Саркисова Виктория (Vikus)
Виктория Саркисова Пользователь — была сегодня 19:50

Самара исчезающая

16 марта 2015 г. 7:44 Самара — Россия Март 2015
62 34

Повторюсь — сегодня я хочу показать Вам деревянную Самару конца XIX — начала XX века — Самару исчезающую. Лет через 10, а, может быть, и раньше, Вы этого уже не увидите. Я хочу показать Вам резное дерево волжских изб в большом городе.

Так получилось, что когда моя семья переехала в Самару в 1989 году, то мы поселились в старом деревянном доме на одной из центральных улиц Самары. После квартиры со всеми удобствами жизнь в деревянном доме показалась ужасной — ни воды, ни канализации, отопление газовое — печь (в соседнем доме и того не было — топились дровами). За водой топать 200 м к колонке с ведрами ежедневно по несколько раз, туалет — на улице (представьте себе это удовольствие в -30С, ну хотя бы в -15С). Комнатки крохотные, зато гостей удивляли резные потолки.

Сейчас я живу в новом многоэтажном доме. Ту жизнь в деревянном доме вспоминаю не как лучшую. И очень хорошо понимаю людей, которые мечтают о сносе своих домов, как и мы мечтали 10 лет назад, но не дождались — квартиру дал университет. Но…

Глядя на масштабы современного строительства и на его скорость, в какой-то момент я осознала, что скоро деревянная Самара исчезнет. Исчезнет невозвратно. Исчезнет часть истории города. В Европе к своей истории относятся трепетно. Там реставрируют и сохраняют фасады зданий XI века, хотя внутри все может быть вполне современным и пригодным для жизни. Когда мы придем к этому, будет поздно…

2

Пройдемся сегодня всего по двум параллельным улицам в центре Самары — по улице Галактионовской и улице Самарской — и посмотрим на то, чего не будет уже так скоро…

Фотографии не отличаются яркими красками — уж простите. Часть сделана в сентябре 2012 года, часть в марте 2015 г. Мартовские легко узнаются по грязным окнам — город еще не убран после зимы, деревянные окна заклеены с внутренней стороны для сохранения тепла и мыть их будут лишь в мае, когда с улиц город исчезнет грязь и листва будет задерживать пыль.

Начнем с улицы Галактионовской.

7
5
4
4
5
3

Обратите внимание, что часть домов чисто деревянная, а некоторые наполовину деревянные, наполовину кирпичные.

5
5

А вот и дом 221 по улице Галактионовской, в котором я прожила более 10 лет — наша семья из 4 человек занимала ¼ часть дома. жили мы на 2 этаже. По домовой книге год постройки -1909. В 1989 году износ дома составлял 90%.

4
6

Еще кусочек одного квартала по улице Галактионовской.

5
3
3

В интернете натолкнулась на статью Елены Сысоевой «Деревянные и каменно-деревянные здания Самары в структуре городских усадеб» http://lifeart.narod.ru/nom41/nom41_p04.html, в которой есть замечательный абзац:

«Городские усадьбы Самары с деревянной застройкой, выполненной по проектам профессиональных архитекторов, единичны. В настоящее время нарушена объемно-планировочная структура большинства владельческих участков, ряд деревянных особняков находится в аварийном состоянии.
Между тем появление деревянного народного и профессионального зодчества в русском городе рубежа XIX–XX веков было результатом социально-экономических процессов, происходивших в российском обществе. Это уникальное явление проникновения народной крестьянской архитектуры в город, захватывало этап слияния народного и стилевого зодчества и отражало исторические, социально-экономические, этнографические, географические особенности развития Самарской губернии рубежа веков. В связи с этим, важно сохранение не просто отдельных деревянных и каменно-деревянных построек, а исторической среды городских усадеб, кварталов с данным типом строений.»

Так вот, все идет к тому, что скоро ни одного квартала с деревянной застройкой не останется. Их уже почти нет. Строительство шагает семимильными шагами. Большей частью улицы с деревянной застройкой сегодня выглядят так. Это улица Самарская.

4
2

Вот фрагменты домов на улице Самарской.

6
6
4
5

Резьба на многочисленных фасадах не повторяется.

5
7
3
5

Некоторые жильцы, стараясь создать подобие комфорта, ставят пластиковые окна. Вот что из этого получается.

