Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 17 апреля 15:27

Вена, Зальцбург — Австрия Январь 2015

Первую и вторую части рассказа можно посмотреть и почитать вот здесь  и здесь.

Ещё в Москве, заказали себе экскурсию в Зальцбург. Могли бы, конечно, город Моцарта посетить гораздо раньше, но… уж больно в Мюнхене пиво было плотное на «Октоберфесте» и колено вепря аппетитное. От Мюнхена до Зальцбурга рукой подать, час езды. От Вены до Зальцбурга — 330 километров.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Пустячок, конечно, по меркам Сергея Васильца (vasilets). Этот пилигрим в Индии протрясся 8 часов из Гоа в соседний штат до деревушки Хампи. Причём ехал он, не по автомобильным дорогам, а по ухабистым направлениям, чем вконец ухайдокал вестибулярный аппарат своей любимой супруги Галины. У нас всё иначе: шикарный автобан, персональный автомобиль «Мерседес», индивидуальный гид по городу. О чём ещё может мечтать скромный и непритязательный любитель туризма?

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Позавтракали раньше обычного и 8 утра выехали в Зальцбург. По дороге перезнакомились. Наш водитель Михаил, совершенно не кокетничая и без ложной скромности, отрекомендовал себя, как — «лучшего в профессии на территории Центральной Европы». Подозреваю, Михаил совсем не лукавил. Думаю, что именно так и обстоит дело. Я сам за рулем уже около тридцати лет, поэтому могу судить о шофёрском профессионализме других тоже вполне профессионально. Михаил на трассе был абсолютно уверен в себе, ехал быстро, но не создавал при этом совершенно никаких проблем прочим автомобилистам, отлично предчувствуя и понимая действия на трассе других водителей и избегая даже намёка на какую-либо внештатную ситуацию на пути следования. Еще Михаил открылся нам, как интересный собеседник, знающий не только свое водительское дело. С ним абсолютно свободно можно было разговаривать на самые разные темы: о политике и о балете, о способах приготовления сома, поджаренного в ветчине на подложке из фенхеля и о тонкостях выплавки легированной стали. Интеллект и эрудиция Михаила были на такой же высоте, как и его водительское мастерство.

Нашего гида по Зальцбургу зовут Виталием Лобовым. Мы с Олей, где бы не путешествовали, всегда берем индивидуальные экскурсии с индивидуальным гидом, которые нам подбирает кудесница «наша Маша». Через нас прошло уже несколько десятков гидов, но лишь немногие из них запали в душу и задержались в памяти. Их мы вспоминаем с теплотой и благодарностью. В нашем рейтинге гидов Виталий прочно укоренился на почетных 4–5 строках. Умница и эрудит, отлично знает свой предмет и историю, интеллигентен и предупредителен, разбирается в музыке, политике и не только в них — вот далеко неполный перечень добродетелей нашего гида Виталия. Смело могу порекомендовать Виталия всем своим друзьям на туристере.ру для организации экскурсий на всей территории Австрии. Найти его очень просто. Он на нашем сайте «живет». Среди гидов по Вене на туристер.ру любой его легко отыщет.

Дорога в Зальцбург ровна, красива, привлекательна, а ещё и познавательна при этом. Автобан, ведущий из Вены в Зальцбург, представляет собой скоростное шоссе. Покрытие вполне приличное, но не такое идеальное, которые мы недавно наблюдали в окрестностях Шанхая. По сравнению с китайскими дорогами и автобаны Германии «отдыхают». «Сказки Венского леса» до этой поездки я считал выдумками Штрауса-сына. Это тот, который основной из Штраусов. Вообще-то, этих знаменитых на весь музыкальный мир Штраусов было целых четыре, как в русской сказке — отец и три сына. Так вот, Венский лес оказался полной реалией. Он тянется от Вены по трассе километров, наверное, сто. Вернее будет сказать, наша дорога проходит сквозь Венский лес. Зрелище из окна автомобиля представлялось весьма привлекательным и если бы не туман, то вполне можно было бы воспользоваться фотоаппаратом.

