Chedty
Михаил Странник Пользователь — был сегодня 21:02

Красота пережившая века

11 марта 2015 г. 7:01 Эчмидзин — Армения Июль 2014
77 52

В этой заметке я хотел бы рассказать вам о ближайших окрестностях Еревана. Давайте включим в нашу экскурсию четыре объекта интереса, которые вполне совместимы логически и логистически. Начнем с храма Репсиме, он стоит первый на пути от Еревана, светской столицы, к Эчмиадзину, столице духовной.

15

Храм Святой Репсиме построен 618 году, на месте церкви четвертого века и назван в честь прекрасной девушки. Трагедия, с к которой в 301 году началась история христианства как официальной армянской религии, ужасна. Девушки христианки жили под присмотром настоятельницы Гайяне в монастыре святого Павла в Риме. Одна из них Репсиме видимо была фатально хороша собой. Император Диоклетиан предложил ей руку и сердце. Предложение не нашло должного отклика и не дожидаясь повторного визита девицы отправились в путешествие в Александрию. От туда они, заметая следы, уплыли в Армянскую Киликию. Дальше уже по суше направились в горную часть Армении, зависимость которой от Римской империи носила на тот момент чисто формальный характер.

11

К сожалению армянский правитель Трдат оказался редкой сволочью. Получив письмо от Диоклетиана с требованием вернуть девицу, Трдат отправился посмотреть из-за чего такой сыр-бор. Видимо девушка была настолько неотразима, что Трдат тут же сам предложил руку Репсиме. Получив жесткий отказ как от предмета вожделения, так и от настоятельницы Гайане, Трдат приказал убить всех девушек. После этого он окончательно рехнулся и стал постепенно превращаться толи в осла, толи в свинью. Пару лет спустя его вылечил христианский проповедник Григорий Просветитель, после чего во искупление грехов Трдат принял крещение и официально провозгласил Армению страной христиан.

6

Храм посвященный Репсиме удивительно хорош собой. Это вы и без меня на картинке видите, и надеюсь увидите своими глазами. Давайте посмотрим на него с практической точки зрения. Что хочет заказчик при постройке церкви? Он хочет большое, единое, хорошо резонирующее пространство привлекательно оформленное как внутри так и с наружи. В чем главная техническая проблема подрядчика? Проблема эта в том как перекрыть достаточно большое здание эстетичной крышей. Проще всего построить огромный сарай с крутыми скатами, сооружение будет очень устойчиво. Но… заказчику может не понравиться. Тогда возникает готика, амбарного типа здание прячется за роскошным фасадом, который в разы выше основного сооружения. Доминирующий, перекрытый шпилями фасад оказывает настолько мощное воздействие, что кажется именно он и есть собор, хотя если его убрать изменится только эстетическое восприятие объекта. С инженерной точки зрения, прекрасные башни фасада и ординарное, в большинстве случаев, основное сооружение, никак между собой не связаны. К большим куполам, обеспечивающим единое открытое пространство, Европа пришла только в эпоху Возрождения.

8

Купол храма Репсиме построенного в начале шестого века одна из первых попыток возвести единое, мощное купольное сооружение. Важно еще и то что попытка эта делается в очень сейсмоопасном регионе, но давайте по порядку, снизу вверх. Зодчий понимал всю опасность и продумывал каждый свой шаг. Фундамент из мощных блоков… и о чудо, не закрепленных между собой. Ошибка? Может «цемент йок»? Нет просто очень умный. Мягкий подвижный фундамент «сыграет», не передаст прямой удар. Такая схема — спасение при самом опасном боковом ударе. В идеале верхняя коробка просто прокатится по фундаменту, который шире чем она, туда и обратно, без нарушения целостности.

14

Что нужно сделать чтобы стены не поломались? Может сделать их покрепче и потолще? Мастер предлагает абсолютно новый путь. Он максимально облегчает стену за счет арок. Посмотрите у него основные стены фактически из колон, внутриарочное пространство закрыто в один кирпич. Арка она всегда более устойчива чем стена, а развалится наполнитель не беда, новый поставят, главное что бы крыша не обрушилась. Башенки видите на углах? Думаете они для красоты? Так они ведь вовсе храм не украшают. Ребята, это компенсаторы на случай вертикального удара. Такая штука избавит сооружение от прямого удара колонны в подкупольное пространство. Как он до этого додумался? Наверно просто знал, учуял. Гении всегда чуют хорошо, им не обязательно считать, они часто просто знают ответ.

