Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Сингапур Май 2011

Мне очень хотелось полетать на Сингапурских авиалиниями. Мечта росла, крепла, мужала и трансформировалась во «все равно куда, главное на Сингапурах»! К этому моменту очень своевременно подоспела идея отдохнуть на Бали. Ну как отдохнуть… Объехать весь отсров вдоль и поперек, посмотреть храмы, забраться к вулканам, дойти до водопадов — это у нас и называется отдыхом, если честно. А поскольку дорогу на Бали можно проложить через Сингапур, то мечта расправила крылья и начала готовиться к сбыче…

Курсы валют тогда были не в пример гуманнее, мечтать можно было с размахом! Сразу родилась идея притормозить в Сингапуре и посмотреть город, про который я столько всего слышала, начиная со всем известного:«В бананово-лимонном Сингапуре»…

Честь и хвала Сингапуру — и билеты, и отель быстренько и без накладок забронировались, подтвердились и пришли на почту. Оставалось только ждать.

Перелет.

Дело было на майские праздники — самолет забит «под завязку». Гуманные к ручной клади служащие «Сингапуров» тщетельно взвешивали все, извиняясь, что иначе самолет не взмоет в небо — перегруз, однако. Народ спешил к теплым берегам, провести длинные майские праздники в приятности и неге.

Нега начиналась уже в самолете, некоторые соотечесвенники так громко релаксировали, что хотелось покусать всех, кто сидит рядом. Но, отбросив несущественные моменты, полетом я была довольна. С той поры, уж какими только компаниями я не летала — дотянуться до планки, высоко поднятой Сингапурскими авиалиниями, не удалось больше никому.

Придраться было совершенно не к чему — обслуживание, еда, развлечения на борту, чистота туалетов, все соответствовало высочайшему уровню. И даже выведенные практически на минус бортовые кондиционеры для меня совсем не проблема. Я люблю летать в таком холоде, а при длительном перелете это лучшая профилактика отеков, вызванных вынужденной неподвижностью. Да, чуть не забыла — в полете угощали мороженкой! Ерунда, а время скоротали…

Прилетали мы в Сингапур рано-рано утром, когда весь аэропорт еще спал… Ну, это так на первый взгляд показалось.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

На самом деле, несмотря на очень раннее утро, жизнь кипела. Поскольку мы считались транзитными пассажирами, виза нам была не нужна. При пересадке не более 96 часов, получать предварительную визу не нужно. Таможенный офицер поставил штамп в паспорта, отметив время въезда в страну и поприветствовал нас на земле Сингапура.

Аэропорт мне понравился — удобный, несмотря не его огромнейшие размеры, очень грамотная логистика, указатели не дадут заблудиться, а расписания вылетов не дадут опоздать. Поскольку на обратной дороге я побывала в нем в качестве транзитного пассажира, то оценила его и с этой стороны.

Что понравилось:

— В аэропорту расставлены массажеры для ног, причем бесплатно. Садись и восстанавливай кровообращение в засидевшихся конечностях — удобно и приятно.

— Расстояния до выходов на посадку и даже туалетов указаны в минутах дохода.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

И это очень немаловажно, когда несешься по длинному проходу к своему выходу, надеясь успеть до его закрытия. Время добегания до туалетов иногда тоже бывает бесценной информацией, надо признать…

— Многочисленные сады с орхидеями, прудики с карпами, мостики и прочие лужайки.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Просто приятно посидеть и отдохнуть от рева турбин, готовясь к очередному броску в небо, да и красота лишней не бывает.

— Едальни.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Очень много и очень качественная еда. Конечно, не без намека на азиатчину, но это тоже элемент отпускных впечатлений и его игноировать было бы неправильно. Обслуживают быстро, столик найти не проблема, а если нужно, то еду запакуют с собой.

— Очень много уголков, в которых есть чем занять непоседливых детишек.

Они рисуют, гоняются за карпами в прудиках, катаются на каких-то машинках и очень весело проводят время ожидания своих вылетов.

