Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была 18 апреля 10:37

Crna Gora. "Карты, деньги, два ствола". Часть 2-ая

Жабляк — Черногория Сентябрь 2014

Начало https://www.tourister.ru/responses/id_11359

Часть 2_Карты.

Географические карты…целый мир в ящике письменного стола. Проклеенные скотчем, потертые на сгибах, с чернильными пометками. Это особое магическое ощущение вдруг раскрывшегося перед тобой кусочка мира на столе. Склоненные головы, наперебой предлагаемые маршруты, быстрыми движениями скользящие по разметке указательные пальцы. Именно с этого вот уже добрый десяток лет начинаются мои путешествия. Топографическая карта — верная спутница. Она не потеряет связь со спутником, в ней не сядет батарейка. Она заставляет мыслить пространственно. Конечно, это уходящие в прошлое «архаизмы», как и письма, написанные от руки, и прослушивание грампластинок. Но человеку свойственно жить воспоминаниями, тактильными ощущениями, визуальными образами. Именно поэтому многие из нас выбирают иллюстрированные книги вместо электронного текста, ходят в кинотеатры, а не довольствуются экраном телефона для просмотра фильма в шатком вагоне метро…

Итак, возвратимся к нашему путешествию по Черногории. Дорога в горы из Будвы до Жабляка на рейсовом автобусе заняла около четырех часов (стоимость билета 14,5 евро на человека). Любопытно, что подъем по серпантину автобус начал в самой северной части Которской бухты. По пути мы проехали Котор и Пераст — все те места, которые наметили для посещения. Поэтому подобная незапланированная обзорная экскурсия была приятным сюрпризом. Главной целью посещения Жабляка был национальный парк «Дурмитор». Взойти на Боботов Кук — самую высокую вершину Черногории (2522 м) меня вдохновила подруга, годом ранее специально приехавшая на север страны ради этого восхождения и описывающая с восторгом свои впечатления. Также заинтриговал рассказ Сергея Кудряшова об удивительной Ледяной пещере в горах Дурмитора.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Апартаменты в Жабляке мы забронировали заранее через Booking.com https://www.tourister.ru/go/1c570a. Очень порадовала цена в Apartments Peaks: три ночи на двоих обошлись всего 108 евро. Гостевой дом расположился в самом центре Жабляка за частным отелем Javor. Новые комфортные номера, чистые и уютные. По площади небольшие, но есть все необходимое: полностью укомплектованный кухонный уголок, обеденный стол, двуспальная кровать, шкаф, телевизионная панель, большое кресло и журнальный столик. Ванная комната просторная с удобно расположенной душевой. Хозяин, свободно разговаривающий на английском языке. Рядом супермаркет, почта, центральная площадь. До входа в национальный парк 25 минут пешком. В общем, все для активного отдыха и вечернего релакса. Очень рекомендую.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Заселившись в номер, не теряя времени, мы отправились промять ноги перед восхождением. Купив на почте карту национального парка «Дурмитор», с уверенностью выбрали нужное нам направление: Черное озеро. Его темная глубина завораживала, а ровная тихая гладь настраивала на задумчивый и умиротворенный лад.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Наконец, настал день восхождения. Встали в четыре часа утра. Выход запланировали на полшестого, так как на дворе уже осень, в горах темнеет рано, а с гор надо спуститься засветло. Протяженность пути до вершины 11 км.

Оделись потеплее (из-за гор, отправляясь в Черногорию, пришлось захватить с собой увесистые треккинговые ботинки, непродуваемую ветровку, непромокаемые штаны, шерстяную шапочку и теплые перчатки). Помимо рюкзака с фототехникой, подготовили небольшой запас перекуса для подкрепления сил в горах: по полтора литра воды на человека, бананы, курагу, орешки, шоколад. Стартовали в 05:30 утра с попутчицей Машей (с этой отважной девушкой из Москвы, путешествующей в одиночку, мы познакомились еще по дороге в Жабляк в автобусе). По дороге на Черное озеро какой-то призывный писк раздался с обочины. В круг фонарного света вбежала маленькая собачонка, всячески демонстрируя свое намерение нас сопровождать. Ну, что же, Дружище, в путь!

