Сергей Филин Пользователь — был 3 ноября 2015 г. 2:58

Саратов. Прогулка-2

14 марта 2015 г. 22:26 Саратов — Россия Март 2015
0 0
Дом Бендера А.И. Мое фото.

Итак, продолжаем нашу прогулку. Спускаемся по Радищева и выходим на дом со львом. Сейчас это наша городская администрация. Здание было построено в 1867 г. купцом И. Г. Кузнецовым. Он использовал его в качестве доходного дома. На первом этаже находился магазин, на втором и третьем гостиница «Татарская» (позже «Европейская»). Несколько лет здесь также снимала помещения женская гимназия Куфельд, которая в 1914 году переехала в здание напротив (ныне там второй корпус Радищевского музея).

Дом Бендера А.И. Мое фото. Видна женская гимназия Куфельд, ныне корпус Радищевского музея (дом справа с белыми колоннами). Мое фото

Магазин на первом этаже принадлежал некому Сорокину. Скорее всего, в доле с ним был и Андрей Бендер, который позже стал хозяином всего дома. Сорокин позже отошел от дел и предприятием занимался Бендер и сыновья. Андрей Иванович Бендер — личность интересная. Он приехал в Саратов из немецкой колонии Бельцер (ныне Красноармейск, Саратовская область) в возрасте 27 лет в 1887 г. И сразу же окунулся в бизнес. Работал без устали много лет, спал часа по 4 в сутки. Его магазин торговал тканями и рядом других изделий. Главной статьей его доходов было — торговля сарпинкой, материей, которую готовили из хлопка и использовали для много чего. Поэтому он лично ездил в Среднюю Азию и даже купил завод в Самарканде.

Дом Бендера. Фото из Интернета

Интересен вопрос откуда у него деньги. Происхождение его стартового капитала действительно достаточно мутное. Мне рассказывали, что Бендер был в молодости неким госслужащим, которому поручили доставить деньги из пункта, А в пункт Б. Но деньги он не доставил — сказал, что на него напали и отобрали деньги. Нападавших и пропавшие деньги не нашли, а сам Бендер уехал в Саратов.

Современников интересовало также откуда у него появилась в 1911 г. сумма, достаточная для покупки дома Сорокина. Мало того, что Бендер купил дом, так он еще нанял архитектора Карпенко В.К. для реконструкции. Кто-то даже задал ему лично этот вопрос и получил следующий ответ: «Я торгую слоновой костью. У меня есть два сына: Андрюша и Саша. Андрюша ловит мух, Саша делает из мухи слона, а я… а я торгую слоновой костью».

Фасад здания украсили по эскизам скульптора Н.Волконского, скульптуру льва выполнил В. К. Федоров. По замыслу заказчика, лев символизировал могущество империи Бендера, но революция разрушила все. Семья Бендера эмигрировала в Германию. С 1930-х гг. здесь располагаются административные учреждения.

Дом Бендера, часовня, биржа, пассаж, окружной суд. Автомобиль первого "мажора" Саратова - графа Нессельроде. Фото из Интернета
Дом Бендера. Фото из Интернета

В 1989 г. некая московская фирма устроила выставку-продажу предметов искусства, которую они сами и собрали. К ним обратился некий мужчина и попросил купить у него картинку. По виду обратившийся был бомж: небритый, в помятой одежде, а картинка — просто рисунок с фотографии и никакой ценности из себя он не представлял. Мужчина все-таки упросил выкупить у него эту картинку.

Во время выставки к картинке подошел некий немец. У него затряслились руки, ноги подкосились, голос срывался и он, не торгуясь, купил картинку. Когда у него спросили зачем, он ответил, что это дом его деда. Немец был из ФРГ, его звали Александр Бендер и он был миллионером. Оказывается, Андрей Иванович Бендер много рассказывал ему про этот дом и особенно про льва. Александру было интересно сохранился ли этот дом и эта статуя, а также заключил договор с устроителями о том, чтобы они собрали для него информацию о его дедушке.

Напоследок об Андрее Бендере хочется сказать, что, скорее всего, Илья Ильф, который был в Саратове в 1925 г., услышал про А.Бендера и поэтому взял его фамилию для одессита Остапа.

Радищевский музей. Мое фото

Рядом с домом Бендера находится знаменитый Радищевский музей. А. Н. Радищев был родом из Саратовской губернии, а музей основал его внук А. П. Боголюбов.

