Ярослав Глухов Пользователь — был вчера 7:49

Прогулка 8 километров по Перми. Часть II, Соборная

7 марта 2015 г. 15:00 Пермь — Россия Август 2014

В предыдущем рассказе мы остановились на Соборной площади перед Спасо-Преображенским Кафедральным собором — Художественной галереей Перми.

Спасо-Преображенский Кафедральный собор был построен в 1798—1820 гг. Архитекторами являются М. Ф. Казаков, Ф. М. Росляков, П. Т. Васильев, И. И. Свиязев и, предположительно, Г. Х. Паульсен. Собор был построен здесь, на высоком берегу реки Камы в Перми, не случайно: в 1560 году Строгановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре (теперь это село в Усольском районе Пермского края). В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь. Монастырь разобрали и по Каме сплавили в Пермь. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе (где-то на границе между Ленинским и Мотовилихинским районами, возле Северной Дамбы и Цирка), но потом остановились на лесной опушке Сенькино, вокруг которой вырубили не все деревья.

В 1799 году император Павел I указом учредил самостоятельную Пермскую епархию. После этого Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом (в начале XXI века это двухэтажное здание, примыкающее к собору на углу улицы Монастырской и Комсомольского проспекта). В это понятие входит место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство.

С 1798 года началось строительство кафедрального зимнего собора во имя Преображения Господня. Постройка окончена в 1820 году. Келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую. В 1798 году заложен был также большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня (освящён в 1818 году). Сюда был помещен очень большой иконостас Пыскорского Преображенского храма.

Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Предположительно, автором является Г. Х. Паульсен. Реставрировался собор в 1853 году архитектором Г. П. Летучим и в 1901 — Р. И. Карвовским.

В годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы, а во время празднования Дня Победы в 1946 году собор чуть не сгорел: в шпиль попала осветительная ракета из праздничного салюта. Теперь высота колокольни — 73 метра.

Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко. Особенно характерно смотрится купол. Колокола были взяты с бывшего Пыскорского монастыря и подняты на колокольню собора в 1831 году.

В 1922 году Архиерейский дом был отдан художественному музею. А в 1933 году собор был закрыт и переоборудован под галерею. Потом в нём находился Пермский Государственный областной (Краеведческий) музей, а в 2008 году здание было отдано под церковные нужды. Теперь здесь находится храм Святого Митрофана Воронежского.

А в 2010 году была освящена колокольня собора, и на нее водрузили крест.

Итак, теперь же мы отправляемся в прогулку по одной из главных и центральных улиц Перми — Компросу. Мы с вами будем идти по скверу, который расположен посередине проспекта. Это отличный вариант поближе познакомиться со столицей Прикамья.

И первый интересный объект — это Выставочный зал Перми. Он был открыт в 1976 году и располагается в обычном жилом 6-этажном дома по адресу: Комсомольский проспект, 10.

Кстати, на Компросе установлено огромное количество памятников и скульптур!

Скульптура «Пасха», памятники Д. Н. Мамину-Сибиряку и Святому Николаю Чудотворцу я показывал в предыдущем рассказе.

А теперь, уже непосредственно на Комсомольском проспекте, нас встречает скульптура «Вода и воздух — две стихии для полёта». Скульптура появилась в 2010 году.

Первый квартал уже позади. Если перейти во второй «мини-сквер» и посмотреть на перекрёсток с улицей Советской, то можно заприметить старинное здание — дом купцов С. С. Боброва и П. Г. Гаврилова, позже — Пермская женская учительская гимназия. Это здание возвели для пароходчиков братьев Каменских. В 1909 году здесь открылась женская учительская семинария. Сейчас здесь размещается Дом детского творчества «Пермячок».

Через дорогу, тоже на перекрёстке, находится жилой дом, выкрашенный в довольно непривычные для мегаполиса цвета — в белый и розовый.

И вот нас уже ждёт скульптура «Солнышко», символизирующая гармоничное единство человека с миром.

А вот и перекрёсток с улицей Петропавловской. На нём расположено несколько достопримечательностей.

Это массивное здание советской эпохи.

