столб ни чем не выдает своей замечательной особенности, но при первых опережающих толчках землетрясения или приближении вражеской конницы столб начинает раскачиваться. Монахи, увидев это зловещее предсказание, предупреждали окрестных жителей ударами в колокол. Который, кстати тоже сделан очень хитро, с огромным резонатором-отражателем перенаправляющим звук параллельно поверхности земли.

Две дороги в Татев

Мальчишки, уперлись покрепче, порядочно раскачали столб. Правда, тут мы попали в очень глупое положение, видимо просвещенных туристов, знающих что столб качается по назначению, было мало, и народ начал возмущаться. От окончательного порицания нас спасло заступничество монаха, который присоединился к детям и помог раскачать столб посильнее, а потом объяснил посетителям принцип действия.

Гавазан — не единственное чудо монастыря, чудес здесь много: акустические, световые, инженерные.

Две дороги в Татев

Когда смотришь на монастырь понимаешь легенду о происхождении его названия. Закончив работу Мастер встал на край обрыва и обратился к Богу с просьбой: «Я сделал лучшее что мог, сделать больше уже не смогу. Боже Дай Крылья! (по армянски Та Тев) «. После этого он прыгнул вниз, но не упал, Бог дал ему крылья. И это правильно, и это справедливо, Крылья надо давать, а не медаль За Трудовую Доблесть.

Вторая дорога.

Во второй раз я поехал в Татев меньше чем через неделю после первой поездки. Мои друзья из туристического клуба Спеанакерта Free Step остались не довольны моей чрезмерно формальной поездкой и в следующее воскресенье мы отправились по тому же маршруту.

Две дороги в Татев

Выехали из города Степанакерта в 7:00. Ехали на фордовском Тразите в турецком исполнении, который лет десять назад был гораздо надежнее. Передвигались короткими перебежками, периодически после подъема в гору автобусу нужно было передохнуть. Зато с песнями и плясками, правда из-за ограниченного пространства внутри автобуса, танцевать могли только те кто умудрялись высунуться в окно.

На остановках времени даром не теряли. Если вы думаете, что в горных реках с бешенным течением купаться нельзя вы почти правы. Так оно и есть для большинство людей, но если вам двадцать лет и вы в компании своих развеселых друзей, то трудно придумать лучше место для купания чем горная река.

Две дороги в Татев

Ехали мы долго и с удовольствием. Правда Гугл «ошибся» и вместо двух с половиной часов которые он выкрикнул, мы ехали часов пять. За то мы искупались во всех речках по дороге поели мороженого везде где оно продавалось, побрызгались на девчонок ледяной водой из встреченных по пути источников и сделали много других полезных вещей.

Ни на какой канатной дороге мы конечно не поехали, банально это. Мы спустились вниз в каньон и сползли под Чертов Мост. Часть спуска осуществляется по тросу и требует определенной физической подготовки.

Две дороги в Татев

Чертов Мост это уникальное природное образование над Воротанским ущельем, выше монастыря Татев. Мост построили не черти. Из стен каньона бьют горячие источники с сильно минерализованной водой. Соли выпадают из воды и формируют карнизы. Сначала вот такие не большие.

За миллионы лет карнизы разрастались, соединялись между собой и наконец превратились в мост через колоссальное Воротанское ущелье. Какая экономия средств и сил. Сейчас по этому мосту проходит дорога Горис — Татев.

Две дороги в Татев

От самого начала рассказа об этом чуде попахивает техникой, ну… вот так… горячие источники, минерализация, трасса… Когда вы забираетесь под «мост» остается эстетика в чистом виде, эдакая смесь Мамонтовых террас и Памуккале.

Очень хочется не только рассказать, но и показать вам как это выглядит. К сожалению под Мостом темно. Даже очень хороший фотоаппарат, который дал мне один добрый пользователь Туристера, до конца справиться с темными силами не смог, нужен был штатив, которого не было. Поверьте красиво, очень красиво.

Две дороги в Татев

Да еще как то забавно, из стенок хлещет теплая вода, кругом ванны, ребята как всегда дурью маются. Можно принимать ванны.

Можно сидеть под душем.

Две дороги в Татев

А еще хорошо бултыхнуться с водопада вниз головой и посмотреть что получится.

В принципе, можно было медленно дрейфовать в сторону монастыря, но когда мы залезли под Мост стало сразу понятно, что далеко мы отсюда не уйдем. Было слишком красиво. Кроме этого неожиданно выяснилось, что у ребят почему то с собой есть самовар, мы нашли хорошую площадку в сосновом лесу недалеко от моста раскочегарили самовар и стало еще и уютно. Жажда знаний постепенно угасала. Стало хорошо и понятно что на сегодня мы уже достигли цели.

Две дороги в Татев

Да и куда торопиться. Я приеду в эти места еще много, много раз и каждый раз буду открывать для себя что новое и невероятное. Две дороги — это только начало. Дорог здесь очень много, тысячи. Они ведут к местам где фантастические красоты природы сочетаются с великими творениями древних архитекторов и инженеров. Какое счастье, что все это есть на Земле.

Несколько рекомендаций по посещению монастыря Татев. Если не собираетесь туда ехать считайте что статья уже закончилась.

По прибытии, нужно остановиться у станции канатной дороги и выяснить на какое время у них есть билеты. Гондола уходит каждые пятнадцать минут, но летом туристов достаточно много и возможен вариант ожидания на пару часов. При чем, обратите внимание на то что если вы поедете из Джермука или Гориса, вы приедете рано, до Ереванских автобусов. На утренние рейсы, часов до одиннадцати билеты всегда есть, но вы на эти рейсы не садитесь. Купите себе билет на какой ни будь дневной рейс, оставьте про запас часа три времени и спускайтесь на машине вниз к Чертову мосту, там есть большая парковка. Сразу за парковкой идет довольно загаженная территория с большими бассейнами наполненными горячей минерализованной водой. Там женщины от чего то лечатся, мужчины к этому времени уже переходят с тутовки на вино. Игнорируете, спускаетесь ниже.

Очень советовал бы взять запасные кроссовки и полную смену одежды. Кроме этого, пожалуйста, возьмите штатив и сделайте наконец нормальные фотографии пещер под Чертовым мостом. Нужен пластиковый пакет, что бы прятать фотик. В пещерах крепко течет с потолка. Дамам желательно прихватить двух мужиков покрепче, у кого с собой нет, выдают на месте.

Вроде все, отличный поход обеспечен. Я думаю трех часов на Чертов мост и на возвращение назад к посадочной площадке канатки хватит или еще полчаса на переодевания добавьте. Можно вообще не ехать на канатке, прямо с Чертова моста доехать до монастыря на машине, но с канатки очень хорошие виды.

Только ни в коем случае, как бы вы не промокли и не устали под Чертовым мостом, не отменяйте монастырь. У начала канатки есть ресторан отдохните, выпейте и с новыми силами… Монастырь очень интересный один качающийся столб чего стоит.

Я думают на монастыре Татев наш двухдневный поход стоит завершить. До Еревана еще три часа ехать, правда можно «схитрить» и поехать в Карабах до Степанакерта ближе чем до Еревана, но это уже другая история. Для завершения этой истории на обратной дороге не забудьте купить с лотков вдоль трассы фрукты, копченную форель, горный мед и вино. Цены очень щадящие и все дают пробовать, так что не промахнетесь.

Этим рассказом я хочу закончить свою затянувшуюся серию заметок по Армении. Сейчас вернусь с Бонайра и разбавлю чем ни будь тропическим, а потом можно отправиться в путешествие по Нагорному Карабаху (Арцаху).