Турист Ольга Ивлева (Olga81Iv)
Ольга Ивлева
была 29 июня 2023 9:41

Я люблю Париж осенний

Париж — Франция Октябрь 2009

Не будет преувеличением заметить, что миллионы людей ежегодно устремляются в Париж с желанием познать этот город: кто-то остается разочарованным и сбитым с толку, обнаружив расхождение между реальностью и представлениями, сотканными из прочитанных книг и увиденных фильмов, кто-то просто не понимает этот город, кто-то влюбляется в него без памяти и лелеет затем драгоценные воспоминания, вновь ожидая встречи.

Как справедливо писал Генри Миллер в «Тропике рака»: «Мне стала понятна тайна паломничества Стриндберга, да и не только его (Данте, Рабле, Ван Гога и т. д. и т. д.), в Париж. Я понял, почему Париж привлекает к себе всех измученных, подверженных галлюцинациям, всех великих маньяков любви. Я понял, почему здесь, в самом центре мироздания, самые абсурдные, самые фантастические теории находишь естественными и понятными, а перечитывая книги своей молодости, видишь в их загадках новый смысл… Вечный город Париж! Более вечный, чем Рим, более великолепный, чем Ниневия. Пуп земли, к которому ты ползешь на карачках, как слепой, слабоумный идиот...

„Почему ты не покажешь мне тот Париж, сказала она, — Париж, о котором ты всегда пишешь?“ - И тут я внезапно понял, что не смог бы никогда раскрыть перед ней тот Париж, который я изучил так хорошо. Париж, в котором нет арондисманов, Париж, который никогда не существовал вне моего одиночества и моей голодной тоски по ней. Такой огромный Париж! Целой жизни не хватило бы, чтобы обойти его снова. Этот Париж, ключ к которому — только у меня, не годится для экскурсий даже с самыми лучшими намерениями; этот Париж, который надо прожить и прочувствовать, каждый день проходя тысячи утонченных страданий, — Париж, который растет внутри тебя как рак, и будет расти, пока не сожрет тебя совсем». Что же из всего этого правда, спросите Вы, как познать лучшее в Париже и уберечься от разочарований? Постараюсь Вам помочь.

Позвольте начать с небольшого предисловия. Познакомилась я с Парижем в конце октября 2009 года. Мне необыкновенно повезло с погодой — температура воздуха держалась около +16/+18. Честно говоря, в первый день я была сбита с толку. Даже закралась крамольная мысль, о сходстве Парижа с Москвой, но лишь на мгновение. Более того, весь первый день я ничего не чувствовала вообще — я оставалась глуха к Парижу. Меня сбил с толку безумный ритм города: непрерывное движение автомобилей, мопедов, широкие бульвары — все это и натолкнуло меня на мысли о сходстве двух столиц, но я стряхнула с себя это ощущение очень быстро, потому что решила осваивать Париж рано утром и только пешком и до позднего вечера. Очень советую поступать именно так: в восемь утра город только просыпается: брассери разгружают свежие привезенные устрицы, мусорщики собирают мусор, отсутствуют вездесущие толпы туристов, и Вы наконец начинаете познавать Париж своей кожей.

После сумасшедшего галопа в первый день по попсовым туристическим маршрутам, который сопровождался безумными толпами жаждущих, я приняла решение избегать затертых клише (Эйфелева башня, очередь в Нотр Дам, площадь Лувра, сад Тюльри, кафе «Флер» и «У двух образин»,Монмартр), а не спеша изучить интересные кварталы, шаг за шагом, никуда не торопясь и наслаждаясь увиденным.

Итак, советую начать вашу раннюю прогулку с 4-го (Бобур и площадь Центрального рынка) квартала, где предостаточно живописных старых улочек, уютных кафе и маленьких площадей. Вас поразит Башня Сен-Жак, роскошный Отель де Вилль, магазин «Самаритэн» и Сквер Невинных (в средние века здесь было кладбище младенцев, фигурирующее в «Королеве Марго» Дюма, а сейчас там роскошный по красоте фонтан),

и 3-го квартала Парижа (квартал Маре), именно здесь при короле Генрихе IV и начался век Маре, продлившийся до 17-го века. Здесь жили изысканные аристократы и богатые буржуа, а также известные литераторы своего времени (сатирик Скаррон, мадемуазель де Севеньи). Здесь отсутствуют вездесущие экскурсионные группы, а архитектура сохранила старую застройку Парижа, до которой не добрался барон Оссейн, сносивший старые домики и строивший бульвары. Вы не поверите своим глазам и ощущениям, вам захочется здесь потеряться.