4

Крыша ребристая. Это тоже правильно. Кто не верит посмотрите, что лучше гнется плоский лист бумаги или тот же лист собранный в гармошку. Храм простоял 1400 лет. За это время Армения не сколько раз полностью разрушалась землетрясениями. Почти полностью… Храм посвященный прекрасной Репсиме выстоял.

Логистически следующий после храма Репсиме объект это Эчмиадзин.

Эчмиадзин резиденция главы армянской церкви, католикоса. Место важное, и обычно в агентствах тур называется поездкой в Эчмиадзин. Если честно, мне там не очень интересно. Официально дата заложения четвертый век. Что там четвертого века точно не скажу. Каждый следующий католикос старался сделать «свой дом» покрасивее. Сейчас это такая восточная сказка, был когда-то аскетичным древним армянским храмом, потом наверно станет еще чем ни будь. Судьба офисного здания.

8

В Эчмиадзине находится одна их самых значительных библиотек старинной литературы в мире и семинария. Здесь формируется костяк высшего духовенства Армянской Апостольской церкви. Семинаристы часто мужики в солидном возрасте и с устоявшимися взглядами на жизнь. Периодическое сидение во дворе Эчмиадзина и общение с посетителями, видимо, один из уроков. Во всяком случае, мне в беседе никогда не отказывали. Семинаристы одинаково хорошо говорят как на русском, так и на английском языках. Наверно говорят и на других, но не со мной.

11

Есть в Эчмиадзине и сокровищница, в которой находятся древнейшие христианские реликвии и драгоценные одеяния священников. Что касается реликвий, они практически везде меня удивляют. Я привык мыслить логически и полагаться на свои знания. Я еще не видел реликвий, которые могли бы соответствовать своим названиям. В музее Эчмиадзина я впервые получил хороший ответ на свои сомнения. Армянские священники, в отличии от их коллег во многих странах, часто достаточно разумно отвечают, вместо того что бы начинать скандалить.

3

Когда я сказал что «Копье Ленгина» (копье, которым римский легионер Ленгин убил Иисуса Христа, чтобы избавить его от мучений) сильно напоминает мне наконечник от пики конного рыцаря. Священник ответил, что не надо воспринимать реликвии как физический объект, их суть — это философский образ. С такой постановкой не могу не согласиться, тем более, что сама идея, которую несет этот образ, в частном рассматриваемом случае, чрезвычайно интересна и заставляет думать. Это, наверно, гораздо важнее чем примитивный углеводородный анализ стали. Отличный ответ, их не зря учат.

Территориально следующий за Эчмиадзином храм — это храм святой Гайане.

Я упоминал о настоятельнице женского монастыря Гайане когда рассказывал о святой Репсиме. Давайте я напишу про этот монастырь мало. Просто посмотрите как он красив. Какой он женский. Архитектор сумел перевести женскую красоту на язык камня. Строгий и элегантный памятник женской красоте. Храм построен в начале седьмого века на месте более ранней церкви… Да собственно какая разница? Что это я опять? Он гармоничен и беззащитен!!! Он прекрасен!!!

19

Много веков спустя другой гений, Арам Хачатурян, перевел тот же образ, те же чувства на язык музыки (Не обращайте внимание на то что танец с саблями танцуют доблестные пограничники, а колхозница Гайане ловит террористов, обижающих геологов. Гайане в Армении конкретный образ, а дальше можно эзопить сколько хочешь.) «Что более Матери Истории ценно?» Так ведь совсем не важно на каком языке создано Великое. Просто мужики не будьте ослами (свиньями). Берегите самое прекрасное, нежное и хрупкое что есть на свете — женщин. То чем они обладают нельзя отнять или выпросить, но они могут подарить свою любовь достойным. Храм Святой Гайане и музыка балета Гайане как раз про это.

11

Над входом роскошная фреска. Надо сказать, что в Армянских церковных традициях отсутствуют каноны на живопись, т. е. по сути икон нет. Есть фрески и картины, получается очень красиво.

8

В храм Звартноц давайте заедем уже на обратном пути. Знаете, когда я слушаю музыку я всегда заранее выбираю что ни будь напоследок. Эта последняя тема будет звучать в голове еще долго, долго. Когда я последний раз был у психиатра, он настойчиво выпытывал, нет ли у меня такого чувства, что где-то постоянно тихо играет музыка. Видимо это состояние заметно по моему лицу. Я ловко обманул психиатра, и сделав удивленную физию спросил: «Какая музыка?». Это я так чтобы вы знали, что, в случае чего, нужно отвечать. Мне бы хотелось что бы те полчаса, которые вы будете ехать до Еревана вас сопровождал ноктюрн «Звартноц на фоне Арарата» (кстати в ряду музыкальных ассоциаций здесь ближе всего Ноктюрн Арно Бабаджаняна в классической аранжировке без слов).