Теперь о познавательности дороги. Пока мы ехали в Зальцбург, Виталий вдохновенно рассказывал нам о…? Ну, конечно же, о Моцарте, о ком же ещё нам тут по дороге «тёрки тереть»?! Ведь мы едем в Зальцбург, на родину величайшего из композиторов! Виталий оказался великолепным рассказчиком, слушать которого — одно удовольствие. Историю Моцарта, я конечно, на страницах туристера пересказывать не стану. Нет повести печальнее на свете, чем эта — о великом Амадее! Скажу лишь, что версия об отравлении композитора его завистником Сальери вполне жизнеспособная. Никто так достоверно и не знает диагноза болезни, от которой Амадей умер в 35-и летнем возрасте. Сохранилось несколько историй болезни классика от разных врачей, наблюдавших музыканта, но все эти истории противоречат друг другу. А доподлинно известна следующая печальная действительность. Отпевали тело покойного не в Соборе Святого Стефана, а в часовне возле него. Похоронили Моцарта по третьему разряду в полотняном мешке в братской могиле вместе с бедняками. Проводить гения в последний путь не пришли ни его жена Констанца, ни его лучший друг композитор Гайдн. Дела, дела, не до похорон как-то… Похоронить гения, похоронили, а вот где? О месте захоронения сразу как-то и позабыли. Так что место могилы Иоганна Хризостома Вольфганга Теофила Моцарта (полное имя от рождения) сегодня никому не известно. Вот она — людская благодарность! В наше время на имени Моцарта зарабатываются миллионы.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Грустно это как-то, даже шутить на этот счёт не хочется…

Пока мы слушали, высунув от любознательности языки, интереснейший рассказ Виталия, то совсем не заметили, как подъехали к озеру дивной красоты «Mondsee».

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)
Вода в нем настолько чиста, что каждую весну, едва сойдет с озера лёд, местный бургомистр выходит на берег, зачерпывает полную кружку озерной водицы и демонстративно перед теле-камерами выпивает оную до дна. Смотрите, мол, дорогие мои херры и фрау, какую экологию для вас поддерживает ваш любимый бургомистр.

Рядом с озером есть ресторан, где можно нужду от двухчасовой дороги справить и сувениров прикупить в местном магазинчике. Мы приобрели подсвечник, теперь вот смотрим на него дома, радуемся и вспоминаем нашу прекрасную поездку в Зальцбург.

А вот и Зальцбург-проказник. Почему проказник? Да потому, что только в таком городе мог родиться такой проказник и такой гений, как Моцарт, которому в жизни, якобы, всё давалось легко и играючи! При жизни Амадей был ещё тот шалун. Не верите? Скажете: «Наговор, грязный поклёп. Не мог великий композитор быть шалуном!». А вот и нет. Был!!! Посмотрите «Амадей» Милоша Формана и… хватит спорить, мы приехали, пожалуйте из авто!

Оставили Михаила один на один с его автомобилем, а сами, ведомые Виталием, двинули по городу. Нет, не себя показать, город для начала посмотреть, а там уж, как получится. Первое, что увидели, было дворцом «Mirabell» с одноименным парком. Когда-то очень давно, а если уж быть более точным — в 1606 г., местный архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау втрескался по уши в купеческую дочку Саломею Альт. Решил святой отец, чтобы привлечь к себе расположение предмета своей страсти, сделать Саломеи подарок. Приказал архиепископ построить для обожаемой купчихи дворец с парком и назвал его в честь своей любимой — «Альтенау». Как известно, жениться епископам — не моги, грех смертный! Но наш фон Райтенау презрел и божеские законы, и человеческую молву. Стал он со своей возлюбленной жить-поживать, да детишек наживать. Саломея родила архиепископу целых 10 отпрысков. Слава о распутном архиепископе докатилась до самых верхов католической церкви и… Вольфа Дитриха фон Райтенау сместили с его поста. А чтобы постыдные деяния бывшего похотливого архиепископа не напоминали людям о его грехопадении, переименовали дворец в «Mirabell». В парке полно античных статуй и фонтанов, но… как-то здесь всё очень уж серо и печально. И даже клочки зелени, выбивающиеся кое-где из-под снега, не спасают положения.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Представляем с Олей, какая же красота здесь летом! Лазурное небо, буйство красок, плеск фонтанов, детский смех, симпатичные девушки в платьях восемнадцатого века и с зонтиками дефилируют по аллеям «Мирабельсада». Ах! Хочу, хочу, хочу, хочу!!!