— Есть душ, если очень уж нужно.

— Есть даже спортзал, для совсем уж преданных спорту и здоровому образу жизни.

— Понятно, что мини-гостиницы тоже есть и попасть в них совсем не проблема.

— На территории транзитных зон действует бесплатный Wi-Fi, да какой шустрый…

— Для тех, у кого пересадка длится больше 5 часов, есть бесплатные экскурсии по городу. Автобус повезет по Сингапуру, заезжая в этнические кварталы. Подробности этой удобной услуги есть на сайте аэропорта, там же и время отправления автобусов.

— Про магазины дьюти-фри и говорить нечего. В них есть все, что только можно пожелать купить. Обслуживание на самом высоком уровне, как и все в Сингапуре.

— В нашем терминале, на крыше был сад подсолнухов: вышла — впечатлилась. И вспомнила, что последний раз в подсолнухах гуляла в очень далеком детстве… В других терминалах есть сад кактусов, сад бабочек.

— Краем уха слышала, что в каком-то из терминалов есть бассейн, но сама не видела. Впрочем, не удивлюсь и этому.

Если и существуют аэропорты, в которых можно приятно провести время в ожидании рейса, то это безусловно, «Чанги»!

После всего этого добавлять, что сингапурский аэропорт «Чанги» который год среди лидеров самых лучших аэропортов мира, наверное будет излишним…

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

После этого путешествия я убедилась, что летать лучше всего Сингапурскими авиалиниями. Встречая в аэропортах мира сингапурские экипажи, я с очень теплым чувством провожаю глазами стройных девушек- стюардесс, в ярких и нарядных платьях. А вот полетать еще раз пока не приходилось, но мечта есть!

Отели.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Совершенно убежавшие из наших дней в далекое будущее, правда, это не касается самих комнат. Стоит закрыть дверь своего номера и возвращаешься в наш век. Ничего такого неверояного в номерах я не нашла, правда, мне не довелось жить в президенских люксах, да и бог с ними.

А вот все, что за пределами номера — очень даже продвинутое. Отели устремляются в небо, все, как один. Лифты панорамные, скоростные, даже немножко кружится голова, когда стремительно несешься вниз. Интересный прибамбас — карточку от номера вставляешь в прорезь в лифте и он сам доставит тебя на твой этаж. Без карточки лифт тебя никуда не повезет, соответственно и возможность перепутать этаж сведена к нулю. Лифтов очень много, ждать не приходится.

При отеле очень много ресторанов, причем японская кухня явно преобладает. Не любитель этой кухни на родине, в Сингапуре я ее очень полюбила. На завтраках тоже преобладают блюда японской кухни, правда традиционные булочки-яичница-овсянка-нарезки тоже имеют место быть. Выходить к завтраку хотелось при полном параде, очень уж все понтово было обставлено. На этих завтраках у меня и укрепилась мысль купить себе бамбуковую пароварку — полезнейшая вещица в доме!

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Самое удобное. Из отеля, не выходя на улицу, можно попасть в метро или в огромный молл и блуждая там, переходить из магазина в магазин, отдыхая на фуд-кортах, подъезжая на метро и таким образом пересечь весь город, ни разу не выйдя на поверхность. Во время тропического ливня, несколько часов кряду смывавшего Сингапур, я очень оценила это удобство!

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

И еще. Выбирая отель, мы решили не забираться далеко от набережной. В результате мы имели возможность каждый вечер любоваться лазерным шоу в заливе с видом на «Марину Бэй» не выходя из номера. Вечером, собираясь улетать, я еще раз смотрела это шоу из окна и печалилась, что путешествия, даже очень длинные, заканчиваются слишком уж быстро…

Транспорт.

Транспорт в Сингапуре считается самым лучшим в мире по своей организации. Есть автобусы, метро и такси. Мы несколько раз воспользовались метро — более удобного и чистого метро я пока так и не встретила. Хотя, венское метро вполне достойная конкуренция сингарурскому, во всяком случае, в плане чистоты, пунктуальности поездов и логистики.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Поэтому могу поведать только о метро, оставляя остальной транспорт за рамками моего рассказа.