7

Звартноц в своем седьмом веке был тем же что Ракеты Королева в двадцатом — дерзновенный прорыв в будущее. Огромный купол поставленный прямо на землю, стен почти не было, ближайшая геометрическая ассоциация колокол.

4

Архитектор Звартноца принял вызов строителей храма Святой Репсиме. Он пошел дальше, он пренебрег всеми традициями, включая обязательную крестообразность по виду сверху. Он сделал круглый в сечении храм устремленный вверх. Он отказался от догмы, стремление к Богу показалось ему важнее чем поклонение ему.

10

За триста лет, которые простоял храм здесь побывали все, сколь либо значительные, архитекторы того времени. Ведь раньше главной школой серьезного архитектора было путешествие по миру с посещением значимых архитектурных и инженерных конструкций. Не самый дурной вариант, если честно. Существуют несколько попыток повторить храм. Одна из церквей такого типа находится сейчас в г. Ани на территории Турции. Она, в отличии от Звартноца, в реставрируемом состоянии, ведутся переговоры о проведении работ или выкупе и вывозе материалов храма.

6

И все же в конструкции был изъян. Собор был разрушен землетрясением. Раз за разом современные архитекторы совместно с математиками гоняли модель и раз за разом на семи балах, колонны второго яруса били в подкупольное пространство и центральная часть собора обрушивалась внутрь. Развести нагрузку техническими средствами седьмого века современным архитекторам не удалось, даже в рамках компьютерной модели. Помогли бы «бабочки», но до их открытия было далеко, многие, многие века.

8

Не горюй Мастер, ты был настоящий мужик. Инженер должен работать на грани. Ты прорвался через время и ушел вперед. В великолепных куполах Леонардо и Микеланджело есть доля твоего труда.

7

Под постепенно затихающий ноктюрн мы вернулись в Ереван. Медленно жуем в ресторане печенные овощи со всякой зеленью и орешками, запиваем чуть кисловатым армянским вином. Потихонечку перебираем картинки в голове. Мне кажется, что этот день останется в вашей памяти. Вы видели новое и удивительное, то единственное что нельзя увидеть в другом месте. С открытием вас.

Продолжение следует.

Комментарии

onegina17
+3
11 марта 2015 г. 8:44
Ну очень интересно читать! Столько всего для себя открыла! А когда интересно - всегда хочется перенести увиденное и услышанное на местность и пощупать своими руками. В общем, спасибо за открытия!
Chedty
+1
11 марта 2015 г. 22:43
Страна на редкость интересная. Я здесь написал про старые храмы которые находятся на маленьком пятачке наверно не больше километра квадратного.
Genrix
19 мая 2015 г. 15:07
Приезжаете, покажем Вам Армению какую Вы хотите. Ждем-с !
onegina17
19 мая 2015 г. 16:45
А вот и приеду как-нибудь! Обязательно!!!
Genrix
20 мая 2015 г. 9:26
А вот и приезжайте Гарантирована встреча с Почетным караулом и духовым оркестром
onegina17
20 мая 2015 г. 9:29
Ну теперь точно приеду! Как решу - сразу дам знать! Можно без оркестра, главное, чтобы душевно!
Chiffa7
11 марта 2015 г. 11:45
Очень интересно прочесть описание известнейших храмов с точки зрения не только эстета, но и практика. Спасибо за познавательную экскурсию.
borisnov
11 марта 2015 г. 12:42
Всегда восхитительно рассматривать сооружения, простоявшие столько времени ...
Chedty
11 марта 2015 г. 22:46
Древность этих храмов просто поражает, в Западной Европе в это время в основном ломали римское наследие.
teona
11 марта 2015 г. 13:34
onegina17 писала 11 марта 2015 г. 8:44
Ну очень интересно читать!
Chedty
11 марта 2015 г. 22:47
Спасибо!
Nomad
11 марта 2015 г. 13:39
Все интереснее и интереснее...
Chedty
11 марта 2015 г. 22:49
Я вас почитал, мне показалось, что когда начнется Арцах (Карабах) вам станет совсем интересно.
Спасибо!
Nomad
11 марта 2015 г. 22:56
буду ждать.. есть планы...
Chedty
+1
11 марта 2015 г. 23:09
Я последнее время езжу в основном в Арцах. Место уникальное и что удивительно туристы не толкаются. Китаянка вообще только одна, моя невестка
Nomad
11 марта 2015 г. 23:25
последнее особо нравится!
Arkhip251166
11 марта 2015 г. 13:41
!!!
Chedty
11 марта 2015 г. 22:49
Спасибо!
larabi
11 марта 2015 г. 14:40
.
Chedty
11 марта 2015 г. 22:49
Спасибо!
Leolik
11 марта 2015 г. 15:06
Миша, здорово! Армянская архитектура ни на что не похоже. Пишешь, как поешь!
Chedty
+1
11 марта 2015 г. 22:52
Лен, спасибо!
Там много уникального.
Мне тут в голову пришел светлый образ. Ты со своим "Кикимором" идешь по улице Абовяна (центр города), вот армяне обрадуются.
Leolik
12 марта 2015 г. 7:21
Chedty писал 11 марта 2015 г. 22:52
Ты со своим "Кикимором" идешь по улице Абовяна (центр города), вот армяне обрадуются.