Когда город просыпается, он прекрасен, можно отправиться гулять вдоль Сены, наслаждаясь видами и чувствуя свою причастность к этому необыкновенному городу. «Тут, где эта река так плавно несет свои воды между холмами, лежит земля с таким богатейшим прошлым, что, как бы далеко назад не забегала твоя мысль, эта земля всегда была и всегда на ней был человек. Перед моими глазами в солнечной дымке течет и дрожит золотой покой, и только безумный невротик может от него отвернуться. Течение Сены здесь так спокойного, что его замечаешь с трудом. Оно лениво и сонно, а сама Сена — точно огромная артерия человеческого тела. В той тишине, которая снизошла на меня, мне казалось, что я взобрался на высокую гору и у меня наконец появилось время, чтобы осмотреться кругом и понять значение ландшафта, что развернулся внизу подо мной» — писал Генри Миллер, живя в Париже начала 30-х годов.

Чтобы почувствовать душу Парижа, советую отправиться на обед на бульвар Монпарнас и выбрать одно из трех легендарных заведений: «Купол», «Дом» или «Ротонду». Мой выбор остановился на Куполе или La Coupole. Эти заведения — легенда Парижа, так как в 20-е и 30-е годы здесь бывали самые талантливые писатели и художники, стекавшиеся в Париж за мечтой. Я, в частности, последовала примеру моего любимейшего писателя Генри Миллера, который в 30-е годы скитался по Парижу без гроша в кармане, однако, регулярно посещал данные кафе, запивая прекрасную еду анжуйским вином. Здесь обедали и ужинали Стравинский, Кокто, Эйзенштейн и конечно же Хемингуэй. Я не удержалась и сделала пару фото и было пьяна без вина, хотя бокал все же себе позволила. Обедают здесь часами, запивая гору устриц шампанским. Публика весьма изысканна. Обслуживание на высоте.

Часа в четыре после полудня, после сытного и неторопливого обеда, можно отправиться на неспешный променад с площади Согласия, исследуя Елисейские поля. Полюбуйтесь парком Елисейских полей, Большим дворцом, Дворцом открытий и конечно же самим Елисейским дворцом. Апофеозом и венцом станет Триумфальная арка в честь побед Наполеона — древний Рим позавидовал бы масштабу исполнения.

Ну, а нагулявшись по самой известной парижской улице, советую свернуть к Сене и насладиться лучами заходящего в воду вечернего солнца. «Солнце заходит. Я чувствую, как эта река течет сквозь меня, ее прошлое, ее древняя земля, переменчивый климат. Мирные холмы окаймляют ее. Течение этой реки и ее русло вечны» — этими словами Генри Миллер, американец, влюбленный в Париж, заканчивает свою величайшую книгу «Тропик Рака».

В Париже есть множество прекрасных парков и площадей, познакомлю Вас с двумя моими фаворитами. Итак, позвольте представить Люксембургский сад (пересечение 7 и 8 округа Парижа, мой любимый левый берег). Можете захватить с собой корзину с вином, фруктами и сыром, и расположиться прямо на траве. Прекрасный сад в итальянском стиле был разбит в 10-х годах 17-го века для Марии Медичи, тосковавшей по своей прекрасной Тоскане. Позже был построен фонтан Медичи также в итальянском стиле.

Возвращаясь на правый берег в квартал Маре, советую отдохнуть на площади Вогезов. Площать сохранила застройку времен короля Людовика XIII и Людовика XIV. Гарантирую Вам перенос в коридорах времени во времена трех мушкетеров и Д’Артаньяна, к тому же можно сесть отдохнуть за бокалом вина в одном из многочисленных кафе, раскиданных по периметру площади. Именно здесь задиры-мушкетеры дрались друг с другом на шпагах, защищая честь прекрасной дамы или честь плаща мушкетера его Величества.