У метро есть свой сайт, что облегчает подготовку к путешествию. Очень понятный и очень удобный.

Билет-карту можно купить в автоматах. Цена вопроса зависит от маршрута. Инструкция очень понятная, купюры автомат не принимает — нужна мелочь или карточка. При входе и выходе билет сканируется. Очереди бывают только в часы пик, но движутся они быстро.

Работает метро с 5.30 до полуночи. В час пик поезда приходят пракитически каждую минуту, между этими промежутками поезд приходилось ждать дольше. Но очень информативное табло ведет обратный отсчет времени.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Интересно и само устройство сингапурского метро. Поезда идут за прозрачной стеной. Как только поезд подъезжает и останавливается, двери вагона открывабтся одновременно с дверями платформы. На платформе нарисованы стрелки: где стоять, куда поворачивать выйдя и куда, собственно, принято выходить из вагона. Сингапурцы к этому привыкли, а мне было интересно разглядывать все это.

На каждой станции метро есть подробнейшая информация, куда нужно выходить, чтобы попасть к той или иной достопримечательности. Заблудиться не получится — все предусмотрено.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Умилили всяческие запрещающие таблички, вырабатывающие у сингапурцев уверенный рефлекс послушности и аккуратности — такие надписи не помешали бы многим городам. Все я, конечно же, не фотографировала, но то, что понравилось больше всего — запечатлела на память. Вот это я сняла, спускаясь в метро на эскалаторе. Не знаю, как реагирут сингапурцы, но я подумала, что мне такое бы в голову даже не пришло.

Вообще, в Сингапуре очень много всяческих табличек, плакатов, надписей и информационных табло. Надпись на английском и кончно же, иероглифами. О чем только не предупреждают в Сингапуре! О схемах и графиках движения, об опасности подскользнуться, споткнуться, упасть, о том, где вы находитесь, о том, что вы видите, о том, куда вам идти и как туда дойти.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Но мне больше всего нравились информационные табло подземных парковок. В городе невозможно увидеть машины, запаркованные у обочин или, того страшнее, на тротуарах. Даже такси не остановится «вот туточки». Для всего есть свое место! На этих табло все время высвечивается, сколько мест освободилось и сколько машин еще может поместиться на конкретной подземной парковке. Честно говоря, я обзавидовалась этому моменту. И задумалась — сколько сил нам нужно потратить и каких размеров должен стать штраф у нас, чтобы и мы вышли на такой уровень культуры. Ответа я не нашла, запутавшись в сложностях сопоставления азиатской и русской души. Но после этого Сингапур раз и навсегда стал для меня городом будущего!!!

Есть в городе еще и водное такси, позволяющее совместить доставку себя до нужной точки и ознакомительную экскурсию вдоль набережной с выходом в бухту залива. Видеть их я видела, но прокатиться не пришлось.

Есть и рикши. Не каталась, не катаюсь и кататься не буду — у меня свои принципы!!!

Деньги.

Официальная валюта — сингапурский доллар. Впечатлили пластиковые или, как правильнее, полимерные банкноты. Совсем не похожи на настоящие деньги и напоминают больше сувенир. Полимерные банкноты потом приходилось держать в руках в Канаде, но сингапурские интереснее в этом плане. Понравились настолько, что прихватила несколько купюр на память, так и живет одна в моем кошельке, совершенно не теряя своего нарядного вида.

При обмене денег вам их обязательно протянут двумя руками, с легким поклоном и передадут из рук в руки — азиатские традиции!

Для оплаты в ресторанах и сувенирных магазинах лучше использовать наличные. В отеле — как вам удобнее.

На ценники нужно смотреть внимательнее. Рядом с ценой может стоять один или два плюсика, это значит, что к цене стоит добавить налог. Один плюсик — 10 процентов за сервис, два плюсика — еще и 7 процентов налога с продаж.