Да, мы в Риме как-то сидели в ресторане на улице, так один мальченка на мопеде мимо нас 7 раз проехал оглядываясь. А ты говоришь армяне! Боюсь на ул. Абовяна движение перекроют!
Chedty
+1
12 марта 2015 г. 7:43
Готовый ответ загубила Я хотел в защиту армян сказать, что в Италии масса любителей уставится в упор на симпатичную даму.
Leolik
+1
12 марта 2015 г. 7:48
Видишь, мыслим в одном направлении!
Shefer
11 марта 2015 г. 17:38
Во -первых спасибо за хорошие фотографии. Во-вторых спасибо за замечательный рассказ. В третьих, спасибо, что будите воображение и заставляете размышлять. В четвертых, спасибо, зато, что не давите.
Chedty
11 марта 2015 г. 22:54
Очень рад что понравилось. Всем не угодишь, но похоже я угодил тем кому угодить хотел
sonnenschein
11 марта 2015 г. 19:04
Интересно путешествовать в компании инженера Про башенки уже сама сообразила, что для сейсмоустойчивости соорудили. Вторая фотография поразила моё воображение, пересматривала несколько раз.
Chedty
11 марта 2015 г. 22:55
Внутри храмов очень здорово. Просто почти совсем темно, поэтому я не фотографировал.
tinka61
11 марта 2015 г. 19:21
Армянские храмы смотрятся на редкость аутентично и строго. Надо же, икон в них нет, не знала таких деталей. Помню мои родители были когда-то давным-давно в Эчмидзине, до сих пор вспоминают. Отец даже с местным настоятелем беседовал. Яркие впечатления.
Ваши наблюдения с точки зрения инженера очень интересны. Прочитала с удовольствием.
Chedty
+1
11 марта 2015 г. 23:05
Армянская религия довольно аскетична и храмы и одежда священнослужителей лишены всяких украшений. Я дружу с Архиепископом Арцаха, его личная собственность сводится к примитивному набору самых необходимых вещей. Это при том что церковь не бедная, через нее идут милиарные подарки от диаспор.
Tanyushka
12 марта 2015 г. 5:22
Мне остается повториться за всеми - очень интересный рассказ.
Chedty
12 марта 2015 г. 5:48
Спасибо, значит не зря старался.
Borracho
12 марта 2015 г. 8:05
Много нового о сейсмоустойчивости в архитектуре узнал! При том что храмы еще и красивые, так и ладно скроенные для горной местности. А что такое бабочка?
Chedty
12 марта 2015 г. 20:26
Да их купола великолепно вписываются в картину с горными вершинами.
Бабочка это внешняя арка. С ее помощь нагрузка выносится за внутренний периметр здания. Это помогает уменьшить количество внутренних колонн. Своим огромным открытым внутренним пространством Нотр Дам де Пари во многом обязан элегантным бабочкам которые стоят по всему периметру собора.
Borracho
13 марта 2015 г. 7:50
То есть это разновидность контрфорса получается?
Chedty
13 марта 2015 г. 8:25
Совершенно верно, частный случай.
Anna_08
12 марта 2015 г. 10:46
Красиво, особенно в солнечную погоду. Армения, конечно, уникальна. Она не похожа ни на одну страну.
Chedty
12 марта 2015 г. 20:30
Совершенно с вами согласен. Ну разве что с Грузией есть много общего. Интересно, что эти страны "всегда были" и ни когда не воевали между собой.
NataliaC
12 марта 2015 г. 20:09
Как интересно вы пишите об Армении, музыкально, с долей профессионализма, но совершенно не нудно!!
храм Звартноц
-вернее то, что мы видим сейчас, действительно потрясающе, сохранилось для потомков, чтобы удивлялись и ломали головы!!!
Chedty
12 марта 2015 г. 20:31
Спасибо!
Там много удивительного и в Армении и в Арцахе. Вы слышали про Качающийся Столб в монастыре Татев?
NataliaC
12 марта 2015 г. 20:34
