Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 18:49

Пловдив, София, Албена, Созополь, Несебр — Болгария Июнь 2014

Меня иногда упрекают в том, что я мало пишу отзывов. Но ведь я пишу редакционные статьи, которые хорошо просматриваются людьми «с улицы» (на них и рассчитаны), но тем, кто в основном открывает фрэнд-ленту, они не попадаются на глаза. Решил адаптировать и дополнить некоторые из таких вещей и разместить в виде отзывов. Начну вот хотя бы с Болгарии. Тут не будет про отдых в Болгарии всё включено, и совсем чуть-чуть про отдых в Болгарии на море, но много — про культурный отдых в стране и экскурсии в Болгарии в частности.

Какие у вас ассоциации с Болгарией? Если вы постарше, то наверняка — отдых во времена СССР под присмотром сотрудника КГБ, «курица — не птица, Болгария — не заграница» и все, что с этими стереотипами связано. В начале прошлого лета я отправился посмотреть — насколько далеко ушла Болгария от Советского Союза и приблизилась в Европейскому, а также чем там можно себя занять, кроме как лежать на берегу родного россиянам Черного моря…

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Начали мы, как и полагается, но как не делает практически ни один российский турист — со столицы, Софии. Если во времена СССР посещение города неизменно входило в туристические маршруты, то сейчас, во времена чартеров в Варну и Бургас, столичный город навещают лишь те туристы, которые приобрели экскурсию. Хороший вариант — напрямую прилететь в столицу Болгарии, тем более что на сайте Аviasales.ru как правило есть недорогие перелёты в Софию. Там очень даже есть что посмотреть, и оторваться от лежака ради болгарской столицы просто необходимо. Я больше скажу — нечего вообще на этом лежаке делать. Не потому что пляжи в Болгарии плохие — нет, это не так. А потому что тут столько всего интересного, что лежать тюленем совсем не остается времени. Конечно, если вы любознательный турист, а тут у нас вроде как все такие. Достопримечательности Софии поражают не только количеством, но и возрастом, но обо всем по порядку.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Итак, София — сплав разных империй и культур, перекресток путей и времен. Недаром, если посмотреть на карту, болгарская столица находится аккурат по центру Балкан. Так что город в разное время становился значимой частью истории разных стран. В том числе и нашей — именно в Софии чувствуется наследие Российской Империи в полной мере. Невозможно не заметить памятник Александру II, царю-освободителю не только крестьян от крепостного права, но и болгар от турков. Это историческое событие очень ценится болгарским народом, так что неудивительно, что неподалеку от памятника расположен величественный собор Александра Невского.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Храм был возведён в 1882 — 1912 годах русскими архитекторами Померанцевым и Богомоловым в честь более чем 100 тысяч русских солдат, отдавших жизнь в войне 1878 года за освобождение Болгарии от турецкого господства. Помимо всего прочего, храм примечателен хранящимися частицами мощей святого Александра Невского, а также огромным музеем икон в подвале — там хранятся лучшие образцы иконописи со всей Болгарии, причем оригиналы, взамен которых в других храмах выставлены копии.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Рядом с собором расположена церковь имени покровительницы города — святой Софии — с богатейшей историей. Неудивительно, ведь здесь уже 1700 лет проводятся богослужения! Этот ранневизантийский храм был построен в VI веке на фундаменте двух более ранних церквей IV века. Во время османского ига некоторое время использовался как мечеть, однако в 1911 году землетрясением пристроенные минареты были разрушены, и церковь вновь начала функционировать как православный храм.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Чуть поодаль снова выходим на отечественный след — Русская посольская церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Была построена для нужд российского посольства, которое располагалось на этой же улице. В храме погребён знаменитый церковный деятель — архиепископ Серафим. Туда приходят оставить записку с пожеланием и помолиться о его выполнении, и по словам болгар, адекватное нематериальное желание обязательно исполняется.

Неподалеку от церкви, которая к сожалению была в лесах, наткнулся на пример межнационального диалога о зависимости от природных ресурсов.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

И немного картинок из города.

