Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была вчера 10:37

Святой Стефан — Черногория Сентябрь 2014

Случайно ли этот заголовок позаимствован у фильма режиссера Гая Ричи? Отнюдь. Ведь название нашумевшего в 1998 г. фильма содержит в своей основе английскую идиому «lock, stock and barrel», соответствующее русскому «все и сразу». Да! Черногория была нужна нам вся без остатка: от богемного отдыха с шампанским по утрам на самом роскошном курорте Свети-Стефан до гиперактивной треккинговой программы в горах с восхождением на самую высокую вершину Черногории и сплаве по реке, протекающей в самом глубоком каньоне Европы.

Часть 1_Деньги.

Где провести в Черногории всего три дня на побережье с любимым? Ну, конечно же, в Свети-Стефан. И неважно, что эти три дня буквально проглотили половину нашего бюджета, рассчитанного на десятидневную поездку. Полученные впечатления окупились сполна!

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»

Расстояние от аэропорта Тиват до курортного поселка Свети-Стефан приблизительно 35 км. Рейсовые городские автобусные маршруты напрямую в Свети-Стефан не ходят, а таксисты заламывают непомерно высокую цену: 45 евро. После продолжительного торга один из них согласился-таки на 35 евро и вот мы уже мчимся к своей заветной цели.

На самом острове побывать нельзя: закрытая территория даже для посещения организованных групп. Бывшая рыбацкая крепость перестроена в фешенебельный отель, в котором останавливаются звезды первой величины. Но поселиться на побережье «с видом» вполне возможно. Адекватные сентябрьские цены на Booking.com позволили выбрать в качестве проживания номер в небольшой и уютной вилле Apartments Dijana (3 ночи — 184 у.е.). Трехэтажная вилла находилась чуть в стороне от основного скопления зданий, утопала в зелени, а наш номер на 1 этаже выходил на террасу с бассейном, баром, столиками для отдыха, видом морского простора и рыжие черепичные крыши Свети-Стефана. Каждое утро солнце заливало ярким светом крыши домов, и я выходила любоваться, как по морю плавно скользят белые парусники и юркие катера.

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»

А с наступлением темноты почти в каждом домике напротив светилось окошко и каменный остров превращался в сказочную крепость, от которой просто невозможно было отвести взгляд. По бухте рассыпались тысячи огней будванской ривьеры, над головой зажигались звезды и в окутывающей ночной тишине были слышны только отдаленные звуки прибоя и лопающихся пузырьков шампанского в бокале. Сплошное ликование!

Несмотря на наличие миникухни в номере готовить в этой волшебной атмосфере совсем не хотелось. Тем более расслабляло наличие поблизости, как минимум, трех прекраснейших ресторанов: Drago, Famelja Kentera и собственно ресторанчик домашней балканской кухни. Все они располагаются на единственной центральной улочке поселка, зигзагом поднимающейся к Ядранскому тракту.

Для завтраков мы облюбовали ближайший к нам Drago с террасой, плотно увитой виноградной лозой со спелыми гроздьями винограда, и оплетенной мощными ветвями лайма.

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»

Каждое утро нас встречали сдержанные и учтивые официанты в накрахмаленных рубашках с бейджами, таившими на оборотной стороне пароль от Wi-Fi. Заказав сытные английские завтраки за 5,5 евро/чел. (яичница, сосиски, ветчина, картофель-фри, нарезанные овощи, сок, капучино и свежайшие булочки), мы в умиротворенной обстановке наслаждались началом нового дня и любовались одним из лучших видов на Свети-Стефан.

Нельзя не отметить и второй ресторанчик Famelja Kentera с более, чем 16-летней историей. Развалины старого замка, утопающие в дикоратущем плюще. Уютные столики с витыми стульями, прекрасная среднеземноморская кухня. Отличное место для романтического ужина. Признаться, я такого вкусного ризотто с морепродуктами не ела со времен посещения знаменитого Тrattoria Alla Madonna в Венеции.

Помимо гастрономических наслаждений, еще одним преимуществом Свети-Стефана является великолепно оборудованная зона отдыха для совершения продолжительных вечерних прогулок. Минуя платный пляж Свети-Стефана, в лучах заходящего солнца поднимитесь на мыс и вы попадете в тень старых олив, вонзивших свои мощные корни в скальную породу. Ароматы хвои сосен и шум прибоя дурманят!

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»

Мы на территории великолепного парка «Милочер». Являясь официальным местом отдыха президента Черногории, парк представлен различными видами экзотических растений: ливанский кедр, различные виды кактусов, тропические мимозы. Да и на пляжный отдых здесь ценники, пожалуй, самые высокие в Черногории.

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»
Расценки самого дорогого пляжа Черногории...

Преимущественно все пляжи в этом районе мелкогалечные. Для отдыхающих в курортном поселке Свети-Стефан предоставлен бесплатный городской пляж с противоположной левой стороны от тонкого песчано-гравийного перешейка. Однако в части пляжного отдыха есть свои преимущества и недостатки. Начну с преимуществ: морская вода очень чистая. Заход в море удобный и приятный. Ни намека на ежей. Большое удовольствие доставляет плавать в непосредственной близости от острова, любуясь серыми каменными домиками и поглядывая на рыжую черепицу и приоткрытые ставни. При желании можно взять катамаран (1 час — 10 у.е.) и, отплыв в море, рассмотреть остров со всех сторон, а также сделать серию снимков.