Chedty писал 12 марта 2015 г. 20:31
Вы слышали про Качающийся Столб в монастыре Татев?
-нет, но вы же расскажите?
Chedty
12 марта 2015 г. 20:50
Обязательно! Татев мой любимый монастырь. Та тев значит - Дай Крылья!!!
NataliaC
+1
12 марта 2015 г. 21:03
Chedty писал 12 марта 2015 г. 20:50
Татев мой любимый монастырь.
-интересно будет увидеть.
Kapuletta
+1
12 марта 2015 г. 23:18
Очень интересно написано, много нового я узнала..Вот про Трдата этого никогда и слыхом не слыхивала...негодяй, сколько душ девчачьих загубил..., хотя вот ведь спасся....
И , кстати, Михаил, а почему иконы-то они не почитают, что-то интересно стало....
Chedty
+1
12 марта 2015 г. 23:39
Нельзя сказать что армяне не почитают иконы. Почитается святой изображенный на иконе или фреске или картине.
Изображение святых не канонизировано, поэтому армянские иконы, скажем так, не совсем иконы в нашем понимании. Тем более отсутствует понятие иконостаса. Это не значит что русскую или грузинскую икону нельзя повесить в церковь и молится на нее, это скорее значить что можно молиться на фреску, тоже или просто на крест.
Kapuletta
+1
12 марта 2015 г. 23:43
Эвона как у них все....
annaabrosimova
+1
13 марта 2015 г. 4:17
Михаил! дух захватывает от уникальности и глубины... кто-то из мудрых сказал: "Архитектура - это музыка в камне!" Благодаря Вашему рассказу в Армении это чувствуется! Спасибо!
Chedty
+1
13 марта 2015 г. 4:52
Знаете это там как то особенно остро ощущается. Поэтому вспомнился Хачатурян. Хотя, если честно, то на мой взгляд храм Гайане больше похож на адажио из Спартака чем на тему любви в Гайане.
annaabrosimova
+1
13 марта 2015 г. 5:02
Интересно, какая музыка там для меня зазвучит...
Chedty
+1
13 марта 2015 г. 5:27
Наверно у всех своя (потихоньку в голове:), но армяне всегда писали с акцентом. Русские могут писать, русскую музыку, а могут европейскую. У армян она всегда будет немного армянской поэтому здесь она четко прослеживается. В Армении даже Монсеррат Кабалье по армянски запела. Совершенно роскошная запись, попадется в нете посмотрите.
annaabrosimova
+1
13 марта 2015 г. 11:44
Спасибо, поищу запись
aleissandre
13 марта 2015 г. 10:45
Очень интересный и познавательный рассказ. Давно уже поглядываю в сторону Армении
Chedty
13 марта 2015 г. 16:59
Она безусловно стоит того чтобы туда съездить.
Vikus
+1
15 марта 2015 г. 15:02
Очень лиричный рассказ и красивые фото. Родившись и прожив 16 лет в Закавказье, я так и не удосужилась посетить Армению. Посмотрела с Вами.
в ряду музыкальных ассоциаций здесь ближе всего Ноктюрн Арно Бабаджаняна в классической аранжировке без слов
Абсолютно с Вами согласна. Очень люблю эту композицию, она звучала в голове с Вашей подачи, когда читала рассказ и смотрела видеоряд.
Chedty
+1
15 марта 2015 г. 15:33
Там важно поймать настроение. Вы оттуда родом вам легче это понять... Восток, очень все лирично, напевно...
Vikus
+2
15 марта 2015 г. 15:06
Кстати, архитектура армянских церквей специфична, и они легко узнаваемы в любой стране. Вот так выглядит армянская церковь в Самаре.
Chedty
+1
15 марта 2015 г. 15:30
Очень похоже выглядит армянская церковь в Сингапуре. Кстати самый старый дом сохранившийся дом в этом городе
vibas
+1
15 марта 2015 г. 19:14
Потрясающее место!
Удивительно, как такое построили!!!
Chedty
15 марта 2015 г. 22:01
Как говорят в Армении (широко разводя руки): "Сами удивляемся, как получилось"
ronadort
+2
15 марта 2015 г. 22:09
