Турист Катерина Мастерова (Spadea)
Катерина Мастерова
была 23 апреля 12:57

Кутаиси — Грузия Октябрь 2008

Двигаемся дальше по Грузии. Остаётся позади несравненная Сванетия, а мы едем в Кутаиси.

Маршрутное такси Зугдиди-Кутаиси отправляется с площади у железнодорожного вокзала. Честно сказать, я уже запяматовала, ходят маршрутки по расписанию или по мере заполнения. Помню, что особо долго ждать не пришлось.

Мы уже собирались отчаливать, как в водительское окно постучал мужчина. Затем он пытался влезть в то самое окно чуть ли не по пояс… с криками " Катя, я люблю тебя, люблю!!! Давай встретимся в Тбилиси! Люблю тебя!» Пассажиры аплодировали. Грузины, как я уже неоднократно говорила, люди весьма не равнодушные к таким вещам. Водитель посоветовал влюблённому написать его номер и передать Кате, а то ведь ехать уже надо, а Начальник Поезда всё никак не отцеплялся от авто. Понятное дело, половину пути мы все обсуждали различные любовные истории. В целом, местные были настроены достаточно дружелюбно по отношению к нам, за исключением одного грузина, который всё пытался «вывести нас на чистую воду», полагая что мы журналисты. И почему журналистов так не любят?

Забыв на время о любви и страсти, расскажу, что мы увидели в Кутаиси:
*Храм Баграта
*Сатаплийский государственный заповедник
*Гелатский монастырь
Можно было посмотреть и больше, но мы были ограничены во времени.
Кутаиси когда-то был резиденцией абхазо-грузинских правителей и вообще центром всех значимых событий. Именно отсюда управляли империей такие выдающиеся личности, как Баграт III и Давид Строитель, известные в основном тем, что им удалось (пусть на время, но всё же) объединить раздробленную страну. Но, обо всём по порядку.

По пути к Храму Баграта мы зарулили в небольшую местную церквушку, где, судя по всему, не так и много прихожан. Батюшка был крайне рад встречать гостей, быстренько дал какие-то указания юноше, который работал при церкви. Скоро тот прибежал с бутылкой вина. Замечу, что время было часов 10–11 утра, но мы уже привыкли, что пить надо начинать спозаранку. На фото слева видна та самая бутылка.

Романтика и темперамент Грузии. Кутаиси

За стаканчиком мы разговорились и, как это обычно случается, закончили рассуждениями о политике. Было странно, что батюшка был ЗА Россию и ЗА добрые отношения с ней на фоне общих антироссийских настроений. Кстати, именно в Кутаиси эти настроения ощущались особо остро. Пару раз нам вслед кричали нехорошие слова, а в интернет-кафе были заблокированы ВСЕ сайты, которые не являлись .ge

Храм Баграта начали строить в X веке, а закончили в 1003-ом году, на одном из камней эта дата зафиксирована. Основатель — Баграт III, который построил ещё одно величественное сооружение — Бедийский храм, который находится на родине Баграта в Абхазии.

Романтика и темперамент Грузии. Кутаиси

Своих фотографий храма у меня нет, так как он был весь облеплен лесами и виден был только вход. Сейчас Храм Баграта выглядит так. Фото из Википедии «Bagrati Cathedral Kutaisi3» участника Roberto Strauss — Flickr: Bagrati Cathedral Kutaisi.

Извините, но опять фото из интернета «Bagrati cathedral, Georgia» участника User:Kober — English Wikipedia.
Хочется просто показать изменения. 2006-ой год

А вот колокольня сохранилась неплохо и в 2008-ом выглядела так

Во время правления Баграта началась не только новая эпоха храмовой архитектуры. Насколько нам уже известно, целостности государства не прослеживалось, местные феодалы буквально рвали страну на куски. Баграт был беспощаден и либо уничтожал либо подчинял себе распоясовшихся феодалов, тем самым оставив своим преемникам объеденённую Грузию, в которую не вошли лишь Тбилисский эмират и Квемо Картли. Тбилиси в то время управлял арабский эмир. С восхождением Баграта на престол началась эпоха грузинских, а не абхазских королей, что привело к перерождению Абхазского царства в царство Грузинское. Меня немного удивило то, что Баграт, будучи ещё только абхазским царём, носил имя Баграт II, а став грузинским правителем переименовался в Баграта III.

Далее двигаемся в Гелатский монастырь, который расположился в нескольких километрах к востоку от Кутаиси. Со времён Баграта III в. стране сменилось несколько царей, которые умудрились не удержать территории, сплочённые великим правителем, поэтому перенесёмся лет так на 80 вперёд и поговорим о другом великом человеке, а именно о Давиде Строителе, который похоронен в Гелатском монастыре.

Романтика и темперамент Грузии. Кутаиси

Давид сел на трон в 1089-ом году, будчи 16-летним юношей. Надо сказать, что возраст в этом случае ни о чём не говорит, Давид был прирождённым лидером, гениальным стратегом, умным и благочестивым молодым человеком. Читая книги о нём, сделала вывод, что он ещё был и хроническим патриотом, взгляды которого не затуманила власть.

Гелатский монастырь Давид начал строить в 1106-ом году. Причём буквально строил. Сам участвовал во всех работах и даже таскал каменные блоки.

Давид считал, что церковь благотворно влияет на объединение страны, но это был не только политический ход. Царь читал много духовной литературы, а его духовником был преподобный Арсений Икалтойский, который получил образование в Константинопольской академии, где изучил не только богословие, но и естественные науки.

Романтика и темперамент Грузии. Кутаиси

Арсений Икалтойский был позже приглашён Давидом преподавать в Гелатской академии, которую построили на территории монастыря. Среди многих талантливых преподавателей выделю и грузинского философа Иоанэ Петрици, который переводил даже тексты Аристотеля и Иосифа Флавия. На фото выше та самая академия.

Кроме главного храма и академии на территории монастыря имеются небольшие церквушки, колокольня и другие постройки.

Романтика и темперамент Грузии. Кутаиси

Царь Давид был причислен к лику святых и после смерти (по его же завещанию) был захоронен под камнем при входе в Георгиевскую церковь Гелатского монастыря.

Романтика и темперамент Грузии. Кутаиси

Честно говоря, нас немного смутило, что приходится наступать на могилу святого, но позже служители монастыря объяснили, что именно такова и была воля царя. Он считал, что при жизни был недостаточно хорош, поэтому в наказание ему, люди должны его «топтать». Да уж, самокритика… Учитывая то, что он сделал для Грузии. Кстати, освободил и присоединил Тбилиси к своим землям и даже перенёс туда столицу. А мусульманам, жившим тогда там делал такие поблажки, которые никто в мире ни до не после Давида не делал. Действительно, святой человек!

Ну вот, в Сатаплию поедем в следующем, заключительном рассказе. Не поместился весь Кутаиси в один отзыв…