Но обслуживать будут всегда с предельной вежливостью, внимательностью и полупоклоном в конце — меня это немножно напрягало, не привыкшие мы к поклонам…

Сувениры и покупки.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

— Мекка для любителей шопинга — Орчард-роуд. Бутики на каждом шагу, дамы, нагруженные фирменными пакетами, дорогие цены, огромные магазины. Есть все и даже немножко больше…

— Сувениры в Сингапуре стоит покупать в Чайнатауне. Выбор огромный, цены приятные, еще и подарят обязательно что-нибудь. Торг уместен — вам выгода, продавцу развлечение.

— Специи. В Маленькой Индии можно купить замечательные специи азиатских кухонь. Пакетики увесистые, цена приемлимая, состав очень качественный.

— Сувениры из отеля «Раффлз». При отеле есть магазин-музей, где можно купить всякой всячины с клеймом отеля. На мой взгляд, очень дорого, но если хочется-хочется, то…

— Сингапурские однодолларовые монетки. Не знаю, почему и зачем, но знакомые просили привезти.

— Батик. В индийском квартале продают очень красивые батики. Цена зависит от размера.

— Для любителей экстрима — алкогольгые напитки с заспиртованными в бутылочках насекомыми и пресмыкающимися (кобры, скорпионы). Очень страшно, знаете ли…

— Индийские пашмины. Покупать лучше в китайском квартале — красиво и не очень дешево.

— Орхидеи в золоте.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

В Сингапуре есть компания Risis которая делает позолоченые орхидеи, листики и плоды растений. Бывают в желтом и белом варианте. Настоящие цветы идут на подвески и броши и делают их из орхидеи сорта Ванда Мисс Джоаким, национального цветка Сингапура. Поскольку орхидея этого сорта крупная, то она не подходит для сережек. Поэтому серьги делают просто из золота, без цветка, чтобы не сломались лепестки в процессе эксплуатации украшения.

Если удастся посмотреть сам процесс превращения цветка в брошку — не пожалеете потраченного времени, очень советую. Ну и подарок в виде золотой орхидеи будет тоже хорош.

— Магазин «Мустафа». Есть все — сувениры, шали, пашмины, национальная одежда, сингапурские сладости. В этом же магазине есть ювелирный отдел. Про цены говорить не буду, ассортимент для любимых жен арабских шейхов. Но красота изделий фантастическая, стоит посмотреть, как на музейную коллекцию. Сингапурские мужчины там активно покупают побрякушки своим женам и дочерям — на это тоже прикольно посмотреть. В общем, такое богатство и роскошь редко где еще увидеть доведется.

— Мерлион. Симовол Сингапура. Продается везде, размеры и цена на любой вкус.

— Веера. В китайском квартале. Очень красивые, разнообразные по расцветке и размерам.

— В китайском квартале можно купить монетки разных стран, даже уже несуществующих — рай для нумизматов.

— Национальные сингапурские блюда — мясо, печенье, шоколад и прочее.

В общем, купить в Сингапуре есть что. Это я еще промолчала про серьезные покупки, вроде телефонов, фотоаппаратов, планшетов, объективов. Этого добра там столько, что и говорить об этом нечего, надо брать, не раздумывая…

Что и где можно поесть.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

В Сингарпуре еда качественная, причем везде, где бы вас не настигло чувство голода. Санитарные нормы в Сингапуре нестолько строгие, что никому и в голову не придет рисковать вашим здоровьем. Конкуренция тоже не дремлет, за репутацию приходится бороться, а значит, качество только растет.

В Сингапуре можно выделить четыре кухни: китайскую, индийскую, малайскую, перанаканскую. Любую из этих кухонь можно попробовать как в ресторанах, так на фуд-кортах, фуд-центрах. И национальная кухня Сингапура сочетает в себе элементы всех четырех кухонь.

