Турист Виктория Саркисова (Vikus)
Виктория Саркисова
была 30 марта 14:54

Самара — Россия Март 2015

Сегодня, волею судеб, мне пришлось посетить Федеральную кадастровую палату, расположенную на набережной Волги. Дела сделала быстро. Погода обещала быть солнечной, до лекций оставалось еще около 2 часов, и я решила пройтись по набережной.

Итак. Около 10 часов утра 6 марта. На улице -150С. Поднимающееся солнце начинает слепить глаза. Снег отливает голубизной. Повсюду длинные тени. Я начинаю свою прогулку с перехода от самой новой — третьей очереди Самарской набережной — ко второй очереди, прошедшей комплексный ремонт в 2011 году.

Слева пестрые домики любимого самарцами большого развлекательного комплекса Kin Up, его территория начинается выше, но я сегодня развлекаю себя и Вас сама.

Прогулка по Самарской набережной

Справа яркими красками привлекает внимание не так давно открывшийся ресторан-дебаркадер «Скрябин», стилизованный под колесный пароход.

Прогулка по Самарской набережной

Переход заканчивается. И вот она, обновленная вторая очередь набережной! В утренний час нижний, самый близкий к реке, уровень набережной пуст. Изредка встречаются одинокие пешеходы. Очень красиво выглядят новые фонари. Вечером они светят густым желтым светом. Вдали парит Самарская ГРЭС. К ней и будет лежать наш путь.

Иногда мы будем оборачиваться назад. Вот как сейчас. Открывается вид на здание ОАО «Самаратрансгаз», называемого в народе «дом с промежностью».

Прогулка по Самарской набережной

Народ, он просто так названия не дает! Почему так названо суперсовременное здание, мы увидим позже.

На набережной взамен старых посадили новые деревья. Тяжело они приживались — больно жаркое летом солнце. Но жизнь берет свое.

Прогулка по Самарской набережной

Поставили новые скамейки и урны. Убрали ларьки и временные летние кафе-палатки с шашалыками, пловом, громкой музыкой, отсавли лишь 3–4 больших кафе-ресторана с заоблачными ценами, сделали набережную зоной, свободной от алкоголя. Мусора, конечно же, стало меньше. Теперь молодежь не распивает пиво, сидя на скамейках, исчезла чешуя от рыбы.

Прогулка по Самарской набережной

Поднимаемся на второй уровень набережной. Видно, как по замерзшей Волге люди пешком идут на другую сторону в село Рождественно.

Новые дереья посадили, старые деревья подлечили.

Прогулка по Самарской набережной

Летом здесь гуляет праздный люд, катаются на роликах дети и взрослые. Сидят на скамеечках пожилые и молодые пары, а сейчас пусто.

А вот мы подошли к одной из причин, вызвавших к жизни эту прогулку — к памятнику основателю города — Григорию Засекину. Памятник новый, установлен в 2014 году, и я его еще не видела вблизи, хотя каждый день проношусь мимо него в маршрутном такси на работу.

В последнее время в Самаре ежегодно устанавливается несколько памятников — больших и малых. Некоторые удачны, некоторые не очень. Есть серьезные, есть веселые. Идея этого памятника возникла довольно давно. Помню, в СМИ регулярно появлялись заметки. Шло обсуждение места установки, внешнего вида, бюджета. И вот свершилось!

«Памятник князю Григорию Засекину — первому воеводе и строителю Самары» — написано на постаменте.

Прогулка по Самарской набережной

Читаю табличку на задней части постмента. «Памятник установлен по инициативе городского сообщества и на основании постановления Администрации городского округа Самара от 8 августа 2013 года № 900. Открыт 12 сентября 2014 года. Скульптор Карэн Саркисов. Архитектор Дмитрий Стебнев.»

По бокам постамента прекрасные барельефы.

Прогулка по Самарской набережной

Бросим еще один взгляд на воеводу с другого ракурса. Хорош, что ни говори!

Прогулка по Самарской набережной

Ну, а теперь, чтобы отвлечься от серьезных мыслей, вернитесь немного назад, взгляните еще раз на первую фотографию с Григорием Засекиным. Но не на него, а за него. Что там виднеется вдали с гордым символом «Роснефти»? Да он и виднеется, «дом с промежностью». Не самый лучший ракурс, но представление Вы, уважаемый читатель, теперь имеете.

