Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир
был сегодня 10:41

Фамагуста, Газиверен — Кипр Декабрь 2014

Новый год надо встречать по-новогоднему. В праздничных одеждах и приподнятом настроении. Пусть даже это год какого-то козла. Или, как альтернатива, — барана. Не лучше. Или же овцы — тоже не внушает оптимизма и настроения не приподнимает.

Но мне все равно. Потому что я сам — свинья. Хотя это только по гороскопу, а в жизни не так уж и часто. Но мне всё равно, потому что я не верю во все эти гороскопы. Все это предрассудки и пережитки темного оккультного прошлого.

И ладно — козла так козла, нам все равно. Не вечно же в таком обзывательском году жить. А встречать его все же придется. И чтобы все-таки поднять себе перед новым годом настроение, 30 декабря мы поехали в Фамагусту.

Фамагуста

Знаете ли вы что-нибудь про Фамагусту? А зря. Он, между прочим, несколько веков был самым главным городом Кипра. Ведь с тех пор, как крестоносцев выпнули из Святой земли, и они облюбовали восточное побережье Кипра, именно здесь находилась столица Лузиньян, потом генуэзцев, а потом и венецианцев. И именно здесь Отелло душил свою Дездемону. Ну, то есть, наверное, прямо-таки душить он ее не мог, так как был персонажем художественным, а значит, скорее всего, вымышленным. Но если бы он действительно был (а, может, он и был, кто его знает), то душил бы именно здесь.

Про Отелло и новый год

У него здесь в крепостной стене даже своя башня есть — башня Отелло — то есть, если что, где душить есть. Но не в удушении дело — не за этим же мы с Аней поехали в Фамагусту. Мы вообще всячески порицаем импульсивные сцены ревности, сопровождаемые насилием. Особенно с летальным исходом. Особенно, если они еще и по лживому наговору. Нет, ничего красивого в этом нет, и в Фамагусту мы поехали не за этим. Тем более что башня Отелло все равно была закрыта на реставрацию.

— А зачем же мы тогда едем в Фамагусту, — спросил я Аню по дороге.

— Ну, как же! Ведь я ж тебя за муки полюбила!
 — А я тебя за состраданье к ним!

— Вот все и встало на свои места. Едем!

Длинные утренние тени, оранжевые мандарины на продажу, продавцы скучают по туристическому лету. Мы в Фамагусте!

Фамагуста. Новогодние мандарины.
Фамагуста. Разговор за вязанием.
Про Отелло и новый год

Главный туристический «сайт» — конечно, бывший собор Святого Николая, позже ставший мечетью Лала Мустафа-паши. Впечатляет почти что не меньше, чем Kölner Dom или Notre-Dame de Paris!

Про Отелло и новый год

Первым делом мы забираемся на крепостную стену и оглядываем панораму города — собор-мечеть по-отечески возвышается над невысокими крышами на фоне картинно синего моря. Красиво! Эх, было бы еще красивее, если бы сохранился весь древний город. Перенестись бы, скажем, в эпоху владычества Лузиньян. Или хотя бы венецианцев! Хотя нет, в эпоху венецианцев лучше не надо — тогда тут всякие мавры невинных девушек душили. Лучше уж в эпоху генуэзцев или хотя бы османов!

По улицам медленно бредут туристические пары и одиночки — никаких тебе толп, которыми славна Фамагуста летом. Продавцы сувениров, одежды, продуктов и остальной туристо-нацеленной мишуры лениво — совсем нехотя — пытаются убедить выборочных прохожих приобрести чашки с позолотой, джинсы странных цветов или хотя бы радостного надувного Санта-Клауса с диким прищуром добрых глаз. Мы ничего не покупаем. Ведь с чашек слезет позолота, странные джинсы износятся, а Санта-Клаус уныло сдуется. Нам надо чего-нибудь более долговечного. Нематериальных эмоций.

