Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Пхонсаван, Луангпрабанг, Ванг Вьенг, Вьентьян — Лаос Февраль 2015

Хотел было озаглавить потрагичнее — «Скорбь по Лаосу», допустим, или радикально — «Реквием…». Но не стал. У каждой страны есть шанс побороть в себе туристическую «обумлённость» и научиться жить по новому сценарию, с неожиданными героями — туристами — на не самых последних ролях.

Печаль по Лаосу

У туризма всегда есть оборотная сторона. Массовый туризм — это деньги, и деньги довольно простые. Проще мыть полы в отеле, чем сажать рис. Проще выстругать сувенирного слоника, чем таскать мешки. Проще…с туризмом внешне всё проще. Да и турист, как правило, расстаётся с деньгами легче.

Казалось бы — зачем ездить в одни и те же места несколько раз? Так на большую планету никакой жизни не хватит. Но планета в развитии субъективно куда интереснее одноразовых посещений. Мы живём в динамичное время (во все эпохи люди думали так, ага), и динамика изменений порой поражает.

Два года назад я открыл для себя Лаос. Рай в Азии, зелёный, радушный, неимоверно дешёвый и простой. Искренне его полюбил и решил обязательно показать семье.

Но от увиденного на месте был в шоке. Да, шок был бы меньше, если бы не опыт прошлых лет. Поэтому и надо не жалеть времени на повторные визиты по пройденным местам.

Вьентьян

Лаосская столица более-менее держится. Во многом потому, что это довольно скучная столица. Под влиянием туристического бума местные власти даже придумали размашистую программу реинкарнации исторического центра города. Чтобы туристам было ради чего задержаться хоть на пару дней.

Печаль по Лаосу

Виноваты, конечно, тайцы. Разгромили Вьентьян, увезли всё плохо спрятанное блестящее, порушили национальные святыни и, вообще, испортили имидж.

Но мне вот кажется — сохрани Вьентьян хотя бы изумрудного Будду и обеспечь ему тот же поток туристов — да развалился бы изящный ажурный деревянный храм, хранивший когда-то реликвию, как спичечный домик. Ну нет у лаосской столицы феноменальной способности Бангкока переварить любой объём приезжих.

Печаль по Лаосу

Из-за бума перевозок даже убрали автобусы на Ванг-Вьегн с центральной автостанции. Местные теперь добираются с дальнего северного автовокзала, а туристы — чартерными автобусами, занявшими переулок между прекрасным зданием национального музея и осыпающимися стенами национального стадиона.

Туристы вообще стали посмелее обращаться с системой общественного транспорта столицы. Заметно поубавилось число туктукеров у южной автостанции. Народ с рюкзаками не собирает на уши лапшу обнаглевших трёхколёсников, а топает на рейсовые автобусы и маршрутки. Возросла популярность и у велосипедов, открылось много прокатных контор с высоким ценником и неплохими байками — пробовал, понравилось.

Печаль по Лаосу

Город перманентно отстраивается. Ощущение, что строительные заборы — норма для урбанистического пейзажа. Грохот, пыль и только красивые картинки на ограждениях. Ничего толкового за пару лет так и не возвели.

Не построили и гостиниц адекватно количеству гостей. Появились крупные сетевые отели, а вот для бюджетных транзитчиков всё грустно. Либо дёшево и крайне сердито, либо необоснованно завышенный ценник. Напоминает тот же Бангкок десятилетней давности.

Печаль по Лаосу

Удивило количество туристов из России. В некоторых магазинах центрального района даже заговорили по-русски. Но русло туристической лавины всё же прорывается корейцами, которые буквально заполонили страну.

Ванг-Вьенг

Городок на середине пути между старой и новой столицами. Правда, с древности пути из Луангпрабанга на юг кроме как по воде не было, и Ванг-Вьенг нежился в тишине рисовых полей, нетронутый и дикий.

Проложили дорогу — и понеслось. Прекрасным горам Ванг-Вьенга покорились и набирающие популярность экотуристы, и любители активного отдыха, и склонные к медитативно-созерцательному ничегонеделанию поедатели весёлых грибов.

