Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Лиссабон — Португалия Август 2009

Иногда мы выбираем страны, но чаще страны выбирают нас. Прошлой зимой судьба подарила нам незабываемую встречу с Испанией. Нашим гидом по Испании был Михаил, преподаватель Петербургского университета. Михаил образованнейший человек, прекрасный психолог и замечательный рассказчик. С первого рассказа он влюбил нас в его любимые города, мы, затаив дыхание и мысленно благодаря бога, за эту случайную встречу, слушали его, и к концу поездки мы уже почти наверняка знали, что следующая страна, в которую мы поедем, будет Португалия.

Лиссабон, Лишбоа, как ласково называют жители свой город, конец августа, солнечное воскресное утро, мы бодро вышагиваем по авениде да Либердаде от площади маркиза де Помбаи к центру города. Проспект широкий и совсем нетипичный для португальской столицы. Совсем недалеко находится пленительная красавица Испания с ее диковинно сказочными домами-дворцами, но где – же, где эти сказочные каменные кружева, эти дома – каменные цветы, и приходит первое разочарование.

Дома, как один, подчеркнуто строгие, почти нигде не видно так любимых мною ажурных кокетливых балконов и роскошных чугунных решеток. Улица безлюдна, только какой – то сумасшедший купается в фонтане, редкие авто движутся по дороге, нас никто не обгоняет, никто не спешит навстречу. Лиссабонцы уехали в жаркий воскресный день к прохладному океану. Это ощущение неспешности и неторопливости не покидало нас во время всей поездки, может быть потому, что тротуары, выложенные красочной мозаикой из черно-белых камешков, совсем не располагают к спешке и суете, а может быть, местные жители поняли простую истину, что, не торопясь, больше сделаешь.

Мощеные мозаикой тротуары и дома, украшенные разноцветными ажулежу, пробегающий мимо со свистом, лязгом и грохотом старинный деревянный трамвай, заставляющий иногда вжиматься в стены зданий, настолько тесны улочки, придают незабываемое очарование городу. Город брал нас в плен постепенно, не сразу и не вдруг, он открывал перед нами свои узкие кривые улочки и дома с незамысловатыми балконами, на которых хозяйки сушили белье, он звал и приводил нас на уютные площади, на каждой из которых обязательно стоит памятник, какой бы крошечной она не была.

о.Мадейра

И памятник этот так органично сливается с площадью, что кажется, он здесь стоял всегда и пять и десять веков назад. В этом городе нет великолепия Рима, помпезности Мадрида, но есть гармония белых старинных соборов и домов с непременно оранжевыми черепичными крышами с голубым небом и ярким солнцем.

Мы шли и радовались тому, что совершенно случайно, именно в воскресенье, оказались в городе, в соборах которого идут воскресные службы, и мы можем заходить беспрепятственно в любой из них и почему- то поблизости всех храмов обязательно сильно пахло ладаном. Храмы, внешне строгие, поражают внутри своим неповторяющимся великолепием и богатством. Мы любовались деревянной резьбой, резными фигурами Девы Марии, апостолов, лица и одежды которых раскрашены в совершенно невероятную гамму красок.

Вспоминали фильмы, которые мы смотрели в детстве, в которых показывали эти необыкновенной красоты статуи, как мы мечтали их увидеть хоть одним глазком, и бурно радовались, что все наши детские мечты сбылись в этом солнечном городе. Мы заходили в храмы, нас никто не прогонял и никто не шикал на нас, как дома, садились на скамью отдохнуть и послушать орган и церковное пение, и куда- то постепенно уходила усталость и возвращалась бодрость.

город Порту Мониж

В первый день, обойдя центр города, мы приняли решение совершить восхождение к крепости Святого Георгия. Этот подъем под жарким августовским солнцем, когда на термометре плюс 33, мы наверно не раз вспомним холодной московской зимой. Подниматься пришлось все время в гору, кое-где подъем был настолько крут, что на тротуаре сделаны ступеньки для пешеходов. А вот когда мы все-таки не с первой попытки нашли крепость в тесном лабиринте улиц, то моя дамская сумка весила в тот момент тяжелее любого чемодана!

Когда поднимаешься пешком к крепости Святого Георгия, то справа от нее видишь белую, как лебедь, церковь, окруженную высокими монастырскими стенами. Она так загадочно и величаво царствовала в знойном воздухе, что в переводе с языка индейцев называлась бы примерно так «Церковь, парящяя как птица». Вечером в отеле мы открыли путеводитель и сразу же узнали ее. Церковь Сан Висенте де Фора является одним из самых замечательных архитектурных памятников Лиссабона.