Продолжаем нашу прогулку по пешеходному тротуару вдоль Волжского проспекта. Отсюда виден третий, самый дальний от Волги уровень набережной. Я следую мимо замерших до лета ярких детских площадок, мимо огороженных полей для спортивных игр — все пустует. Но нет, не все! Кое-где видны горожане, совершающие утренний моцион.

Прогулка по Самарской набережной

Я изрядно замерзла, да и время лекции неумолимо приближалось, поэтому решила одну остановку проехать на маршрутке № 61, следующей вдоль Волги. Так что чего-то Вы, мой читатель, не увидите. Но все-таки холодно! Я выхожу из маршрутного такси. Сверху видна вся глубина набережной и красивые решетки волжского ограждения вдали. Слава Богу, прошли те времена, когда секции чугунной решетки исчезали за ночь — кто-то таким образом украшал свои дачи, а может, их сдавали на металлолом.

Прогулка по Самарской набережной

Я опять спускаюсь на второй уровень набережной. Вот на таких конструкциях весной высадят цветы, которые будут радовать самарцев до середины осени.

В воздухе, не смотря на мороз, пахнет ожиданием весны. Скоро, через месяц, растает снег, и в Самаре стартует месячник по благоустройству города, который продлится весь апрель. Горожане, как муравьи, наводнят парки, скверы, дворы многокватирных многоэтажек и частного сектора. Начнется генеральная уборка, вывоз мусора, сметание песка и пыли. Поэтому в начале мая Самара выглядит лучше всего.

Вдруг я замечаю, что пешеходная дорожка под моими глазами начинает напоминать лед. А вот и мужчина аккуратно встает сбоку от дорожки и вытаскивает из заплечного мешка коньки. Ага! Я не заметила, как забрела на каток, устроенный в самом конце набережной. А я всё думала, да где же на набережной катаются на коньках? Оказывается, здесь!

«Можно, я сфотографирую Ваш конек?» — спрашиваю я. «Да почему же нет, можно!» — отвечает он.

Прогулка по Самарской набережной

Ой! А что это за фигурка сбоку? Еще один неизвестный мне мини-памятник? Да. Мудрая сова! Потом прочитала в интернете, что «25 апреля 2013 года на второй очереди набережной на Маяковском спуске в честь юбилея Нотариальной палаты Самарской области установлена скульптура, изображающая мудрую сову — символ нотариата».

Заодно прочитала, какие монументы я прозевала. Это, оказывается и «Книга Памяти о введении в эксплуатацию второй очереди набережной в 1961 году», и скульптура «Девочка в платке в Самаре», и восстановленая бронзовая скульптура «Водная лыжница», и скульптура «Работник с искусственным спутником Земли». Да, я же их помню! Значит есть повод приехать сюда еще раз. Но не сегодня, а когда будет теплее.

В конце второй очереди набережной расположился самый известный бассейн Самары — бассейн ЦСК ВВС. Перед бассейном - поющий фонтан. Фонтан он летом, и поющий, соответственно, тоже. Хотя уже полным ходом идет расчистка территории.

Прогулка по Самарской набережной

Прохожу мимо работающих мужчин (в спецовках то ли «Самараводоканала», то ли в каких-то других). Увидев в моих руках фотоаппарат (довольно банальный), они оживляются: «Девушка, а вы из какой газеты?» «Я не из газеты. Я просто турист», — отвечаю я с улыбкой. «А я модель! Сфотографируйте меня!» — прикалывается наиболее веселый работник. «Да легко!» Как ни странно, но на всех снимках «модель» с сигареткой в руках оказалась за чужими спинами. Вот оно, умение! А вообще, спасибо вам, мужики за вашу работу! Пусть город будет чистым и красивым, и фонтаны работают всем на радость.

Последний раз спускаюсь вниз, взглянуть на Волгу. Слева стоит пестрый дебаркадер.

Прогулка по Самарской набережной

Поворачиваюсь к пройденному пути. Ледяная волжская гладь пуста.

Город тонет в дымке.