А после площади Вогезов вновь углубиться по улочкам квартала Маре, полюбоваться зданием отеля Санс (Hotel de Sens), одним из прекрасных и немногочисленных средневековых особняков, который в 1605 году распрощался с богоугодным образом жизни (до этого там обитали аббаты), ибо в него въехала та самая королева Марго, бывшая жена короля Генриха IV. Восточнее от особняка побродите в крохотном квартале Сен-Поль с чудесными антикварными магазинчиками, а потом вновь выйдите к отелю Де Виль.

На площади перед отелем Де Виль хочу отдельно остановиться. Когда-то здесь была легендарная Гревская площадь, где казнили людей во все времена, сейчас там красивейшее здание мэрии Парижа (в любом французском городе есть свой отель де Виль, по-русски, просто мерия).

Конечно, сердцем Парижа является остров Сите — начало начал и центр Парижа, который незатейливо переводится с французского именно как «город». Здесь находится тот самый Собор Парижской Богоматери, ради которого миллионы стекаются в эту точку пространства со всех концов света. Именно здесь, на острове Сите перед Нотр-Дамом король Филипп Красивый сжег великого магистра ордена тамплиеров Филиппа де Моле. Готический красавец-собор с отголосками романского стиля мощно возвышается над Сите, подавляя и подчиняя своему совершенству все окружающее внизу пространство. Я много раз возвращалась сюда, и один раз вечером мне безумно повезло: я застала вечернюю службу. Не передать словами, как бегут мурашки по коже от красоты латинского богослужения, эту фантастическую акустику и атмосферу.

Также советую не лениться и отстоять очередь в церковь Сен-Шапель, которая долгое время (вплоть до Великой Французской революции) была усыпальницей французских королей. И не зря это место (в переводе с французского «Святая капелла») было избрано как место упокоения бренных остатков властителей Франции, ведь здесь хранились величайшие христианские реликвии, в том числе, терновый венец Спасителя и часть его креста. Здесь была, так сказать, придворная часовня королей и их приближенных, а поднявшись по лестнице на второй этаж, увидите настоящее чудо (и это чувство вам не смогут испортить полчища туристов, толпящихся вокруг) — просто на минуту закройте глаза и перенеситесь во времена борьбы Филиппа Красивого и ордена тамплиеров.

Раскрою вам небольшой секрет, где живут настоящие парижане, где прекрасная Катрин Денев, эта вечная belle de jour, может предстать случайно перед вашими очами. Это — левый берег Парижа, более древний, чем правый, с узкими улочками, отходящими маленькими ручейками от главной артерии левого берега — бульвара Сен-Жермен. Итак, давайте знакомиться: Латинский квартал и квартал Сен-Жермен. Началом вашей прогулки по левому берегу послужит, безусловно, красивая площадь Сен-Мишель с прекрасным фонтаном, украшенным фигурой Архангела Михаила. От площади вы можете углубиться в колоритные узкие улочки со множеством магазинчиков и кафе или свернуть на средневековую улицу Сен-Северен, наглядеться вдоволь на домики 15 и 16 века, заглянуть и в саму церковь Святого Северена, в честь которого названа улица. Но прежде чем исследовать Сен-Северен, советую Вам заглянуть в самую старую церковь Парижа, а именно Сен-Жульен-ле-Повр с великолепным иконостасом. Сам Фома Аквинский читал здесь проповеди и несчастный Пьер Абеляр. В этой церкви необыкновенная аура — вы почувствуете ее своей кожей.

Прогуляйтесь до Сорбонны, насладитесь архитекрурой Пантеона и Коллежа де Франс, а потом вернитесь на бульвар Сен-Жермен, с его прекрасными особняками, легендарными кафе-брассери, где толпятся толпы китайских и американских туристов ради чашки кофе в кафе Два Магота (у двух образин) и кафе Флор, где сиживал Хэмингуэй, Рэмбо и Верлен, Фолкнер, Бретон. К сожалению, туристы осаждают данные места с таким же рвениеи, как и Эйфелеву башню. Зайдите в древнее аббатство Сен-Жермен-де-Пре, также фигурировавшее в «королеве Марго» Дюма, посидите в одном из многочисленных кафе вокруг. Вы спросите меня, в чем же еще особенность бульвара и окрестных улочек? А в том, что Сен-ЖермеН в пятидесятые здесь был центр жизни экзистенциалистов, бесконечно перемещающихся из кафе в кафе в нескончаемых дискуссиях о смысле жизни.