Но, нам пора к дому Моцарта, в котором он жил в период с 1773 по 1780 г. В этом доме умер его отец Леопольд Моцарт, оставивший также свой след в музыкальной культуре. Огорчу своего Читателя: дом Моцарта, к глубочайшему сожалению, является грубейшей подделкой. Настоящий дом был разрушен бомбой в конце Второй мировой войны.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Рядом с домом Амадея возвышается римско-католический собор — роскошная церковь Святой Троицы. Вот это уже ЧТО-ТО, довольно потираем мы с Олей на легком морозе свои замёрзшие ручонки! Замечу, что церковь Святой Троицы своей красотой и великолепием неизменно (так, по крайней мере, пишут путеводители) притягивает к себе толпы туристов. Но, это, наверное, был не наш случай. Кроме друг друга, мы с Олей туристов в ближайшей округе церкви не обнаружили.

В Зальцбурге в разные годы его истории проживало много известных и знаменитых людей. Здесь, куда не глянь, обязательно найдется какое-нибудь строение, в котором или родилась, или проживала знаменитость. Вот в этом доме жил Кристиан Доплер, который прославился своим эффектом. В наше время кто только эти эффектом не балуется. В медицине, в космических исследованиях, радиолокации — везде применяется эффект Доплера. Да что там говорить, даже наши гаишники и те помешаны на этом эффекте, зарабатывая себе на хлеб с маслом и икоркой при измерении скорости наших автомашин.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

А вот тут творил и проживал великий Герберт фон Караян. Был Герберт дирижёром, но зато каким! На весь мир гремел, когда махал своей палочкой, управляя Берлинским филармоническим оркестром. Вот, как громко в те времена играли! Не то, что нынче!

Рядом с домом Караяна находим совершенно чуднУю металлическую композицию. Да, искусство поистине не признаёт границ и рвётся во все щели простраций.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Зальцбург разбивается рекой Зальцах на две части. На правом берегу реки расположен Новый город, на левом берегу — Старый.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Правда, это всё очень условно. Ведь город очень стар. Его основал епископ Руперт в 700 году нашей эры. Смекаешь, Читатель, насколько Зальцбург старше нашей Москвы? Кстати, Руперта за его благие дела причислили к лику Святых. Ныне он — покровитель города и второй человек в Зальцбурге. Первый, конечно, Моцарт. Кто бы сомневался.

По извилистому мосту «Makart-steg» переходим из Нового в Старый город. С моста открываются заманчивые виды на Старый город, с доминирующей над ним крепостью «Хоэнзальцбург». Замок, между прочим, довольно древний — его построили в XI веке. Он, пожалуй, единственное место в городе, никоем образом не связанное с В. А. Моцартом. Во всяком случае, композитор уж точно не прикладывал свою руку к его строительству. Исторический факт, не поспоришь!

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Но, не крепость и не окружающие виды удивили нас с Олей на этом мосту. Поразило совсем другое: как такая лёгкая конструкция пешеходного моста не рухнула до сих пор в воды Зальцаха под тяжким гнётом всеобщей человеческой любви?

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Дом, в котором родился Моцарт, уверяю вас, видел каждый, кто побывал в Зальцбурге. На площади возле святыни местные, как те негры на площади Конкорд в Париже, впаривали туристам за 2,5 евро горстку каштанов. Оля купилась на это, я же гордо отказался. Наверное, все видели фасад моцартовского дома с улицы Гетрейдегассе. А вот тыльную часть здания, куда также выходят окна знаменитого семейства видели немногие. Нам тыльная сторона дома показалась даже более интересной. Но, это, как говорится, дело вкуса.

Как я уже упоминал, Зальцбург очень старый город.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

