Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Пхукет — Таиланд Октябрь 2014

Одна из самых «раскрученных» экскурсий с острова Пхукет не смогла пройти мимо моего внимания. Опыт двух предыдущих морских экскурсий во время отдыха в конце низкого сезона подсказал, что красотами островов лучше любоваться с большого корабля, чем со скоростной лодки. Поэтому я очень обрадовался наличию такого варианта в уличном турагентстве.

Жена не составила мне компанию в этой дальней поездке. Поэтому пришлось искать других «фотомоделей» вместо неё. «Свято место не пустует», но об этом чуть позже. В турагентстве, где я купил экскурсию, обещали русскоязычного гида. Это подтвердилось на «big boat» — так назывался двухпалубный катер в терминологии продавца экскурсий.

Популярность экскурсии к острову Джеймса Бонда так велика, что на дороге к порту отправления то и дело попадались указатели. Последние несколько километров пролегали среди небольших деревень и посадок каучуконосов — «бразильской гевеи». Мои попытки сфотографировать растущие прямо у дороги деревья не увенчались особым успехом из-за большой скорости нашего микроавтобуса.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Посадки гевеи вдоль дороги к порту

Пирс, к которому швартовались катера, оказался очень длинным.

Возвращение в порт

Полагаю, что это связано с приливно-отливными явлениями. Дома в деревне у въезда на пирс были на высоких сваях. Как нам рассказал сопровождавший группу русскоязычных туристов весёлый парень по имени Антон, перепад уровня моря между приливом и отливом достигает максимально трёх метров.

Нашу маленькую группу привезли в числе первых. И я смог воспользоваться этим преимуществом, чтобы занять на верхней палубе катера наиболее выгодное для обзора место. Расположившись на носу, я с интересом наблюдал подъезжающих туристов, которым суждено было составить мне компанию в сегодняшнем морском путешествии.

Две пары молодых людей расположились рядом со мной. Судя по их экспрессивному разговору и моим представлениям об европейских языках, ребята были итальянцами. На мой вопрос, почему они — жители южной страны, отдыхают в Таиланде, ответили, что в Италии уже достаточно прохладно. Затем на соседней лавке обосновались две очень эффектные брюнетки с пареньком лет десяти.

Я не удержался поинтересоваться, откуда прибыли эти прекрасно разговаривавшиеся на английском языке дамы. Они удивили меня тем, что сейчас они — жители Германии. Но их родители приехали из Ирана, поэтому, они вовсе не «белокурые красавицы», как можно было бы ожидать.

Постепенно катер заполнился туристами, и мы отчалили. Наши русско- и англоязычные группы разделились на верхней палубе на кормовую и носовую. Появившийся с последней группой русскоязычных туристов сопровождающий Антон пригласил всех, желающих послушать программу дня на родном языке, расположиться в кормовой части палубы.

Повесив для всеобщего обозрения большую карту залива и его окрестностей, Антон показал на ней маршрут сегодняшней экскурсии.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Карта странствий по заливу Phang nga

Предложил приготовить фотокамеры для съёмки многочисленных островов по пути к главной цели нашего путешествия. И заодно раскрыл глаза на то, что правильней называть эту цель «острова Джеймса Бонда», а не «остров Джеймса Бонда».

Дело в том, что в непосредственной близости друг от друга расположена знаменитая скала «гвоздь» и остров Koh Tapu, на который высаживают туристов. И весь мир обошли фотографии необычной скалы из-за её экзотической формы перевёрнутого конуса. В тайском языке её название можно перевести и как «гвоздь». Краткая история этих мест, точнее появления современного названия связана с киносъёмками одной из серий про Джеймса Бонда.

Произошло это в семидесятых годах прошлого века и с тех пор эти маленькие острова приобрели славу туристической Мекки. Но кроме посещения этих островов нам сегодня предстояло покататься на надувных байдарках, высадиться на необитаемый остров для прохода сквозь грот, в прилив скрываемый водой. И просто покупаться около другого необитаемого острова.

А пока мы шли вблизи одного из островов, заросшего мангровыми деревьями.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Мангровый лес во время прилива

Сейчас был час прилива, и виднелись только верхушки корней этих удивительных растений. Как я неоднократно читал, пробраться сквозь заросли мангров очень сложно, точнее, без острого мачете, пожалуй, невозможно. Но рассказы — рассказами, а увидеть собственными глазами это хитросплетение растительности мне довелось впервые.

Прямо по курсу открывалось множество островов, стоящих небольшими группами и поодиночке. Яркое солнце позволило не только заняться фотосъёмками этой экзотики, но и принимать солнечные ванны, чем и занялись юные леди.

Красоты природы

Я же без устали ловил в поле зрения фотоаппарата всё новые виды, один краше другого.

Острова залива Phang nga

Островов необычной формы было столько много, что я затруднился выбрать лучшие фотографии.

Сказочный великан
Столб великан

Гид не стал особо утомлять нас инструктажем, но охотно отвечал на вопросы. Увидав мои ласты, сразу предупредил, что вода залива мутная из-за обилия рек, впадающих в него.

Пришлось исключить из моей программы на сегодня знакомство с подводным миром. Всё же ласты пригодились во время купания в последнем пункте экскурсии. Так как наш катер остановился в доброй сотне метров от песчаного пляжа острова, у которого мы купались, легче было достичь берег с привычными мне ластами.

Незадолго до прибытия к островам Джеймса Бонда моё внимание привлекла «плавучая деревня». Несколько сооружений на понтонах, которые условно можно было назвать хижинами, были закреплены на канатных растяжках вблизи острова. Судя по снастям, лежавшим на ближайшем к нам понтоне, эти плавучие сараи могли использоваться местными жителями, промышляющими рыбной ловлей и выращиванием жемчуга.

Морская плавучая деревня

Гид что-то рассказал про морских цыган, обитающих в плавучих деревнях, но я особо не вникал в его объяснения. Моё внимание было приковано к приближающемуся месту скопления лодок перед островом, на котором явно проглядывалось много людей. Из-за небольшой косы, соединяющей две скалистые возвышенности, проглядывала одинокая скала — мы приближались к островам Джеймса Бонда.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Сувенирные ряды с видом на экзотику

У самого острова Koh Tapu пространство для швартовки катеров отсутствует. И для высадки на остров нам предстояло пересесть на лодку-челнок. Наш катер остановился на небольшом расстоянии от острова и одна из многочисленных лодок-шаттлов, стоявших на рейде, пришвартовалась к катеру.

Пересадка в лодку-шаттл у острова Koh Tapu

Доставка нашей группы на берег прошла быстро и организованно. Стоило последнему туристу сойти на берег, как лодка-шаттл тут же отчалила, уступив место следующей. Антон попросил всю группу запомнить доставившую нас лодку и ровно в назначенное время собраться у причала. В шутку оповестил о том, что опоздавшим придётся остаться на островах и зарабатывать на жизнь торговлей сувенирами.

Или чем-нибудь из других немногочисленных занятий морских цыган, составляющих большинство местных жителей. Шутки-шутками, но интенсивность движения лодок-челноков и толпы туристов на небольшом пространстве косы наводили на мысль о необходимости внимательно следить за течением времени. На фотографирование и обзор немногочисленных достопримечательностей культового места нам отвели чуть меньше часа — вполне достаточно на мой взгляд.

Попутно Антон обратил наше внимание на небольшую щель между скал. Он рассказал историю этих скал, называемых «back to back» или в русском варианте «спина к спине». Очень много лет назад природный катаклизм расколол скалу так, что образовались две параллельные друг другу поверхности, разделённые небольшим пространством.

Скалы "Спина к спине"

Постепенно эти скалы сближались, пока не образовали то, что мы могли видеть сейчас. Не знаю, насколько соответствует истине геологическая история этого образования, но выглядит природная композиция весьма эффектно. А в основании одной из скал небольшая пещера, вполне досягаемая для посещения.

Дно пещеры выглядело очень необычно — маленькие кратеры, напомнившие мне знаменитые травертины Памуккале в Турции.

Минитравертины пещеры острова Тапу

«Туристическое население» пещеры было столь плотным, что мне хватило нескольких минут на фотографирование, чтобы побыстрее ретироваться на открытое пространство.

Большая часть открытого пространства было занято торговыми рядами с сувенирами, преимущественно морской тематики.

Базарная площадь Ко Тапу

Мой неискушённый взгляд поразило обилие изделий из жемчуга различных оттенков и цветов, включая чёрный. Я, конечно, не удержался, и, поторговавшись, накупил впрок сувениров по относительно невысокой цене.

Дальше мои стопы двинулись к выбору точек съёмки главной достопримечательности — скалы «гвоздь». Скала была очень хорошо видна со всей северной части перемычки между возвышенностями острова, т. к. расстояние до неё составляло метров сорок.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Вид на скалу "Гвоздь" с тропинки

И всё пространство перемычки, включая небольшую тропинку, ведущую на возвышение слева, было заполнено такими же, как и я фотографами.

Большая группа то ли японцев, то ли китайцев внимательно слушала гида. Их внимательные одухотворённые значимостью момента и места лица, так оживляли вид на скалу «гвоздь», что я не удержался от фотографии такой композиции.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Японская делегация в культовом месте

Боязнь остаться в компании морских цыган, торгующих сувенирами навечно, выгнала меня поближе к причалу. В ожидании «нашей» лодки-шаттла я увидал ещё одно «именное» заведение — кофейню имени Джеймса Бонда.

Именитая кофейня

Но отсутствие явновыраженной любви к этому напитку не толкало меня в ряды его поклонников, жаждущих особенного кофе.

Всё моё внимание было приковано к нашему гиду Антону. Его высокий рост позволял легко отслеживать место сбора нашей группы. И как только подчалил наш шаттл, я поспешил занять место у борта, чтобы сделать последние снимки этого замечательного места.

Лодка-шаттл на подходе к Koh Tapu

Впереди нас ждало два важных события — обед и катание на байдарках. Конечно, второе событие было более интересно, чем ставшее уже привычным обильное угощение, типичное для всех экскурсий, на которых я побывал в Таиланде.

Надувные байдарки лежали стопой на нижней палубе, и я с интересом наблюдал их «оживление» с помощью насоса. Теперь, когда я увидал общее количество байдарок, мне стала понятна довольно значительная численность экипажа катера. По мере готовности лодки, её спускали на воду, и очередной матрос занимал место на корме в качестве гребца.

Извозчики ждут пассажиров

Когда все лодки были спущены на воду, началось формирование команд пассажирами. Естественно, оно было чисто добровольное. И бОльшая часть туристов были парами, что позволяло укомплектовать каждую лодку двумя пассажирами. Предоставить лодку одному пассажиру было бы слишком жирно.

Я оказался в «одиночном» меньшинстве из-за отсутствия со мной в этой экскурсии жены. Но тут помог случай — на корме нашего катера одиноко стояла, грустно глядя на отходящие укомплектованные пассажирами байдарки, симпатичная девушка. Всем своим видом (и готовым к водному путешествию купальником) она показывала, что тоже хочет покататься. Как не вспомнить старую песню «все девчата с парнями, только я одна».

Я поинтересовался у неё, позволит ли она мне составить ей компанию. И её лицо тут же осветила улыбка согласия. Мы не стали терять время и наш «извозчик», назвавшийся Хасаном принял нас на борт своего плавсредства. Татьяна, так звали мою напарницу по экипажу, любезно предоставила мне право сесть на переднее место. Это давало мне большой обзор при фотосъёмке. Доверяя мастерству Хасана и тихой погоде, я взял фотоаппарат с собой.

Первый раунд (а всего их намечалось два — до и после обеда) катания предусматривал заход в замкнутую лагуну.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Все под своды одной пещеры

Проход в неё шёл через естественный туннель, ширины которого едва хватало для того, чтобы разминулись две байдарки. Стены туннеля из шершавого камня отнюдь не манили потереться о них. Думаю, что во время прилива мы не смогли бы протиснуться в лагуну.

Вход в замкнутую лагуну

В самой лагуне было столько лодок, что приходилось всё время толкаться бортами с другими байдарками. А уж для разворота на выход потребовалось всё искусство нашего кормчего.

После выхода из лагуны Хасан покатал нас немного по открытой воде, а потом указал на едва видневшийся просвет треугольной формы в большой скале.

Нам сюда предстоит пролезть

И сказал, что мы сумеем протиснуться в него, если спрячем выступающие части тела. Вокруг скалы была открытая вода, чтобы спокойно подойти к нашему катеру, где уже был готов обед.

Но последнее развлечение перед обедом, по мнению Хасана не должно было испортить аппетит. Мне вообще трудно испортить чем-либо аппетит. А вот исцарапать лицо шершавыми краями прохода под скалой вполне светило. Чтобы избежать этого пришлось не совсем по джентльменски откинуться головой на колени моей напарнице по водной прогулке.

Как поступила Татьяна с Хасаном, я не наблюдал, так как буквально в нескольких сантиметрах над моим лицом проплыли шершавее камни. Но, судя по всему, способ впрыскивания адреналина в кровь пассажиров без «порчи вверенного имущества» был отработан нашим «извозчиком» до мелочей. Татьяна стойко выдержала это «пролезание в игольное ушко». И, самое главное, мой фотоаппарат тоже не пострадал.

После обеда нам объявили, что желающие могут продолжить катание на байдарках. И на этот раз — снова с приключениями, которые нам обеспечит отлив в самой низшей точке. Ещё в самом начале сегодняшней экскурсии он рассказывал о том, что в наши планы входит посещение сквозной пещеры, затопляемой во время прилива.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Вход в пещеру во время отлива

А сейчас было самое время пройти насквозь это природное образование. Правда, совсем посуху не получалось, по дну пещеры-туннеля струился маленький ручеёк. Длина пещеры была достаточной для того, чтобы мы шли в полной темноте, освещаемой лишь фонарём, предусмотрительно взятым кем-то. Но… фонарь — один на всех, а нас — толпа. Меня от шишек спас мой относительно небольшой рост.

Экскурсия к островам Джеймса Бонда
Туннель под горой во время отлива

Из пещеры мы попали в замкнутую поляну диаметром около сотни метров. Вид вертикально поднимающихся скал, экзотическая растительность — мангровые деревья с обнажёнными во время отлива корнями — всё это очень напоминало иллюстрации к роману Жюля Верна «Затерянный мир».

Нас сопровождал Хасан, ему очень приглянулась моя скромная напарница по водной прогулке Татьяна. Он уговорил её на совместный фотоснимок, который, правда, потом достался только ей на память об этом удивительном месте. Стройность моей попутчицы настолько гармонировала с необычным видом мангровых деревьев, что я предложил ей вторую фотосессию — на корнях мангров.

Фото на корнях мангров

Обратный путь через сквозную пещеру к морю показался проще, так как я запомнил самые опасные места. На небольшом песчаном пляже нас ожидали четвероногие обитатели острова — несколько обезьян. Думаю, что их привлекло не только любопытство, но и желание получить еду у людей. Меня не привлекало их общество, поэтому я фотографировал картину знакомства туристов с «местными жителями» издалека.

Пляж обезьян

На этом прогулки на байдарках заканчивались. Последняя остановка нашего прогулочного катера около очередного острова (названия всех островов, кроме Ко Тапу — имени Джеймса Бонда, прошли мимо моих ушей) была на получасовое купание. До берега чуть меньше сотни метров. Я решил, что негоже оставлять ласты без дела и поплавал вдоль острова в них.

Чего-либо неожиданного у острова не обнаружил — довольно крупный песок, изъеденные эрозией камни и тёплая, довольно мутная вода. Неожиданность появилась, когда мы отправились к причалу. До этого момента я не замечал каких-либо птиц у островов. А тут за кормой услышал птичий гвалт, более всего напоминавший крики чаек.

Оказывается, команда нашего катера стала выкидывать в воду остатки еды. И на халявную поживу слетелись птицы, размером и формой вроде привычных моему глазу морских чаек. Но окрас этих птиц — коричневый, не вписывался в мои представления об этих жителях всех морей. Мои познания в орнитологии крайне скудны. Поэтому я просто пытался поймать в объектив быстро передвигающихся птиц.

Воздушный эскорт

На этом моя последняя экскурсия в Таиланде заканчивалась. Путь к причалу, от которого отходил наш катер, оказался гораздо короче, чем к острову Ко Тапу. Маршрут нашего водного путешествия напоминал треугольник, самая длинная часть которого пришлась на первую его часть.