Основа — взята из китайской кухни. Тут вам и китайская курица с рисом, и жареная лапша со свининой, и краб с соусом чили, и китайские пельмени, и суп из ребрышек, и кокосовый джем.

Индийская еда подарила сингапурской кухне остроту, вегетарианские блюда, морскую кухню и индийские десерты. И конечно, много-много карри!

Малайская кухня — это специи и травы, соусы из кокоса. Если вы увидете на прилавке еду, завернутую в маленькую коробочку из бананового листа с узелком наверху — это малайские вкусности.

Перанаканская кухня — смесь индонезийской, малайской, китайской кухонь и много-много-много специй. Если вам по душе лимонник, карри, чили, кокосовое молоко и креветочная паста — эта кухня для вас. Мне она больше всего понравилась, правда, неосмотрительно попросив не жалеть специй, я поняла, что сильно погорячилась. Но впечаления будут очень яркие и совершенно незабываемые!!!

Едят в Сингапуре много. Пустующие рестораны на фуд-кортах я смогла снять только очень поздно вечером, потому что фотографировать жующий народ считаю не совсем уместным.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Самая демократичная еда в плане цены — на фуд-корте и в фуд-центрах. Именно здесь представлены всевозможные кухни, выбор настолько огромен, что определиться бывает очень и очень сложно.

Фуд-корты располагаются в торговых центрах, обычно на очень нулевых этажах и занимают огромнейшие площади.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Фуд-центры расположены на открытом воздухе, под навесными крышами и снабжены кондиционерами. На набережной их очень и очень много.

Есть в Сингапуре и фаст-фуд. Привычный «Макдональдс», «Бургер-кинг», «Сабвей», «Старбакс» и прочее. Народа всегда много, ассортимент, как и во всех остальных городах мира — на мой взгляд, ничего интересного.

В Сингапуре рай для сладкоежек. Все лучшее, что придумала мировая кондитерская мысль, есть в сингапурских ресторанах и кондитерских.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Очень хочу посоветовать полакомиться вкусностями от кондитерской «Андерсен». Сеть очень известная, но я как-то нигде не попадала в ее сети. Вот только в Сингапуре и встретила. Тортики, мороженое — очень вкусно! А калории можно отработать в марш-броске по достопримечательностям Сингапура.

Что посмотреть.

Смотровая площадка на «Марина Бэй Стендс».

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Подъем на скоротсном лифте, где выбор кнопочек и этажей весьма лаконичен — уже интересный опыт.

Есть модель отеля, для желающих разглядеть его как следует.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

С крыши отеля открывается самая обширная панорама Сингапура на бухту, реку, основные достопримечательности города. С высоты 200 метров видно очень далеко и вечный сингапурский смог не сможет помешать удовольствию полюбоваться городом. Совершенно не пожалеете о потраченном времени и я абсолютно искренне рекомендую вам подъем на крышу «Марины Бэй»!

- Мост в виде модели ДНК.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Если пойдете в отель «Марина Бэй», то так или иначе вы погуляете по этому мосту. Красив особенно вечером — совершенно нереальное зрелище!

- Отель «Раффлз».

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Исторической отель в колониальном стиле. Расположен в самом центре Сингапура, открыт в 1899 году. Назван в честь основателя Сингапура — сэра Раффлза. Номера роскошные, рестораны еще роскошнее, есть тропический сад, в котором можно совершенно спокойно гулять и фотографировать.

Не миновала его и персональная легенда. Вроде бы именно в «Раффлз»-отеле Александр Вертинский впервые исполнил свою известную песню «В бананово-лимонном Сингапуре».

Именитые постояльцы отеля оставили свой след в его истории: Чаплин, Конрад, Киплинг, Моэм. Причем Моэм настолько был влюблен в отель, что имел в нем собственные аппартаменты.

Именно в этом отеле был рожден рецепт знаменитого коктейля «Сингапур Слинг». А в Лонг-баре и сегодня принято бросать шелуху от орехов на пол. Традиции в отеле тщательно берегут.