В 696 году епископ Руперт получил надел от Баварского герцога и на этих землях основал в 700-м году пару монастырей: женский «Ноннберг» и мужской -«Бенедиктианское аббатство Святого Петра». С этих монастырей и начал прирастать Зальцбург — Соляной город. Земли, которые получил Руперт, были сплошь напичканы солью, которая на рынке в те времена стоила в буквальном смысле на вес золота. Холодильники в те годы ещё не изобрели, а продукты консервировать на «чёрный день» было жизненно важной необходимостью. Вот на этой соли церковники и жировали, как нынешние подмосковные власти пухнут на продаже земель под особняки. Не случайно Руперта изображают везде с бочонком соли. На ней он себе состояние сделал.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Место для постройки монастыря Святого Петра буквально отвоевывали у гор. Оно было вырублено из скалы Мёнхсберг, которая аббатство подпирает и поныне. В 1143 г. на территории монастыря возвели Собор Святого Петра, в котором захоронили мощи Святого Руперта. Собор Святого Петра был любимой церковью Моцарта. Композитор даже написал специально для храма свою знаменитую «мессу си-минор». Монастырь действующий. Сегодня здесь проживают около 30 монахов. Посмотрев на «скромные» опочивальни слуг Господних, почему-то подумалось: «Да, курчаво живется нынче монастырской братии! Квартирный вопрос их явно не испортит».

Одной из самых известных достопримечательностей монастыря является… кладбище. Считается, что кладбище аббатства СП — одно из самых красивых в Европе

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

. С этим вполне можно согласиться. Кладбище очень древнее и быть похороненным здесь весьма престижно и почетно. Ушлые монахи, потеряв в наши дни интерес к соли, как к средству преумножения своих капиталов и неуёмного обогащения, принялись продавать места на кладбище своего аббатства за «бешеные» деньги тщеславным толстосумам. Говорят, что земля здесь под захоронения продана как минимум на сотню лет вперед.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Поклонились могиле Марии Анне Моцарт, старшей сестре Амадея, которая когда-то блистала в лучших концертных залах европейских столиц вместе со своим братом-вундеркиндом,

и пошли в старинную монашескую хлебопекарню, которая до сих пор работает от самой настоящей водяной мельницы.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Ароматный запах свежеиспечённого монастырского хлеба, настолько вскружил супруге голову, что она тут же купила себе булку и прилюдно уплела её за обе щеки.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

М-да, подумал я про себя. Время движется к обеду. Пора бы и червячка заморить где-нибудь. Раз уж в монастыре хлеб оказался таким вкусным, значит и прочая еда должна быть у церковников на такой же высоте, решили мы с женой. Идем с Олей в монастырскую трапезную, которая кормила служителей культа, только вдумайтесь в цифры — с 803 года!

Сегодня бывшая монастырская столовка превращена в роскошный ресторан.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Сели у окошка и отобедали, чем Бог послал. А угощали нас здесь пивом и лососем с овощами. Очень вкусно, пальчики даже облизывали. И выпили, кажется, немного. Всего по бокалу пива. И покушали скромно. Каждому — по небольшой порции в огромной тарелке. А обед потянул почти на 70 евро. Что же так не по-божески то, а?

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

После обеда отправились к главному кафедральному храму города — Собору святых Руперта и Виргилия.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Здесь до сих пор ещё стоит медная купель, в которой крестили Моцарта. Вот видите, все в этом городе связано с его именем! Перед фасадом — четыре фигуры святых и три даты, светящиеся золотом. Золотые цифры — это даты освящения собора. Центральные скульптуры — фигуры апостолов Петра и Павла. По бокам — святые Виргилий и основатель Зальцбурга Руперт.

Посмотрев на Руперта, оторопели. Позвольте, а где же его вездесущий бочонок с солью? Не может Руперт быть без своей соли. Это, как Павел без меча! Это, как Пётр без ключа. Разве угадаешь любимого ученика Христа по одним кудряшкам? Вытаращив глаза, ждем объяснений от гида Виталия. Виталий не растерялся: «Да вот он бочонок внизу на основании скульптуры. Помощники святого Руперта его держат». Ух! Отлегло от сердца, полегчало на душе, а то с ума мы чуть не сошли с этим самым Рупертом без бочонка соли. После этого мы ещё больше зауважали Виталия! Эрудит и дока! Повезло нам с гидом!