Перед музеем установлен памятник писателю. Мало кто сейчас знает, что это уже не первый монумент на этом месте. В 1918 г. здесь находилась скульптура «Свобода» (архитектор П. Ф. Дундук), которая представляла из себя человека, разрывающего цепи. Через три года скульптуру убрали, т. к. выполнена она была из бетона. С 1936 по 1951 г. здесь стояла ваза, а потом временный бюст Радищева (считается, что автором бюста был Э. Ф. Эккерт). В 1956 г. устанавливается гипсовый памятник Радищеву, автор А. П. Кибальников. Но он был выполнен из гипса и чтобы он не разрушался на зиму его накрывали деревянным куполом. В результате памятник убрали в запасник, а на его месте поставили гранитный аналог.

Идея создания музея в Саратове пришла Боголюбову в 1877 г. В то время он, проживая в Париже, написал письмо саратовским властям. Боголюбов предложил передать в дар Саратову свою коллекцию живописи, но при условии, если будет подходящее здание. Готового здания не нашлось и поэтому власти заказали проект у питерского архитектора И. В. Штрома, а строительством на месте занимался А. М. Салько. Проект музея был лично утвержден Александром III, который также передал ряд полотен в коллекцию музея.

Открытие музея произошло 29.06.1885 г. и за первый год музей посетило 62 000 человек. Это был первый в России общедоступный художественный музей. Коллекция музея пополнялась из коллекции Петербургской академии художеств и Эрмитажа, а в 1897 г. здесь была открыта художественная школа.

В 1994 г. музей расширяется за счет передачи ему здания рядом — то, которое занимала женская гимназия. С 1998 г. Радищевский музей включен в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия.

Имеет музей и свои привидения. В 19 веке там работал некто Кущ. Ни чем не примечательный человек, но была у него дочка-красавица, которая повесилась в подвале музея. С тех пор ее призрак бродит по зданию, хлопает дверьми. Говорят, что девочка влюбилась в некоего военного, но любовь оказалась безответной и девчонка этого не пережила.

Также существует легенда о том, что по музею бродит призрак одного смотрителя. Говорят, что он был настолько одиноким человеком, что все свое время проводил в музее. И после смерти решил не уходить оттуда.

Третья легенда связана с парадным портретом Петра Столыпина, написанным Ильей Репиным. Работы Репина вообще считаются очень мистическими — многие его модели умирали в скором времени после того, как работа над картиной была завершена. А его работа «Иван Грозный и сын его Иван» получила очень скандальную известность, т. к. она была запрещена к публичной демонстрации лично Александром III. Данный запрет сняли лишь после того, как в дело вступил Боголюбов А.П.

Парадному портрету Столыпина некоторые тоже приписали мистические свойства. Увидев на руках на портрете Столыпина красные пятна, люди посчитали, что это, с учетом известной репутации Репина, очень дурной знак и что скоро Столыпин умрет. Портрет был закончен в 1910 г., а через год в Киеве Столыпин был убит. Сам Репин как-то сказал, что Столыпин не понял красного фона на портрете, а это, между прочим, цвет грядущей революции.

Еще одна легенда связана с приобретением уже в советское время коллекции работ Валентина Юстицкого. Представители музея долго решали — покупать все работы, либо только отдельные какие-то вещи. Во время это раздумья их очень сильно напугал некий пейзаж — картина несколько раз, как ее не крепили, с ужасным грохотом падала на пол. В итоге, было решено «не разлучать коллекцию».

Также рядом расположен памятник Петру Столыпину, открытый в 2002 г. в честь 140 лет с момента его рождения. Пожалуй, это лучший из современных памятников в Саратове. Автор памятника Клыков В. М. Идея же позаимствована была у саратовского памятнику Александру II (на его месте сейчас памятник Чернышевского Н.Г.). Вокруг центрального монумента расположены крестьянин, православный священник, кузнец и воин, которые символизировали политику Столыпина. На пьедестале написано: «Нам нужна великая Россия».

1
Памятник Столыпину П.А. Фото из Интернета.
Памятник Столыпину П.А. Фото из Интернета.
Памятник Столыпину П.А. Фото из Интернета.
1
Памятник Столыпину П.А. Фото из Интернета.

Идем дальше и видим интересный дом, который в 1874 г. построил Вакуров Василий Дмитриевич. Архитектор опять Салько А.М.

Дом Вакурова В.Д. Фото из Интернета.