Подтянулись тайцы — открыли кафе и массажные салоны. Китайцы начали строить отели. Ванг-Вьенг вырос и превратился в милую туристическую деревушку с умопомрачительными видами.

Два года назад именно Ванг-Вьенг стал моей большой лаосской любовью с первого взгляда. Тихий, недорогой, красивый — из него не хотелось уезжать.

Что ж, тот городок останется в моём сердце. Его больше нет.

Всё началось с рекламы. По неведомым мне причинам именно Ванг-Вьенг стали активно рекламировать в Корее. Корейский турист удивителен — что видит в рекламе, туда и едет. Едет массово.

Печаль по Лаосу

Городок ошалел от притока туристов. Над рекой, заслоняя горы, поднялись стены строительных заборов. В небо, к невиданным здесь раньше воздушным шарам, потянулись стрелы кранов. И без того плохие дороги напрочь разбила строительная техника. Воздух заполнился неоседающей пылью.

Изменились люди. Когда-то недорогая страна вдруг вдвое обогнала по ценнику Таиланд — за два года цены выросли в четыре раза! Появился противный и наглый «туристический ценник», когда без зазрения совести в самой последней забегаловке на рынке гостей будут пытаться накормить, как минимум, в два раза дороже, чем местных. Торговаться в Лаосе? Страшный сон, ставший явью. Торговаться надо абсолютно за всё, и снижение цены вдвое — норма.

Печаль по Лаосу

Тихий уголок на реке, подальше от грохота строек.

Вкуснейшие национальные рестораны «с видом» мало того, что подняли цены — обленились готовить. Было стыдно рекомендовать когда-то любимые места. Откровенно несъедобно, а вместо улыбчивых официантов понабрали деревенских пацанов — у взрослых заработок на стройках.

Появились корейские супермаркеты. Не отделы в магазинах, а именно забитые корейскими товарами торговые точки. Корейские воны принимают к оплате наравне с долларами и батами. К национальной валюте в принципе относятся пренебрежительно.

Печаль по Лаосу

Из пещер исчезли гиды. Стоимость входа снизилась вдвое, но теперь — только небольшой прокатный фонарик на входе, и сам высвечивай из мрака сталагмиты. Полагаю, молодые гиды трудятся примерно там же, где молодые официанты.

После увиденного расхотелось ехать на север — представил забитый туристами Луангпрабанг. Но, оказалось, его в Корее не рекламируют.

Луангпрабанг

Старая столица держится, и после Ванг-Вьенга выглядит забытой. Строить в историческом центре запрещено, и туристическая индустрия перебирается на периферию. В десяти минутах прогулки от набережной множество полупустых гестхаусов с шикарными условиями по скромной цене.

Печаль по Лаосу

Ценник кусается только на входе в топовые достопримечательности и на сувенирном рынке. В остальном город — отдых для глаз и кошелька. Наконец-то мало людей, природа, красивые улицы и ухоженные храмы!

Высокий сезон, но туристов не так много. Конечно, в местах массовой концентрации поток ощутим. Вечерами на центральной улице или по утрам у лодочных станций — сплошь европейские лица. Да, ни Кореи, ни Китая почти не видно.

Печаль по Лаосу

Несмотря на обилие объектов Всемирного наследия, жадных до культурного отдыха толп не наблюдается. Двор национального музея так вообще пуст. На вершине Чомси ступы — только семейство англичан и пара молодых голландцев, ищущих точку для съёмки панорамы города без кустов и дымки.

Вход в храмы исторической части города ровно в 4 раза дороже, чем в столице. А вот чуть в стороне храмы бесплатны. Возле одного из них находился наш гестхаус, и по вечерам мы выходили к редким торговцам сувенирами. Ценник по итогам короткой расторговки становился в 5 раз дешевле, чем на ночном рынке.

Печаль по Лаосу

Массовый спрос — на водопады и пещерные храмы. Любой туктукер и любой лодочник будет предлагать прогулку. Если не рассчитываете на индивидуальное обслуживание, проще взять поездку в агентстве — тут ценник фиксирован и адекватен.

