Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 16:30
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Мурманская область — Россия Август 2014

"Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова".

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Перед поездкой в Мурманск я заказал морскую прогулку (плюс рыбалку) на небольшой лодке Посейдон. В этой поездке у меня была мечта — увидеть Баренцево море. Эта короткая встреча состоялась, но была ещё одна, более памятная и проникновенная, прямо в душу. О ней я и расскажу в этой заметке.

До последнего момента я не знал, где мы будем кататься. Самое популярное место, описываемое на многочисленных сайтах, из которого стартуют лодки — это поселение Териберка, недалеко от острова Кильдин. Но, прямо накануне представитель компании, где я заказывал однодневный тур — сообщил, что мы отправляемся из поселка Ура Губа, что в 65 км к северу от Мурманска. Я, конечно, расстроился, что не увижу и не погуляю по Кильдину, но менять что-то было поздно.

В назначенное время я прибыл на причал, где меня встретил шкипер Денис. После прохождения паспортного контроля мы отправились в путь. Изначально я сказал, что рыбалка не является основной моей целью, хочется посмотреть окружающую природу и сделать снимки на память. Ещё я добавил, что мне нравятся маяки, ржавые затопленные корабли и т.п. Денис предложил доехать до одного некого «мертвого города». Я с радостью согласился.

Он обозначен на карте красным кружком.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Где-то через час, со стороны Баренцева моря, мы подплыли к необитаемому острову Шалим. Вид сверху (крупный массив слева). Причал там, где виден ржавый корабль.

Вид снизу.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Увидев название, я очень удивился. Не знал, что есть ещё один Владимир.

На самом верху прямо у обрыва стоит вот этот памятник.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Прочитав табличку, я был поражен. Мне предстояла прогулка по руинам советской военной истории, в месте, где внезапно изменились судьбы сотен людей. История действительно славная.

Я нерешительно пошел в сторону домов. Впервые в подобном месте. Первое, что пришло на ум это слово Припять.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

На одном из домов висела совсем свежая табличка. Люди этого поселка помнят и заботятся о своем прошлом.

Дальше, я как будто попал в свое советское детство, которое провел среди таких же пятиэтажек и символики.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

На территории порта-Владимир попадались ржавые лодки и другая техника.

Более всего меня потряс большой серп и молот прямо во дворе одного из жилых домов.  Видеть его каждый день в своем окне это нечто.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Внутри помещений я особо лазить не стал. Честно скажу, даже днем ощущение не очень приятное. Я чувствовал себя Уиллом Смитом из фильма «Я легенда».

Были бы люди, то еще ничего, но Денис ждал меня на пристани, а на острове больше ни души. К тому же он рассказал, как на остров Кильдин однажды заплыл медведь и гонял там всех местных жителей, до тех пор, пока его не застрелили военные.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Так, что если хотите пощекотать себе нервы, приезжайте сюда вечером. Вы можете даже переночевать в этой бане.

К поселку примыкает сопка. Я лазил по ней минут сорок, наслаждаясь окружающими пейзажами. Порт-Владимир расположен в очень красивом месте.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Там же наверху можно увидеть многочисленные остатки различных коммуникаций.

У подножия есть могила неизвестного солдата.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Уже на выходе из поселка я заметил стол накрытый скатертью. Скорее всего, бывшие жители и военнослужащие недавно приезжали сюда. Грустная картина…

Первым делом, вернувшись домой, я начал изучать историю порта-Владимир и искать фотографии. Трудно поверить, что вот это место, снятое мною 29 августа 2014 года

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

20–30 лет назад выглядело вот так.

Из всего этого осталась только свежевыкрашенная, вечно актуальная надпись.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

В интернете нашел фотографии 80-90-х годов. Надеюсь, их автор (скорее всего служивший здесь) не будет на меня ругаться за то, что я уважительно прикоснулся к его военному прошлому. У него сотни подобных замечательных кадров. Все они сделаны в порту-Владимир.

Жалко, конечно, что этот город недавно пропал с карты России. Но ведь рано или поздно все исчезает с лица земли. Уходят люди, города и даже целые страны. Главное, чтобы мы уважали свое прошлое, ценили настоящее и верили, что у нас будет не менее грандиозное будущее. Поверьте, нам и сейчас есть чем гордиться. На страже нашей Родины, в тех краях, осталось немало закрытых военных поселков и городов. Там живут и служат настоящие патриоты России.

Немного официальной информации.

Порт-Владимир — покинутый посёлок на территории сельского поселения Ура-Губа Мурманской области. Располагался на севере области, на острове Шалим в Ура-Губе, в 15 километрах к северо-востоку от Видяево.

Появление поселенцев

Первое поселение возникло на острове Шалим ещё до становления власти Новгородской Руси и называлось Геретики. С приходом русских название постепенно трансформировалось в Еретики. В 1883 году на острове основал китобойную компанию промышленник Герман Гебель.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Спустя всего два года поселение посетил великий князь Владимир Александрович и, вместе с ним, несколько рыбопромышленников. По указанию Владимира Александровича в селе была построена церковь, и 12 ноября 1885 года Еретики были переименованы в Порт-Владимир, в честь великого князя.

XX век

По данным переписи населения 1905 года в Порт-Владимире находилось два жилых дома, баня и четыре амбара. Фото порта Владимир начала ХХ века.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

Рост численности населения начался с приходом советской власти, уже в 1935 году Порт-Владимиру присвоили звание рабочий посёлок.

В 1930-х годах на острове находился исправительно-трудовой лагерь системы ГУЛага, один из 24 на территории Мурманской области. К 1938 году проживало уже 754 человека.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

К началу 1940-х годов в посёлке была построена школа и больница, основой экономики являлась переработка рыбы. К 1950-м годам на острове появились: овощехранилище, пекарня, рыбзавод, пилорама и рыболовная станция.

По переписи населения 1959 года в посёлке было 1718 жителей. С 1960-х начали появляться воинские части, а в 1969 году гражданское население Порт-Владимира в принудительном порядке было переселено на материк, и на острове остались только военные.

Губа Ура (ч.1 — Порт-Владимир)

После распада Советского Союза воинские части закрывались по всей области, в 1994 году военные покинули Порт-Владимир. С этого момента постоянного населения на острове нет.

С 2001 года по инициативе администрации Видяево и Мурманского центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи начали совершаться ежегодные коллективные поездки на остров Шалим бывших жителей посёлка.

Упразднение

В 2007 году по решению комитета Мурманской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению было принято решение об упразднении в Кольском районе населённых пунктов Маяк Выевнаволок, Порт-Владимир, Верхний Нюд, Новая Титовка и Маяк Пикшуев. Источник Википедия.