Василий Дмитриевич родился в купеческой семье, его отец открыл первую в Саратове книготорговую лавку, но о его отце, человеке интересно и неординарном в следующий раз. Василий Дмитриевич окончил мужскую гимназию и несколько лет проучился в Казани на химика. Вернулся домой из-за болезни отца. Много лет он занимался семейным бизнесом и считался купцом 1-й гильдии. Но в 1893 г. его исключают из гильдии с формулировкой «неправильно числившегося» — по правилам гильдии он не имел права состоять у них из-за наличия у него ученой степени.

Василий Дмитриевич никогда не состоял на госслужбе, но был известен в городе благодаря своим просветительским взглядам. Он занимается просветительской и благотворительной деятельностью, совершенствует народное образование, становится представителем от Саратовского общества в уездном училищном совете, создает орган общественного попечения и наблюдения за школами.

После смерти отца он передает его книги в публичную библиотеку. В этом здании находились различные учреждения и гостиница. Умер 21.01.1901 г. и завещал все свое имущество городу на нужды народного образования.

Дом Вакурова Д.В. справа. Балкон есть. Фото из Интернета.
Дом Вакурова Д.В. Балкона нет. Мое фото.

Во времена революции 1905 г. это здание было излюбленным местом для митингующих. На приложенном фото виден балкон, который ораторы использовали в качестве трибуны. Митинги здесь прекратились без крови и просто до банальности: по приказу губернатора Столыпина П.А. однажды ночью этот балкон был просто срезан.

Духовная консистория. Мое фото

Напротив здание, которое сейчас занимает духовное училище. Предположительно оно было построено в 1803 г. для духовной консистории и являлось часть архиерейского дома, который занимал целый квартал. Здесь учились, работали или выступали ряд известных личностей, в т. ч. отец Н. Г. Чернышевского. С 1923 по 1987 гг. здесь находилось театральное училище, в котором учился Олег Янковский.

Мы подходим к Липкам, но я решаю, что оттуда мы повернем направо — на проспект Кирова. Сами Липки и прилегающие улицы осмотрим потом.

Памятник Чернышевскому Н.Г. Фото из Интернета.
Памятник Н.Г. Чернышевскому. Мое фото

Итак, у входа в Липки стоит памятник Н. Г. Чернышевскому. Как уже говорилось выше, на этом месте раньше стоял памятник Александру II. Частички этого памятника сохранились до сих пор. То, что мы видели у памятника Столыпина — это лишь общая идея оформления скульптурной группы.

Памятник Александру II решили установить еще в 1896 г. Финансирование осуществлялось за счет добровольных пожертвований (в размере 35 000 руб.) и городского бюджета (около 6 500 руб.). Через 5 лет на конкурс представили 11 проектов и жюри выбрала проекты скульптуров Н. П. Волконского и В. И. Перельмана. Однако, строительный комитет утвердил совсем другие: «Заря» М. А. Чижова (то есть сама статуя) и «Правда» С. М. Волнухина. Волнухин разработал пьедестал с фигурами крестьянина с надетым на левое плечо лукошком, осеняющего себя крёстным знамением, склонившихся над книгой учительницы с девочкой, богини правосудия, держащей книгу законов и весы, и преклонившей колено женщины-болгарки, показывающей своему ребёнку на царя-освободителя славянских народов от турецкого ига).

Памятник Александру Второму. Фото из Интернета.

Заложили памятник в 1907 г. и его открытию приурочили к 50-летию крестьянской реформы. Простоял памятник до 1918 г. Затем он был снесен, пьедестал «отдали» памятнику Ф. Э. Дзержинскому у железнодорожного вокзала (там до сих пор «проглядывает» имя Александра II), а три скульптуры (кроме учительницы) уничтожили. Скульптура учительницы долгое время стояла около одной из больниц. Впоследствии она была перенесена в сквер на улице Московской и «повышена» до самостоятельного памятника.

В том же 1918 г. на постаменте Александра устанавливается первый памятник Чернышевского: гипсовый бюст работы П. Ф. Дундука. Бюст был гипсовый и в 1934 г. был демонтирова. В 1953 г. отлили бронзовый памятник по проекту Ф. П. Кибальникова. Проект памятника одобрил лично Сталин, сделавший замечание лишь насчет длинных волос социал-демократа. Автор постамента Гришин Н.П.

Бронирование отелей
в Саратове

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.