Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 12:41

Гейдельберг — Германия Сентябрь 2013

Осень, осень… В сентябре я ехала смотреть осень, моросящую европейскую осень, с листопадом, прохладой не ярких дней, а попала… Вернее мы попали. Вывалившись из электрички в Гейдельберге, мы плюхнулись в 32-х градусное пекло, от которого тщетно пытались убежать, а попали «из огня, да в полымя». У нас дома на тот момент было меньше 30-ти.

И вот он — Хайдельберг! Он же Хейдельберг… он же Гайдельберг… он же Гейдельберг… город со множеством названий (в переводах), и со множеством лиц (в веках).

Зелень Гейдельбергской осени

Город университетский. Город музейный. Город тяжёлых войн. Город безоглядных наслаждений затишья. Город со строгими традициями мирных бюргеров и с лихими законами студенческих шабашей.

Город сюрпризов. Потому как многие новые ощущения оказались хорошо забытыми старыми.
К примеру, я уже и забыла, что это такое: город, стоящий на берегах реки. На берегу моря да, знаю, а реки. Нет в Израиле таких рек, на берегах которой мог бы быть построен город.

Зелень Гейдельбергской осени

А вот Гейдельберг стоит на реке Неккар, и что может быть прекрасней, чем вот так встретить утро, вдали и вблизи от людской суеты одновременно.

История жизни в этих краях помнит и римские мечи, и кельтские трубы-карниксы, и каменные топоры, и даже челюсть «хайдельбергского человека», когда с ней был и сам человек. Челюсть нашли в 1907-м году, но человека при ней уже не было. Если за время рождения города принимать время первого поселения людей на этой территории, то возраст Гейдельберга можно считать равным едва ли не полумиллиону лет. Именно так датируются найденные здесь эти челюстные кости.

Зелень Гейдельбергской осени

Неблагодарное это занятие — описывать Хайдельберг: как его не опишешь, город окажется лучше. А хуже я не хочу.

У Хайдельберга душа ненавязчивого праздника. Он разноцветный, но в глазах не рябит. Коренастый, но элегантный. Украшенный, но в меру. Когда горожане отстраивали почти полностью разрушенный город, они не имели достаточно средств на мишуру тогдашнего стиля, барокко. И получился «барокко для бедных». Среди бедных владельцев особняков были и католики, и протестанты, а потому фигуры святых не толпятся по стенам, слепя золотыми нимбами, а выглядывают из переулков, оживляя и подчёркивая архитектуру. А может, всё дело в желании наконец-то насладиться покоем? Радостным, но покоем. Покоем, но с толикой праздника.

Зелень Гейдельбергской осени

В 1386 (не-а, циферки я не перепутала — именно 1386) году здесь был открыт университет. Основал его Рупрехт I по образцу Парижского университета. И достаточно сказать, что здесь посещала лекции Софья Ковалевская, руководил кафедрой физиологии Гельмгольц, здесь же в течение двух лет жил и работал профессор философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель, здесь учился Осип Мандельштам, да в конце концов, из этих стен вышли 8 нобелевских лауреатов.

Кстати, Хайдельбергсий Университет похвально знаменит тем, что является первым университетом на территории Германии. И печально известен, как первый поддержавший нацизм. По полной программе: от изгнания евреев (преподавателей и студентов), до сжигания книг на университетской площади.

Студентов в начале сентября ещё не было. И только тень доктора Фауста летала рядом с пустующими корпусами.

Зелень Гейдельбергской осени

Да-да, именно он, изветстнейший прототип — Иоганн Фауст. Его имя стоит в списках студентов философского факультета за 1509 год. Есть сведения и о том, что он получил здесь степень бакалавра теологии. А в годовом отчете камермейстера Ганса Мюллера (за период «от Вальпургиева дня (1 мая) года 1519 до следующего Вальпургиева дня года 1520») сохранилась запись: «Назначено и пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление гороскопа или предсказания судьбы милостивому моему господину. Уплачено в воскресенье после Схоластики по распоряжению его преосвященства». «Его преосвященство» — это ни много, ни мало — епископ. Вот такой любитель эзотерики.

Может зря мы приехали, когда ещё не начались занятия, не ощутили этого вольного студенческого духа, которым так славен город Гейдельберг, и которого так опасаются туристы. (Кстати ремонт в студенческом карцере шел полным ходом).

Зелень Гейдельбергской осени

Профессура уже на месте. Но это так мои выдумки. Может эти дядечки не имеют к университету никакого отношения.

А может, наоборот, хорошо, что так вышло. Архитектуру и дома я люблю больше, гораздо больше. А суеты мне и так хватает.

Зелень Гейдельбергской осени

А дома Хайдельберга словно созданы для легенд и историй. Лишь бы фантазия не уставала. А впрочем, многие здания и так имеют свои истории. Чудесные и обыденные, грустные и весёлые.

Видите, красный дом с завитушками? Это «Рыцарский дом», дом одного хайдельбергского француза, единственный дом, переживший XVII век с его бесконечными войнами и пожарами (хотя хозяин его — гугенот). Сейчас там гостиница и ресторан «У рыцаря». А находится он на главной улице города Хаупштрассе.

