Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:37

Куско — Перу Ноябрь 2013

То что когда-то Куско был столицей заметно стало сразу, после того как мы въехали в центр города. Практически все здания включая нашу гостиницу Libertador стояли на инкских камнях. Камни поднимались где-то на метр над уровнем земли, где-то даже на пять, но они были везде. Такого качества обработки камней и настолько плотной кладки мы до этого не видели.

Империя Инков глазами инженера. Столица

Даже не верилось, что это не фабричное, поточное литье (впервые понял откуда взялось так разозлившее меня высказывание какого-то очередного умника-историка: «Инки несомненно знали технологию размягчения камня…». К сожалению, бесконечные стены это практически все, что осталось в Куско от инков, испанцам нельзя было оставлять следов величия былой цивилизации и если в других местах они особо без нужды не ломали, лень было, здесь они разнесли все.

Ночью Ириша и я опять не спали, несмотря на то что номер был очень хороший. Видимо, три тысячи это сейчас предел для наших слабых голов, дальше их начинает сбоить. Не смотря на это, с утра пораньше, мы были готовы продолжить наше изучение инкских развалин. Если бы мне ноги оторвали, я бы все равно был бы готов продолжать изучение развалин — это очень интересно. После завтрака мы отправились в Саксайваман, сооружение, которое согласно официальной информации, прикрывало проход к Куско через перевал.

Империя Инков глазами инженера. Столица

Если мне кто ни будь скажет, что это конструкция не крепость и ничего оно не прикрывает я с радостью соглашусь. С точки зрения местоположения, оно скорее контролирует, Куско, чем перевал за ним. Сооружение представлено в первую очередь тремя рядами колоссальных зигзагообразных стен. На мой вопрос по поводу формы стен, которая в отсутствии дальнобойного оружия не дает преимуществ защищающимся, а напротив удлиняет обороняемый периметр, гид ответил, что зигзаги напоминают волосы на загривке Пумы. Знают они мою доброту и пользуются ей.

Стены сложены из серого диабаза. Наверно ни кто не рискнет упрекнуть инков за то что они искали легких путей. Одно то что в качестве материала для строительства инки использовали в основном гранит и диабаз, а единственным инструментом для их обработки были обломки гематита или пирита характеризует их как настойчивых людей. Отличительной особенностью Саксайваман является использование при строительстве очень больших камней. На вскидку, каждый отдельный блок нижнего ряда потянет тонн на пятьдесят, есть которые за сто.

Империя Инков глазами инженера. Столица

Здесь использована та же техника как при установке вертикальных плит. Камни ставились под небольшим наклоном и как бы опирались на заднюю стенку, как книжка на подставке. По всей видимости, в разные периоды своей истории инки использовали различные технологии. При строительстве в Куско блоки из того же материала, в большинстве случаев, не превышали трехсот килограммов.

Перед комплексом из стен расположена обычная для этих мест большая поляна, за ней храмовый комплекс. Храмовый комплекс включает высеченные в потоках застывшей лавы то ли лестницы, то ли трибуны, отдельно в центре расположено, что-то типа каменного трона, рядом навороченный объект высеченный из каменного монолита, похож на жертвенник. Это делает всю структуру уж совсем не пригодной в качество оборонительного сооружения. Храмовый комплекс явно не является оборонительным сооружением, но по своей высоте он превышает крепость, т. е. люди находящиеся крепости оказываются не защищенными стенами от противника.

Империя Инков глазами инженера. Столица

Когда я сказал об этом гиду, он пошел за Самым Умным. Самый Умный с таинственным видом рассказал мне, что конечно правительство это тщательно скрывает, но я правильно догадался, что это не крепость, на самом деле — это космодром. Терпеть становилось с каждой минутой тяжелее, я дал Самому Умному десять долларов, две по пять, чтобы он мог поделится с гидом и он исчез.

Да конечно я никогда не видел трансгалактических космодромов, но то что было передо мной являлось достаточное корявым сооружением каменного века. Я представил себе инженера космического корабля руководящего этим строительством и мне стало мучительно больно за то оскорбление, которое ему нанесли. Мы с вами сейчас находимся на заре космического века и строим приблизительно так.

Империя Инков глазами инженера. Столица

Нам еще далеко до трансгалактической ракеты, мы мнемся с вопросом как бы слетать на Марс, но мы уже несколько тысяч лет знаем секрет разжижения камня (изготовления бетона). Даже допуская то, что инженеру с космолета пришлось работать с местными материалами, конечно он не стал бы использовать для строительства эти корявые, плохо обработанные камни. Как-то все-таки с уважением нужно относиться к старшим братьям. Как говорится: «Вариантов много, но это не вариант». Такой подход хорош для первобытных людей честь им и хвала, в противном случае, позор космолетчикам построившим Саксайваман.

Про заказы на строительство космодромов и других сооружений первобытным племенам я уже где-то писал. Скажем вежливо малоэффективно это. Да и потом я готов согласиться с мыслью, что это странный космодром или компьютерный центр, но строили его инки по собственной инициативе и разумению. Цивилизованный человек такого построить не может.

Пока смотрел, неожиданно в голову пришла мысль: Мавзолей, Красная площадь, комплекс из трех стен (ничем не хуже ГУМА) на них можно поставить воинов, которые будут следить за тем чтобы народ правильно выражал свой восторг. Кстати, зигзагообразная стена должна обеспечить хороший резонанс, т. е. можно было зачитывать указы. Правда, построить такую стену для обеспечения резонанса? С другой стороны письменности не было, пока доорешся до каждого, и камни большие, меньше щелей более полное отражение.

Империя Инков глазами инженера. Столица

От воспоминаний о далекой Родине меня отвлекло другое загадочное явление. В твердой застывшей лаве можно было легко различить прекрасно отполированные голубые желоба ведущие прямо от жертвенника, до самого низа храмовой горы. Тут я задумался надолго… Мои сомнения разрешили перуанские школьники выскочившие из подъехавшего автобуса. Быстро забравшись на гору (пока училка не подоспела) они съехали по желобу на попах одетых в джинсу. По крайней мере тайна «голубого желоба», была успешно решена.

Еще раз поймите меня правильно я пишу не для того чтобы навязать вам свой взгляд, а для того чтобы поговорить с вами об интересном и не обычном месте. К сожалению у меня самого устойчивой гипотезы по поводу комплекса Саксайваман не возникло. Я соглашусь с любым человеком утверждающим, что в Саксавайман выполнены сложные и трудоемкие строительные работы. Как такие работы выполняются я знаю и могу повторить, но ни я ни инженер с межгалактического корабля так делать бы не стали, возни много. Мы знаем как все это сделать с меньшими трудозатратами, быстрее и намного аккуратнее.

Я не знаю зачем это все построили. Я понимаю, что одно смотрит на другое, стены на трон? А может все на поляну? Нет этого мне не осилить. Здесь гипотез может быть бесконечное количество. Пусть это будут волосы на загривке пумы.