Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 15:27
Филиппины покорены! Куда дальше?

Тбилиси — Грузия Ноябрь 2014

Прогулку по городу решили начать с Пантеона. Как известно, в этом месте можно увидеть могилы знаменитых грузинских деятелей культуры. Пантеон находится горе Мтацминда (или гора Давида), на вершину которой, к храму Святого Давида, нас доставили на нашем автобусе. Дальше только пешком.

Храм Святого Давида.

Один замечательный день в Тбилиси

Рассказали легенду, о том, что на этой горе, в пещере жил святой Давид Гареджийский. После его смерти, в 5 веке нашей эры, его обитель была признана священной. А позже, лет через 200, в честь его и был построен этот храм.

В 1829 году, рядом с храмом, был похоронен Грибоедов.

Один замечательный день в Тбилиси

После этого появилась традиция хоронить известных тбилисцев именно здесь. В настоящее время на территории Пантеона 48 захоронений.

С горы спускались пешком. Сначала по лестнице, хорошая разминка после многочасового переезда.

Один замечательный день в Тбилиси

Смотрели на виды города с высоты.

Потом по улице, если не ошибаюсь, под названием Бесики, спустились до проспекта Руставели.

Один замечательный день в Тбилиси

Проспект Руставели в Тбилиси это, как известно, центральная улица в городе. Это как в Санкт-Петербурге — Невский проспект, в Киеве -Крещатик, в Париже -Елисейские Поля, и (чтобы уже всем стало понятно) как в городе Майкопе улица Краснооктябрская.

Весь проспект, от площади Свободы до площади Руставели мы за этот день прошли или проехали не один раз. Но это не большой подвиг, протяженность проспекта километра полтора.

Начну с Площади Свободы. Названий у площади было не мало (Гостиничная площадь, площадь Эриванского). В советские годы, как и во всех городах СССР, она была имени Ленина. В те годы центр площади украшала бронзовая статуя нашего бывшего вождя. Теперь на его месте возвышается монумент Святого Георгия Победоносца.

Один замечательный день в Тбилиси

Рука автора видна невооруженным взглядом. Это творение Зураба Церетели.

Что еще запомнилось на центральной улице столицы Грузии. Бывшее здание Парламента Грузии.

Такое монументальное сооружение с высокой арочной колоннадой и фонтанами перед входом. Стиль здания парадный и торжественный, в духе ушедшей советской эпохи (было построено в 1953 году под руководством Берия). Помню очень знаменательные события в недавней истории Грузии, связанные с этим местом, начиная с 1989 года. Особенно запомнились трагические события января 1992 года, когда закончилось президентство Гамсахурдия (кстати, сейчас он похоронен на территории Пантеона, видели его могилу). С 2013 года Парламент Грузии «выселен» в Кутаиси с целью децентрализации органов власти.

Очень красивое здание грузинского театра оперы и балета им. Палиашвили. Театр достаточно известный, с ним связаны имена Палиашвили, который ставил там свои оперы, Шаляпина, Лемешева.

Один замечательный день в Тбилиси

Не меньше часа нашей прогулки по Тбилиси мы потратили на церковь Кашвети, которое также располагается на проспекте Руставели, на противоположной стороне от бывшего здания Парламента. Церковь очень симпатичная и уютная, внутри красивая роспись.

Главная реликвия храма чудотворная икона Георгия Победоносца. Но, похожих церквей в Тбилиси много, а запомнилась она нам благодаря очень красивому саду, что рядом с ней.

Один замечательный день в Тбилиси

Очень живописное место для отдыха, там, на лавочке, в окружении симпатичных скульптур и деревьев, и провели мы этот час. А потом продолжили прогулку по городу.

Скульптур в городе много. Вот такие, оригинальные, встретились на центральном проспекте.

Один замечательный день в Тбилиси

Неожиданно увидели очень манящее название «House of Khinkali».

Этот ресторанчик расположен недалеко от гостиницы Radisson Blu Iveria, в самом центре Тбилиси. Перекусить было самое время, да не просто перекусить, а отведать один из символов грузинской кухни. Интерьер «Дома Хинкали» был достаточно прост, залы разбиты на зоны высокими диванчиками, и это создавало ощущение приватности. Цены очень демократичные, а вкус еды изумительный. Хотел сфотографировать принесенные хинкали на память, приготовил аппарат. Но, увидев вожделенную еду, забыл о своих планах, увлекся, извините. Поверьте на слово, было очень вкусно.