В понедельник с утра мы поехали в Синтру и в Лиссабон вернулись в начале шестого. После вчерашнего похода по тридцатиградусной жаре мы чувствовали себя ватными куклами. После коротких трений, когда муж пытался убедить меня, что наиболее целесообразным в данный момент будет попить холодного пивка, мы быстро пришли к консенсусу и поплелись к остановке 28 трамвая.

Синтра

Почти никогда в нем нет свободных сидячих мест, потому что он постоянно набит туристами. Ближе к конечной остановке людей в вагоне поубавилось, и когда я случайно перевела взгляд с окна на лица моих попутчиков, то еле-еле сдержала смех. Люди, совсем молодые и зрелого возраста, сидели с такими блаженно счастливыми улыбками …, вообще-то я рай себе немножко иначе представляла. И ни один из людей, попавший в поле моего зрения, не смотрел в окно!!!

О том, что мы пойдем в Лиссабоне в музей Галусто Гульбенкяна, я знала еще в Москве. В музей мы отправились пешком. От площади маркиза Помбаи до него рукой подать и мы пришли еще до открытия - музей открывается в 9:30. Прогулялись по живописному скверу, пошли вверх по улице. Увидели дом: крепость- не крепость, вроде и не музей, стали искать его на карте. К нам подошел мужчина среднего возраста и стал объяснять, что мы идем не в ту сторону, музей находится ниже. Как дороги такие знаки внимания в незнакомом городе! Мы очень комфортно чувствовали себя в Португалии, жители которой ненавязчивы, предупредительны и доброжелательны.

Лиссабон: городской лифт

Музей Галусто Гульбенкяна – это Третьяковка Лиссабона. В инете о нем пишут незаслуженно мало. Галусто Гульбенкян, меценат, армянский нефтяной магнат. Он начал собирать произведения искусства еще в детском возрасте и занимался этим всю жизнь. Когда коллекция стала достаточно большой, он принял решение передать ее Национальной галерее Вашингтона или Национальной галерее Лондона. Но договориться с этими музеями так и не смог. Последние 13 лет своей жизни он жил в Лиссабоне, и завещал городу свою коллекцию произведений искусства.

Эта коллекция признана одной из самых лучших в Европе, в ней представлены произведения как восточного так и западного искусства. В собрании западного искусства достойное место занимает «Портрет старика» Рембрандта. До середины 20-х годов эта картина хранилась в Эрмитаже и была лучшей из собрания Рембрандта в Эрмитаже. Несмотря на протесты сотрудников Эрмитажа она была продана Гульбенкяну. В это же время ему удалось приобрести еще 51 шедевр у Эрмитажа. Исследователь мирового рынка антиквариата Д. Рейтлингер, комментируя эту покупку писал в 1960г.: » если бы российское правительство продавало такую коллекцию сегодня, то никакой частный покупатель не смог бы ее приобрести».

Готовясь к поездке, я прочитала, что Гульбенкян в этот же период приобрел у Эрмитажа 24 предмета французского серебра, исполненных крупнейшими французскими мастерами ХVIII века по заказам русских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. К сожалению, не знаю, этим столовым серебром мы любовались в музее или нет, но те предметы, какие мы увидели, уникальны.

Лиссабон: монастырь Жеронимуш

В 3-х последних залах собраны полотна моих обожаемых импрессионистов: Коро, Мане, Моне, Дега, Ренуар, стоит ли перечислять дальше?

К церкви Сан Висенте де Фора мы подошли к восьми часам вечера в последний день нашего пребывания в Лиссабоне. На ступеньках сидели усталые девушки, по виду немки или голландки, и читали путеводитель. Здание церкви входит в ансамбль древнего монастыря с крытыми галереями. Я полностью согласна с тем, что этот храм является одним из самых замечательных архитектурных памятников Лиссабона, не зря мы так к нему стремились. Попасть внутрь нам в тот вечер не удалось, было слишком поздно для посещений, и тогда мы решили спуститься к набережной Тежу.

Мысль была замечательной, рядом с церковью Сан Висенте де Фора находится одна из красивейших церквей Лиссабона Санта Энграсия. Церковь выполнена в форме греческого креста в стиле португальского барокко и необарокко и является одной из самых величественных в городе. Сейчас в этой церкви находится пантеон. Мы много успели посмотреть храмов в Лиссабоне, но перед этим храмом я стояла потрясенная. Начало смеркаться понемногу, в Лиссабоне темнеет поздно, мы побрели по старинным улочкам Алфамы к центру. Алфама - рабочий квартал, к вечеру жители высыпали из подъездов и оживленно обсуждали новости через улицу.