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»

Со стороны моря остров выглядит скалистым и неприступным.

Из моментов, на которые стоит обратить внимание, выбрав отдых в Свети-Стефан:

1.От главной улицы курортного поселка на пляж спускается крутая лестница. Более ста ступенек. Подъем крутоват и не прост.

2. Море у берега может показаться прохладным из-за нескольких горных речушек, впадающих в море на городском пляже.

3. Курортный поселок не очень удобен в плане путешествия общественным транспортом. Остановка рейсовых автобусов только на Ядранском тракте и не слишком пользуется популярностью. Лучше передвигаться на такси, цена которого сильно варьирует и зависит от водителя, по счетчику оплата или по договоренности и пр. До ближайших курортных городов: Будвы или Петроваца таксист может согласиться на 5 евро, а может потребовать по счетчику 16–17 евро.

4. Если вы не остановились в Свете-Стефане, но хотели бы приехать полюбоваться восхитительным видом острова, в солнечную погоду посетить эти места нужно успеть в первой половине дня. Во второй — остров погружается в тень и теряет свою привлекательность.

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»

Считанные три дня респектабельного отдыха подходили к концу. А надо было как следует себя подготовить к треккинговым горным маршрутам. И справится с гиподинамией нам помог путеводитель ORANGевый гид. Девятикилометровая прогулка обещала не только раскрыть захватывающие виды береговой полосы, изрезанной тихими живописными бухтами, но и определить лучшее место для пляжного отдыха на будванской ривьере.

Миновав парк «Милочер», мы попали в следующую укромную бухточку в поселке Пржно. Этот курортный оазис утопает в зарослях олив, граната и инжира. А от ветров и волн бухточку спасают три каменных рифа со сторожевой башней. Песочный пологий вход в море, зазывающие дурманящими запахами рыбные ресторанчики и уединенность этой бухточки с живописными катерочками на воде так и манят выбрать это место для спокойного семейного отдыха. Здесь мило и безопасно. Это идеальное место для отдыха с маленькими детьми. Остановиться можно в отеле «Маэстрал» (hotel Maestral) или арендовав комнату в небольших домиках, органично вписывающихся в ландшафт местности.

Через протяженный городской песочный пляж «Каменово» и пешеходный тоннель, прорубленный в скале, мы вышли в курортное местечко Рафаиловичи. Каменные отроги слоистых скал заставили остановиться и оценить по достоинству пляжный отдых в этой местности. Теплая, как парное молоко, морская вода, ласковый прибой, живописные скалы и божественное красное вино Vranac! Это ли не счастье?!

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»
Скалы в полюбившемся мне местечке Рафаиловичи.

Мы на полпути к Будве. Но с уверенностью могу сказать, что лучшие пляжи будванской ривьеры позади. По мере приближения к популярному курорту та исключительность и индивидуальность отдыха угасала и теряла свои краски. Поселок Бечичи с 2 км полосой песочно-галечных пляжей представлял собой стандартный пляжный курорт, усыпанный лежаками, пакетами, полотенцами, стаканчиками от колы, и прочим бытовым мусором. Поднявшийся ветер трепал бахрому забавных зонтиков, добавляя сумбурности сюжету.

В Будву я вошла буквально с закрытыми глазами. А собственно их и не надо было открывать. Вместо тонкого аромата морского бриза, пропитанного фитонцидами хвои, обонятельные рецепторы атаковали резкие запахи жарящегося и шкварчащего мяса, фастфуда и прочей еды. Мы попали в коридор жаровен и уличных харчевен, готовых за небольшие деньги забить до отказа утробу разморенного солнцем отпускника. Сувенирные палатки обступили со всех сторон. Из-за плотного потока отдыхающих невозможно было оглядеться на местности. Толпа вынесла нас к Старому городу. Пожалуй, единственное, что доставило мне удовольствие в Будве — это прогулка по узким извилистым улочкам Старого города и посещение цитадели с обзорной площадкой. Именно здесь, на самом верху, вдохнув глоток свежего воздуха и любуясь на огни ночного города, захотелось поставить точку, сесть в такси, и, минуя забитые до отказа ресторанчики на набережной, возвратиться на свою тихую террасу, укрыться от суеты-сует и наблюдать, как в окошках чудо-острова напротив загораются огоньки.

Crna Gora. «Карты, деньги, два ствола»

Но! Оставался еще один невыполненный пункт нашей программы. В хитросплетении улиц Будвы мы отыскали автовокзал. Приобрели на утренний рейс билеты по 14,5 евро на человека до Жабляка — горного туристического городка в национальном парке Дурмитор. И узнав, что через 15 минут отправляется автобус до Свети-Стефана всего за 1,5 евро с человека возвратились домой. Несомненно, мы делаем очень правильно, что завтра отправляемся в горы…