Она, эта самая Хаупштрассе — самая длинная пешеходная улица в Германии. Само собой, магазинчики и кафешки, вдоль которых так приятно гулять на полный желудок и толстый кошелёк. Переулки… скверики… А Хаупштрассе никак не кончается, как не кончаются кафешки и магазинчики…

Зелень Гейдельбергской осени

Мэрия, т.е ратуша и опять кафешки.

Площадь Карлплац с современным «космическим» фонтаном и вневременным видом на Замок. Фонтан посвящён «Космографии» Себастьяна Мюнстера (середина XVI века). А замок лишь хитро улыбался сверху и подмигивал окнами, ожидая нашего визита. И он таки нас дождался, но в другой день. И про него своя отдельная песня.

Зелень Гейдельбергской осени

Побывали мы и на другом берегу Неккара. Взобрались на тропу философов по дорожке с 30 градусным подъемом. Нас часто обгоняли. Народ в Гейдельберге просто одержим здоровым образом жизни.

Мы же в такую жару еле ползли, но все же доползли. Полюбовались садом философов. На меня никакого озарения там не снизошло, увы. Хотя виды открывались обалденные. Вот только бьющее в глаза солнце не давало запечатлить эту красоту достойным образом.

Зелень Гейдельбергской осени

Прошлись по тропе. Листва радует свежей зеленью. Хотя вот и примета осени — виноград зреет. Этот регион славится своими белыми винами. Припоминаете Эльзаскую винную дорогу. Гейдельберг совсем рядышком.

Справа от тропы еле заметен спуск к реке. И очень удачно он вывел нас к Неккару и мосту через него.

А был это Старый мост. Красавец мост, чуден и при ясной, и при дождливой погоде, которую на наше счастье мы все же отловили.

Хорошо отдыхать, разглядывая Неккар, облокотившись о перила! Хорошо разглядывать и скульптурную группу курфюрста Карла Теодора в окружении аллегорий Благочестия, Справедливости, Земледелия и Торговли.

Зелень Гейдельбергской осени

Полюбовавшись мостом и рекой, мы вернулись на южную (замковую) сторону. Туда, где две сторожевые башни, словно «двое из ларца одинаковых с лица».

А рядом с башнями, на парапете, стоит бронзовая обезьяна. В память об обезьяне деревянной, которую в средние века поставили задом в сторону владений нелюбимого епископа. Нынешняя обезьяна держит в руке бронзовое зеркало, под которым написано: «Ты что, не видел старой обезьяны? Осмотрись, и в Хайдельберге ты найдешь великое множество таких, как я». (Ну, это так, вольный перевод) Причём, начать можно с себя: обезьянья мордашка сделана в виде маски, в которую можно засунуть голову. Природная скромность, целомудрие и строгое воспитание не помешали мне снять мартышку сзади. А вот спереди не стала. Желающих запечатлеться в обезьяньем обличии и без нас было предостаточно!

Зелень Гейдельбергской осени

На мосту встретили немецкую свадьбу. Скромность соседствующая с…бедностью практически. То ли это немецкая бережливость, то ли ещё что. Невестино платье, создавалось ощущение, было пошито накануне бракосочетания, причем портниха, кто бы она не была, орудовала явно с закрытыми глазами. Ну да бог с ними. Совет да любовь, как говорится в таких случаях.

И снова в уют Хайдельберга. Малюсенькие узенькие улочки. Кафешки. Традиционный капучино. (Хотя я тут совсем недавно выяснила, что сами итальянцы, которые являются прародителями сего славного напитка, капучино в обеденное время не пьют, только по утрам. А в середине дня эспрессо, макиато, лате. но мы были в Германии и на нас никто косо не посмотрел).

Зелень Гейдельбергской осени

По Гейдельбергу удобно передвигаться без машины: улицы остались узкими и с односторонним движением. Но некоторые героические личности все же встречаются!

Местные жители предпочитают передвигаться на автобусах (проезд для студентов и вовсе бесплатный) и велосипедах. К слову, такого количества велосипедов на стоянках я не видела нигде в Европе, даже в Вене, где это просто культ. До Амстердама, правда, ещё не добралась. Просто удивительно, как владельцы ухитряются выуживать свою иголку из снопа чужой соломы.

Зелень Гейдельбергской осени

Для любителей церквей и соборов тоже есть чем поживиться. Вот стайка молоденьких китаянок, все сплошь шатенки, на фоне мрачной церкови Святого Духа, заложенной в 14-м веке. Рядом с ней меня не покидало ощущение-де-жа-вю. Очень похожа по настроению на Кольмарскую Доминиканскую церковь. Да, и не удивительно это. Земли-тосмежные.

А эта, та что справа Иезуитская церковь.

Зелень Гейдельбергской осени

Не смотря на мрачный шлейф деяний последователей Игнатия Лойолы, внутри она очень светлая, чистая какая-то.

Да, и вот это ощущение…вспомнилось сейчас. Все 10 дней в Германии мы просыпались под звон колоколов. Я помню это с Москвы, когда в детстве жила напротив церкви Ильи Пророка, что в Черкизове, а на даче в ясную погоду слышала перезвон колоколов в Троице-Сергиевой Лавре. Ностальгия.

Отвлеклась. А знаете, не буду больше ничего рассказывать, специально не скажу, что можно там еще увидеть. Этот город все-время подмигивает маленькими открытиями. Приезжайте, находите, узнавайте, придумывайте.