Фуншал

За три дня нашего пребывания мы успели: отстоять небольшую очередь, подняться на подъемнике Санта Жушта и побродить по верхней Байше, съездить в Белем в монастырь иеронимитов (Жероминимуш), засвидетельствовать почтение Белемской башне и памятнику первооткрывателей, попытаться сфотографировать Мосты 25 апреля и Васко де Гама. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы можно было все изменить, я не пошла бы в Океанариум. Океанариум действительно большой и интересный, но совсем недавно мы были во Вьетнаме и видели в Нья Чанге океанариум, который совсем не уступает лиссабонскому, а обязательно бы съездила в музей изразца и в Национальный дворец Ажуды.

Метро Лиссабона понравилось нам больше чем московское своим удобством в пользовании, с ним у вас проблем не будет. С языками у них тоже все в порядке. Если в Италии туго даже с английским, то в Португалии английский язык уважают. В гостиницах говорят еще и на немецком, а о французском языке и говорит не стоит, они пригодился при прохождении паспортного контроля, на французском языке мы общались в ресторанах и магазинах.

Срочно выкладывайте из чемодана свои шпильки-лодочки и любимые туфли на каблуке 3 см, в которых галопом носитесь после работы на учебу. Лучше взять обувь на 1,5 см-ой легкой платформе, чтобы в пеших походах не чувствовать каждой точкой ступни выступы мостовой.

Об отеле, в котором мы жили в Лиссабоне, вспоминать не хочется. Отель Embassador находится рядом с площадью маркиза Помбаи. Я бы поставила ему два с плюсом. Его достоинства, то что он находится в центре, и вам не дадут умереть с голоду, еда там обычная для трешки, а фрукты на удивление приличные.

Фуншал: городской рынок

Номер очень тесный, белье непростиранное, звукоизоляции никакой. Так как отель дешевенький, там много молодежи, а что делает молодежь на отдыхе, правильно, гуляет. Душевная русская песня «Девки гуляют и нам весело», это не про нас. Пока золотая молодежь веселилась, мы тщетно пытались заснуть, хоть вставай и начинай вместе с ними плясать. В принципе это была самая плохая трешка из тех, где нам приходилось бывать.

О том как, куда и на чем ехать подробно писали предыдущие авторы. У меня 3 путеводителя по Португалии и я с огромным удовольствием поделюсь информацией.

Из Лиссабона мы поехали на Мадейру. Отдыхали в отеле Pestana Carlton. Отель отличный. Находится в центре Фуншала, направо пойдешь в центр попадешь, налево пойдешь на Променад придешь. За работу персоналу ставим «отлично». Номер убирают 2 раза в день, пляжные полотенца горничная меняет в номере вечером. Номер просторный и очень удобный. Санузел и ванная находятся раздельно, а в ванной комнате есть еще и душевая кабина. И самое приятное, что пол в ванной комнате подогревается!

В отеле 2 больших бассейна, оба с морской водой, везде чистенько. Зонтики у бассейна платные, 2 евро. На лифте спускаешься к океану, а затем по хорошо оборудованному входу «плюхаешься» в океан. Вода чистейшая и прозрачная. Пока мы были там (последняя декада августа) вода в океане была теплая 24 градуса. Можно поплавать с маской, потому что есть на что посмотреть.

Рыбы плавают, пугливые, ясно, что их не так много, как в Египте, крабы ползают по камням, морские анемоны произрастают. У берега мы видели морских звезд двух типов, а муж, с нашими ребятами из отеля, гоняли осьминога, который, очень на них обижался, когда они тыкали в его сторону пальцем, но упрямо продолжал жить на одном и том же месте к бесконечной радости наших мужчин.

Мне приходилось бывать на острове Капри, пожить 10 дней на острове посреди Индийского океана, но остров Мадейра предстал совсем другим, чем я могла себе вообразить. Остров очень красивый, это курортное место создано богом для отдыха и поддержания здоровья. Я аллергик, ехала с опаской на «остров цветов», цветов там действительно столько …!!!, столько… – море, нет – океан! А вот с аллергий проблем почти не возникло. Наоборот, хоть и были всего 8 дней, сразу исчез аллергический насморк.

Очень боялась идти в Сад Монте, в нем собраны тысячи растений из всех уголков земного шара. В Сад Монте надо идти к открытию, открывается в 9:30. Иначе хороших фото не сделаете, посетителей к обеду заметно прибывает. И в очереди на фуникулер придется с полчаса постоять, а вам это надо? Сад Монте находится на высокой горе и вид на город и океан открывается такой – эмоции захлестывают. С этой горы можно спуститься на деревянных санях с ветерком, а можно и побыть зрителем, не скажу даже, что приятнее.