Смена караула:

Внезапно во дворе дома:

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Столичность Софии совсем не чувствуется, и это скорее хорошо. Ничего не давит, а главное — удивительно легко для довольно большого города дышится — вокруг расположились горы Витоша, которые являются зелеными легкими и делают воздух удивительно чистым. А также, видимо, его делают чистым электромобили, зарядки для которых были замечены на нескольких парковках. Так что при всей провинциальности, София — это уже Европа.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Кстати, в этих горах, благодаря которым так легко дышится в Софии, находится еще один удивительный храм — Боянская церковь. XI век постройки, нахождение в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, вход группами по 5 человек — все это уже должно как минимум подогревать интерес. Мой был разогрет что надо, и я увидел внутри неплохо сохранившуюся оригинальную роспись XI века, именно из-за нее она так почитается. Фотографировать внутри, к сожалению, нельзя.

При входе пригнитесь!

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

В Софии я провел полный день и всего одну ночь перед ним, но ночевал не абы где, а в Kempinski (ныне называется Marinela) — единственном небоскрёбе этой милой и домашней столицы. С него открываются отличные виды на окружающие горы, да и на сам город.

Жаль только не удалось побродить по городу вечером, чуть больше прочувствовать его атмосферу, покататься на достаточно большой для такой площади сети метрополитена, где проезд стоит всего 1 лев, встретить закат, попивая ракию и закусывая шопским салатом… Хотя это мы сделали, правда не на закате, зато в компании с заместителем министра экономики и энергетики!

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Ну ничего, будет и закат — теперь у меня в Софии есть друзья — Мира, Эмил и Десислава — которые уже несколько раз позвали в гости, и даже в доказательство своих серьезных намерений сами приехали в Екатеринбург, так что я определенно включу Софию в маршрут авто-путешествия по Балканам, есть такой на примете.

На метро не покатался, но вход и выход оценил. Что тут можно сказать? Метро должно быть прежде всего функционально, а уж потом красиво, посмотрите вот хотя бы на Нью-Йорк…

Уличные музыканты:

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Если город заинтересовал, то много его фоток можно посмотреть вот тут.

Однако не Софией единой интересна Болгария. За старинной аутентикой мы направимся в Пловдив, город, который по некоторым оценкам старше Рима, Афин, Карфагена и Константинополя. Неудивительно, что в городе осталось римское наследие, например действующий (!) амфитеатр на 3000 мест. Через город проходила важная стратегическая дорога, связывающая Балканы с внешним миром, а еще город четыре раза грабили армии крестоносцев. Так что, как видите, еще с древних времен там есть чем поживиться, найдется много интересного и для путешественников. Чего стоит хотя бы тот факт, что более 200 (двухсот!) зданий объявлены памятниками истории и взяты под охрану.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

В центре города хорошо просто пройтись по брусчатке среди старинных классических болгарских домиков (не забудьте удобную обувь, тысячу лет назад никто не предполагал, что вы будете носить эти странные каблуки!), зайти в дом Балабанова (интересный этнографический памятник), заглянуть в многочисленные антикварные лавки (ох я там и отвел душу — набил целый рюкзак!), случайно пройти через картинную галерею и поужинать с видом на закатный город, опоясанный остатками фракийской крепости.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Пловдив мне был интересен еще и тем, что про него рассказывала бабушка, и исключительно в превосходных тонах. И бабушка, как это часто бывает, была 1000 раз права — город получает пять из пяти, однозначный must visit. Ну и к тому же тут мне удалось погулять и поймать настроение.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Ночевать лично я бы предпочел в старинном домашнем отеле на несколько номеров, но если вы любитель больших сетевых отелей, то могу порекомендовать Novotel Plovdiv (теперь Grand Hotel Plovdiv) — удобный, с хорошими номерами, не в центре, но неподалеку, на берегу реки Марица, нужно лишь пройти через мост с магазинчиками. Он так и называется — торговый центр и пешеходный мост «Марица».

