Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Муром — Россия Январь 2008

Новогодние экскурсионные туры - вещь весьма специфическая. Если ехать поездом, то из четрыерх ночей, почитай, три не спишь, а если автобусом - мало того что два раза по полдня в дороге, так еще 1 января программа начинается в лучшем случае к обеду и построена так, чтобы щадить много претерпевшие в ночь накануне организмы. Не говоря уж о том, что стоят такие туры вдвое дороже обычных экскурсионных.

Тем не менее, поскольку далеко не все избалованы длительными рождественскими каникулами и вообще регулярными выходными, пара-тройка дней на Новый год - едва ли не единственная, помимо отпуска, возможность куда-то съездить. К тому же я не большая любительница сидеть ночью дома перед телевизором, наворачивая тазик оливье.

Фонтан-гейзер на р. Яда

На этот раз был выбран Муром. Есть пара-тройка турфирм, чьими услугами я часто пользуюсь, но на этот раз решила поэкспериментировать и выбрать менее известную и более дешевую фирму. Не скажу, что организовано все было плохо. Но случались досадные мелочи, портящие впечатление. Для начала в автобусе не работал микрофон. Поскольку время отъезда и так было назначено позднее, около полудня, чтобы дождаться туристов из Питера, вызывать новый автобус или еще что-либо предпринимать уже не имело смысла.

Экскурсовод, действительно хорошо знающая и любящая свой Владимирский край, могла говорить только на остановках, и то, полагаю, дальше шестого ряда ее не слышали, пока водитель где-то в Лакинске не купил микрофон за свои деньги (а мы еще, когда он выскочил из автобуса у тогровых рядов, хихикали над ним: небось за пивом побежал!).

Илья Муромец

К середине дня приехали в Покров. По программе должно было быть посещение краеведческого музея и музея шоколада с рассказом о его производстве и чаепитием. Чаепитие было (выдали каждому по шоколадке и покровскому прянику), все остальное - нет. Я-то не раз бывала в славном городе Покрове и его музеи видела, меня даже радовала возможность прибыть пораньше в Муром, а кто-то сильно огорчился.

Следующая наша остановка была у незамерзающего фонтана на р. Яда близ Судогды. Бьющая вверх трехметровая струя воды и заиндевевшие деревья вокруг были очень красивы, однако начинало здорово подмораживать. Это несколько удивило - до сих пор зимы по сути не было.

Ночной муром

В Муром приехали часам к пяти, но тьма была уже кромешная, и мороз перевалил за двадцать. А в гостиничных номерах (такая стандартная весьма совесткая гостиница "Русь", не на самой дальней окраине, но и не в историческом центре) стоял поистине собачий холод, градусов реально не выше десяти. Дополнительные одеяла расхватали группы, прибывшие раньше нас, и мне пришлось спать в свитере и шерстяных носках.

Зато в холле нас встречал Илья Муромец с муромскими калачами. Это был такой крупный и очень пузатый дядя, у которого на поясе болтался меч-леденец как не пришей одно к другому.

Сретенская церковь

Перед новогодним банкетом я пошла погулять. Это оказалось не так-то просто, поскольку городские улицы представляли собой спошной каток, а при передвижении по ним с безопасной скоростью возникал риск обморозиться. Во-вторых, освещение на главных улицах было очень слабым, на прочих же вообще отсутствовало, и после падения во время аттракциона "фотографирование в полной темноте отказывающим на 20-градусном морозе аппаратом не знаю какого храма с верхней ступеньки детской горки под дикий лай злорадствующих внизу, возможно, бешеных собак", я все же решила вернуться в гостиницу, тем более что вскоре предстояло ехать на банкет.

Вот что еще мне не нравится в новогодних турах - это почти повсеместно обязательная покупка праздничного банкета. Ну не любительница я объедаться ночью. Я вообще вынуждена быть поклонницей здоровой пищи. А полусладкое шампанское я вообще способна проглотить разве что под угрозой смерти от жажды.