5
3

Кто-то старается придать нарядный вид своим домикам

4
7
5
5

Время неумолимо и не жалеет деревянное кружево:

4
6

Но даже те здания, что внесены в реестр памятников искусства и культуры города, и. казалось бы, должны быть защищены от неумолимого увядания старанием реставраторов, находятся в угрожающем состоянии. Один из ярких примеров — дом Маштакова.

6

Обращусь к вышеупомянутой статье Е.Сысоевой, в которой дано подробное описание здания (здесь я его не привожу): «В 1899 году для самарского строителя М. Д. Маштакова архитектор А. А. Щербачёв разрабатывает проект деревянного дома. Здание двухэтажное, срубовое, обшито тесом, расположено по красной линии ул. Самарской, на западной границе Самарской (бывшей Воскресенской) площади по ул. Самарской, 207. Постройка выполнена в „русском“ стиле, получившим распространение в России в конце XIX-начале XX веков….
Использовалось как жилое здание, в настоящее время квартиры расселены, постройка длительное время не эксплуатируется. Отмечены деформации срубовых стен, шатровых завершений, разрушение тесовой обшивки, со стороны дворового фасада утрачены пристрои. Зафиксированы разрушения и утраты декоративного оформления фасада. Водосточная система, отливы и покрытия выступающих декоративных элементов фасада отсутствуют.

На момент постройки деревянного дома, на территории городской усадьбы располагались: на пересечении ул. Самарской и Воскресенской площади деревянный дом; деревянный и полукаменный дома вдоль Воскресенской площади, деревянные службы и флигель внутри дворовладения.
В настоящее время все строения дворового участка утрачены, сохранился главный дом усадьбы. Здание является объектом культурного наследия регионального значения согласно Постановлению Главы администрации Самарской области от 23.03.92 г. № 77.»

5

Я помню — расселение произошло лет 15 назад. И с тех пор, как дом покинули жильцы и вокруг закипело строительство, он начал медленно умирать. Дом огородили щитами. Сзади построили роскошное современное здание, в котором расположился офис Сбербанка. А одинокая усадьба оказалась обречена. В последнее время серые щиты заменили на цветные с изображениями городских видов. Возможно они являются вестниками ветра перемен и судьба дома Маштакова не безнадежна. Хочется надеяться на лучшее…

3

Я надеюсь на то, что в Самаре будет создан музей деревянного зодчества и резные фрагменты домов, предназначенных к сносу, получат в нем продолжение своей жизни. А несколько кварталов с деревянной застройкой сохранятся в отреставрированном виде для наших детей и внуков.