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Не доходя до входа в парк, по совету Маши, свернули резко вправо. Здесь начиналась маркировка дороги, ведущей на Боботов Кук. Миновали поселок. Постепенно стало светать. После того, как перешли по мостику через речку начался резкий подъем. Массивные корневища сосен переплетались и образовывали небольшие площадки, которые мы использовали, чтобы отдышаться. Дыхание постоянно сбивалось. В самом начале пути уже стало понятно, что маршрут не из легких. Когда вышли из зоны леса, солнце уже поднялось. В связи с тем, что Жабляк уже находится на приличной высоте (1400 м), деревья быстро уступили место кедровому стланнику. По дороге встречались заросли малины.

Прохладно.

Мы пробирались все дальше и выше по ущельям. Вот первая большая остановка на отдых: пастушья хижина. Но сезон выпаса уже подошел к концу и она была закрыта на замок. Впереди начиналась горная тропа, идущая по каменистой осыпи круто вверх. Возникло ощущение, что в этой звенящей тишине кто-то непрестанно за нами наблюдает. Дух гор, в зеркальной озерной глади которого отражается быть может именно та вершина, на которую нам предстоит забраться. Он пытается обмануть, запутать нас, уводя в иную реальность. Но трудолюбиво нанесенная чуть ли не на каждый камень, встречающийся на нашем пути, разметка, знакомая каждому автолюбителю как знак «въезд запрещен», не дает сбиться с верного пути.

На грани миров...

Сверяемся с картой. Впереди еще не менее трех часов подъема в гору. На пути попадается огромный камень с крупным красным шрифтом «неизменно вверх — Боботов Кук, направо — Ледяная пещера». О да, мы специально вышли так рано, чтобы посетить эту достопримечательность. Тем более, отзыв Сергея Кудряшова об ее ледяных конусах просто будоражил воображение https://www.tourister.ru/responses/id_4599. Поддаемся искушению и сворачиваем на круговой маршрут до пещеры (на карте синей стрелкой указан другой, короткий путь). Преодолев немыслимые заросли кедрача, острые камни, выходим через 40 минут к пещере. Настораживает звук капающей воды и непроглядная темнота внутри пещеры: а где же круглогодично лежащий снег, где сосульки в человеческий рост? Но, кроме глины и песка, покрытого панцирем подтаявшего льда и каких-то ледяных пеньков, еле различимых глазу на дне, ничего сколько-нибудь представляющего интереса мы в пещере, увы, не встретили.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Оставался самый трудный участок пути: «каменистая пустыня» — нагромождения скальных кусков, устилающих подножие вершины и вертикальный подъем к перевалу. Основная задача сводилась к тому, чтобы прыгать с камня на камень, не упуская из внимания маркировку. И так минут двадцать! С пути сбиться было трудно: на серых камнях четко проглядывалась натоптанная дорожка отпечатков туристских ботинок.

Друзья-товарищи

Постепенно, начинаю понимать, что силы оставляют. Пошел пятый час восхождения, а впереди самый ответственный участок. Высота дает о себе знать: сердце заходится, бесконечно останавливаемся отдышаться. Вертикальный подъем к седловине по сыпухе. После каждого рывка восстанавливаем дыхание. Придает сил осознание уже проделанного нелегкого пути и люди, приветственно машущие нам с седловины перевала. Наконец, седловина достигнута!!! Здесь небольшая передышка, во время которой можно полюбоваться открывающейся панорамой гор за перевалом. Дует пронизывающий ветер. Прячемся за большой камень и обнаруживаем там немку, дожидающуюся своих друзей с вершины. Она не смогла продолжать подъем, т. к. подошва ботинка срезана камнем. Охотно верим: края камней, действительно, острые как бритва.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Безнадежно задираем головы, стремясь увидеть заветную вершину, но она скрывается за гребнем и единственное, что удается узнать: карабкаться еще полчаса. Как ни странно, навстречу нам спускается вереница людей. Ага, значит кто-то дошел, должно быть это не так сложно! Набираемся духу и решаемся на марш-бросок на самую вершину. Узкая горная тропа жмется к каменной стенке, сужается и лентой начинает огибать хребет. Открываются захватывающие дух виды, панорама на лазурное озеро Шкрчко.