Фамагуста. Деды морозы.
Про Отелло и новый год

Династия Лузиньян построила в городе достаточно памятников архитектуры, естественно, с французским готическим привкусом. Вот церковь Святых Петра и Павла (ныне — мечеть Мечеть Синан-паши)…

Про Отелло и новый год

Руины церкви Георгия латинян…

Руины церкви кармелитов…

Армянский монастырь Ганчвор.

Про Отелло и новый год

Но самое главное — собор Святого Николая (мечеть Лала Мустафа-паши). Потрясающее сооружение, переплетшее в себе разные стили, эпохи, воззрения. Отпечаток окаменевшего времени!

А вот внутри — совершенно ничего особенного. Турки по-мусульмански покрасили все в белый цвет, христианские убранства и украшения убрали, а своих почему-то не добавили.

Поохав и поахав, мы обошли собор-мечеть со всех сторон, сильно восхитились и пошли по Портовой улице по направлению к морю.

Про Отелло и новый год

И тут я наткнулся на кафешку, где подавали еще одно турецкое кушанье, которое я давно хотел попробовать — балык экмек, или по-нашему хлеб с рыбой. Готовится он так: берется рыба, берется хлеб, соединяется воедино, и получается балык экмек. Но не спешите наперебой кричать, что вы тоже сможете такое приготовить. Там есть какие-то сакральные тайны, которые делают этот бутерброд (или лучше сказать, фишброд) фантастически вкусным представителем класса фастфудовых!

И тут вдруг Аня запротивилась: не пришлось ей по нраву это кафе. У нас, в общем-то, конфликты с женой происходят очень редко. По праздникам. Ну, должны же для проформы конфликты у семейной пары случаться хоть когда-нибудь. А тут такой хороший повод — балык экмек.

— Я не хочу сюда заходить! Здесь скатерти грязные, народа нет и продавец — подозрительно улыбающийся турок! — сыпала жена аргументами.

— Ну, что ты на меня накинулась как Меркель на Путина? — оправдывался я, — я не буду заходить, я на вынос куплю.

— Я не хочу ждать!

— Хорошо, тогда пойдем вон в парк Дездемоны. Кстати, молилась ли ты на ночь?

— Хорошо, покупай!

Вот так спокойно и интеллигентно исчерпываются конфликты в нашей семье.

Но полностью прощен, амнистирован и реабилитирован я был только тогда, когда дождался своего балык экмека и дал Ане попробовать! Это что-то! Это, вне всякого сомнения, лучшая булка с рыбой, которую мы ели в жизни! К тому же была она, как и большинство турецких блюд, замечательно огромной — на двоих хватило за глаза. Мы присели на лавочку в парке Дездемоны и уплели и балык, и экмек за обе щеки.

Саламис

Теперь самое время заехать в древний Саламис, благо он тут совсем рядом. Сразу скажу честно: античных развалин мы в своей жизни видали достаточно и в той же соседней Турции они и поантичнее и поразвалистее. Но заехать в Саламис безусловно стОит — не пожалеете. Тем более что ходить там далеко не надо. То есть, можно, но не надо. Сейчас расскажу.

Про Отелло и новый год

У самого входа находятся термы (бани), соседствующие с гимнасием (гимназией). Вот как все правильно было у древних греков — надоело учиться, пошел расслабился в баньку, а еще и море под боком! То ли дело сейчас — не перенимаем мы благотворный опыт древних. У нас старший ребенок учится так, что света белого не видит — готовится ко всяким там ЕГЭ и еще каким-то аббревиатурам, которые в жизни пригодятся только как опыт преодоления бессмысленных препятствий. Тут не то что в баню сходить, а припудрить носик некогда!

Про Отелло и новый год

Причем бани были капитальные — со множеством комнат различного предназначения. Мы побродили по ним, попредставляли себе расслабляющихся тут античных нагих гимназисток просвещенных греков и прошли квест под названием «найди остатки древних рисунков и фресок». Нашли!

От гимнасиума остались, в основном, только колонны, но и они хороши!