Конечно, завезут в «деревню самогонщиков» — выстроенный под турпоток город-сувенир, этакую декорацию и выставку на открытом воздухе. Странно, но там действительно неплохие сувениры и вкусные напитки по приятным ценам. Очень жаль, что потерял мыльницу, не успев сгрузить кадры с того дня.

Печаль по Лаосу

Луангпрабанг законсервировался. Городу есть, что показать туристу, и он знает, как это преподнести. Ещё одно большое Спасибо ЮНЕСКО — статус Всемирного наследия нередко вправляет голову жадным до туристического капитала властям и собственникам.

Пхонсаван

Город, который не жалко. В нём абсолютно нечего делать. Вот тут можно строить, копать, пылить и шуметь. Безликая провинция, в которую приезжают ради одной-двух ночей и поездки в Долину кувшинов.

Печаль по Лаосу

Горы северо-востока страны так и не оправились от чудовищных кампаний вьетнамской войны. Небольшие деревушки как бусинки нанизаны на извилистую змейку единственного шоссе. Туристам — тропа Хошимина, сотни каменных кувшинов и немного экзотики.

Сам Пхонсаван — возможно, последний оазис старого доброго Лаоса. Хочется надеяться, что где-то в Золотом треугольнике, в джунглях Пхонгсали, также пока сохранились не испорченные массовым туризмом уголки. Но до тех краёв я пока не доехал.

Пхонсаван, конечно, отстраивается и гостиничный бум существенно опережает по развитию прочую туристическую инфраструктуру. Например, на весь городок можно найти единственный бар в нашем понимании — со стойкой, ассортиментом напитков, музыкой, более-менее разнообразной кухней и неплохим дизайном.

При колоссальном спросе на подобные заведения на высоком для страны ценнике любой рискнувший открыть евро-подобный барчик практически обречён на успех. Но — не рискуют. Как минимум потому, что заработок не радует. Скукотища и ограниченность окружающего пространства (из-за минных полей) сводят на нет все смыслы заработка для экспатов, а у местных попросту не хватит организационных ресурсов.

Печаль по Лаосу

В Пхонсаване ещё можно попробовать настоящий лаап, с идеальной сервировкой. Раньше такая подача была нормой для любого кафе, сегодня во Вьентьяне или в Ванг-Вьенге обходятся банальной смесью фарша и травок, без риса, без соусов, без салата и без наваристого бульона. А ведь это национальное блюдо номер один, «кулинарное лицо» страны.

Порадовали разумной ценой и огромными площадями комнат отели. Так получилось, что каждую из двух ночей нам пришлось провести в разных, хотя и соседних заведениях. Традиционно был готов к жёсткому торгу, но с ходу услышал ценник ниже минимально-ожидаемого.

Торговаться можно и нужно с конторами, которые возят в Долину кувшинов. Собирать группу единомышленников и требовать оптовую скидку. Думал было даже арендовать мотобайк, но итоговый ценник на минивэн с экскурсоводом оказался приемлемым.

Печаль по Лаосу

Про кувшины расскажу отдельно. Понятно, что исключительно им обязан своему тихому туристическому потоку горный Пхонсаван. Возможно, единственное направление, которому хочется пожелать побольше туристов — только так появится реальный шанс на восстановление прекрасных приграничных горных районов и разминированию огромной территории.

В Долине нашему гиду помогали три школьницы. Практикантки, обучающиеся ремеслу обслуживания туристов. Практикуют английский, организуют обед, учатся не стесняться приезжих. Будущее Долины — и в них.

Из популярных мест на этот раз не побывали только в Паксе, на четырёх тысячах островов и на плато Болавен. Хотя те места не страдали от дефицита внимания приезжих и раньше.

Печаль по Лаосу

Хочется верить, что прекрасные горы Лаоса найдут в себе силы впитать чужеродный поток иноземцев, так быстро заполонивших малонаселённые тихие земли. На наших глазах исчезает последний умиротворённый островок Азии, и мы как часть туристического сообщества, увы, тоже к этому причастны.

P.S. "Странноватые" снимки в отчёте - сканированные фотографии с места событий, мгновенно распечатанные с данного устройства.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм