Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Агуас-Кальентес — Перу Декабрь 2014

В этот затерянный в перуанских Андах город инков мы добирались из Куско около 4-х часов. Это немного. Говорят, бюджетно люди едут туда 9 часов и больше. Наша группа сначала ехала автобусом из Куско в Ольянтайтамбо, затем пересела на поезд и так добралась до городка Агуас Кальентес.

Неразгаданный Мачу Пикчу

А там опять ехали автобусом по серпантину (минут 25) уже прямо до Мачу Пикчу, скрытого в облаках.

В поезде мы ехали весело до Агуас Кальентес. И кормили нас там и поили, и развлекали: собственный перуанский клоун был в нашем экспрессе.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Через 1,5 часа приехали в Агуас Кальентес, самый ближайший населенный пункт к Мачу Пикчу. Этот городок возник уже в наше время, чтобы обслуживать туристов, едущих толпами в Мачу Пикчу. К тому же в этом городке — горячие источники, т. е. город-курорт своего рода. Агуас Кальентес переводится как «горячие воды». Надо сказать, этот городок — не из дешевых, поэтому лучше едущим к Мачу Пикчу останавливаться в Куско, тем более, что из Куско можно беспроблемно и быстро выезжать и к другим местам, связанным с инкской цивилизацией. На небольшом автобусе по серпантинной дороге мы, можно сказать, взлетели на гору Мачу Пикчу. И вскоре перед нами предстал инкский город во всей своей красе, окруженный величием Анд, на фоне горы Уайна Пикчу, прикрытой легкими белыми облачками, словно вуалью. Перехватило дух... Красотища-то какая неземная! А город инков, Мачу Пикчу, просто бесподобно вписался в великолепие Анд. Анды... На память пришли слова из песни Ю. Визбора "Я сердце оставил в Андских горах. Теперь, бессердечный, хожу по равнине..."

Неразгаданный Мачу Пикчу

Мачу Пикчу находится на высоте 2 450 м и является одним из новых 7-ми Чудес Света (с 2007-го), также Мачу Пикчу — в списке ЮНЕСКО (с 1983-го). Мачу Пикчу хранит в себе много неразгаданных тайн. До сих пор ученые гадают, чем был Мачу Пикчу для инков — зимней резиденцией верховного инки, военной крепостью, астрономической обсерваторией, обрядовым центром.

Также непонятно, почему этот город построили в общем-то в неудобном месте. В очень красивом, но неудобном (в плане добираться до него). Многие ученые сходятся в том, что инки выбирали места магической силы. Они выбирали красивые пейзажные места, которые заключали в себе сверх"естественную силу. И Мачу Пикчу не был исключением. Мачу Пикчу — такое место, где встречаются земля и небо. Наверное, этот город был для инков Земным раем…

Неразгаданный Мачу Пикчу

Ученые также гадают, как Мачу Пикчу сохранился до наших дней, причем, в очень хорошем состоянии. А ведь сколько оползней, землетрясений и других бед было за прошедшие 600 лет.

Если говорить о строениях Мачу Пикчу, инки строили без всякого цемента или каких других скрепляющих растворов. Все городские постройки держатся за счет их собственного веса. Надо отметить, там очень интересная кладка каменных блоков — встроены, как пазлы. Причем, не просунешь тонкое лезвие ножа между блоками — так тесно они прилегают друг к другу. Но все-таки можно видеть, что инки при строительстве оставляли кое-где щели в кладке блоков — это на случай землетрясений, а сами дома возводили под углом.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Окна домов — в виде трапеций.

Такая форма создавала надежную опору. Невооруженным глазом видно, кладка в городе — разная, причем, настолько разная, многие ученые думают, что какая-то доинкская цивилизация строила эти фундаменты, а инки, пришедшие на эти земли в 14-м веке, сделали надстройки, свою каменную кладку на чужие фундаментальные фундаменты. Простите за тавтологию.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Ученые утверждают, инки не могли работать с камнем, резать и шлифовать его, делать полигональную кладку. Инки, кстати, и колеса-то не имели. Не изобрели.

Самая же большая загадка Мачу Пикчу — куда делись инки из этого города. Они прожили в этих местах около 100 лет и ушли. Нет, их не конкистадоры, испанцы-завоеватели, согнали с насиженных мест в 16-м веке. Доказательство тому — город не подвергался разрушениям. Конкистадоры, скорее всего, не нашли этот город, скрытый высоко в горах. Так почему же инки бросили свой город? Об этом до сих пор спорят ученые и не могут придти к единому мнению, да, наверное, это и невозможно уже.

Версий есть множество: утеря значения города, когда империю инков завоевала конкиста; из-за политических распрей в городе; из-за какой-то эпидемии, которая выкосила население Мачу Пикчу; из-за осквернения города (Мачу Пикчу был религиозным центром, здесь жили много жриц Солнца. Инки поклонялись культу Солнца. Возможно, с одной из жриц случилось бесчестье, а по инкским законам, на оскверненном месте ни люди, ни животные не могли продолжать жить).

Лично мне кажется более вероятной версия с эпидемией, н-р, той же оспы. Сначала я думала, что люди покинули город из-за нехватки воды, но потом я увидела воду, которая и по сей день течет в разных местах города безостановочно…

Неразгаданный Мачу Пикчу

Поднебесный город был обнаружен всего чуть более 100 лет назад. Мачу Пикчу открыл миру ученый, американец Хайрам Бингем в 1911 году. За серебряный соль (около 30 центов) местный житель привел его к Мачу Пикчу. Имя городу тоже дал этот ученый. Мачу Пикчу означает с языка индейцев кечуа «старая гора». По названию горы, на которой и раскинулся этот инкский город. 400 лет стоял этот город, никому не известный. Теперь это — Чудо Света, к которому стремятся люди со всех уголков нашей земли.

Интересно было бродить по улочкам и закоулочкам Мачу Пикчу. Здесь жили около 1200 человек. Город состоял из городской части, где были храмы, обсерватории, источники с водой, жилые дома жрецов, жриц, знати,

и сельскохозяйственной части,

где инки выращивали на вырубленных в скалах террасах кукурузу, разные сорта картофеля, бобовые, авокадо и многие другие культуры.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Особо почитаемым был кокаиновый куст.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Листья коки помогали инкам быстрее погрузиться в транс при ритуальных обрядах. Кстати, у современных перуанцев (как, впрочем, и у боливийцев) кока также входу, жуют листья коки повсеместно, потому что на больших высотах, в горах, сознание заторможенное, кока помогает в такой ситуации (я, правда, переносила высоты хорошо и без жевания коки). Но вернемся к Мачу Пикчу.

Разделом на городскую и сельскохозяйственную части служил мостик. Вот на том месте, где теперешний на фото, он и был.

Неразгаданный Мачу Пикчу

В Мачу Пикчу насчитывается более 200 различных строений. И жилых, и сельскохозяйственных, и храмовых. Самые известные из них — храм 3-х Окон, храм Кондора, храм Солнца, Главный храм

Неразгаданный Мачу Пикчу

Двойная чакана, Инкский крест, священный камень Интиуатана, астрономическая обсерватория, священный камень Roca Sagrada.

Храм 3-х Окон имел важное значение в ритуальных магических обрядах.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Почему именно 3 окна в храме? Это представление инков о троичности мира. По легенде, три основателя империи инков вошли в этот мир через 3 окна. Там же, в храме 3-х Окон, справа, мы можем увидеть Инкскую чакану — ступенчатый крест с 3-мя ступенями, который символизирует подземный мир, земной и небесный. Инкский крест — символ гармонии мира.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Очень известна в Мачу Пикчу Двойная чакана (кажется, двойную чакану инков можно и увидеть только в Мачу Пикчу). Двойная чакана — это Инкская (трехступенчатая) и Андская (шестиступенчатая), где к ступеням Инкской чаканы добавляются еще 3 ступени: священная Змея, олицетворяющая подземный мир; священная Пума — наземный; священная величественная птица Кондор, который олицетворял у инков небесный мир. Эта Двойная чакана — под храмом Солнца, в пещере.

Кстати, исследователи нашли там пустоты, которые заложены камнями, хорошо подогнанными друг к другу. Ученые-специалисты не могут об"яснить, как инки, неумевшие обрабатывать камни, сделали такое. И вообще, что там за этими камнями, в этих пустотах? Может, исчезнувшее золото инков? Ведь до сих пор его не могут найти… Известно, что какую-то часть золотых запасов инков испанцы-завоеватели вывезли в Испанию, но немалую часть, считается, инки сумели спрятать от захватчиков после гибели своего последнего правителя. И это золото до сих пор не найдено. Ученые уверены, что в Мачу Пикчу есть подземные комнаты. Доказательством тому служат геофизические исследования.

Да, Мачу Пикчу — полон загадок и тайн и не все у него навиду. Много есть интересных мест в Мачу Пикчу, н-р, астрономическая обсерватория, где в каменные «блюдца» с водой смотрели инки по ночам, наблюдая за звездами.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Есть там священный камень Roca Sagrada. Когда смотришь на него под определенным углом, его очертания — словно очертания самих гор, которые стоят за ним.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Храм Солнца, святилище инков, находится в городской части Мачу Пикчу. Инки поклонялись богу Солнца — Инти. Этот храм Солнца служил инкам не только при исполнении ритуальных обрядов (там, внутри, — алтарь, представляющий из себя натуральный кусок скалы. Вокруг этого алтаря и была построена круглая башня храма), но и для астрономических наблюдений. Жаль, но внутрь этого храма Солнца не зайти: не разрешают туристам.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Храм Кондора расположен тоже в городской части города. Это неописуемо красивый природный скальный языческий храм. Он действительно напоминает очертаниями величественного и могучего кондора. Здесь готовили умерших (мумифицировали) к загробному миру. По вере инков, кондор брал их на свои крылья и уносил в небесный мир.

Неразгаданный Мачу Пикчу

Переходим к еще одному непростому камню. Это — священный камень Интиуатана, еще одно священное место инков в Мачу Пикчу. Этот камень лежит в самой верхней точке города. Камень Интиуатана имел 2 значения: культовое (около него совершались различные ритуалы и обряды) и астрономическое (с его помощью наблюдали за солнцем, его положением во время летнего и зимнего солнцестояния. Интиуатана — это солнечные часы инков. С помощью этих часов инки решали, когда им лучше сеять и собирать урожай).

Кстати, несколько лет назад камень Интиуатана был поврежден при с"емке рекламы напитка кока-кола. Уж не знаю, целый ящик на него с колой случайно обрушили, или еще как, но на камне (который в виде пальца на основной плите) образовалась трещина и Интиуатану обнесли заграждением. Слава Богу, непроволочным.

Гуляя по Мачу Пикчу можно увидеть лам.

Неразгаданный Мачу Пикчу

И во времена инков ламы тоже обитали здесь. У инков был такой обряд: на закате убивали черную ламу для жрецов, их ритуалов, а на рассвете — белую.

В заключение хочу сказать, что в 2011-м, в год 100-летия открытия Мачу Пикчу миру, в Перу из США вернули обратно 4000 инкских артефактов, которые в свое время вывез зарубеж Бингем. Что вернули ценности - очень отрадно. Еще отрадно мне было слышать там от местных гидов, что Россия и ее ученые очень помогают Перу в проведении археологических раскопок, классификации находок.

Важно сказать здесь еще вот что: НЕ ЗАБУДьТЕ взять с собой свой паспорт, когда поедете к Мачу Пикчу на встречу. И не только потому, что его там (по дороге туда) проверяют, и не один раз, а еще и потому, что желающим ставят в паспорт штампик о посещении Мачу Пикчу. Как, например, о посещении земли Антарктида, о. Пасха. Я вот таким штампиком не обзавелась, к сожалению. Не знала. Не подсказали...