Здесь же расположена одно из самых примечательных зданий улицы Петропавловской — часовня Святого Стефана Великопермского. Она построена в 1882. Стефан Великопермский (в миру Степан Храп) — это креститель народов коми, первый епископ Пермский, жил в 1346–1396 годах, в XVI веке причислен к лику святых. Он крестил народы коми, проживающие в Перми Малой, которая тоже входила в Пермь Великую, в нынешней республике Коми, а нынешнюю территорию Пермского края (то есть Пермь, Чердынь, Соликамск и другие города) крестили его приемники.

С левой стороны расположен дом купчихи М. М. Барановой — тоже историческое здание, построенное в конце XIX века. Для некоторых покажется, что конец XIX века — не такое-то уж и древнее здание, но для Перми это так. Именно в XIX веке Пермь развивались очень большими темпами.

Я хочу отметить ещё одну особенность Компроса: по центру проспекта проложен сквер, но на перекрёстках далеко не всегда встречаются переходы, поэтому будьте внимательней, когда переходите из одного «мини-сквера» в другой.

А теперь нас ждёт скульптура «Сны» — отражает всю красоту Пермского края. Мне она очень понравилась!

Вот мы уже подошли к самому широкому и нагруженному перекрёстку — с улицей Ленина.

Здесь находится здание губернского детского приюта 1850 года постройки. Здание имеет бледно-оранжевый цвет и вносит свою красоту в панораму перекрёстка.

Здесь же расположен ЦУМ — центральный универсальный магазин, универмаг «Пермь». Обратите внимание на то, что окна сделаны в коми-пермяцком стиле с характерными рисунками.

В самом центре города встречает своих гостей и гостиница «Урал».

Скульптура «Кама-река» появилась в 2010 году и символизирует древние традиции Пермской земли. Она выполнена из камня и металла в пермском зверином стиле.

А завершу я этот рассказ у скульптуры «Легенда о пермском медведе», или как его чаще всего называют скульптура «Пермский медведь». Появилась она тут совсем неслучайно: по словам авторов проекта, идея памятника связана с представлением иностранцев о том, что «по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи». Первая скульптура была установлена в 2006 году, а эта — в 2009.

Продолжение следует…

в Перми

7 марта 2015 г. 15:34
Продолжение следует…

Значит прочитаем еще много интересного
7 марта 2015 г. 15:54
Конечно, Елена! В Перми очень много всего интересного и познавательного!
7 марта 2015 г. 16:44
благодаря тебе, Ярослав, начинаем узнавать Пермь!
7 марта 2015 г. 16:46
Вам спасибо, Маргарита! В Перми ещё есть много чего, что можно показать!
7 марта 2015 г. 16:54
с большим интересом буду следить за новостями из Перми!!!
7 марта 2015 г. 16:56
Это будет очень здорово! У меня ещё запланированы материалы про мой чудесный город!
7 марта 2015 г. 17:03
Дерзай и будем знакомиться!
7 марта 2015 г. 17:10
Ну вот для примера скульптура "МиГ на взлёте". Я про это обязательно напишу, но точно не в следующей части!
7 марта 2015 г. 17:21
точно будем ждать любую часть!
7 марта 2015 г. 17:22
Договорились!
7 марта 2015 г. 17:58
Милейший город! Пермь уже как родная и это просто замечательно. Жду продолжения, мне нравится гулять по Перми.
7 марта 2015 г. 18:01
Спасибо большое, Татьяна! Я рад, что смог показать тебе Пермь такой, какой я вижу её! Продолжение обязательно будет! И пасмурная погода нам ни к чему!
7 марта 2015 г. 19:20
Прекрасный город,Ярослав!
7 марта 2015 г. 19:25
Спасибо! Пермь очень разнообразна!
7 марта 2015 г. 19:37
Медведь доставил! Отличная Пермь, классный альбом, Ярослав
8 марта 2015 г. 7:06
Спасибо, Игорь! Мишка нам самим очень нравиться!
7 марта 2015 г. 19:41
по словам авторов проекта, идея памятника связана с представлением иностранцев о том, что «по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи».
правильно, не разочаровывать же иностранцев
8 марта 2015 г. 7:06
8 марта 2015 г. 7:07
Спасибо, Сергей!
8 марта 2015 г. 10:08
Много красивых уголков в Вашем городе, Ярослав. А мишка просто очень симпатичный!
8 марта 2015 г. 10:15
Мишка - один из символов Перми! И этот, современный, мне нравиться куда больше, чем тот, которого поставили в 2006! Новый мишка более реальный! И на нём все туристы ездят верхом! У него даже спина отполирована!
8 марта 2015 г. 10:36
Он какой-то очень медвежий и при этом выглядит добрым! Если памятник хороший, то он очень быстро у горожан становится родным.
8 марта 2015 г. 10:59
Наш медведь, Пермский, единственный мирный и доброжелательный! Вспомните герб Ярославля, например. Там медведь с секирой, а наш безо всякого оружия - он с Евангелие на спине!
8 марта 2015 г. 14:47
Ярослав, хорошо, что в Перми сохранилось относительно много зданий 19 века, и они не "загажены" рекламными вывесками, как в иных российских городах. Очень много интересных скульптур, больше всего лично мне понравился, конечно же, мишка
8 марта 2015 г. 15:19
karela писала 8 марта 2015 г. 14:47