А еще заходите в шоколадные бутики и наслаждайтесь самым вкусным шоколадом на свете. Не обойдите вниманием музей Орсе и, наконец, вы достигнете Эйфелевой башни и Собора Дома Инвалидов с останками Наполеона. «Мост Александра Третьего. Перед мостом — широкая, продуваемая всеми ветрами площадь. Тощие голые деревья, с математической точностью рассаженные в своих железных гнездах. Мрачность Дома инвалидов, исходящая от купола и переливающаяся на темные улочки вокруг площади. Могила поэзии. Они положили его куда хотели, великого полководца, последнего большого человека Европы. Он крепко спит в своей гранитной постеле. Ему уже не удасться перевернуться в могиле. Спи, Наполеон! Двери — на прочных засовах, и гробовая крышка пригнана точно. Им не нужны твои идеи — только твой труп! Река, вздутая и мутная, исполосована огнями. Я не знаю, как назвать то, что поднимается во мне при виде этого темного стремительного потока, но какой-то восторг охватывает меня, и я чувствую жгучее желание никогда не покидать этой страны» — писал Генри Миллер в 1933 году. Смотрите на этот город глазами великих людей прошлого: писателей, поэтов и художников. Париж Ван-Гога и Париж Матисса, Париж Франсуазы Саган, Эрнеста Хэмингуэя и Париж Генри Миллера, Верлена и Рембо, Бодлера — выбирать только вам. Когда будет смеркаться, прокатитесь по Сене на кораблике под мелодии песен Эдит Пиаф, это ли не Париж нашей мечты?

Ну и на десерт, апофеозом вашей поездки может стать утренняя месса, не зря Генрих Наваррский произнес знаменитые слова, что Париж стоит мессы. Я выбрала для себя церковь Сен-Жермен-Л’Оксеруа, ту самую церковь, что дала набат в ночь на 24 августа 1572 года в канун Дня святого Варфоломея, положив начало трагическому избиению гугенотов. В утро воскресенья церковь преображается и наполняется светом, а красота мессы завораживает. Почувствуйте себя парижанами первого округа до кончиков ногтей!

А еще есть Париж прекрасной эпохи (Belle Époque) с Гранд Кафе на бульваре Капуцинов и Гранд-оперой, и Кафе-де-ла-Пэ с невероятной атмосферой богемности и шика (где прекрасная и юная Жаклин Бувье, будущая миссис Кеннеди, модничала в меховых манто за чашкой пятичасового чая, подражая парижанкам, и порхала с бала на бал, которыми так наслаждался послевоенный Париж), потолчитесь в очереди с туристами в кондитерской Ладерю, полюбуйтесь масштабностью Лувра и пройдитесь наконец по саду Тюльри. К сожалению, поскольку множество туристов устремляются в сад, отдых портит назойливая толпа и еще более назойливые продавцы дешевых сувениров. Скажу честно и откровенно, я так и не сунулась на Монмартр в силу того, что сейчас это самый настрящий неблагополучный квартал Красных фонарей, а на улице Клиши уже давно нет художников и писателей, зато полно эмигрантов и хулиганов. Не осталось и следов толики той атмосферы соперничества групп импрессионистов бульвара Клиши и «большого» бульвара Монмартра. Знаете, почему часто у наших соотечественников, попавших в Париж возникает чувство, противоположное дежавю?

Мы знаем о Париже многое из книг и кино: Нотр-Дам, Эйфелева башня, Мулен Руж, Лувр, Елисейские поля, а попав наконец в Париж, понимаем, что это совсем другое, картинка в нашей голове не состыкуется с жизнью. Но этим страдаем не только мы. В 30-х годах XX века все тот же Г. Миллер писал все о том же Париже: «Париж-как девка… Издалека она восхитительна, и ты не можешь дождаться, когда заключишь ее в свои объятья… Но очень скоро ты уже чувствуешь пустоту и презрение к самому себе. Ты знаешь, что тебя обманули». Чтобы этого избежать, не бегите в первую очередь на Елисейские поля и к Эйфелевой башне, начните свой путь с маленьких брассери, узеньких улиц, уютных кафе на тротуарах (где курят и вокруг сплошная французская речь), встаньте ранним утром, чтобы познать этот город через его звуки, цвета, ритм жизни, и вы обретете Ваш Париж.