Бронирование отелей
в Самаре

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

sovikont
+2
15 марта 2015 г. 20:07
ДА вот так и Сыктывкар исторический уже практически исчез.. Я тоже помню какие дома были на центральных улицах ,а сейчас уже все давно снесено и последние дома исчезают Спасибо за интересный альбом и размышления после..).. .
Vikus
+2
15 марта 2015 г. 20:45
Спасибо, София! Да, очень печально видеть, как исчезает история. С одной стороны, город развивается и хорошеет, с другой - частично теряет исторический облик и дух.
sovikont
+2
15 марта 2015 г. 20:46
Vikus писала 15 марта 2015 г. 20:45
частично теряет исторический облик и дух.
а можно было постараться и сохранять хоть частичку истории!
onegina17
+2
15 марта 2015 г. 20:52
Вот и я люблю ловить в кадр исчезающий Воронеж, деревянный, резной, с печными трубами, зелеными заборами и пыльной сиренью. Потому что вспоминаю детство и бабушкин дом под Воронежем, где прошла моя вольница детская. В детстве все нравилось - печка, аромат печного дымка ( я его и сейчас унюхаю среди гороских выхлопов), ставни, закрытые на ночь, целый мир, обитавший в палисадниках, бабулин огород, старую яблоню. А родители приезжали навестить меня и вздыхали, что нет душа и туалет на улице... Взрослые ничего не понимают в красоте и преоести таких домов... Спасибо, столько всего вспомнилось-нахлынуло. Смотрела на домики и улыбалась своему детству...
Vikus
+2
15 марта 2015 г. 21:02
Татьяна, я рада, что пробудила тёплые воспоминания о детстве. Я тоже люблю вспоминать дом моей бабушки, хоть он и был городским.
happiness
+1
15 марта 2015 г. 21:45
Да...Вот и я призадумалась.Очень интересный у вас альбом вышел!Давно я не видела деревянных домов с такой красивой резьбой!Шедевры деревянного зодчества!
А несколько кварталов с деревянной застройкой сохранятся в отреставрированном виде для наших детей и внуков.
-над этим городским властям стоит подумать.
lenasven
+2
16 марта 2015 г. 1:15
Да, вот тут Соня сказала про Сыктывкар. Это и мой родной город. И наш родительский дом еще стоит. Он принял беженцев из Донбасса. Родителей давно уже нет на свете, а дом жив. И служит людям!
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 7:10
Лена, это здорово!
Chedty
+2
16 марта 2015 г. 5:16
Жалко старые дома. Это часть культуры народа. Страшный безликий бетон потихоньку подгребает под себя все индивидуальное и содержательное.
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 7:14
Chedty писал 16 марта 2015 г. 5:16
Страшный безликий бетон потихоньку подгребает под себя все индивидуальное и содержательное.
Вашими устами, Михаил, глаголит истина! Нужно вовремя это понять и сохранить хотя бы часть. Причем не за счет людей, живущих в этих домах - им нужно обеспечить достойное существование.
Chedty
+1
16 марта 2015 г. 15:45
Конечно эти дома не должны оставаться в жилом фонде. Я абсолютно уверен, что после отселения, можно провести реставрацию уже под конкретное новое функциональное назначение.
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 19:33
после отселения, можно провести реставрацию уже под конкретное новое функциональное назначение.
Это единственное верное решение.
Arkhip251166
16 марта 2015 г. 5:24
!!!
Vikus
16 марта 2015 г. 7:14
Спасибо!
vibas
+3
16 марта 2015 г. 5:49
Очень люблю городские деревянные дома!!! И очень надеюсь, что их все-таки повсеместно восстановят, сохранят, отреставрируют!!!
Спасибо за историю!!!
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 7:15