А ближе к вечеру был еще ужин, который мы посвятили еще одному знаменитому блюду кавказкой кухни -хачапури по аджарски. Хачапурная располагалась в подвальном помещении здания на проспекте Руставели. Оформлено заведение было очень просто, но место, судя по большому количеству среди посетителей местного населения, очень популярное. Ассортимент не широк -хачапури по аджарски и напитки. Хачапури предлагают нескольких размеров.

Один замечательный день в Тбилиси

На одного берите только маленький размер, потому что все равно это будет много. Это вкусное и сытное блюдо.

Бродить пешком по городу, конечно, очень приятно, тем более по такому красивому как Тбилиси. Но силы не бесконечны. Желание больше увидеть и возможности это осуществить, к сожалению, часто не совпадают. Но оказывается, что в Тбилиси есть лучший друг самостоятельного и любопытного туриста — экскурсионный городской автобус.

Один замечательный день в Тбилиси

От площади Свободы начинается маршрут, продолжительность около часа. Стоимость не помню, но она была в пределах разумного. В стоимость входили услуги гида, и в отличие от парижского или барселонского варианта (что было свежо в моей памяти), не аудио-гида, а вполне реального, живого и осязаемого. В автобусе, кроме нас, русскоязычной группы из 6-ти человек, были две англоязычных девушки, азиатской внешности. У них был свой англоязычный гид, а у нас свой, соответственно, русскоязычный, в виде приятной молодой девушки. Маршрут автобуса был разбит на этапы, с остановками в интересных местах города. Стоянка была минут 5–10, можно было выйти, посмотреть, сфотографировать.

Вот отдельные моменты этого городского мини-тура.

Гигантская металлическая скульптура велосипеда установлена на площади, которая сейчас называется площадь Революции роз. Когда-то на этом месте, стоял памятник царю Давиду Агмашенебели (Строителю), сейчас он перенесен на окраину города.

Один замечательный день в Тбилиси

Идея памятника принадлежала, как нетрудно догадаться, Михаилу Саакашвили, пропагандировавшему, таким образом, здоровый образ жизни. Идея не плохая, но реализация мне кажется спорная. Но это дело тбилисцев.

Следующая остановка, сувенирное место под названием «сухой мост». Мост называют сухим, потому как он идёт через автостраду, а не через реку. Говорят, что в Тбилиси, это лучшее место где можно прикупить все что угодно, особенно в стиле ретро, в том числе советского ретро.

Один замечательный день в Тбилиси

А с этого места открываются красивые виды на реку Кура и старинный армянский район в центральной части Тбилиси, который называется Авлабари.

Один замечательный день в Тбилиси

Он растянулся вдоль левого берега Куры и заканчивается скалистым обрывом.

А там высоко на горе виден монумент «Мать Картли» — Мать Грузия.

Один замечательный день в Тбилиси

Это скульптура женщины, высотой 20 метров, видна с многих мест в городе. В одной руке она держит вино, в другой меч. Одно для друзей, другое для врагов. Надеюсь, что врагами наши народы не стали, и для нас приготовлено все-таки вино.

На этом же левом берегу Куры, на метехской скале, стоит памятник Вахтангу Горгасали. Именно этого царя, жившего в 5-м веке, считают основателем Тбилиси. Статуя установлена на каменной площадке рядом с древним храмом Метехи.

Один замечательный день в Тбилиси

Немного удалось увидеть и даже побродить по улочкам Старого Тбилиси.

Один замечательный день в Тбилиси

Это старый город, в тех границах, которых занимал Тбилиси еще в 12 веке.

Позже, почитав о городе, я понял. Как много мы не увидели. Но ведь 12 часов это очень мало. Знакомство с городом состоялось, день был насыщенный и интересный. Далеко не все дни бывают такими. В обычной суете проходят дни, недели, а часто и вспомнить нечего. Пусть все дни будут такими, как этот замечательный день в Тбилиси!