Церковь Николы Набережного

Тут, однако, стол был неплохой, можно было выбрать что-то не слишком жирное и высокоуглеводное. К тому же развлекательная программа не исчерпывалась президентским поздравлением по телевизору. Массовик-затейник проводил конкурсы на быстропитие, на точность разливания, питейную эстафету и т. д. Анамбль, состоящий из девочек лет 14, танцевал. Танцы мне понравились, но девочек, вынужденных в новогоднюю ночь развлекать жующую публику, было жалко.

Когда я вскоре после боя курантов пожелала уйти, мне очень оперативно было вызвано такси до гостиницы. Доехала я не то за 40, не то за 60 рублей.

А вот теперь за что я люблю новогодние туры. Утром, часов в девять, я пошла гулять по Мурому. Город спал. Редкие прохожие и машины начали появляться часам ближе к одиннадцати, а до этого времени можно было совершенно свободно идти по проезжей части, которая, в отличие от тротуаров, была почти свободна ото льда. Я осмотрела почти все храмы, накануне закрытые от меня тьмой ночной, полюбовалась красивыми видами Оки и зимних деревьев, полетела кубарем с горы чуть не до самой Оки, заблудилась, нашлась и вернулась в гостиницу как раз к позднему завтраку.

Ой, мороз, мороз!

После завтрака у нас была автобусная экскурсия по Мурому. Мы посетили три монастыря (четвертый, Воскресенский, я успела осмотреть накануне утром), приложились к святыням, например к мощам Петра и Февронии, к которым верующие в основном и ездят в Муром. Жаль, не попали к Иулиании Лазаревской - храм Николы Набережного, где хранятся ее мощи, был закрыт.

Съездили в очень красивое место Карачарово, где заснеженная река разделяется на два рукава, по преданию, оттого, что проказник Илья голыми руками корчевал и кидал туда дубы. Про святого Илью Муромского, день памяти которого отмечается как раз 1 января, нам тоже подробно рассказали. Что он был очень высоким, выше метра шестидесяти, имел аномально толстые кости, на которых мышц было соотвественно; была у него патология позвоночника, которая в детстве могла привести к многолетнему параличу. Илья прожил очень долгую жизнь, лет 55, и много воевал во второй ее половине.

Троицкий монастырь

Из светский достопримечательностей нам был показан только Окский парк. А жаль, я бы местные музеи посмотрела. Но мечтать не вредно, особенно 1 января.

Хоть ужин в этот день не уступал по праздничности новогоднему, я опять предпочла здоровый сон нездоровой объедаловке. В номере к тому времени было не намного теплее, чем на улице. На ресепшене я заметила здоровенного кота, предположила, что он должен быть теплый, и попросила его к себе в номер для сугрева. Наглое животное, однако, не захотело играть и петь, а брякнулось на кровать, вымыло нос и задрыхло до утра. Видимо, давно пользуется своим обаянием, чтобы иметь возможность поспать в человеческой постели.

Благовещенский монастырь

Утром поехали во Владимир. Посетили там Успенский собор, но не тот, куда идут все, а другой - Княгинина монастыря, гораздо менее известный, а зря - все его стены покрыты замечательными старинными росписями.

Были также в Золотых воротах, музее "Старый Владимир", конечно, в Успенском и Дмитриевском соборе. Хотя эти памятники были осмотрены мною не раз, туда хочется возвращаться снова и снова, тем более что экскурсовод так интересно рассказывала. Одно - к крепкому морозу в этот день добавился еще и пронизывающий ветер, и долго осматривать соборы было практически невозможно. В кои-то веки я была даже рада, когда экскурсия закончилась.

А стоило вернуться домой, как погода, словно в насмешку, вновь повернула на осень...

Спасо-Преображенский монастырь. Спасский собор

Виды Владимира со смотровой площадки

© Варвара Вельская. Материал размещен с разрешения автора.