В центре стараются поддерживать исторические здания должным образом, к тому же они все, показанные в этом рассказе, входят в "Зелёную линию" - маршрут основных историко-архитектурных достопримечательностей Перми!
больше всего лично мне понравился, конечно же, мишка

Он всем приезжим нравиться, и местные ему тоже очень рады! А ты видела его в 2012 году, он ведь находится совсем недалеко от "Солёных ушей"?
9 марта 2015 г. 20:30
YaroslavGlukhov писал 8 марта 2015 г. 15:19
Не помню, скорее всего, нет, иначе бы сфотографировала. Хочу приехать в следующий раз в Пермь более осознанно и целенаправленно посмотреть достопримечательности
10 марта 2015 г. 12:36
Это будет очень здорово!
8 марта 2015 г. 18:30
Интересно было прогуляться по Перми. Состояние старинных зданий радует,создается приятно впечатление от города.
9 марта 2015 г. 7:06
Спасибо, Ирина! Центр стараются поддерживать в хорошем состоянии, ведь Компрос - это одна из главных улиц города!
larabi
8 марта 2015 г. 22:29
для меня Пермь далеко, а помотреть хотелось, т.ч. ваша экскурсия была кстати спасибо, Ярослав.
9 марта 2015 г. 7:11
Вам спасибо! Рад, что Вы прогулялись со мной!
9 марта 2015 г. 13:09
Ярослав, спасибо за еще одну встречу с Пермью. Очень интересно было посмотреть, как изменились знакомые места. Кстати, в гостинице Урал я много раз останавливалась, когда приезжала в Пермь.
9 марта 2015 г. 13:12
И Вам спасибо, Анна!
annaabrosimova писала 9 марта 2015 г. 13:09
Кстати, в гостинице Урал я много раз останавливалась, когда приезжала в Пермь

Вот здорово! А я её только снаружи видел!
9 марта 2015 г. 21:15
Ярик, понравилась и строгая красота Спасо-Преображенского собора и Компросс. Классная идея со сквериками в центре улицы и милыми, душевными скульптурами.
10 марта 2015 г. 12:49
julykum писала 9 марта 2015 г. 21:15
понравилась и строгая красота Спасо-Преображенского собора

Мне на Соборной площади тоже очень нравиться! Я бы ещё поднялся на колокольню, но, к сожалению, туда подняться нельзя...
Компросс

Юля, "Компрос" - буква "с" в конце одна!
julykum писала 9 марта 2015 г. 21:15
Классная идея со сквериками в центре улицы и милыми, душевными скульптурами

На Компросе вообще хорошо, но больше о нём я расскажу в следующей части!
12 марта 2015 г. 22:49
Ждем-с!
Gms
24 ноября 2015 г. 21:28
Кстати, про Компрос - оказывается, многие, кто не бывал в Перми, не догадываются, что это просто сокращение от Комсомольского проспекта :)
С удовольствием прогулялась по родному городу :)
25 ноября 2015 г. 12:29
Я рад, что Вам понравилось прогуляться и по моему родному городу!
А про Компрос знают только местные