Этот сад – вершина дизайнерского искусства, в нем царят красота, гармония, умиротворение. Если вы ландшафтный дизайнер и не лишены честолюбия, в Сад Монте вам лучше не ходить, останетесь без куска хлеба. Поняв, что такого совершенства вам никогда не достичь, вы бросите свою работу! Смотрим дома фотографии, вердикт наших друзей единодушен, замечательно. Но ни одна, даже лучшая наша фотография, не передала ни атмосферы сада Монте, ни очарования Фуншала, ни красоты гор.

А какими словами можно передать то чувство, когда ты выезжаешь из-за поворота, а рядом всего в двух метрах от нас, плывут облака, и в машине раздается такой громкий «Ах!!!», одновременно у всех сидящих в ней, на одном выдохе, что стекла от него начали вибрировать. Но вернемся к нашим баранам, простите, аллергии. Видно воздух в саду Монте настолько целителен, что поход в него я перенесла сравнительно легко.

А вот когда на следующий день пошли в Ботанический сад, тут уж началось и никто и ничто ни попугаи раскрашенные, ни забавная черепаха, ни павочки гордые, ни кактусы гигантские, не интересовало. А к следующему утру опять стало гораздо легче, чудеса да и только. Если захотите сходить, то идите сначала в Ботанический сад, а потом в сад Монте. Они хоть и находятся по соседству, очень сильно отличаются друг от друга.

Скучать на отдыхе не приходилось, 2-3 часа понежились на пляже и вперед, осматривать окрестности, а мест интересных много. Мы купили в Москве с путеводитель по Фуншалу и обошли все места, о которых в нем пишется. Не сразу нашли памятник Колумбу. Не поклониться Колумбу, грех. После безрезультатных поисков спросили у полицейского, у дяди Степы, который все знает о своем небольшом городе, а дядя Степа разводит руками.

сад Монте

Спросили у молодых людей, очень приличных с виду, в глазах мысль, удивляются молодые люди. Я тоже удивляюсь, спрашиваю на французском, потом на английском – нет памятника. В турбюро нам посочувствовали: «Стоило ли сбиваться с ног и искать памятник какому-то испанцу-выскочке. Есть такой незначимый для истории города памятник». На памятник Колумбу мы наткнулись в последний день! Он находится в сквере, мимо которого мы проходили каждый день, стоит Колумб около небольшой часовни, смотрит на океан, правда не на запад, а на юг.

Приятных впечатлений от поездки масса. Взять хотя бы экскурсию на запад острова. Возле отеля Савой в турбюро можно взять экскурсии с русским гидом, а мы купили с иностранцами, стоит заметно дешевле. Гид с нами изъяснялся на французском, а с бразильцами на своем родном португальском. Из Лиссабона мы ездили на мыс Кабу де Рока, но я его не прочувствовала. Там была тьма народу, посмотрели, пофотографировали, галочку поставили. А вот когда мы приехали на мыс Кабу Жирау, там было человек пять туристов.

Если бы мы этим летом не увидели этой красотищи, мы остались бы в сто раз беднее. Я ведь не скрываю свой возраст, но там, там, мне было восемнадцать. Мне хотелось орать, беситься, подпрыгивать к облакам - по – моему, это называется эйфорией. Я подняла руки, встала к краю обрыва, я чувствовала себя птицей. В какой то момент мне стало страшно, что я сейчас оторвусь от земли и полечу. Для того чтобы прочувствовать природу, надо быть с ней один на один, чтобы никто не мешал и тогда пойдет связь с космосом. Виды там открываются …, у наших бразильцев – фотоаппарат разрядился.

Ради одного купания в Порту Маниж уже стояло ехать. У берега, в естественных вулканических отложениях, устроены бассейны, отгороженные от океана, совсем невысокой стеной. Купаешься, а рядом хлещут океанические волны. Иногда волны накатывают сильные и у местного народа любимое развлечение, сесть на стену так, чтобы тебя смыло волной в бассейн, а когда летит волна, начинает казаться, что она утащит тебя в пучины морские.

Вы наверно заметили, что мужчины с умными девушками предпочитают дружить, а влюбляются, совершают сумасшедшие поступки и теряют голову от красивых. Так и у нас произошло с Мадейрой, не зря у этого острова женское имя. Есть на свете много стран, которые хотелось бы повидать, даст бог, мы попадем в них, но я мечтаю возвращаться на Мадейру снова и снова.

© Галина Шефер. Материал размещен с разрешения автора.