Я тоже надеюсь, Виктор! Причем вряд ли можно их сохранить в полном объеме. Но создать музей деревянного зодчества еще не поздно. Эту идею давно выдвигали уже значимые в Самаре люди, но отклика она пока в администрации не нашла.
Butyrskii
+3
16 марта 2015 г. 7:26
Мое самое не любимое размышление - что же делать с этим центром. В смысле конечно лучше оставлять историческое наследие, но дома деревянные и сохранять их трудно, также вокруг уже понастроили коробок и эти домики незаметны. Сносить их тоже нельзя, это история, но как использовать? Каждый раз приезжая в центр хожу с такими противоречивыми мыслями...
А вы как думаете?
Vikus
+2
16 марта 2015 г. 7:34
Игорь, еще раз повторюсь - Самаре нужен музей деревянного зодчества. А пару кварталов можно было бы отреставрировать и разместить в домах маленькие магазинчики или провести коммуникации и тогда люди с удовольствием там будут жить. Но дело в том. что в этих районах дорогая земля и выгоднее там построить многоэтажки и сдавать их под офисы. так что есть шанс, что вся эта застройка исчезнет раньше, чем городские власти что-то придумают.
Butyrskii
+1
16 марта 2015 г. 8:19
Музей было бы здорово конечно, согласен
Vikus
16 марта 2015 г. 7:36
http://www.vkonline.ru/...
Идея-то есть давно. Просто Ваган Каркарьян умер и напоминать стало некому.
lenasven
+1
16 марта 2015 г. 16:19
Очень сложно. Я вот из Швеции каждый год езжу, поддерживаю состояние дома. Нанимаю людей, которые делают ремонты. Особенно дорогостоящий ремонт крыши. Три года назад еле нашла хорошего печника (они теперь, как трубочисты в Балтии, - на вес золота!), который переложил заново две печи в доме. Печь - это сердце дома. Не будет печи, не будет людей, живущих там, - дом умрет. Деревянный дом без людей в нем быстро хиреет и умирает. Я, помня, как моя мама относилась к нашему дому (как к человеку!), в память о ней, о родителях, стараюсь помочь дому. Но вот недавно пришла весть, что какая-то организация хочет строить на месте нашего дома многоэтажку, что им нужна наша земля. Не знаю теперь, что родственники решат...
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 19:30
lenasven писала 16 марта 2015 г. 16:19
не будет людей, живущих там, - дом умрет.
Это очень верно подмечено. Так произошло и с домом Маштакова. Как только его расселили, он начал разрушаться и умирать на глазах!
lenasven писала 16 марта 2015 г. 16:19
Не знаю теперь, что родственники решат...
А еще у нас, если народ шибко противится, то дом сгорает... неожиданно. Вот Сергей vasilets сегодня альбом про Самару тоже разместил и написал, что много сгоревших домов в центре.
lenasven
+1
16 марта 2015 г. 23:37
Да, Виктория, слышала про такие мерзости. Но земля оформлена в собственность, поэтому номер с пожаром (тьфу-тьфу!) не пройдет. Землю не подпалят.
Vikus
17 марта 2015 г. 5:32
Здорово, что земля в собственности. Теперь уж как решит семейный совет, как я понимаю.
vasilets
+1
16 марта 2015 г. 9:54
Красиво посмотреть на деревянные домики, я всегда на них заглядываюсь.. Но жить в них - это жуть!
Как совпало у нас с вами, я сегодня тоже собрался пост о Самаре выложить))))
Vikus
16 марта 2015 г. 13:25
Здорово! Обязательно посмотрю!
Nomad
+4
16 марта 2015 г. 11:57
Да, печально все это... У нас вот тоже в центре старинных особняков (не деревянных, правда), посносили во времена лужковской чистки - жуть.... а то, что на их месте построили - смотреть больно... Мы на редкость не ценим свое наследие....
А пара деревянных домиков и в Москве осталось еще... ))