Про Отелло и новый год

А вот располагающийся рядом театр заботливо восстановлен.

Про Отелло и новый год

Дальше ведет каменная античная дорога и…

Про Отелло и новый год

Дальше можно не ходить. Почему, спросите вы. Нет, можете, конечно, и сходить, если обожаете бесцельную ходьбу или вам нравится вид разбросанных камней. То есть, дальше развалины такой степени разваленности, что их и развалинами уже назвать сложно. Нас снова ввел в заблуждение наш дорогой (в прямом и переносном смыслах слова) путеводитель Lonely Planet.

Цитирую: «На юге от театра находится римская вилла — двухэтажное здание, состоящее из приемной и внутреннего двора с портиком, украшенным колоннами». Не сомневаюсь, что когда-то во времена древних римлян все именно так и было. Но сейчас «римская вилла» представляет собой несколько лежащих в беспорядке камней, которые я даже не удосужился сфотографировать. О, святые боги! Они бы хоть написали: «руины римской виллы», мы бы не пёрлись в такую даль из-за горстки камней.

Еще цитата: «Церковь Святого Эпифания. Это здание, построенное во время епископства Эпифания (386 — 403 гг.), — главная достопримечательность. Когда-то церковь была самой большой на Кипре». Знаете, как выглядит это величественное здание — главная достопримечательность? Любуйтесь.

Про Отелло и новый год

Дальше: «Храм Зевса. Находится южнее церкви Эпифания». Почему было не написать, «одна колонна, оставшаяся от храма Зевса…»? Ау, Лонли Плэнет! Не стыдно?! Создается устойчивое впечатление, что авторы путеводителя никогда тут не бывали и своими глазами ничего этого не видели.

Про Отелло и новый год

А так в Саламисе приятно побродить. Только далеко не заходите!

По дороге домой мы заехали к церкви Святого Варнавы (или, как называет его Lonely Planet, Святого Барнабаса).

Новый год

Поездка в Фамагусту и Саламис подзарядила нас новогодней энергией и счастьем, и мы теперь были готовы встречать год хоть козла, хоть барана, хоть черта лысого! Поэтому тридцать первого числа мы никуда не поехали (поездки по магазинам за продуктами для новогоднего стола не в счет), а сделали все, что нужно еще сделать в уходящем году, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитый год. Например, мы с сыном искупались в декабрьском море.

Про Отелло и новый год

Остальная семья не купалась, но зато любовалась морем, пляжем, бассейном, горами… Надо налюбоваться на год вперед, ибо непонятно, когда в следующий раз…

Про Отелло и новый год
Газиверен. Дорога вдоль пляжа.

Ах, да! Мы с Артемом еще прокатились на велосипедах по бережку за дровами. Дрова мы нашли на какой-то заброшенной делянке.

Поедатель дров.

А за дровами мы ездили не просто так — Артему пришла в голову прекрасная мысль встретить новый год на пляже у костра! Прекрасная мысль, согласитесь!

Про Отелло и новый год

Но до этого необходимо было сделать еще что-нибудь, что мы всегда делаем 31 декабря. А каждое 31 декабря мы с друзьями, конечно, ходим в баню. И в бассейн заодно!

Про Отелло и новый год

После этого — приготовление новогоднего оливье и просмотр «С легким паром!» А потом уже — пьянка и дебош новогодний стол, куриный шашлык на балконе и селфи у елки.

Про Отелло и новый год
Празднование нового года. Наша туристеровская компания!
Про Отелло и новый год

И вот, наконец, когда до боя курантов оставалось около получаса, мы вышли на пустынный брег морской и разожгли костер. Посудачили о том, о сем — каким ужасным был год уходящий, и каким прекрасным будет год наступающий, и ровно в двенадцать откупорили шампанское и сомкнули фужеры! Такой встречи нового года — на пляже под южными звездами при свете костра — у нас еще никогда не было!

Сам новый год мы встретили у костра на пляже!