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Если вам по вкусу старинные города, то нельзя обойти вниманием Несебр и Созополь. Они во многом похожи — исторические части обоих городов находятся н полуостровах, отделенных от большой земли узкими перешейками. Именно благодаря этому сохранился первоначальный вид городов — ведь строить большие отели и торговые центры попросту негде. Оба города были основаны греками, Несебр — дорийцами, Созополь — ионийцами. Из-за такой схожести, а может еще и из-за разности племен, эти два города ведут давнее соперничество. И даже в наши дни брак между жителями с разных сторон не приветствуется. Несебр знаменит обилием церквей от V до XIII веков постройки, так что неудивительно, что вся центральная часть является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Много фоток Несебра есть вот тут, но если лениво кликать — листайте ниже.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Созополь в религиозном плане тоже не отстает: на острове недалеко от города в 2010 году археологами была обнаружена сенсационная находка — реликварий с мощами Святого Иоанна Крестителя, внутри мраморного саркофага оказались части руки, кости черепа и зуб. Они хранятся в недавно отреставрированном главном храме города. Также в городе много художественных галерей и антикварных лавок. К сожалению фотографировал Созополь под дождем, и он получился несколько мрачноватым, мокрые фотографии можно найти в этом альбоме.

Когда кажется, что есть и пляжи, и богатое историко-культурное наследие, с удивлением понимаешь, что это еще не все. Болгария продолжает удивлять. Например, люкс-сегментом, ярким атрибутом которого является гольф. Впрочем, вполне логично — при таком климате есть возможность играть в гольф до 9 месяцев в году. И если 10–12 лет назад в стране не было ни одного поля для гольфа, то сейчас их 8, оборудованных всем необходимым. Особенно хочется отметить поля, спроектированные известными звездами этого вида спорта: достаточно дорогой и пафосный Thracian Cliffs Golf, и менее роскошный, но замечательный по соотношению цена/качество Black Sea Rama Golf, причем в этом комплексе можно даже приобрести недвижимость — вилла с бассейном и видом на море обойдется дешевле, чем среднестатистическая квартира на окраине Москвы.

Вообще, весьма интересные вещи могут встретиться практически где угодно — Болгария лежит на пути с Востока на Запад, и неудивительно, что здесь на каждом шагу оставили след различные цивилизации.

Так, например, периодически по пути мы «натыкались» на уникальные гробницы фракийских царей разных лет.

А вот парк королевы Марии под Балчиком. В свое время румынская королева Мария (между мировыми войнами эта часть принадлежала северному соседу Болгарии) тут поселилась и отгрохала парк с массой зеленых насаждений (в настоящее время балчикский Ботанический сад располагает более чем тремя тысячами экземпляров экзотической флоры). Кстати это не просто какая-то там королева — это внучка английской королевы Виктории, вышедшая замуж за наследника румынского престола. Тут я писал подробнее про парк.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Кстати в парке есть винарня, где можно всласть надегустироваться, после чего приобрести какое-нибудь винтажное вино.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Мыс Калиакра для туристов интересен тем, что является природным и археологическим заповедником, входит в сотню крупнейших туристических достопримечательностей Болгарии. С греческого переводится как «доборый мыс» (не путать с Дагомысом).

Еще в IV веке до нашей эры некто тиризы основали здесь поселение (а что, место стратегически неплохое высота отвесных скал доходит до 70 метров), затем это были владения Одрисского царства, потом македонцев (преемник Александра спрятал здесь свои богатства, но я их не нашел), потом тут была столица Добруджанского княжества. Ну, а потом были османы и дальше вы все знаете.

Для российских туристов место примечательно вдвойне — здесь состоялось последнее морское сражение русско-турецкой войны 1787–1791 годов между флотами России и Османской империи, которое так и называется — сражение при Калиакрии. В результате чего флотилия Федора Ушакова наваляла османо-алжирскому флоту.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Монастырь Аладжа в скалах — интересен хотя бы тем, что не был обнаружен ни в одном письменном источнике. Шутка, ну, то есть это правда, но интересен он тем, что это православный скальный монастырь XII века, а христианские отшельники и вовсе прятались здесь от внешнего мира с IV века.

Вот монастырь помладше и действующий — с чудодейственным источником, куда приезжают со всех концов страны набрать воды. Как водится, избавляет от недугов.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Монастырь даром что мужской — дамам можно!

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Еще — храм-памятник Рождества Христова на горе Шипка — первый памятник болгаро-русской дружбе на территории Болгарии. Ехать проще после посещения Пловдива.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Любителям шоппинга обязательно стоит заехать в мастерскую по производству традиционной керамики. И хоть у меня дома от бабушек-дедушек этого добра было много, я все равно прикупил несколько интересных вещиц.