Озеро ледникового происхождения Велико Шкрчко.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Застываю в ощущении полета! Еле расходимся со спускающимися. Неожиданно тропа превращается в каменные карнизы и выступы. Совсем не хочется думать о том, что мы на высоте более 2000 м без страховочного оборудования, и что еще предстоит спускаться. Маша бледнеет. По ее лицу я понимаю, что пора отключать мозг и карабкаться вверх, ступая на каменные уступы, цепляясь за камни и прижимаясь всем телом к скале. За спиной ветер треплет футболку и…безграничное пространство горного Балканского хребта. Мы просто впиваемся в камни руками, подбадриваем друг друга, поглядываем на нашего хвостатого бесстрашного проводника и просто лезем вверх до победного.

Опасненько...

Пес ловко семенит своими короткими лапками по узкому уступу. Думаю, ему смешно смотреть как мы изо всех сил боремся за жизнь. Высунув свой розоватый язычок от жары и растянув пасть в насмешливой улыбке, он будто дразнит нас: «Ну, вы, двуногие, вырванные из благ цивилизации! Какие же вы всё-таки беспомощные перед лицом матушки-природы».

Наконец, послышались голоса, задорный смех немцев, на уровне наших глаз показались щиколотки и треккинговые ботинки! Вот он, Боботов Кук! На вершину буквально вползли на животе, распластавшись на гладком плоском камне и подтягиваясь на руках. Да-а-а! Подобного опыта еще не было в моей жизни. Хочется кричать от восторга. С нами наверху немцы, французы и англичане. У нашего четвероного проводника случился полный «отброс копыт». Прыть и бесстрашие разом покинули пса, погрузившегося в крепкий сон.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая
У нашего хвостатого "проводника" после 6 часов восхождения полный "отброс копыт")))))

А у нас сплошная суета сует: нужно сфотографироваться на фоне вершин, отметиться на вершине в специальном журнальчике и успеть спуститься с гор до заката солнца. Приподняв крышку залепленного наклейками со всего мира металлического ящика, надежно закрепленного на вершине, мы корявым от усталости почерком вписали несколько памятных строк в журнал, перекусили, отдышались и начали не менее волнующий спуск.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая
Отмечаемся в специальном журнальчике, спрятанном в надежно закрепленном на вершине ящичке.

Crna Gora. Карты, деньги, два ствола. Часть 2-ая

Как известно, спускаться намного тяжелее. И это мы хорошо прочувствовали на своей шкуре. На высоте 2522 м я просто легла плашмя на живот на плоский камень вершины и медленно сползая вниз, нащупывала носком ботинка пресловутую каменную ступеньку… Обратный путь занял 6 часов. К Черному озеру вышли из леса в полной темноте. Ноги ватные, идем через деревню, окутанную мраком ночи. Тяжелый выдался день, но острые ощущения на этом не закончились: в кромешной темноте свет фонарика на расстоянии вытянутой руки выхватил…морду черного быка, в частом выдохе которого улавливалось недовольство от прямого луча света в глаза! Откуда взялись силы не пойму, но до Жабляка мы дошли в бодром темпе! На часах 19:30. Решили отужинать в ресторане частного отеля Javor, недалеко от нашего жилища.

Ну что ж, пришло время прощаться, наш хвостатый Друг! Мы обещали тебя отблагодарить, за то, что ты так преданно сопровождал нас всю дорогу, проделал этот нелегкий путь, воодушевлял и своим бодрым видом поддерживал в нас силы во время 14-часового треккинга. В супермаркете Voli в тот вечер стало на банку собачьего корма и одну миску меньше…