Прогулка по Самарской набережной

Но наше путешествие на этом не закончено. Между второй и первой очередями набережной расположен очень интересный участок пути — по нему обязательно следует пройти. Тем более, мне по пути…

Прохожу мимо входа на территорию бассейна ЦСК ВВС. Справа от меня начинается бесконечный ярко-розовый забор. За ним расположена Самарская ГРЭС — шумит, гудит, снабжает город электроэнергией. Кажется, зачем нам лицезреть бесконечный розовый забор. Но не унывайте, впереди есть интересные объекты. Приближаемся к проходной. Ага! Вот и он! Самый любимый мною современный памятник в Самаре — «Памятник отопительной батарее». Установлен в 2005 году. Интересная информация на табличке к памятнику (смотри фото № 3). А судя по потертому носу кота — он популярен не только у жителей, но и у гостей Самары. Потрешь нос — исполнится желание. Но у меня к этому времени изрядно замерзли руки, плечо оттягивал рюкзак, мешал фотоаппарат. Да и тянуться было высоко… В общем, нос я потру котяре, но в другой раз. Должно же и мое желание исполниться!

Двигаемся дальше. Центральный вход на территорию ГРЭС.

Прогулка по Самарской набережной

А дальше… Что это за ставенки распахнуты в стене? Ну-ка, подойдем поближе!

Что это там за решеткой?

Прогулка по Самарской набережной

А там! Читаем на табличке: «Самарская ГРЭС одна из старейших действующих электростанций России, работает с 27 июня 1900 года. В обзорное окно видно наиболее старое из сохранившихся зданий станции, главный производственный корпус ГРЭС, и фонтан, выполненный в 30-е годы XX века."

Дальше нас ждет еще более старое и знаменитое предприятие, его не миновать по пути к первой очереди набережной — один из старейших пивоваренных заводов России — Жигулевский пивоваренный завод (ОАО «Жигулевское пиво»). Да, да, именно здесь варят настоящее Жигулевское пиво! Завод был построен в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано. Есть в ассортименте выпускаемой заводом продукции и пиво такое, «фон Вакано». Так вот выглядят старинные производственные здания. В правом нижнем углу фотографии виден проход. Это сход на Волжскую пристань. Здесь же расположен магазин, торгующий разливным пивом, вследствие чего это место в народе получило название «Дно». Если нужна остановка, в маршрутке так и просили: «На дне остановите!» Поэтому расположенный здесь пивной бар носит симовлическое название «Бар на Дне», а еще ниже, ближе к Волге, расположен очередной ресторан-дебаркадер «Старая пристань».

Прогулка по Самарской набережной

Чуть ранее, на противоположной стороне улицы я миновала разливочный цех завода. Летом, когда окна открыты, слышен звон бутылок, двигающихся по конвейеру.

Продолжаю идти вдоль территории завода. Рядом оживленное автомобильное движение. Все заставлено машинами. Ближе к лету здесь будет стоять множество фур, приехавших из других областей России за Жигулевским пивом. Тротуар вдоль дома столь узок, что с него не удается сделать снимки. Прохожу здание, в котором расположен фирменный ресторан «У Вакано» и магазин, торгующий продукцией завода.

На здании памятная доска: «Самара. 1881 г. Альфреду фон Вакано. Основателю товарищества Жигулевскаго пивовареннаго завода, предпринимателю, коллекционеру и благоустроителю города Самары от благодарных потомков. 2006 г." Благодарные потомки до сих пор любят Жигулевское пиво.

Прогулка по Самарской набережной

Немного дальше, в 10 минутах ходьбы отсюда, располагается красивейший особняк фон Вакано. Но его я покажу Вам в другой раз. Прохожу ворота завода — в глубине видны другие производственные здания. Не стала я фотографировать лишь ЦКТ — цилиндро-конические танки, в которых варится пиво, вид у них не очень эстетичный.

Прогулка по Самарской набережной

А теперь взглянем на противоположную сторону улицы. А там расположен… Самарский Иверский женский монастырь.

Читаем на официальном сайте монастыря: «В 1850 году была организована Иверская женская община. В 1882 году был заложен первый из четырех храмов на территории монастыря. В советский период большая часть монастыря была разрушена, а его члены жестоко убиты. В 1991 году началось восстановление монастыря." И восстановлен весьма неплохо. Строительство не прекращается ни на минуту. Но монастырь — это тема для отдельного фотоальбома. Особенно в теплое время года, когда на его территории все расцветает! И остановка общественного транспорта рядом теперь носит название не „Ульяновский спуск“, в народе то самое „Дно“, а „Иверский женский монастырь“.

Прогулка по Самарской набережной

Ну вот и закончена наша двухчасовая прогулка по второй очереди Самарской набережной. Я бегу вверх по направлению к улице Куйбышева, на которой распожено красивое здание бывшего Поземельного банка, а ныне корпус № 2 Самарского государственного технического университета». О нем — в следующий раз. Напоследок оглядываюсь вниз. До следующей встречи!