- Маленькая Индия.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Больше похожа на декорации к фильму. Есть храмы, женщины в сари, индийские шелка, специи и пряности. Здесь пестро и ярко, празднично и пахнет благовониями, индийская музыка и индийские украшения. Это не настоящая Индия, но очень и очень похожая на почти настоящую…

— Китайский квартал.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Чистенько, аккуратненько, ярко. Огромный сувенирный рынок. Все те суверниры, что продаются у достопримечательностей по высокой цене, есть в Чайнатауне, по весьма приемлимой цене. Но главные достопримечательности квартала — китайские храмы. Здесь же ресторанчики на любой вкус и кошелек. Очень симпатичный квартал, не пожалеете, если побываете в нем.

- Арабские мечети.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

В Сингапуре этнические кварталы нельзя выделить в чистом виде — все перемешано. Китайская пагода, индийский храм, арабская мечеть могут находиться рядом, равно как и люди — дама в сари идет рядом с мусульманской женщиной и никого это давно уже не удивляет. Такой это город…

— Лазерное шоу на набережной.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Каждый вечер, в 20.00 и 21.30 начинается 15-минутное шоу огня и света. Его можно смотреть с крыши «Марины Бэй», можно наблюдать с набережной — красиво и интересно будет в любом случае. Я еще умудрилась смотреть из номера в нашем отеле и уж тут картина была самой полной. Шоу смотреть нужно непременно — очень уж все красиво!

- Фигуры на набережной.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Гуляя по набережной или прокатившись по реке, можно полюбоваться фигурами на набережной. Их достаточно много, есть очень симпатичные, есть просто веселые. Я умудрилась их посмотреть и с суши, и с воды — получила удовольствие и кучу фотографий.

- Ночное сафари.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Парк расположен по соседству с сингапурским зоопарком. Здесь покажут животных, активных ночью. Отстояв очень длинную очередь, которая тянется неторопливо, по мере подхода освободившихся трамвайчиков, можно прокатиться по огромному парку, наблюдая за жизнью животных. Только обращайте внимание на погоду — в дождь животные прячутся и можно так никого и не увидеть.

Территория разделена на восемь географических зон, населенных соответствующими животными. Какую-то часть зоопарка можно обойти пешком, часть — объехать на трамвайчике. Экскурсия сопровождется аудиогидом на очень хорошем английском. Фотографировать нужно без вспышек, чтобы не пугать животных — об этом предупреждают всех, кто отправится на экскурсию.

После экскурсии можно посмотреть неплохое шоу, если конечно, останутся силы. Кому-то больше нравится шоу, мне больше понравились звери. Главное, что скучно не будет никому!

- Колесо обозрения.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Самое высокое колесо обозрения в мире, во всяком случае, пока еще… Высота — 165 метров или 42 этажа. Расположено на набережной Марина Бэй. С колеса неплохие панорамные виды на залив, Сингапур, острова. Полный круг длится 30 минут.

После открытия отеля «Марина Бэй» популярность колеса упала — отель выше и вид с него круче. Но если вы хотите очень красивые фотографии самой лодки на «Марине Бэй», то вам нужно на колесо.

Фонтан Богатства.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Расположен в торговом комплексе Сантек Сити. Считается самым большим фонтаном в мире, за что и попал в книгу рекордов Гиннеса. Дизайн фонтана соответствует всем рекомендациям фэншуй, способствующим преуспеванию. Вода фонтанирующих струй собирается в центр — это способствует накоплению богатства. Четыре ноги фонтана — четыре народа и четыре религии Сингапура. Кольцо — священный символ Мандала, единство и мир. Фонтан выполнен из бронзы — сочетание металла и воды в строго определенной пропорции прокладывает дорогу к успеху.

