Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была 17 апреля 19:57

Хайфа — Израиль Декабрь 2014

Город, в котором ты родился, он, как родители, как данность. Его и обсуждать как-то неловко. И рассказывать про него надо с любовью. А как рассказать про город, который выбрал для своей жизни сам? Наверное, это так же сложно, как рассказать, почему ты взял в супруги именно этого человека.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

Сказать, что я влюбилась в Хайфу с первого взгляда…нет! Это будет самой неправдивой неправдой. Я её не полюбила, я её разлюбила сразу и одномоментно. Измученные перелетом из мягкого московског августа, мы выпали во влажную духоту августа израильского. Это, наверное, самое неприветливое время года, исключая пляжную развлекуху, для непривычного к южному зною человека.

Микроавтобус вез нас по каменистой местности с редкими пальмами, широкие листья которых висели вялыми тряпками. Серая земля, редко стоящие ангары со спресованными в них банановыми деревьями, выгоревшая на солнце трава. Да какая там трава — колючки.

И вот мы въехали в Хайфу. Въехали через нижний город. Картина была столь отталкивающей. Дома такими серыми и уродливыми, что мне захотелось плакать. Лишь присутствие пятилетней дочери и довольно прочное внутреннее устройство не позволили мне разрыдаться в голос.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

Время привыкания текло медленно. И если у отца мертвой пушкинской царевны «год прошел, как день пустой», то у меня этот день растянулся на 2 года. И лишь ровно через 2 года, вернувшись в конце августа из утопавшей в сером дожде Москвы, увидев яркое солнце, синее небо, вздохнув горячий воздух и улыбнувшись смешливому смуглому пареньку, я поняла, что приехала домой.

С этого времени начался процесс: сначала узнавания, потом погружения, а потом пришла любовь. Пришла совершенно неожиданно в конце зимы или самом начале весны, когда я стояла практически на этом самом месте и втягивала сладкий весенний воздух, неимоверно похожий на запах июльского вечернего тумана на даче под Загорском, когда косят траву. Да, в Израиле траву стригут в конце зимы! Так была установлена та связь, которая удерживает нас в каком-то месте именно на то время, пока она существует!

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

А теперь я буду петь этому маленькому приморскому городку с населением меньше 300 тыс.жителей песню. Не гимн, не арию, а так песенку. Песенку про Хайфу древнюю, старинную и сегодняшнюю.

Итак: девять веков до эры нынешней, на горе Кармель еврейский пророк Элияху, который узаконенным пророком тогда ещё не был, состязался с 450 жрецами Ваала за то, чей Бог истеннее и могущественнее. Т. к. имя Элияху, он же Илья, он же Ильяс осталось в веках, а имена жрецов канули в лету, не трудно догадаться, кто в этом соревновании победил. Не успокоившись на достижении желемого результата, он порубил всех жрецов, не смотря на то, что они признали умение Бога творить чудо. Господь, поняв сущность Илии, наказал: раз тому так нравится запах и вид крови, то стоять ему рядом с ребенком мужеского пола, которому делают обрезание. Мудр Господь и даже обладает своеобразным чувством юмора.

Где-то под этой часовней находится пещера Ильи пророка.

Текли годы, десятилетия спресовывались в века. Естественно, не обошлось без римлян, Навуходоносора и пары-тройки других имен. Евреи кочевали по миру, чаще всего не по своей воле. Так уж повелось и до рождения Христа, и после его распятия. Иногда им удавалось возвращаться на свои исконные земли. Например в аморайско-саморайский период Талмуда (III–V века н. э.) здесь было, как пишет Вики, процветающее еврейское поселение.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

С началом акции по возвращению гроба Господня, в Эрец Исраэль начинают прибывать крестоносцы. К концу XI века, во время первого крестового похода, устремившись к Иерусалиму, Хайфу, которая к тому времени была довольно крупным населенным пунктом, и что не маловажно, морским портом, они нечаянно проскочили. Но, когда Иерусалим пал, и они вернулись, Хайфа была захвачена, а все евреи перебиты!

В веке XII-м эры нынешней, на той горе Кармель, где пару тысячелетий тому назад бесчинствовал пророк Илия, обосновались монахи кармелиты. Проповедовавшие отшельничество и аскетизм, они заняли многочисленные пещеры на склонах. К концу XIII здесь побывали и Салах А-дин, и Ричард Львиное Сердце, и Луи IX. Её разрушали и восстанавливали вновь. Мамелюки, пройдя огненной волной в 1291-м году, сожгли на совем пути все: и дома простых горожан и монастыри. Хайфа простояла в развалинах до XVI века.

Монастырь кармелитов в районе Стелла Марис.

До середины XIX века Хайфа оставалась в тени своего соседа, одного из древнейших городов на земле — Акко. Однако осады Акко Наполеоном, а через 20 лет Ибрагимом Пашей привели к тому, что из разрушенного и теряющего свое влияние города побежали не только простые жители, купцы и прочие негоцианты. За ними потянулись представители иностранных держав, в первую очередь — консулы.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

В 1868 году немцы приплыли на святую землю и образовали в Хайфе немецкую слободу. По центральной улице нижнего города (конечно, имени Вайцмана) стройно и логично, как и положено, стоят дома немецких колонистов, искавших в Израиле лучшей жизни, пока Гитлер не сделал их внутренними врагами евреев. Сейчас Мошав Германи очень симпатичное место. С массой ресторанчиков на любой вкус. С очень романтичной вечерней атмосферой.