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Зальцбург в годы Второй мировой войны бомбили, но не так, чтобы уж очень. Пострадали, разве что, второй дом Моцартов, да одна из бомб угодила в Кафедральный собор, обрушив его купол. Купол потом поставили на место, но… как-то уж криво и не к месту. Во всяком случае, если посмотреть на церковь Руперта и Виргилия с площади «Residenzplatz», то кривобокость посадки «маковки» вовсе не кажется оптическим обманом или ошибкой выбранного ракурса при фотографировании.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Здесь же, в конце площади «Residenzplatz» видим памятник, который зальцбуржцы установили своему великому земляку Вольфгангу Амадею Моцарту. «Этот памятник Моцарту признан самым неудачным на всей территории Австрии», — поясняет Виталий. Присмотрелись в упор на композитора. Да, не впечатляет. Не передаёт он жизнелюбивого характера и неуёмного темперамента личности гениального композитора. Ладно, проехали. Топаем дальше.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

На «Alter Мarkt» наше внимание привлекает несуразное сооружение очень крошечного размера и странной формы. Это самый маленький дом в Зальцбурге. У этого дома есть история с тянущимся во времени романтическим шлейфом. Один бедный юноша когда-то влюбился в дочку зальцбургского богатея и попросил у того руки его дочери. Папаша подумал, подумал и выставил парню условие, что он отдаст свое чадо замуж, если проситель построит дом, куда можно будет привести молодую жену. Вот влюбленный и построил «дом», втиснув его между стоящими рядом строениями. Деваться папаше было некуда и, юноша повел свою влюблённую под венец.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

А напротив «странного дома» через площадь можно на халяву угоститься знаменитыми и самыми «настоящими» конфетами «Моцарт». Те, в красно-золотой обёртке, что продаются по всей Австрии и даже в кондитерских магазинах Москвы, подделки. Настоящие конфеты «Моцарт» делают только в Зальцбурге и завернуты они в сине-серебристые фантики. В магазине нам на блюдечке с голубой каёмочкой подали целую!!! легендарную конфету, поделенную на четыре равные доли. Слово «целую» я выделил не ради хохмы. Стоит такая конфетка один евро. Теперь конвертируйте несчастный еврик в отечественные рублики. Что, сладко вам? Ах, горько стало. Тогда жуйте, жуйте проворнее. Заедайте горечь приторной сладостью с привкусом миндаля. Признаться «настоящие» конфеты на нас впечатления не произвели. К «поддельным» мы тоже дышим равнодушно. Так что из магазина выходим без покупок, но с ощущением «да, попробовали-с!».

По соседству с кондитерским магазином стоит самая старая аптека в городе. Зайти туда весьма любопытно. Интерьеры магазина лекарствами сохранились с 17 века.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

А вот и метеостанция! Удивительное дело, когда в России едва отменили крепостное право и, наши предки всё ещё щи хлебали по привычке лаптем, зальцбуржцы уже поглядывали на циферблаты метеостанции, прикидывая, в каком наряде им сегодня выйти на променад?

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Нашли в Зальцбурге несколько замечательных магазинов. Вот в этом, например, круглый год торгуют пасхальными яйцами и рождественскими украшениями.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

А вот в этом доме, раньше жил промышленник, который разбогател на производстве карт. Он и дом свой картами обложил. Получилось оригинально и броско. Но, что-то в делах фабриканта пошло не так, а может, горожане перестали играть в карты, только «прогорел» наш картёжник. А в красивом доме стали торговать башмаками.

Богиня Правосудия. Все мы её представляем с весами, мечом и прикрытыми повязкой глазами. Повязка — это для непредвзятости вынесения решения. Мне кажется, такое Правосудие, что мы увидели в Зальцбурге, сейчас живёт и не тужит в России. Глаза у нашего Правосудия всегда должны быть широко открытыми. Не все у нас равны, как на подбор. Фемиде можно ведь и слететь со своего хлебного поста, если непредвзято руководствоваться юридическим правом, сознанием и совестью, а не существующей конъюнктурой.

Ну, вот как будто и всё о нашей поездке в Зальцбург.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

На память сфотографировались с Виталием на самой короткой улице Зальцбурга «Konigsgabchen», названой так в честь «ночных королей», а попросту ассенизаторов. То есть тех людей, кто в средневековье проделывал по ночам очень важную и ответственную для общества работу — убирал с улиц дерьмо (простите уж за реализм) и помои.

Вена. Поездка в Зальцбург. Часть третья (заключительная)

Мы мчимся сквозь ночь в Вену. Из динамиков в салоне льётся вечная музыка Моцарта и Штрауса. А мы общаемся с Михаилом и Виталием на абсолютно вольные темы, глубоко далёкие от туризма. У отеля прощаемся с этими парнями с чувством глубокой благодарности и признательности, за прекрасно проведённый в их компании день.

На этом, ВСЁ! Берегите себя. Ваш Ronadort.