Три раза в сутки фонтан отключают — и это неспроста. Остается маленький фонтанчик в центре, в который нужно опустить руку и обойти против часовой стрелки несколько раз, чтобы фонтан принес благосостояние и богатство. Верить или нет — личное дело каждого. Но народ усердно бегает по кругу — ничем не стоит пренебрегать, мечтая о финансовой стабильности…

Ночью, с 20.00 до 21.00 фонтан превращается в лазерное шоу. Выглядит интересно, пестро и очень эффектно. Масштаб не такой, как у шоу на набережной, но посмотреть тоже стОит…

— Вечерняя прогулка по набережной.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Полюбоваться совершенно нереальным городом в сиянии ночных огней, полюбоваться лазерным шоу, никуда не торопясь посидеть на набережной, послушать звуки и голоса этого фантастического города — разве этого мало? В награду вам будут фотографии ночного Сингапура и ощущение праздника, на который вас пригласил этот город будущего.

— Речная экскурсия.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Прогулка вдоль набережных Боатки, Кларки, Робертсон — главного места развлечений и отдыха. Здесь аттракционы, рестораны, серия скульптур «Фигуры на набережной». Экскурсия приятна, сопровождается аудио-гидом. Ну, а если вспомнить, что Сингапур начинался именно с этой реки, то становится понятно, что экскурсия будет очень интересна и познавательна. Скажу честно, мне очень понравилось!

— Парк Мерлиона.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Пожалуй, здесь больше всего туристов. Сфотографировать Мерлиона в одиночестве у нас так и не получилось — его реставрировали. Есть фотография только у его копии.

Мерлион — символ города. Статуя с головой льва и рыбьим хвостом с 1964 года стала официальной эмблемой туристического Сингапура, а потом и символом самого города. Статуя высокая — 8,5 метров.

Львиная голова обозначает силу. Рыбий хвост — символизирует древний город Темасек, что в переводе с яванского значит «море» и именно так назывался Сингапур до своего переименования в Сингапуру — город льва.

- Прогулка по городу.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

Для меня это самая главная экскурсия в любом городе, где бы я не была. Сингапур не самый легкий город для подобных прогулок. Высокая температура и высокая влажность не всеми переносится легко. Потеют фотоаппараты, стоит только выйти из прохлады кондиционеров, кажется, что все вокруг пропитано влагой и просто нечем дышать. Утром город укутывается плотным смогом, вечером ждать спасительной прохлады тоже не имеет смысла. И хочется нырнуть в подземные магазины, туда, где кондиционеры бесперебойно вырабатывают почти зимний холод. Но любознательность и зуд путешественника толкают вперед, навстречу с новым и интересным.

Вот, пожалуй, и все. Я рассказала обо всем, что мы успели посмотреть за два дня в Сингапуре. Увидеть все у нас не получилось. Иногда отнимала силы жара, иногда приходилось задерживаться где-то, чтобы рассмотреть в свое удовольствие. Отнимали драгоценные часы сон и перерывы на еду, но без этого совсем уж было бы плохо. Хотелось увидеть больше. Получилсь, на мой взгляд, увидеть главное, то, что хотелось и о чем мечталось. Сингапур — ворота в Азию и я очень надеюсь, что у нас будут новые встречи.

Сингапур — фантастический, невероятный город! Он такой один и с этим никто не будет спорить. В чем его загадка, в чем его секрет и как ему удалось в такой небольшой срок добиться таких результатов — ответить на эти вопросы не сможет, пожалуй, никто.

Сингапур. Большое азиатское чудо или путешествие в будущее...

А может и нет никаких загадок и секретов? А просто это огромный труд всех тех, кто живет в Сингапуре, искренне его любит и считает самым лучшим городом на Земле?

Но самым большим чудом Сингапура для меня стали люди, населяющие его. Такие разные, непохожие, каждый со своей культурой, кухней, религией, образом жизни, предпочтениями и пристрастиями живут в мире и дружбе, заняты созиданием и процветанием своего города. И на мой взгляд, в этом и заключается главная разгадка сингапурского феномена — надо много и честно работать и уже перестать воевать. И тогда все и у всех будет хорошо…