В 1851 г. представители Российской пароходной компании построили первую современную пристань в Хайфе, к которой приставали пароходы, заменившие к тому времени парусные корабли. Порт Хайфы привлекал все больше кораблей, тогда как использование и значение порта Акко неизменно падало.

Самое интересное, что до конца XIX число евреев в Хайфе было незначительным, да и само население насчитывало не более 4 тыс.жителей. А вот к началу Первой Мировой, их число выросло до 3,5 тысяч, за счет российских евреев бежавших от погромов. Население же города составило 22 тыс. человек.

Мало что осталось в Хайфе от того времени. Разве что вот… Парижская площадь! Архитектурно она не имеет к Парижу никакого отношения, но к стилю и обстановке тех времен самое прямое. Это одно из немногих мест в Хайфе, сохранившееся с того периода.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

Хотя соврала насчет «никакого отношения к Парижу». Это копия парижского фонтанчика Уоллеса, коих там насчитывается более 70 штук. Каким образом он попал в Хайфу, даже затрудняюсь ответить!

Период Британского мандата охватывает ровно 30 лет, с 1918 по 1948 г. За этот период Хайфа резко изменилась как в числе жителей, так и в её реальных границах, как в экономическом росте, так и в количестве современных жилых зданий. К 1944 г. население увеличилось более чем 5 раз и составило 128800 человек (из них 66 тыс. евреев).

С образованием государства Израиль, арабы составляющин практически половину населения города, в 1948-м году покинули Хайфу. Их осталось не более 3,5 тысяч.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

Но хватит про «дела минувших дней». Написала это может для того, чтобы самой для себя построить хронологию событий. А то живешь-живешь, а толком историю с географией и не знаешь. Не Иерусалим конечно, но тоже «событиев у людей, событиев» свершилось в этом месте не мало!

Какая Хайфа сегодня? Она красавица?! Нет, не так. Она, наверное, девушка-подросток, которая обещает вырасти замечательной красавицей. Она строится, перестраивается, отмывается, развивается!

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

Идет наступление на старый город. Сносятся старые здания. Возводятся целые комплексы, застраиваются пустыри.

Правительственный район (кирьят ха мэмшала). И знаменитый небоскреб Парус или Кукуруза. Фотографировать в непосредственной близости от здания запрещено.
Правительственный район (кирьят ха мэмшала). И знаменитый небоскреб "Парус" или "Кукуруза". Фотографировать в непосредственной близости от здания запрещено.

Но если честно, мне очень нравятся старые дома времен мандата. Они выглядят так основательно. Стены их кажутся такими толстыми и надежными. Жаль, что стоят они не в очень, мягко говоря, престижных районах. Может со временем обстановка вокруг них изменится, и изменятся они сами.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

У любого города есть своя визитная карточка. У Хайфы, и это несомненно, вид на Бахайский храм, одноименные сады и роскошную лестницу, по которой должны подняться главы ведущих мировых держав и заключить мир. Тогда установится порядок и спокойствие на земле — в это свято верят бахаи. Сейчас их около 5 миллионов по всему свету, а центр здесь, в Хайфе. Они собрали отовсюду все понравившиеся идеи, сформировали текст веры, скорее похожий на кодекс строителя коммунизма (я не шучу) и стали жить так, как придумали, со светом в душе.

А вообще-то, главная достопримечательность Хайфы — это её виды. Гора Кармель, на которой расположен город, и море — вот что делает её особенной даже среди израильских городов. Причем виды, как сверху вниз, так и снизу вверх.

Сине-зелёная линия неба. Хайфа

Да-да, именно так, гора и море. У каждого города есть свой свет и свой цвет. У Хайфы — это зелень и синева!

А ешё в Хайфе что-то меняется. Она меняется в своей духовной составляющей. В ней живет столько разных людей, в ней смешано столько разных религий. И мне кажется, она старается сотворить из этой гремучей смеси что-то удобоваримое.

Православная церковь Ильи пророка.

Я хорошо помню, что 2 года назад было запрещено выставлять в общественных местах рождественские ели, особенно в местах общепита, под страхом отлучения от кашрута. А в этом году, даже на сидениях автобусов (наверное водитель был араб-христианин) одеты красные с белой опушкой санта-клаусовы колпаки. Я не говорю уже про многочисленные ресторанчики, которые старались перещеголять один другого в красочности предрождественского «оперения».

В Хайфе хорошо в любое время года. Летом — это пляж и красивый загар, весной — буйное цветение и поля цикламенов, маков и каланийот (цветочки похожие на маки). Зимой хорошо путешествовать, т. к. погода не жаркая, но часто солнечная и теплая. Осень…вот с осенью у нас напряженно, но дни бывают с таким прозрачным, хрустальным небом, что сидя на морском бережку, просто приятно подставить лицо нежаркому солнцу. Так что приезжайте! Будет здорово!