А если вы поклонник цветов — не пропустите фестиваль сбора роз в конце мая-начале июня. Мы вот пропустили и застали только самую концовку, когда поля были убраны. Но даже если вы посещаете Болгарию в другое время — роз этиз будет предостаточно в виде косметики, масел и прочего. Дело в том, что эти маслянистые розы боагодаря особому климату произрастают только здесь, точнее только выращенные в этом месте они имеют уникальные косметологические и даже лечебные свойства.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Мы колесили по Болгарии в течение всего одной недели и, само собой, увидели лишь малую часть всех богатств страны. И обнаружили существенный минус — при таком раскладе времени на пляжный отдых категорически не остается… Придется приехать еще раз! Хотя лично для меня теперь Болгария перестала ассоциироваться с морем. Да, для семей с детьми полого, песчано, идеально. Да, отголоски СССР чувствуются местами, но и длинная рука европейской цивилизации тоже не покоится на месте. Для меня отныне Болгария — это интересная европейская страна с богатой историей и огромными запасами культурных памятников, а пляжи — так, для ассортимента.

Собственно из пляжного удалось посмотреть только Албену и Варну. Албена — полностью туристический город, закрытая территория, внутри — только отдыхающие и персонал. Так что если вас интересует безопасность, недорогие отели на первой береговой линии без необходимости переходить дорогу, пологие песчаные пляжи и анимация, а также не сильно шумная и не сильно талантливая живая музыка в прибрежных кафе — это место вам 100% понравится, я гарантирую. Мы остановились на одну ночь в отеле Elitsa — первая линия, свой огромный пляж, аккуратные ряды лежаков, все отлично! Судя по пляжу, отдых в Болгарии на море заслуживает всяческих похвал, просто у меня не было времени на это, нужно будет как-нибудь исправить!

Варна — совсем о другом, это город с историей, один из крупнейших в Болгарии, с архитектурой, парками, множеством интересных мест вне пляжа. Но и пляж в Варне более чем шикарен — широкий, с качелями, горками, аттракционами и удобным заходом в воду. Но мне показалось что удобен он больше для взрослых, потому что довольно крут, да и наличие загорающих топлесс болгарок намекает на то, что пляж не совсем семейный, а весьма городской. Но, повторюсь, качественный городской пляж, Варна этим приятно удивила. Ну а в самом городе я наснимал кучу фотографий, расскажу о Варне в формате фотоальбома чуть позже.

И еще. В Болгарии установлено свыше 400 (!) памятников русским солдатам, да и вообще русским, вы только вдумайтесь в эту цифру! Многие города, улицы и села названы в честь русских полководцев и общественных деятелей, погибших в Русско-турецкую войну 1877–1878, когда Болгария снова приобрела свободу после пятивекового османского владычества. Болгары на самом деле это ценят и помнят, так что сегодня, пожалуй, это единственная в мире страна, где к нам относятся хорошо не из меркантильных соображений.

Когда курица — птица: отдых в Болгарии

Резюме — приятная страна, где все очень мило и по-домашнему, а отголосок СССР имеется ровно в той степени, в какой это необходимо, если можно так выразиться, и нет никаких обид из-за того, что проклятый Союз отбросил нас в развитии на 50 лет назад. Единственное "но" — мне искренне непонятно, зачем ехать сюда только ради пляжей, пусть даже и неплохих, когда вокруг на самом деле много всяких интересных красот. Впрочем, это же относится и к Турции, богатство которой за стенами олинклюзива еще сложнее разглядеть.

Напоследок небольшой совет. Отправляясь в путешествие по Болгарии, да и по любой другой стране, не забывайте оформить страховку. Штука недорогая (обычно 1–2 евро в день, в зависимости от программы), но экономит денег в случае чего очень много. По опыту — на Самуи грипп обошелся бы нам в 16 тысяч рублей. В последнее время я на всю семью беру страховку на сайте Cherehapa. Несмотря на забавное название, очень классный сервис, который наглядно в таблице позволяет сравнить страховые продукты кучи компаний, вы выбираете нужный вам и покупаете здесь же, на сайте. На почту приходит вполне легитимный полис, все данные хранятся в базе, то есть ещё и потерять ничего не получится. В общем, доволен как слон, планирую пользовать и дальше. Но всё равно берегите себя и не болейте, пусть лучше страховка не пригождается!