Vikus
+1
16 марта 2015 г. 13:27
Олег, в Самаре их пока еще достаточно много. Есть особняки, а есть обычная застройка - целые кварталы. И вот эти кварталы исчезают с огромной скоростью. Причем условия жизни в этих домах ужасные. Т.е. налицо дилемма.
Margaritka
16 марта 2015 г. 13:45
мне иногда кажется, Олег, что это целенаправленная стретегия лишить народа его памяти и корней!
Nomad
16 марта 2015 г. 13:46
вот вот... других предположений у меня нет...
Margaritka
16 марта 2015 г. 13:51
к сожалению...
Vikus
16 марта 2015 г. 15:07
Рита, не думаю, что это так уж целенаправленно делается. Скорее, не подумавши...
Margaritka
+1
16 марта 2015 г. 15:10
неподумавши несколько веков подряд? таких совпадений по всей территории Росии не былвает, согласись?!
Vikus
16 марта 2015 г. 16:30
Nomad Олег, прошу прощения за ошибку с именем.
Nomad
16 марта 2015 г. 16:51
не вопрос!
Margaritka
+2
16 марта 2015 г. 13:44
рыдательное название и содержание, но совершенно отражающее лицо нашей действительности, когда историческое лицо городов за деньги выкашиваеться под новоделы...
Vikus
16 марта 2015 г. 16:29
Я не перестаю надеяться на лучшее . Хотя иной раз руки опускаются...
Margaritka
+2
16 марта 2015 г. 16:34
Я не перестаю надеяться на лучшее
классику принадлежит "надежды юношей питают". А вообще я хотела сказать одной надеждой ситуаци не изменить! А я по силам и возможностям учавствую в разных акциях за сохранение исторического наследия и голосую везде, где только могу ну вообщем, везде, где только могу...
Vikus
16 марта 2015 г. 19:32
Я тоже стараюсь петиции подписывать. Но сама пока не создаю... кишка тонка, как говорится...
Margaritka
+1
16 марта 2015 г. 19:36
я тоже не достаточно владею информацией для создания своих петиций!
gonczaryk
+1
16 марта 2015 г. 16:38
Советская власть устроила коммуналки, а должен быть один хозяин в таком доме. Не все удобства должны быть в таких домах. С отсутствием некоторых надо смириться. Вода, электричество, газ. Можно биотуалет, не обязательно канализацию центральную. Уже хорошо, но сами не хотим ничего делать, ждем чтоб нам кто-то сделал. Власти? Инвесторы? А им зачем. Да, ситуация безвыходная. Некому купить такой дом и отреставрировать за свои деньги. Может бесплатно вернуть потомкам бывших хозяев? Реституция. Ну это не в нашей стране...
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 19:35
Александр, если Вы обратили внимание, то многие жильцы так и делают - ставят пластиковые окна, красят, стараются хоть как-то улучшить свою жизнь. Но это не выход... Да и выглядит часто ужасно.
gonczaryk
+2
16 марта 2015 г. 19:53
Пластиковые окна - это ужасно! К сожалению, если что-то делают, то еще хуже получается. Я имею ввиду внешний вид. Строили дома профессиональные архитекторы, а сейчас "улучшают" неграмотные люди. Если невозможно отреставрировать и сохранить, то лучше разобрать и использовать декор где-то еще.
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 19:57
Согласна с Вами.
YaroslavGlukhov
+2
16 марта 2015 г. 18:45
Мне этот рассказ очень напомнил мою родную Пермь: такой же контраст и исчезание старых домов в центре города. Но я, по крайней мере, не видел у нас таких вот красивых резных домов, у нас они попроще что ли...
Vikus
+1
16 марта 2015 г. 20:22
Ярослав, а Вы ещё раз присмотритесь. Может, они не очень-то и простые . В Самаре таких домов пока ещё сотни, и резьба не повторяется практически.
YaroslavGlukhov
17 марта 2015 г. 12:54
Постараюсь присмотреть повнимательнее!
marsada
+2
17 марта 2015 г. 10:23
Да, Виктория, это наше наследие. Я часто бываю в Дмитрове- и всегда там любуюсь подобными застройками - ведь возможно наши внуки увидят это только на картинках.
Vikus
+2
17 марта 2015 г. 12:41
возможно наши внуки увидят это только на картинках
Мария, да вот даже на картинках проблема - альбомов хороших нет. И музея нет .
sheftali
+1
18 марта 2015 г. 11:55
Деревянные домики просто загляденье, жаль, они не вечны и отношение к ним не самое лучшее(
Надеюсь, ситуация исправится!
Vikus
+1
18 марта 2015 г. 13:35
Надеюсь, ситуация исправится!
Мы все очень на это надеемся!
lamural
23 марта 2015 г. 2:28
Хорошо, что сохранилась частичка истории. Художественная резьба по дереву просто восхитительная Дай Бог сохранить эту красоту на долгие годы!
Vikus
23 марта 2015 г. 7:24
Спасибо, Рена!
lamural писала 23 марта 2015 г. 2:28
Дай Бог сохранить эту красоту на долгие годы!
Мы все надеемся на это!
Laskovsky
+1
29 марта 2015 г. 13:35
Сейчас стала обращать внимание и истинно восхищаться этими резными наличниками и карнизами где-бы то ни было. Раньше только удивлялась ветхости, неопрятности и неуместности таких домов в городах. Иногда требуется время, чтобы осознать. А оно безжалостно.
Vikus
+1
29 марта 2015 г. 15:26
Я тоже начала это замечать и осознавать, когда старый город стал исчезать с дикой скоростью.
julykum
+1
7 апреля 2015 г. 16:53
Ах, как жаль умирающие деревянные домики... Ведь они такие радостные, лукавые! посмотришь и в голове зазвучит: "Ах, Самара- городок, беспокойная я..."
Vikus
+1
7 апреля 2015 г. 18:30
Юля, плохо только то, что жить в них нерадостно...
julykum
+1
8 апреля 2015 г. 23:22
Понимаю. У самой бабушки в подобных домах жили.
Prohoziy
18 апреля 20:07
Спасибо, Виктория, за замечательный альбом! Очень красиво. И очень печально, что с каждым днем, с каждым пожаром, этой красоты становится все меньше и меньше.
У ныне покойного Вагана Каркаряна есть несколько изумительных книг и альбомов про деревянную Самару, которые он написал и нарисовал с большим мастерством и любовью.
Жаль, что мы это теряем.
Успехов Вам и всего доброго!
Vikus
19 апреля 5:13
Большое спасибо за отзыв. Я читала в интернете про книги Вагана Каркаряна - хочу приобрести их. Кажется, это реально.
Я все-таки надеюсь, что его мечта о создании музея деревянного зодчества воплотится в реальность.
Prohoziy
19 апреля 8:02
Было бы неплохо, если бы такой музей создали... Но видимо скоро потеряем последнее. Вот ссылка на хорошее издание: http://www.sambook.ru/.... Жаль очень дорого стоит.
Несколько лет назад один из банков издавал корпоративный календарь с рисунками Вагана Каркаряна - супер календарь получился!
Vikus
19 апреля 12:30
Prohoziy писал 19 апреля 8:02
Вот ссылка на хорошее издание:
Я как раз на него заглядываюсь - магазин недалеко от работы, надо дойти до них.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.