Спасибо за рассказ. Всколыхнуло. Как же давно это было и, как молоды мы были тогда. 1979г. Эчмиадзин.
Chedty
15 марта 2015 г. 22:38
У вас родственники шейхи? Джинсы ранглер от бедра, сапоги югославские...
Там тогда было еще лучше чем сейчас. Мы с ребятами в 76 весь сентябрь там проболтались, после стройотряда.
ronadort
+1
16 марта 2015 г. 7:38
У нас там (в Эчмиадзине) была экскурсия, всего на несколько часов. Помню было безумно холодно. Мы жили в горах в г. Камо. Ходили на местное кладбище любоваться умопомрачительными памятниками усопшим. Там нас поили водкой и угощали шашлыком из барашка. Запомнилось на всю жизнь.
elenavasilieva
+1
16 марта 2015 г. 0:28
Что может быть лучше путешествий, совершенных вместе с инженером?! У меня нет ответа:))
В реальной жизни у меня такой возможности нет, а вот за совместные виртуальные путешествия огромное тебе спасибо!!
Chedty
16 марта 2015 г. 1:01
Лен, мне очень приятно тебе что нибудь рассказывать. Спасибо тебе!
PVV
PVV
16 марта 2015 г. 4:54
Священник ответил, что не надо воспринимать реликвии как физический объект, их суть — это философский образ
Мне примерно такую же фразу сказали в Иерасулиме в 97 году.Для меня это была революция в сознании.Много об этом думал и думаю.Вот недавно ходили с внучкой по храмам Запорожья и теперь мне приходится отвечать на такие же вопросы(только еще наивные детские)))))).
Спасибо за рассказ,очень познавательно.
Chedty
+1
16 марта 2015 г. 5:22
Это важно, это видимо можно отнести не только к реликвиям. В Писании очень много сюжетов, которые, на мой взгляд, технически не осуществимы. При этом, если убрать физическое восприятие процесса, а оставить чисто философский образ, то они мне безусловно близки.
sheftali
+2
19 марта 2015 г. 13:18
Ваши рассказы лишают гидов их хлеба
Chedty
+1
19 марта 2015 г. 20:16
У хорошего гида хлеб не отобьешь, а плохих не жалко
Kadet370
+1
27 марта 2015 г. 20:45
Последний раз в Эчмиадзине я побывал полвека назад, и остались только два воспоминания.
1. Дорога из Еревана через каменную пустыню и расхожую легенду о том, как британский миллионер армянского происхождения предлагал спонсировать строительство автострады с троллейбусным движением. Взамен просил лишь назвать ее своим именем.
2. Черно-белая картина какого-то национального героя, написанная текстом путем различной толщины букв. До сих для меня это загадка.
Chedty
+1
27 марта 2015 г. 23:56
Там много еще интересного есть, просто забылось
Mabuta
+1
29 марта 2015 г. 9:13
Михаил, просто зачитываюсь! Никогда еще так внимательно не разглядывала храм с точки зрения конструкции, как храм Святой Репсиме. Очень интересно изучать объект с Вашим описанием всех тонкостей и задумок архитектора!
Chedty
29 марта 2015 г. 16:51
Очень рад что понравилось. Мне кажется, что важно понимать почему объекты создаются так а не иначе.
vintik
+1
3 апреля 2015 г. 11:40
Нескромный вопрос. Вы передвигались по Армении на прокатной машине или на поездах и автобусах?
Chedty
+1
3 апреля 2015 г. 16:50
Я ездил на машине своих друзей. Поездов почти нет. Автобусы существуют в обычном формате без особого комфорта. Прокат хороший.
julykum
+1
13 мая 2015 г. 13:08
Спасибо за рассказ о маленьких инженерных хитростях. Было очень интересно.
А храмы - прекрасны, тут и писать нечего.
Chedty
+1
13 мая 2015 г. 17:54
Очень хорошие инженеры и архитекторы. Жизнь научила, сейсмоопасный район.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.